СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 8 кл.

Рабочая программа по курсу «Биология» для учащихся 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана на основе программы по биологии, под редакцией В.В. Пасечника, - М.: Дрофа, Вертикаль, 2016. Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по биологии. Она ориентирована на использование учебника Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018. -416с. На изучение материала отводится 68 ч. по 2 часа в неделю.

Цели курса:

1. Освоение знаний о человека как о биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека.

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессах проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек и ВИЧ-инфекции.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.

2. Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.

3. Раскрыть роль человека в природе.

4. Продолжить формировать представление о единстве живой природы



Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2019. -158с.г.



  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018.-416с.



В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока, реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Учебный курс состоит из следующих разделов:

Название раздела

кол-во часов

Глава I. Науки, изучающие организм человека

2

Глава 2. Происхождение человека

3

Глава 3. Строение организма

4

Глава 4. Опорно-двигательный аппарат

7

Глава 5. Внутренняя среда организма

3

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы

6

Глава 7. Дыхание

4

Глава 8. Пищеварение

6

Глава 9. Обмен веществ и энергии

3

Глава10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

Глава 11. Нервная система


5

Глава 12. Анализаторы органы чувств.

5

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение Психика.

5

Глава 14. Эндокринная система.

2

Глава 15. Индивидуальное развитие организма.

5

Резервные уроки

4



Общая характеристика учебного предмета.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, о его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, позволяют осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и время обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью

Формы организации учебного процесса.

- индивидуальные;

- парные;

- фронтальные;

- групповые;

Виды учебной деятельности:

  • Работа с текстом параграфа,

  • Пересказ фрагментов параграфа,

  • Участие в дискуссии,

  • Рефлексия

Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.

Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Биология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-11 классах. В 8 классе 34 уч. недели (68 ч. с учетом 2 – х уроков в неделю.

Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

- реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

- воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Метапредметные результаты:

познавательные  - формирование и развитие навыков и умений:

- владеть основами исследовательской и проектной деятельности - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;

регулятивные - формирование и развитие навыков и умений:

- организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);

- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;

- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

коммуникативные - формирование и развитие навыков и умений:

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Предметные результаты:

Предметные результаты:

- приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;

- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять

взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;

- классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;

- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;

- определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;

- сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- владеть методами биологической науки - наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

- демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;



Основное содержание предмета.

Глава 1. Науки, изучающие организм человека

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена; становление и методы исследования.

Глава 2. Происхождение человека

Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Глава 3. Строение организма

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Глава 4. Опорно-двигательная система

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные(суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Глава 5. Внутренняя среда организма

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Глава 7. Дыхание

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Глава 8. Пищеварение

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Глава 9. Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Глава 11. Нервная система

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Глава 12. Анализаторы. Органы чувств

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Глава 14. Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Глава 15. Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.




Тематическое планирование курса биологии – 8 кл.

Всего: 68 ч.



Описание раздела

Тема урока

Кол-во ч.

Домашнее задание

Науки, изучающие организм человека

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

1

§1

 

Становление наук о человеке.

1

§2

Происхождение человека.

Систематическое положение человека

1

§3

 

Историческое прошлое людей

1

§4


Расы человека. Среда обитания.

1

§5

 Строение организма.

Общий обзор организма.

1

§6

 

Клеточное строение организма.

1

 §7


Ткани.

1

§8

 

Рефлекторная регуляция.

1

§9

 Опорно-двигательный аппарат.

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав, строение костей.

1

 §10


Скелет человека. Осевой скелет.

1

§11

 

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

1

§12

 

Строение мышц.

1

§13

 

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

§14

 

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

§15


Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов.

1

§16

 Внутренняя среда организма.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

§17

 

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

 §18


Иммунология на службе здоровья.

1

§19

 Кровеносная и лимфатическая системы.

Транспортные системы организма.

1

§20

 

Круги кровообращения.

1

§21


Строение и работа сердца.

1

§22

 

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

1

§23

 

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

1

§24

 

Первая помощь при кровотечениях.

1

§25

 Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей.

1

§26

 

Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях.

1

§27


Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

1

§28

 

Функциональные возможности дыхательной системы.

1

§29

 Пищеварение.

Питание и пищеварение.

1

 §30

 

Пищеварение в ротовой полости.

1

 §31


Пищеварение в желудке, двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

1

§32

 

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.

1

§33

 

Регуляция пищеварения.

1

§34

 

Гигиена органов пищеварения.

1

§35

 Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ.

1

§36

 

Витамины.

1

§37

 

Энерготраты человека и пищевой рацион.

1

 §38

 Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

 §39


Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

1

§40

 

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

§41

 

Выделение.

1

§42

 Нервная система.

Значение нервной системы.

1

§43

 

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

§44

 

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг.

1

§45

 

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.

1

 §46

 

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

1

 §47

Анализаторы. Органы чувств.

Анализаторы.

1

§48

 

Зрительный анализатор.

1

§49

 

Гигиена зрения.

1

§50

 

Слуховой анализатор.

1

§51

 

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

1

§52

 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

§53

 

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

§54

 

Сон и сновидение.

1

§55

 

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.

1

§56

 

Воля, эмоции, внимание.

1

§57

 Эндокринная система.

Роль эндокринной регуляции.

1

§58

 

Функции желёз внутренней секреции.

1

§59

 Индивидуальное развитие организма.

Размножение. Половая система.

1

§60

 

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

§61

 

Наследственные и врожденные заболевания, заболевания передаваемые половым путем.

1

§62

 

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

1

§63

 

Интересы, склонности, способности.

1

§64

 

Резервные уроки

1


 

Резервные уроки

1


 

Резервные уроки

1



Резервные уроки.

1








Список литературы для учителя.

1.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

2.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.

3.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018.-416с.

4. B.C. Рохлов Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 1997. - 240с.









Список литературы для учащихся.

1.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

2.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.

3.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018.-416с.





26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!