СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики

«Шарканская школа - интернат»


ПРИНЯТО

Протокол заседания

Педагогического совета

от 30.08. 2023 г. № 1



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Горбушина Л.В.

от « 30 » августа 2023 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Караваев А.Г.

Приказ № 171

от «31» августа 2023 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Математика

Учебный год

2023 - 2024

Класс

1

Количество часов в год

99

Количество часов в неделю

3



Составитель программы:

Дерягина Надежда Владимировна

учитель начальных классов,

I квалификационная категория



с.Шаркан, 2023




1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе материалов ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом ГКОУ УР «Шарканская школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

1.Учебник «Математика» Т.В. Алышева 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2023г.

1.Учебник «Математика» Т.В. Алышева 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2023г.

Цель: подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

  • формировать математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развивать способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

  • развивать познавательную деятельность и личностные качества обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

  • формировать положительные качества личности: аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • обогащение словаря;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже

  • элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • развитие познавательной деятельности;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2. Общая характеристика учебного предмета

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить обучающихся к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом.

В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Важный прием - материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются методы: беседа, экскурсии, демонстрация, наблюдение, самостоятельные работы.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики в младших классах обучающиеся повторяют собственную речь, которая является образцом для обучающихся.

При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Образовательная область: «Математика».

Предмет: «Математика». Согласно учебного плана рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год.

4.Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Личностные:

У обучающегося будет сформировано:

  • знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации образовательной деятельности;

  • позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);

  • знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;

  • доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

  • умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;

  • начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;

  • понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений;

  • умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);

  • умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);

  • умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;

  • умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;

  • умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;

  • начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно);

  • начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;

  • начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда;

  • отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.

Предметные результаты:

  • элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления;

  • начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;

  • способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;

  • оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи;

  • элементарные умения пользования компьютером.

ФАООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

Уровни овладения предметными результатами

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • знать числовой ряд 1-10 в прямом и обратном порядке;

  • усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания;

  • знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы;

  • считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 1, 2, в пределах 10;

  • откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10;

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10;

  • различать числа, полученные при счете и измерении;

  • решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые

  • арифметические задачи с помощью учителя;

  • различать прямые линии, кривые линии, отрезок;

  • чертить прямоугольник (квадрат), треугольник по точкам (с помощью учителя).

  • знать числовой ряд 1-10 в прямом порядке;

  • понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания;

  • откладывать, используя счетный материал, любые числа

  • в пределах 10 с помощью учителя;

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10;

  • различать числа, полученные при счете и измерении;

  • записывать числа, полученные при измерении;

  • решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи при помощи учителя;

  • чертить отрезок с помощью учителя.

5. Содержание учебного предмета

Пропедевтика

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.

Нумерация

Нумерация чисел в пределах 10

Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.

Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.

Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.

Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.

Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.

Нумерация чисел в пределах 20

Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20 путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные, двузначные числа.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.

Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.

Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.

Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.

Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.

Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

Арифметические действия

Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.

Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).

Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух десятков (10 + 10 = 20).

Арифметические задачи

Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.

Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Геометрический материал

Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.

Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.

Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.

Овал: распознавание, называние.

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).

6. Тематическое планирование

Раздел и темы учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1. Пропедевтика

Представления о цвете.

Представления о величине.

Представления о массе.

Количественные представления.

Временные представления.

Возраст.

Пространственные представления.

Геометрический материал.

24 ч


Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом;

-выполнение заданий по классификации.

  • поурочный устный контроль - устный опрос, устный счет;

  • поурочный письменный контроль

  • самостоятельная работа,

  • работа по карточкам, выполнение письменного упражнения (задания);


Периодический (тематический) контроль -

устный опрос,

контрольная работа.

Промежуточный контроль – административный контроль: контрольная работа.


Раздел 2. Нумерация

Число и цифра 0.

Образование, чтение, запись числа первого десятка.

Счёт в прямой и обратной последовательности.

Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.

Сравнение чисел.

24 ч


Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом;

-выполнение заданий по классификации.

Раздел 3. Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения меры стоимости.

Единица измерения меры длины.

Единица измерения меры массы.

Единица измерения меры ёмкости.


14 ч


Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-работа с раздаточным материалом;

-выполнение заданий по классификации.

Раздел 4. Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 10. Решение примеров.

Таблица сложения и вычитания.

15 ч


Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом;

-составление и решение примеров.

Раздел 5. Арифметические задачи

Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).


11 ч

Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом;

-составление и решение задач.

Раздел 6. Геометрический материал

Шар, куб, брус.

Точка, прямая и кривые линии.

Отрезок.

Овал.


8 ч


Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом;

-вычерчивание прямой и кривых линий.

Раздел 7. Повторение изученного.


3 ч

Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой.

Итого

99 ч



7. Оценочные материалы

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Оценка предметных результатов

Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

8. Учебно-методическое обеспечение:

  • Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Учебники:

  • Математика. 1класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.

Ч. 1/ Т.В. Алышева. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2022. – 128 с.

Ч. 2/ Т.В. Алышева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 20202– 128 с.

Дидактический материал:

Натуральные предметы различной формы, величины, цвета, счётный материал, таблицы на печатной основе, карты, схемы, чертежи, фотографии, рисунки. Настольные развивающие игры. Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел. Касса цифр с магнитным креплением.

Раздаточный материал:

Измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки, модель часов, абаки, перфокарты. Счетные палочки. Числовые веера. Карточки с заданиями. Касса цифр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!