СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 7 кл.

Рабочая программа по курсу «География» для учащихся 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана на основе авторской программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Домогацких Е.М. . М.: «Русское слово», 2008, 2010.Она ориентирована на использование учебника «География. Материки и океаны». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Е.М. Домогацких , Н.И. Алексеевский. М.: «Русское слово», 2012г

Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по географии. На изучение материала отводится 68 ч. по 2 часа в неделю.

Цели курса:

  1. - создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков; -

  2. раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

  3. - воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Задачи курса:

  1. -создать условия для формирования представлений обучающихся о системе географических знаний как составной части научной картины мира;

  2. - способствовать формированию понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

  3. - создать условия для формирования представлений, обучающихся о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

  4. - способствовать формированию понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  5. - создать условия для развития картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК

1.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.

2.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.

4.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5.  Географический атлас и контурные карты по географии: 7 класс, «Русское слово» 2017.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока, реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Учебный курс состоит из следующих разделов:

Название раздела

кол-во часов

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Введение.

1

2

Литосфера – подвижная твердь

5

3

Атмосфера - воздушный океан

3

4

Гидросфера. Мировой океан – синяя бездна

4

5

Геосфера – живой механизм

2

6

Земля – планета людей.

4

Раздел 2. Материки планеты Земля (47)

7

Африка.

9

8

Австралия

5

9

Антарктида.

2

10

Южная Америка

8

11

Северная Америка

8

12

Евразия

11

13

Взаимоотношения природы и человека

1


Резервные уроки.

4

Общая характеристика учебного предмета.

Курс состоит из двух частей:

1. Планета, на которой мы живем. (учебник, часть 1, параграфы 1-27)

2. Материки планеты Земля. (учебник, часть 2, параграфы 28-58)

Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света». Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа. Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий. Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием суши и океана. Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления. Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы. Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом: - географическое положение и история исследования; - геологическое строение и рельеф; - климат; - гидрография; - разнообразие природы; - население;- регионы. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Формы организации учебного процесса.

- индивидуальные;

- парные;

- фронтальные;

- групповые;

Виды учебной деятельности:

  • Работа с текстом параграфа

  • Работа с географической картой

  • Работа с контурной картой

  • Участие в дискуссии

  • Рефлексия

Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.

Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «География» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах. В 7 классе 34 уч. недели (68 ч. с учетом 2 – х уроков в неделю.

Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:



- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.



.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • Осознание роли географии в познании окружающего мира. Учащийся должен уметь объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира. Учащийся должен уметь:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • Использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

использование карт как моделей. Учащийся должен уметь:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.


Основное содержание предмета.


Раздел I. Планета, на которой мы живем (21ч.)

  1. Литосфера - подвижная твердь (6ч.)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Основные понятия: материк, океан, часть света, остров, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы. Альфред Вегенер.

2. Атмосфера – мастерская климата (3ч.)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

3. Мировой океан - синяя бездна (4ч.)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

4. Географическая оболочка - живой механизм (2ч.)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона. В.В. Докучаев.

 5.Человек - хозяин планеты (4ч.)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Раздел II. Материки планеты Земля (47ч.)

1. Африка - материк коротких теней (8ч.)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

 Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.

2. Австралия - маленький великан. Океания. (5ч.) 

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна- материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

 А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.

3. Антарктида – холодное сердце (2ч.)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.

4. Южная Америка - материк чудес (8ч.)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу - Пикчу.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.

Персоналии: А. Гумбольдт, X. Колумб.

5Северная Америка - знакомый незнакомец (8ч.)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры - главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты.

Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.

6. Евразия - музей природы (10 ч.)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.

Раздел III. Природа и человек (1ч.)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.



Тематическое планирование курса географии – 7 кл.

Всего: 68 ч.

Описание раздела

Тема урока

Кол-во ч.

Домашнее задание

Планета, на которой мы живем. (21час)

Введение. Мировая суша.

1

§1

Литосфера – подвижная твердь (5 часов)


Геологическое время

1

§2

 

Строение земной коры

1

§3

Литосферные плиты и современный рельеф.

1

§4

 

Платформы и равнины.

1

§5


Складчатые пояса и горы.

1

§6

Атмосфера и климаты (3часа)

 

Пояса планеты.

1

§7

 

Воздушные массы и климатические пояса.

1

 §8


Климатообразующие факторы

1

§9

Гидросфера. Мировой океан - синяя бездна (4 часа)

 

Мировой океан и его части

1

§10

 

Движение вод Мирового океана

1

 §11


Органический мир океана

1

§12

 

Особенности отдельных океанов.

1

§13

Геосфера (2 часа)

 

Географическая оболочка

1

§14

 

Зональность географической оболочки.

1

§15

Земля – планета людей. Человек разумный (4 часа)

 

Освоение Земли

1

§16


Охрана природы.

1

§17

 

Население Земли

1

§18

 

Страны мира.

1

 §19

Материки планеты Земля(47 )

Французская монархия в зените: Людовик XIV «король –солнце»

1

§20

Африка (9 часов)


Географическое положение и история исследования Африки


§21

 

Геологическое строение и рельеф Африки

1

§22

 

Климат Африки

1

§23


Гидрография Африки

1

§24

 

Разнообразие природы Африки

1

§25

 

Население Африки

1

§26

 

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

1

§27

 

Регионы Африки: Центральная. Восточная и южная Африка

1

§27

 

Итоговое повторение. Африка.

1


Австралия (6 часов)


Географическое положение. История открытия и исследования

1

§28

 

Компоненты природы Австралии

1

§29

 

Особенности природы Австралии

1

 §30

 

Австралийский Союз

1

 §31


Океания.

1

§32

 

Итоговое повторение. Австралия (игра - викторина)

1


Антарктида (3 часа)

 

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1

§33

 

Особенности природы Антарктиды

1

§34

Южная Америка (8 часов)

 

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

1

§35

 

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1

 §36

 

Климат Южной Америки

1

 §37


Гидрография Южной Америки

1

§38

 

Разнообразие природы Южной Америки

1

§39

 

Население Южной Америки

1

§40

 

Регионы Южной Америки

1

§41

 

Итоговое повторение. Южная Америка

1


Северная Америка (8 часов)

 

Геологическое положение Северной Америки. История открытия и исследования.

1

§42

 

Геологическое строение и рельеф Северной Америки

1

 §43

 

Климат Северной Америки.

1

 §44


Гидрография Северной Америки.

1

§45

 

Разнообразие природы Северной Америки.

1

§46

 

Население Северной Америки.

1

§47

 

Регионы Северной Америки.

1

§48

 

Итоговое повторение. Северная Америка

1


Евразия (11 часов)

 

Географическое положение. История исследования Евразии

1

§49

 

Геологическое строение и рельеф Евразии

1

§50

 

Климат Евразии

1

§51

 

Гидрография Евразии

1

§52

 

Разнообразие природы Евразии

1

§53

 

Население Евразии.

1

§54

 

Регионы Европы

1

§55

 

Регионы Азии: Юго – Западная и Восточная Азия

1

§56

 

Регионы Азии: Южная и Юго – Восточная Азия

1

§57

 

Итоговое повторение. Евразия

1


Природа и человек

 

Земля – наш дом

1

§58

 

Резервные уроки

1


 

Резервные уроки

1


 

Резервные уроки

1



Резервные уроки

1






Список литературы для учителя.

  1. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. Домогацких Е.М. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.

  2. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч.  Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. –  4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 240 с.  Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.  –4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2017. – 296 с.

  3.  Рабочая тетрадь: Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «Русское слово – РС», 2011. – 96 с., -88 с.

  4. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011  Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011  География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).

  5. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 608 с





Список литературы для учащихся.

  1. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.

  2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 608 с





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!