Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 8 кл.
Рабочая программа по курсу «Биология» для учащихся 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана на основе программы по биологии, под редакцией В.В. Пасечника, - М.: Дрофа, Вертикаль, 2016. Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по биологии. Она ориентирована на использование учебника Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018. -416с. На изучение материала отводится 68 ч. по 2 часа в неделю.
Цели курса:
1. Освоение знаний о человека как о биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека.
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессах проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек и ВИЧ-инфекции.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
2. Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
3. Раскрыть роль человека в природе.
4. Продолжить формировать представление о единстве живой природы
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2019. -158с.г.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018.-416с.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока, реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Учебный курс состоит из следующих разделов:
№ | Название раздела | кол-во часов |
| Глава I. Науки, изучающие организм человека | 2 |
| Глава 2. Происхождение человека | 3 |
| Глава 3. Строение организма | 4 |
| Глава 4. Опорно-двигательный аппарат | 7 |
| Глава 5. Внутренняя среда организма | 3 |
| Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы | 6 |
| Глава 7. Дыхание | 4 |
| Глава 8. Пищеварение | 6 |
| Глава 9. Обмен веществ и энергии | 3 |
| Глава10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 |
| Глава 11. Нервная система | 5 |
| Глава 12. Анализаторы органы чувств. | 5 |
| Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение Психика. | 5 |
| Глава 14. Эндокринная система. | 2 |
| Глава 15. Индивидуальное развитие организма. | 5 |
| Резервные уроки | 4 |
Общая характеристика учебного предмета.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, о его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, позволяют осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и время обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью
Формы организации учебного процесса.
- индивидуальные;
- парные;
- фронтальные;
- групповые;
Виды учебной деятельности:
Работа с текстом параграфа,
Пересказ фрагментов параграфа,
Участие в дискуссии,
Рефлексия
Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.
Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Биология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-11 классах. В 8 классе 34 уч. недели (68 ч. с учетом 2 – х уроков в неделю.
Требования к результатам обучения
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты:
познавательные - формирование и развитие навыков и умений:
- владеть основами исследовательской и проектной деятельности - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;
регулятивные - формирование и развитие навыков и умений:
- организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
коммуникативные - формирование и развитие навыков и умений:
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
Предметные результаты:
- приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять
взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;
- классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
- определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;
- сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- владеть методами биологической науки - наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;
Основное содержание предмета.
Глава 1. Науки, изучающие организм человека
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена; становление и методы исследования.
Глава 2. Происхождение человека
Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Глава 3. Строение организма
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Глава 4. Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные(суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Глава 5. Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Глава 7. Дыхание
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Глава 8. Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Глава 9. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Глава 11. Нервная система
Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Глава 12. Анализаторы. Органы чувств
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Глава 14. Эндокринная система
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Глава 15. Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.
Тематическое планирование курса биологии – 8 кл.
Всего: 68 ч.
№ | Описание раздела | Тема урока | Кол-во ч. | Домашнее задание |
| Науки, изучающие организм человека | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | 1 | §1 |
| | Становление наук о человеке. | 1 | §2 |
| Происхождение человека. | Систематическое положение человека | 1 | §3 |
| | Историческое прошлое людей | 1 | §4 |
| | Расы человека. Среда обитания. | 1 | §5 |
| Строение организма. | Общий обзор организма. | 1 | §6 |
| | Клеточное строение организма. | 1 | §7 |
| | Ткани. | 1 | §8 |
| | Рефлекторная регуляция. | 1 | §9 |
| Опорно-двигательный аппарат. | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав, строение костей. | 1 | §10 |
| | Скелет человека. Осевой скелет. | 1 | §11 |
| | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. | 1 | §12 |
| | Строение мышц. | 1 | §13 |
| | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | §14 |
| | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | 1 | §15 |
| | Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов. | 1 | §16 |
| Внутренняя среда организма. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 | §17 |
| | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | §18 |
| | Иммунология на службе здоровья. | 1 | §19 |
| Кровеносная и лимфатическая системы. | Транспортные системы организма. | 1 | §20 |
| | Круги кровообращения. | 1 | §21 |
| | Строение и работа сердца. | 1 | §22 |
| | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | 1 | §23 |
| | Гигиена сердечно-сосудистой системы. | 1 | §24 |
| | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | §25 |
| Дыхание. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей. | 1 | §26 |
| | Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях. | 1 | §27 |
| | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. | 1 | §28 |
| | Функциональные возможности дыхательной системы. | 1 | §29 |
| Пищеварение. | Питание и пищеварение. | 1 | §30 |
| | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | §31 |
| | Пищеварение в желудке, двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | 1 | §32 |
| | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | 1 | §33 |
| | Регуляция пищеварения. | 1 | §34 |
| | Гигиена органов пищеварения. | 1 | §35 |
| Обмен веществ и энергии. | Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. | 1 | §36 |
| | Витамины. | 1 | §37 |
| | Энерготраты человека и пищевой рацион. | 1 | §38 |
| Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | §39 |
| | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. | 1 | §40 |
| | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | §41 |
| | Выделение. | 1 | §42 |
| Нервная система. | Значение нервной системы. | 1 | §43 |
| | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | §44 |
| | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. | 1 | §45 |
| | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | 1 | §46 |
| | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | 1 | §47 |
| Анализаторы. Органы чувств. | Анализаторы. | 1 | §48 |
| | Зрительный анализатор. | 1 | §49 |
| | Гигиена зрения. | 1 | §50 |
| | Слуховой анализатор. | 1 | §51 |
| | Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. | 1 | §52 |
| Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 1 | §53 |
| | Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | §54 |
| | Сон и сновидение. | 1 | §55 |
| | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. | 1 | §56 |
| | Воля, эмоции, внимание. | 1 | §57 |
| Эндокринная система. | Роль эндокринной регуляции. | 1 | §58 |
| | Функции желёз внутренней секреции. | 1 | §59 |
| Индивидуальное развитие организма. | Размножение. Половая система. | 1 | §60 |
| | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | §61 |
| | Наследственные и врожденные заболевания, заболевания передаваемые половым путем. | 1 | §62 |
| | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | 1 | §63 |
| | Интересы, склонности, способности. | 1 | §64 |
| | Резервные уроки | 1 | |
| | Резервные уроки | 1 | |
| | Резервные уроки | 1 | |
| | Резервные уроки. | 1 | |
Список литературы для учителя.
1.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
2.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.
3.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018.-416с.
4. B.C. Рохлов Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с.
Список литературы для учащихся.
1.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
2.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.
3.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник-5-е изд.-М. Дрофа, 2018.-416с.
26