СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 кл.

Рабочая программа по курсу «География» для учащихся 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана на основе авторской программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Домогацких Е.М. М.: «Русское слово»,2010. Она ориентирована на использование учебника «География. Физическая география России». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Е.М. Домогацких , Н.И. Алексеевский. М.: «Русское слово», 2017г

Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по географии. На изучение материала отводится 68 ч. по 2 часа в неделю.

Цели курса:

  1. сформировать целостный географический образ своей Родины,

  2. - создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей страны, о специфике природы и населения России; -

  3.  овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  4. - воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Задачи курса:

  1. создать условия для формирования представлений обучающихся о системе географических знаний как составной части научной картины мира;

  2. способствовать формированию понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

  3. создать условия для формирования представлений, обучающихся о крупных районах России с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

  4. способствовать формированию понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  5. создать условия для развития картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК

1. Авторская программа Е.М. Домогацких, География, 5-9 кл, М., ООО «Русское слово-учебник», 2012 г

2. Е.М.Домогацких, Алексеевский Н.И. География. Физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных школ. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017

3. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций.

4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Физическая география России. 8 класс. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

5. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География.8 класс– М.: ООО «Русское слово – учебник»,

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока, реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Учебный курс состоит из следующих разделов:

Название раздела

кол-во часов

Раздел 1. Общая физическая география России. (49ч.)

Географическая карта и источники географической информации

4

2

Россия на карте мира

5

3

История изучения территории России

5

4

Геологическое строение и рельеф России

6

5

Климат России

7

6

Гидрография России

8


Почвы России

2


Растительный и животный мир России

5


Природные зоны России

7

Раздел 2. Крупные природные районы России (12)

7

Крупные природные районы России

12

Раздел 3 Природа и человек (2ч.)

13

Взаимоотношения природы и человека

2


Резервные уроки.

5

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание курса соответствует ФГОС ООО. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. Он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение обучающихся, имеет огромное воспитательное значение. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе- ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами. Материал курса сгруппирован в 3 раздела. Материал раздела – «Общая физическая география России» — сообщает учащимся основные сведения об источниках географической информации, географическом положении, исследовании территории, геологическом строении, рельефе, климате и погоде, морях и внутренних водах, почвах, растительном и животном мире и природных зонах России. Второй раздел – «Крупные природные районы России» — знакомит с крупными природными районами России: Арктикой, Русской равниной, Кавказом, Уралом, Западно-Сибирской равниной, Средней Сибирью, Северо-Востоком Сибири, горами Южной Сибири, Дальним Востоком. Здесь конкретизируются знания о взаимодействии природных компонентов в пределах крупных природных районов. Завершающий раздел «Природа и человек» раскрывает проблемы взаимоотношения человека и природы, задачи современной географии, географические прогнозы. Данный раздел завершает изучение физической географии России, служит для систематизации и обобщения знаний о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны. Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного раздела. Школьники должны получить достаточно полное представление о значении географических знаний в решении различных проблем народного хозяйства; увидеть место человека в природе, возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно-технического прогресса. Широко используются межпредметные связи с историей, обществознанием, литературой, иностранным языком, биологией, экологией. Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений: - тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня); - ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач; - показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Формы организации учебного процесса.

- индивидуальные;

- парные;

- фронтальные;

- групповые;

Виды учебной деятельности:

  • Работа с текстом параграфа

  • Работа с географической картой

  • Работа с контурной картой

  • Участие в дискуссии

  • Рефлексия

Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.

Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «География» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах. В 8 классе 34 уч. недели (68 ч. с учетом 2 – х уроков в неделю).

Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:



- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.



.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • Осознание роли географии в познании окружающего мира. Учащийся должен уметь объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России. Учащийся должен уметь:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы нашей страны;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных районов нашей страны;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • Использование географических умений:

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы нашей страны.

использование карт как моделей. Учащийся должен уметь:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов России.


Основное содержание предмета.


Содержание учебного предмета

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

(4 часа)

Содержание темы

Географическая карта и ее математическая основа. Картографические проекции и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Учебные понятия

Географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг.

Практические работы

Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.

Чтение топографической карты.

Тема 2. Россия на карте мира (5 часов)

Содержание темы

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых зон России. Декретное и летнее время.

Учебные понятия

Географическое положение, государственная граница, страны-соседи, российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее время, московское время.

Практические работы

Характеристика географического положения России.

Определение местного времени для разных пунктов России.

Тема 3. История изучения территории России (5 часов)

Содержание темы

Русские землепроходцы XI-XVII вв. открытие и освоение Европейского Севера и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII-XIX вв. камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX вв. открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Учебные понятия

Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.

Персоналии

Иван Москвитин, Семен Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семен Челюскин и др.

Практические работы

Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение на карте объектов, названных в честь русских первопроходцев.

Анализ источников информации об истории освоения территории России

Тема 4. Геологическое строение и рельеф России (6 часов)

Содержание темы

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Учебные понятия

Геохронологическая таблица, геология, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания.

Практические работы

Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

Выявление зависимости между строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

Тема 5. Климат России (7 часов)

Содержание темы

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Практические работы

Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

Определение особенностей природы для различных пунктов по синоптической карте.

Прогнозирование тенденций изменения климата.

Тема 6. Гидрография России (8часов)

Содержание темы

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озера. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Практические работы

Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

Тема 7. Почвы России (2 часа)

Содержание темы

Почва. Формирование почвы, ее состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практическая работа

Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования.

Тема 8. Растительный и животный мир России (5 часов)

Содержание темы

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Комовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые природные территории.

Практическая работа

Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России (7 часов)

Содержание темы

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь, полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Практические работы

Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон России. Составление прогноза их изменения и выявление особенностей адаптации человека к условиям жизни в данной природной зоне.

Составление описания одной из природных зон России по плану.

Тема 10. Крупные природные районы России (12 часов)

Содержание темы

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, северная Земля, остров Врангеля.

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практическая работа

Составление описания природного района по плану.

Заключение. Природа и человек (2 часа)

Содержание темы

Влияние природы на человека на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природных территорий.

Тематическое планирование курса географии – 8 кл.

Всего: 68 ч.

Описание раздела

Тема урока

Кол-во ч.

Домашнее задание

Общая физическая география России. (49ч.)

Географическая карта и источники географической информации (4ч.)

Карта и её математическая основа

1

§1


Топографическая карта

1

§2


Космические и цифровые источники информации

1

§3


Повторение



Россия на карте мира (5 ч.)

Географическое положение России

1

§4

 

Природные условия и ресурсы

1

§5

Часовые пояса и зоны.

2

§6


Итоговое повторение

1


История изучения территории России (5ч.)

Русские землепроходцы XI-XIXвв.

1

§7

 

Географические открытия в России XVIII-XIXвв.

1

§8

 

Географические исследования XIXв.

1

 §9


Роль географии в современном мире

1

§10


Итоговое повторение

1


 Геологическое строение и рельеф России (6ч.)

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

2

§11

 

Тектоническое строение

1

 §12


Общие черты строения рельефа России

1

§13

 

Литосфера и человек.

1

§14


Итоговое повторение

1


 Климат России (7ч.)

Факторы, определяющие климат России

1

§15

 

Распределение тепла и влаги в России

1

§16


Климаты России

1

§17


Воздушные массы и атмосферные фронты

1

§18


Атмосферные вихри

1

§19


Атмосфера и человек

1

§20


Итоговое повторение

1


 Гидрография России (8ч.)

Моря, омывающие территорию России

1

§21


Характеристики реки.

1

§22

 

Реки России

1

§23

 

Озёра и болота

1

 §24


Природные льды

1

§25


Великое оледенение

1

§26


Гидросфера и человек

1

§27


Итоговое повторение

1


Почвы России (2ч.)

Формирование и свойства почвы

1

§28

 

Зональные типы почв

1

§29

 Растительный и животный мир России (5ч.)

Растительный и животный мир России

2

§30


Ресурсы растительного и животного мира

2

§31


Итоговое повторение



 Природные зоны России (7ч.)

Природные комплексы России

2

§32

 

Природные зоны Арктики и Субарктики

1

§33

 

Леса умеренного пояса

1

§34

 

Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность.

1

§35

 

Природно-хозяйственные зоны

1

§36


Итоговое повторение



Крупные природные районы России (12ч.)

Крупные природные районы России (12ч.)

Островная Арктика

1

§37

 

Восточно-Европейская равнина

1

§38

 

Восточно-Европейская равнина

1

 §39

 

Северный Кавказ

1

 §40


Крым

1

§41

 

Уральские горы

1

§42

 

Западно-Сибирская равнина

1

§43

 

Средняя Сибирь

1

§44


Северо-Восточная Сибирь

1

§45


Пояс гор Южной Сибири

1

§46


Дальний Восток

1

§47


Итоговое повторение

1


Природа и человек (2ч.)

Природа и человек

2

§48

 

Резервные уроки

1


 

Резервные уроки

1



Резервные уроки

1


 

Резервные уроки

1


 

Резервные уроки

3




Список литературы для учителя.

  1. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. Домогацких Е.М. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.

  2. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География Физическая география Росси Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. –  5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 344 с.

  3.  Рабочая тетрадь: Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География Физическая география России» 8 класс: - М.: ООО «Русское слово – РС», 2011. – 96 с.

  4. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011  Контурные карты по географии: География. Физическая география России. 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

  5. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 608 с





Список литературы для учащихся.

  1. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.

  2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 608 с





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!