СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»



Рассмотрено

на заседании МК

Руководитель МК

_________________/_____________

ФИО

Протокол №_____________от

«________» __________2022г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/_________/

ФИО

«______»____________2022г.

Утверждаю

Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1»

______________/_____________

ФИО

Приказ №__________от

«_____»_________2022г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОБЖ

для 8 класса

1час в неделю (всего 34часа)



Составитель:

учитель ОБЖ

I квалификационной категории,

Филиппов Аркадий Валентинович





Селенгинск, 2022 г.

срок действия (1 год)

Пояснительная записка


Настоящая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса МАОУ «Селенгинская СОШ №1» написана на основании следующих нормативных документов:


• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями, внесенными приказом от 29.06.2017 № 613


• Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»


• Санитарные правила СП 2.4.36.48-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28.


• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный №62296 (далее соответственно–Санитарно–эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы)


• Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Министерства просвещения РФ от 20.05.2020.№254)


• ООП ООО МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассчитана на текущий учебный год.


Цели изучения:

формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.



Задачи рабочей программы:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

·о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

·о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

·об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

·о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления.

Рабочая программа содержит планируемые образовательные результаты изучения курса ОБЖ

Предметные УУД:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.


Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).

  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.








Общая характеристика учебного предмета


В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека.  Они  несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей  природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека,  общества и государства.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса ОБЖ в 8 классе состоит из  двух основных разделов: Основные чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность человека; Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.



Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности

Обучающиеся должны научится:


  • определять потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;

  • мерам безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • понимать основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • организовывать защиту населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;

  • правам и обязанностям граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;

  • приёмам и правилам оказания первой медицинской помощи;


Обучающиеся получат возможность научится:


  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС:

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;


использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.




Содержание учебного курса


Раздел 1. Основные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека(30ч)

Тема 1.Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4ч)

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Экологические последствия техногенных аварий. Потенциально опасные объекты экономики. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.

Тема 2.Пожары и взрывы(6ч)

Пожары: основные понятия и определения. Условия возникновения горения. Пожароопасные объекты. Классификация пожаров. Взрывы, их характеристика, взрывоопасные объекты. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.Влияние пожаров на окружающую среду. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Основные поражающие факторы пожаров и взрывов. Вторичные последствия пожаров и взрывов. Соблюдение мер пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Средства пожаротушения и правила пользования ими.

Тема 3.Аварии с выбросом опасных химических веществ(6ч)

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Классификация АХОВ. Причины аварий на химически опасных объектах(ХОО). Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно опасного химического вещества. Меры предосторожности при оказании первой помощи. Первая помощь при химических ожогах, отравлениях АХОВ.

Тема 4.Аварии с выбросом радиоактивных веществ(5ч)

Радиоактивность. Ионизирующее излучение. Радиационно- опасные объекты. Радиационная авария .Аварии на радиационно- опасных объектах и их последствия. Классификация радиационных аварий. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Правила безопасного поведения. Действия населения при радиоактивном загрязнении местности.

Тема 5.Гидродинамические аварии(5ч)

Гидродинамическая авария. Гидродинамические опасные сооружения. Факторы, способствующие возникновению гидродинамических аварий. Поражающие факторы. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила безопасного поведения. Способы оповещения населения.

Тема 6.Нарушение экологического равновесия(4ч)

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека. Загрязнение окружающей природной среды. Загрязнение атмосферы, почвы и природных вод. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.

Раздел 2 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения(4ч)

Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Водитель – главный участник дорожного движения. Правила проезда перекрёстков. Нерегулируемые перекрёстки. Экстремальные ситуации аварийного характера. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний. Безопасность в общественных местах. Правила профилактики и самозащиты. Самооценка поведения. Терроризм. Виды террористических актов. Действия населения при угрозе теракта. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.














Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них кол-во отведённых на практическую часть и контроль

практическая работа

проекты

контрольные работы

1

Основные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.

30

4



1.

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

4




1.

Аварии,

катастрофы, чрезвычайные ситуации

техногенного характера.


1




2.

Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1




3.

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий


1




4.

Контрольная работа по теме «Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера»


1



1

2.

Пожары и взрывы

6

1



5.

Пожары


1




6.

Взрывы


1




7.

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

1




8.

Последствия пожаров и взрывов


1




9.

Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов


1




10.

Контрольная работа по теме «Пожары и взрывы»

1



1

3.

Аварии с выбросом опасных химических веществ

6

1



11.

Опасные химические вещества и объекты



1




12.

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов


1




13.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

1




14.

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО


1




15.

Первая помощь пострадавшим от АХОВ


1




16.

Контрольная работа по теме «Аварии с вы­бросом опасных химических ве­ществ»


1



1

4.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

5

1



17.

Радиоактивность и радиационно опасный объект


1




18.

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты


1




19.

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и

принципы защиты


1




20.

Правила поведения и действия и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности

1




21.

Контрольная работа по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»

1



1

5.

Гидродинамические аварии

5




22.

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения


1




23.

Причины и виды гидродинамических аварий


1




24.

Последствия гидродинамических аварий


1




25.

Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

1




26.

Контрольная работа по теме «Гидродина­мические аварии»


1



1

6.

Нарушение экологического равновесия

4




27.

Экология и экологическая безопас­ность

Биосфера и человек

1




28.

Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод

1




29.

Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характери­стика экологической обстановки в России


1




30.

Обобщение по теме «Нарушение экологического равновесия»


1



1

2.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения

4

1



31.

Правила для велосипедистов



1




32.

Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения


1




33.

Водитель – главный участник дорожного движения


1




34.

Проезд перекрёстка. Экстремальные ситуации аварийного характера


1



1


Итого:

34

4


7





























Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 8 класс


Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует   основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности и дают возможность раскрывать содержания основных направлений и разделов курса «ОБЖ» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательной организации, интересов и потребностей обучающихся.

Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, источники информации и средства обучения, содержание курса, календарно-тематическое планирование.

Программа выполняет две основные функции.

1.Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствам и данного учебного предмета.

2.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.


Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы  здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.


Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс, Фролов М.П, Юрьева М.В. , Шолох В.П. АСТ Астрель Москва 2019 г.

Программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.

Срок реализации программы 1 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!