Пояснительная записка к рабочей программе по географии 7 кл.
Рабочая программа по курсу «География» для учащихся 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана на основе авторской программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Домогацких Е.М. . М.: «Русское слово», 2008, 2010.Она ориентирована на использование учебника «География. Материки и океаны». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Е.М. Домогацких , Н.И. Алексеевский. М.: «Русское слово», 2012г
Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по географии. На изучение материала отводится 68 ч. по 2 часа в неделю.
Цели курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков; -
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Задачи курса:
-создать условия для формирования представлений обучающихся о системе географических знаний как составной части научной картины мира;
- способствовать формированию понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;
- создать условия для формирования представлений, обучающихся о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;
- способствовать формированию понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- создать условия для развития картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5. Географический атлас и контурные карты по географии: 7 класс, «Русское слово» 2017.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока, реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Учебный курс состоит из следующих разделов:
№ | Название раздела | кол-во часов |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час) |
| Введение. | 1 |
2 | Литосфера – подвижная твердь | 5 |
3 | Атмосфера - воздушный океан | 3 |
4 | Гидросфера. Мировой океан – синяя бездна | 4 |
5 | Геосфера – живой механизм | 2 |
6 | Земля – планета людей. | 4 |
Раздел 2. Материки планеты Земля (47) |
7 | Африка. | 9 |
8 | Австралия | 5 |
9 | Антарктида. | 2 |
10 | Южная Америка | 8 |
11 | Северная Америка | 8 |
12 | Евразия | 11 |
13 | Взаимоотношения природы и человека | 1 |
| Резервные уроки. | 4 |
Общая характеристика учебного предмета.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем. (учебник, часть 1, параграфы 1-27)
2. Материки планеты Земля. (учебник, часть 2, параграфы 28-58)
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света». Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа. Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий. Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием суши и океана. Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления. Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы. Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом: - географическое положение и история исследования; - геологическое строение и рельеф; - климат; - гидрография; - разнообразие природы; - население;- регионы. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Формы организации учебного процесса.
- индивидуальные;
- парные;
- фронтальные;
- групповые;
Виды учебной деятельности:
Работа с текстом параграфа
Работа с географической картой
Работа с контурной картой
Участие в дискуссии
Рефлексия
Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.
Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «География» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах. В 7 классе 34 уч. недели (68 ч. с учетом 2 – х уроков в неделю.
Требования к результатам обучения
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
Осознание роли географии в познании окружающего мира. Учащийся должен уметь объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира. Учащийся должен уметь:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
использование карт как моделей. Учащийся должен уметь:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Основное содержание предмета.
Раздел I. Планета, на которой мы живем (21ч.)
Литосфера - подвижная твердь (6ч.)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы. Альфред Вегенер.
2. Атмосфера – мастерская климата (3ч.)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
3. Мировой океан - синяя бездна (4ч.)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
4. Географическая оболочка - живой механизм (2ч.)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона. В.В. Докучаев.
5.Человек - хозяин планеты (4ч.)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Раздел II. Материки планеты Земля (47ч.)
1. Африка - материк коротких теней (8ч.)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.
2. Австралия - маленький великан. Океания. (5ч.)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна- материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
3. Антарктида – холодное сердце (2ч.)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
4. Южная Америка - материк чудес (8ч.)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу - Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольдт, X. Колумб.
5. Северная Америка - знакомый незнакомец (8ч.)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры - главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты.
Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
6. Евразия - музей природы (10 ч.)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Раздел III. Природа и человек (1ч.)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Тематическое планирование курса географии – 7 кл.
Всего: 68 ч.
№ | Описание раздела | Тема урока | Кол-во ч. | Домашнее задание |
| Планета, на которой мы живем. (21час) | Введение. Мировая суша. | 1 | §1 |
Литосфера – подвижная твердь (5 часов) |
| | Геологическое время | 1 | §2 |
| | Строение земной коры | 1 | §3 |
| . | Литосферные плиты и современный рельеф. | 1 | §4 |
| | Платформы и равнины. | 1 | §5 |
| | Складчатые пояса и горы. | 1 | §6 |
Атмосфера и климаты (3часа) |
| | Пояса планеты. | 1 | §7 |
| | Воздушные массы и климатические пояса. | 1 | §8 |
| | Климатообразующие факторы | 1 | §9 |
Гидросфера. Мировой океан - синяя бездна (4 часа) |
| | Мировой океан и его части | 1 | §10 |
| | Движение вод Мирового океана | 1 | §11 |
| | Органический мир океана | 1 | §12 |
| | Особенности отдельных океанов. | 1 | §13 |
Геосфера (2 часа) |
| | Географическая оболочка | 1 | §14 |
| | Зональность географической оболочки. | 1 | §15 |
Земля – планета людей. Человек разумный (4 часа) |
| | Освоение Земли | 1 | §16 |
| | Охрана природы. | 1 | §17 |
| | Население Земли | 1 | §18 |
| | Страны мира. | 1 | §19 |
| Материки планеты Земля(47 ) | Французская монархия в зените: Людовик XIV «король –солнце» | 1 | §20 |
Африка (9 часов) |
| | Географическое положение и история исследования Африки | | §21 |
| | Геологическое строение и рельеф Африки | 1 | §22 |
| | Климат Африки | 1 | §23 |
| | Гидрография Африки | 1 | §24 |
| | Разнообразие природы Африки | 1 | §25 |
| | Население Африки | 1 | §26 |
| | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | 1 | §27 |
| | Регионы Африки: Центральная. Восточная и южная Африка | 1 | §27 |
| | Итоговое повторение. Африка. | 1 | |
Австралия (6 часов) |
| | Географическое положение. История открытия и исследования | 1 | §28 |
| | Компоненты природы Австралии | 1 | §29 |
| | Особенности природы Австралии | 1 | §30 |
| | Австралийский Союз | 1 | §31 |
| | Океания. | 1 | §32 |
| | Итоговое повторение. Австралия (игра - викторина) | 1 | |
Антарктида (3 часа) |
| | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | §33 |
| | Особенности природы Антарктиды | 1 | §34 |
Южная Америка (8 часов) |
| | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | 1 | §35 |
| | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 1 | §36 |
| | Климат Южной Америки | 1 | §37 |
| | Гидрография Южной Америки | 1 | §38 |
| | Разнообразие природы Южной Америки | 1 | §39 |
| | Население Южной Америки | 1 | §40 |
| | Регионы Южной Америки | 1 | §41 |
| | Итоговое повторение. Южная Америка | 1 | |
Северная Америка (8 часов) |
| | Геологическое положение Северной Америки. История открытия и исследования. | 1 | §42 |
| | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | 1 | §43 |
| | Климат Северной Америки. | 1 | §44 |
| | Гидрография Северной Америки. | 1 | §45 |
| | Разнообразие природы Северной Америки. | 1 | §46 |
| | Население Северной Америки. | 1 | §47 |
| | Регионы Северной Америки. | 1 | §48 |
| | Итоговое повторение. Северная Америка | 1 | |
Евразия (11 часов) |
| | Географическое положение. История исследования Евразии | 1 | §49 |
| | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | §50 |
| | Климат Евразии | 1 | §51 |
| | Гидрография Евразии | 1 | §52 |
| | Разнообразие природы Евразии | 1 | §53 |
| | Население Евразии. | 1 | §54 |
| | Регионы Европы | 1 | §55 |
| | Регионы Азии: Юго – Западная и Восточная Азия | 1 | §56 |
| | Регионы Азии: Южная и Юго – Восточная Азия | 1 | §57 |
| | Итоговое повторение. Евразия | 1 | |
Природа и человек |
| | Земля – наш дом | 1 | §58 |
| | Резервные уроки | 1 | |
| | Резервные уроки | 1 | |
| | Резервные уроки | 1 | |
| | Резервные уроки | 1 | |
Список литературы для учителя.
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. Домогацких Е.М. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 240 с. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. –4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2017. – 296 с.
Рабочая тетрадь: Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «Русское слово – РС», 2011. – 96 с., -88 с.
Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 608 с
Список литературы для учащихся.
Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 608 с
10