1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. Творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
10) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;
11) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой
деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
12) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования
языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных,
альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную
позицию; видение традиций и новаторства в произведениях; восприятие художественной действительности как выражение мыслей
автора о мире и человеке.
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Речеведение
Ученик научится:
- проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, функционально-смысловому типу речи,
средств выразительности и др.;
- применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учетом ситуации и сферы общения.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.
Виды речевой деятельности
Чтение
Ученик научится:
- адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка;
- владеть навыками различных видов чтения;
- владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
- владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.
Ученик получит возможность научиться:
- на основании жизненного и читательского опыта извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на ее решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Письмо
Ученик научится:
- создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной стилевой разновидности языка;
- совершенствовать и редактировать тексты;
- соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- аргументировать собственную позицию, доказывать ее, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
- писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;
- понимать основные причины коммуникативных неудач в письменном общении и уметь их объяснять.
Слушание
Ученик научится:
- адекватно понимать и интерпретировать текст различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка;
- владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать скрытую информацию публицистического характера (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать ее в устной форме.
Говорение
Ученик научится:
- создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи и определенной функциональной разновидности языка;
- создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной, научной и художественной литературы);
- соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Фонетика, графика, орфография
Ученик научится:
- проводить фонетический, орфоэпический, звукобуквенный анализ слова;
- применять знания по фонетике и орфоэпии при выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Ученик получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать ее в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
- выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слов;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной и публицистической речи;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
- проводить лексический анализ слов;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- применять знания по лексике и фразеологии в практике правописания, в различных видах анализа, в том числе опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и
оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей различного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства и средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической, в художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- использовать в речи грамматическую синонимию;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
- опознавать орфограммы и пунктограммы;
- проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических символов);
- соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объеме содержания курса).
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
2. Содержание учебного предмета, курса
Введение. Функции русского языка в современном мире (1 час)
Повторение изученного в 5-7 классах (8 часов)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы
н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (6 часов)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как
единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (4 часа)
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.
Описание памятника культуры (сочинение- описание по картине)
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения (7 часов)
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире
между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (11 часов)
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет.
Односоставные предложения (11 часов)
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения. Инструкция.
Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.
Рассуждение на основе литературного произведения.
Простое осложненное предложение.
Понятие об осложненном предложении.
Предложения с однородными членами (11 часов)
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.
Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Сравнительная характеристика двух лиц; особенности строения данного текста.
Обособленные члены предложения (14 часов).
Понятие об обособлении. Обособленные определения, обособленные приложения и обособленные обстоятельства. Выделительные
знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих
членах предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами предложения.
Рассуждение на дискуссионную тему.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21 час)
Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Вводные и вставные конструкции. Междометия в предложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения
со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Прямая и косвенная речь (10 часов)
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Диалог. Рассказ. Цитата.
Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 часов)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела/ количество часов | № урока | Тема урока/ количество часов |
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ/ 1ч | 1 | Вводный инструктаж по ТБ и ПБ. Русский язык в современном мире/ 1 час |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ/8ч | 2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения / 1 час |
3 | Знаки препинания в сложном предложении / 1 час |
4 | Знаки препинания в сложном предложении / 1 час |
5 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий / 1 час |
6 | Р. Изложение от 3- го лица / 1 час |
7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи / 1 час |
8 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием / 1 час |
9 | Анализ диктанта «Повторение изученного в 5-7 классах» и работа над ошибками / 1 час |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ /6ч | 10 | Основные единицы синтаксиса. Р. Текст как единица синтаксиса / 1 час |
11 | Предложение как единица синтаксиса Р. Сжатое изложение / 1 час |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний / 1 час |
13 | Синтаксические связи слов в словосочетании / 1 час |
14 | Синтаксический разбор словосочетания / 1 час |
15 | Зачёт по теме «Словосочетание» / 1 час |
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ/4ч | 16 | Грамматическая (предикативная) основа предложения / 1 час |
17 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение / 1 час |
18 | Р. Описание памятника культуры (сочинение- описание по картине) / 1 час |
19 | Р. Описание памятника культуры (сочинение- описание по картине) / 1 час |
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ /18ч | 20 | Главные члены предложения Подлежащее / 1 час |
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое / 1 час |
22 | Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое / 1 час |
23 | Составное именное сказуемое / 1 час |
24 | Тире между подлежащим и сказуемым / 1 час |
25 | Контрольный диктант «Главные члены предложения» с грамматическим заданием / 1 час |
26 | Анализ диктанта «Главные члены предложения» и работа над ошибками / 1 час |
27 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение / 1 час |
28 | Определение / 1 час |
| Приложение. Знаки препинания при нём / 1 час |
29 | Обстоятельство / 1 час |
30 | Обстоятельство / 1 час |
31 | Синтаксический разбор двусоставного предложения / 1 часа |
32 | Р. Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет / 1 час |
33 | Р. Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет / 1 час |
34 | Повторение по теме «Двусоставные предложения» / 1 час |
35 | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием / 1 час |
36 | Анализ диктанта «Двусоставные предложения» и работа над ошибками / 1 час |
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ /11ч | 37 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения / 1 час |
38 | Определённо-личные предложения / 1 час |
39 | Неопределённо-личные предложения / 1 час |
40 | Р. Инструкция / 1 час |
41 | Безличные предложения / 1 час |
42 | Р. Рассуждение / 1 час |
43 | Неполные предложения / 1 час |
44 | Синтаксический разбор односоставного предложения / 1 час |
45 | Повторение по теме «Односоставные предложения» / 1 час |
46 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием / 1 час |
47 | Анализ диктанта «Односоставные предложения» и работа над ошибками / 1 час |
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ/25ч | 48 | Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения / 1 час |
49 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них / 1 час |
50 | Однородные и неоднородные определения / 1 час |
51 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них / 1 час |
52 | Р. Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения / 1 час |
53 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них / 1 час |
54 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них / 1 час |
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами / 1 час |
56 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» / 1 час |
57 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами» / 1 час |
58 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками / 1 час |
59 | Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них / 1 час |
60 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений / 1 час |
61 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений / 1 час |
62 | Р. Рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302) / 1 час |
63 | Р. Рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302) / 1 час |
64 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них / 1 час |
65 | Обособленные обстоятельства / 1 час |
66 | Выделенные знаки препинания при них / 1 час |
67 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения / 1 час |
68 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения / 1 час |
69 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами / 1 час |
70 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» / 1 час |
71 | Контрольная работа «Обособленные члены предложения» / 1 час |
72 | Анализ контрольной работы Обособленные члены предложения». Работа над ошибками / 1 час |
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ /21ч | 73 | Обращение / 1 час |
74 | Обращение / 1 час |
75 | Назначение обращения / 1 час |
76 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению / 1 час |
77 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению / 1 час |
78 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях / 1 час |
79 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях / 1 час |
80 | Междометия в предложении / 1 час |
81 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения / 1 час |
82 | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»/ 1 час |
83 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» / 1 час |
84 | Анализ контрольной работы. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении». Работа над ошибками / 1 час |
85 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть / 1 час |
86 | Прямая и косвенная речь / 1 час |
87 | Прямая речь / 1 час |
88 | Диалог / 1 час |
89 | Р. Рассказ / 1 час |
90 | Цитата / 1 час |
91 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью / 1 час |
92 | Повторение по теме «Чужая речь» / 1 час |
93 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Чужая речь» / 1 час |
94 | Анализ диктанта «Чужая речь». Работа над ошибками / 1 час |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ/ 8ч | 95 | Синтаксис и морфология / 1 час |
96 | Синтаксис и пунктуация / 1 час |
97 | Синтаксис и пунктуация / 1 час |
98 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса / 1 час |
99 | Синтаксис и культура речи / 1 час |
100 | Синтаксис и орфография / 1 час |
101 | Итоговая работа по развитию речи / 1 час |
102 | Итоговая работа по развитию речи / 1 час |