СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку. 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»



«УТВЕРЖДАЮ»


Директор__________(Петросова Т.Г.)

«____» ________________ 2018г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

10 класс



Составитель: Маркина Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы











2018 год







Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года) Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №25;

  • Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №25;

  • С учетом Авторской программы по русскому языку к учебникам 10-11 классов (А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина - М.: Просвещение, 2011.),

  • УМК «Русский язык 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений», авторов: А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова .М.: Просвещение, 2017).

  • Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, внеурочной деятельности) МБОУ СОШ №25.


Цель обучения русскому языку:

Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.



Задачи обучения

Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих задач

обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Обязательный минимум содержания (стандарт)

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы.

Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.


Морфемика (состав слова) и словообразование

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Синтаксис и пунктуация

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Речь, функциональные стили речи

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.














ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧЮЩИХСЯ


В результате изучения русского языка ученик научится знать/понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;

Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;

Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Количество часов по программе

Выполнение практической части программы

1

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке.

7

1К.Р.

2

Фонетика, орфоэпия, орфография

6

1К.Р

3

Лексика и фразеология.


8

1К.Р.

4

Морфемика (состав слова) и словообразование.

4

4


5

Морфология и орфография.


13

2К.Р.

6

Синтаксис и пунктуация.

12

2 К.Р.

7

Речь, функциональные стили речи.


13

2К.Р.

8

Научный стиль речи.


5

1К.Р.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (68 ч)


№ урока


Наименование разделов и тем

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Повторение и углубление изученного в основной школе.

Общие сведения о языке. 5 (+ 1 Р.Р.; 1К.Р.) часов

1

Язык и общество.



2

Роль языка в обществе.

«Язык каждого народа создан самим народом» К.Д.Ушинский.



3

Язык и история народа.

Три периода в истории русского языка.



4

Взаимосвязь языка и культуры.



5

Стилистические функции

устаревших форм слова.Входной контроль.



6

Р.Р. Обучение написанию сочинения по типу рассуждения



7

К. Р. № 1. Сочинение-рассуждение.



Итого

7 часов


Фонетика и грамматика. Орфография, орфоэпия. 5 (+1 К.Р.) часов

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.



9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.



10

Принципы русской орфографии.



11

Фонетический разбор.



12

К. Р. № 2. Диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы.



13

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». Анализ контрольной работы.



Итого

6 часов


Лексика и фразеология. 6 (+1 Р.Р.; 1 К.Р.) часов

14

Повторение по теме «Лексика».



15

Сферы употребления русской лексики.



16

Исконно русская и заимствованная лексика.



17

Русская фразеология.



18

Словари русского языка.



19

Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон и др.)



20

Р.Р. Практическая работа. Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах.



21

К.Р № 3. Изложение с решением тестового задания.



Итого

8 часов


Морфемика (состав слова) и словообразование. 4 часа

22

Обобщение знаний о составе слова и словообразовании.



23

Выразительные словообразовательные средства.



24

Словообразовательный разбор.



25

Практическая работа по теме «Состав слова и словообразование».



Итого

4 часа


Морфология и орфография. 11(+2К.Р.) часов

26

Обобщение по теме «Части речи».



27

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.



28

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.



29

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.



30

Административная контрольная работа за Iполугодие.



31

Правописание наречий.



32

Правописание наречий.



33

Мягкий знак на конце слов после шипящих.



34

Правописание глаголов.



35

Правописание причастий.



36

Обобщающее повторение. Слитное, Раздельное и дефисное написание.



37

К.Р. № 5. Изложение с творческим заданием.



38

К.Р. № 5. Изложение с творческим заданием.



Итого

13 часов


Синтаксис и пунктуация. 10 (+2 К.Р.) часов

39

Принципы русской пунктуации.



40

Типы и виды словосочетаний.



41

Простое предложение.



42

Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений.



43

Пунктуация в односложных предложениях.



44

Осложненное предложение.



45

Сложное предложение.



46

Бессоюзные сложные предложения.



47

Прямая и косвенная речь.



48

Авторская пунктуация.



49

К.Р. № 6. Тест.



50

К.Р. № 6. Тест.



Итого

12 часов


Речь. Функциональные стили речи. 10 (+1 Р.Р.; 2 К.Р.) часов

51

Язык и речь. Основные требования к речи.



52

Текст, его строение. Функциональные стили речи.



53

Абзац.Сжатие текста.



54

Типы речи. Повествование.



55

Описание.



56

Рассуждение.



57

Р. Р. Содержательно-композиционный анализ текста.



58

Виды сокращений текста (план, тезис, выписка).



59

Конспект. Тематический конспект.



60

Реферат.



61

Аннотация. Рецензия.



62

К. Р. № 7. Изложение с творческим заданием.



63

К. Р. № 7. Изложение с творческим заданием.



Итого

13 часов


Научный стиль речи. 5 часов

64

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности.



65

Административная контрольная работа за год.



66

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.



67

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.



68

К.Р № 8. Итоговая работа за курс 10 класса.



Итого

5 часов


Всего за год

68 часов





Учебно-методическое

обеспечение


Информационный материал для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Авторы программы:А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина/– М.:Просвещение,2011г.

2. Учебник «Русский язык 10-11 классы»./ А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченкова/-М.:Просвещение, 2010г.

3. «Русский язык 10-11 классы» /Д.Э.Розанталь, 2001г.

4. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.

5. Русское речевое общение [Текст] : методическое пособие для учителя / В. М. Шаталова, О. Н. Зубакина ; М-во образования Московской обл., Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гос. обл. ун-т. - Москва : Московский гос. обл. ун-т, 2012.

6.В.М.Шаталова, О.Н.Зубакина. «Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области» - М,2012



Информационный материал для ученика:

  1. Учебник «Русский язык 10-11 классы»./ А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченкова/-М.:Просвещение, 2010г.

  2. В.М.Шаталова, О.Н.Зубакина. «Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области» - М,2012



Дополнительная литература.

1. «Тесты по грамматике и пунктуации»/ Н.Г.Ткаченко, части 1 .2, 2003г.

2. «Пишите без ошибок». Ускоренный курс. /Е.Шишкин, 2002г.

3. «Сборник диктантов повышенной сложности»./Г.А.Богданова, 2002г.

4. Тетради для подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ, 2010г.

5. «Словарь русского языка» /С.И.Ожегов/, 1995г.




Цифровые образовательные ресурсы.


1. http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

2. http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

3. http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»

4. http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

5.http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

6. http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ

7. http://ru.calameo.com/books/0018009807b762c06823d



























Согласовано.

Протокол заседания ШМО

«_____» _______2018 №____



Согласовано

Заместитель директора по УВР ___________ М.Е. Алейник

«______» __________ 2018










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!