Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52 города Тюмени»
(МАОУ СОШ №52 города Тюмени)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Начальных классов МАОУ ООШ №52 ______________ О.И. Кадырова Протокол № 5 От 31.05.2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора УВР МАОУ ООШ №52 ______________________ С.Ч. Мустакимова 26.08.2021 г | «Утверждено» Директор МАОУ ООШ №52 города Тюмени _________________ А.З. Манкаева 26.08.2021 г |
Рабочая программа по природоведению
для ученицы 5 класса (8 вид, домашнее обучение)
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:Учитель начальных классов
высшей категории
Ниязова Асия Сафиулловна
2021 г. Тюмень
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)» для 5 класса составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в действующей редакции.
2.Приказа Министерства образования и науки РФ:
- от 18.12.2019 № 695«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);
- от 30 августа 2014 г. №2562 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
- от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №52 города Тюмени, утвержденный 17.04.2015 г. (с изменениями в редакции от 02.09. 2016 г. №94)
3. Учебного плана МАОУ СОШ №52 г. Тюмени на 2021-2022 учебный год.
4. Программы В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011)
Цели образовательно-коррекционной работы
Основной целью курса природоведения является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Общая характеристика учебного предмета
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения
. Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
Окружающий нас мир. .Изменения в жизни природы. Наша Родина – Россия.
Увлекательные путешествия в мир природы. Рядом с нами. Коротко о главном
Место курса в учебном плане
Предмет «Природоведение» (домашнее обучение) изучается в 5 классе в объеме 34 ч. 1 час в неделю. Программа ориентирована на учебник : Природоведение: 5 класс: для общеобразовательных организации, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель И.В.Романова, Р.А.Петросова Москва. : «Просвещение», 2020.
Основное содержание учебного предмета
Окружающий нас мир
Человек и природа
Изменения в жизни природы
Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Смена времён года. Осень. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов
Наша Родина - Россия
Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки
Увлекательные путешествия в мир природы
Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса.
Луг. Луговые травы. Животный мир луга.
Обитатели почв.
Болото. Растения болот. Птицы болот.
Вода на Земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред
Рядом с нами
Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа и наше будущее
Коротко о главном
Вопросы и задания для повторения. Краткий словарь
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на приусадебном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Планируемые результаты
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | всего |
1 | Окружающий нас мир | 1 | |
2 | Изменения в жизни природы | 11 | |
3 | Наша Родина – Россия | 5 | |
4 | Увлекательные путешествия в мир природы | 12 | |
5 | Рядом с нами | 4 | |
6 | Коротко о главном | 1 | |
7 | Всего | | 34 часа |
Календарно-тематическое поурочное планирование по природоведению в 5 классе – 34 ч
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Информационное обеспечение | Дата проведения план | Дата проведения факт |
Окружающий нас мир (1ч) | |
| Человек и природа. Окно в природу «Далёкий остров» | 1 | комбинированный | с.8,10 | 7.09 | |
Изменения в жизни природы (11 ч) | |
| Календарь природы. Погода. Температура воздуха | 1 | комбинированный | с.14,16,18 | 14.09 | |
| Вода в воздухе. Осадки. Ветер | 1 | комбинированный | с.20,23 | 21.09 | |
| Прогноз погоды. Человек и его здоровье «Погода и мы» | 1 | комбинированный | с.27,28;зад.8-9 | 28.09 | |
| Смена дня и ночи. Суточные часы Человек и его здоровье «Режим дня школьника» | 1 | комбинированный | с.30,32,34;зад.10-11 | 5.10 | |
| Сутки в жизни растений и животных Окно в природу «Синичка-лазоревка» Человек и его здоровье «Утренняя зарядка» | 1 | комбинированный | с.36,39,41;зад.12-13 | 12.10 | |
| Смена времён года | 1 | комбинированный | с.43;зад.14-16 | 19.10 | |
| Осень. Окно в природу «Осенние приготовления» Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи» | 1 | комбинированный | с.44,47,48,50 | 26.10 | |
| Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год» | 1 | комбинированный | с.52,54,57 | 11.11 | |
| Многолетние изменения в природе | 1 | комбинированный | с.58;зад.17 | 16.11 | |
| Многообразие живых организмов | 1 | комбинированный | с.61 | 23.11 | |
| Изменения в жизни природы | 1 | обобщение и систематизация знаний | зад.1-7 | 30.11 | |
Наша Родина – Россия (5 ч) | |
| Российская Федерация. Города и сёла | 1 | комбинированный | с.66,68;зад.18,19 | 7.12 | |
| Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России | 1 | комбинированный | с.69,72;зад.20,21 | 14.12 | |
| Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые | 1 | комбинированный | с.74,77;зад.22,23 | 21.12 | |
16-17 | Природа России. Заповедники и национальные парки | 2 | комбинированный | с.79,82;зад.24,25 | 28.12 | |
Увлекательные путешествия в мир природы (12 ч) | |
18. | Лес. Растения леса. Грибы | 1 | комбинированный | с.90,92,94 | 13.01 | |
19. | Лесной дом и его обитатели. Окно в природу «Лесные охотники» | 1 | комбинированный | с.97,100;зад.29 | 18.01 | |
20 | Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина» | 1 | комбинированный | с.102,105;зад.31 | 25.01 | |
21. | Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу» | 1 | комбинированный | с.106,108,110;зад.33 | 1.02 | |
22. | Луг. Луговые травы | 1 | комбинированный | с.113,115;зад.34 | 8.02 | |
23. | Животный мир луга. Окно в природу «Насекомые луга» | 1 | комбинированный | с.118,120;зад.35 | 15.02 | |
24. | Обитатели почв. Окно в природу «Крот» | 1 | комбинированный | с.123,125 | 20.02 | |
25. | Болото. Растения болот | 1 | комбинированный | с.126,128;зад.37 | 28.02 | |
26. | Птицы болот. Окно в природу «Комары» | 1 | комбинированный | с.130,133;зад.38 | 1.03 | |
27. | Вода на Земле. Животные морей и океанов | 1 | комбинированный | с.134,138;зад.39 | 14.03 | |
28. | Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра» | 1 | комбинированный | с.141,145 | 4.04 | |
29. | Увлекательные путешествия в мир природы | 1 | обобщение и систематизация знаний | зад.30,32,36 | 11.04 | |
Рядом с нами (4 ч) | |
30. | Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Окно в природу «Жабы» | 1 | комбинированный | с.148,150,153,155 | 18.04 | |
31. | Огород. Окно в природу «Сорняки». Поле | 1 | комбинированный | с.156,159,160 | 25.04 | |
32. | Природа и наше будущее | 1 | комбинированный | с.163 | 16.05 | |
33. | Рядом с нами | 1 | обобщение и систематизация знаний | зад.40-43 | 23.05 | |
Коротко о главном (1 ч) | |
34. | Страницы юного натуралиста | 1 | обобщение и систематизация знаний | зад.44-50 | 30.05 | |