СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по курсу «География» в 5 – 9 классах разработана на основе документов и нормативных актов:

- Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;

- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”;   

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов»; Примерная общеобразовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15; 

-  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Учебного плана ГКОСУВУ «ОШЗТ» на 2022-2023 учебный год.

Программа разработана с учетом Примерной программы по географии Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. «Просвещение» Москва 2020; Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—11 классы.


2. Учебно – тематический план.

7 класс (70 ч; 2 ч в неделю)

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Введение

3

2.

Население Земли

4

3.

Природа Земли

13

4.

Природные комплексы и регионы

5

5.

6.

Материки и страны

Повторение

(41)

4


Итого:                                                        

70






3.Содержание тем учебного курса.

(70 ч; 2 ч в неделю)

Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

  Тема 1. Население Земли (4 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Тема 2. Природа Земли (13 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

    

Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

    

Тема 4. Материки и страны (41ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилии.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.


Обучающийся научится:

-использовать различные источники географической информации (картографические,статистические,текстовые,фотоизображения,компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

-сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;

-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов страны;

-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.



Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

-управлять своей познавательной деятельностью;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-формировать и развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Обучающийся получит возможность научиться:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Формирование ИКТ –компетентности

Обучающийся научится:

  • --подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  • -соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

  • -правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • - осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • - выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  • - соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.


Личностные результаты.

У обучающегося будет сформировано:

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;



Обучающийся получит возможность для формирования:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает не полно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Нормы оценок выполнения практических работ.

“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Проведение наблюдений.

отметка «5» ставится, если ученик провел наблюдение и в результате точно отразил особенности объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильно формулировал выводы; аккуратно оформил наблюдение.

отметка «4» ставится, если ученик провел наблюдение, но допустил неточности в отражении признаков объекта или явления; правильно формулировал выводы; имеются незначительные ошибки в оформлении наблюдений.

отметка «3» ставится, если ученик допускает неточности в проведении наблюдений; выделяет не все особенности объектов и явлений; допускает неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

отметка «2» ставится, если ученик выполнил наблюдение неправильно; не сделал выводы на основе наблюдений; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений или оно не оформлено.

Работа с контурными картами.отметка «5» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии с правилами; местоположение всех географических объектов обозначено, верно; не допущено орфографических ошибок в написании географических объектов.

отметка «4» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии правилами, но есть небольшие помарки, или не указано местоположение двух-трёх объектов, или допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «3» ставится, если оформление контурной карты не соответствует правилам, указаны основные географические объекты, но имеются неточности в их расположении и (или) допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «2» ставится, если задание на контурной карте выполнено не верно, либо ученик не сдал контурную карту на проверку учителю

5. Календарно-тематическое планирование


Тема

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения


Предметные

Метапредметные

Личностные




Введение (3 часа)


1

Как мы будем изучать географию

Урок изучения нового материала

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Сохранение качества окружающей среды. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Сохранение качества окружающей среды. Особо охраняемые территории.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

(1)Предметные: знать: основные географические понятия и термины. Уметь объяснять роль человека в природе, понятие «рациональное природопользование».

(2) Уметь классифицировать карты, различать виды проекций и способы изображения объектов.

(3) Уметь работать с масштабом карт, применять знания 6-го класса для определения географических координат точек на карте.

(3) Метапредметные: Умение работать в парах, оценивать работу одноклассников.

(1-3) Личностные: Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей



2

Учимся с «Полярной звездой»

Урок актуализации знаний и умений




3

Географические карты

Практикум




Тема 1. Население Земли (4часа)


4(1)

Народы, языки и религии

Урок изучения нового материала

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения планеты, размещение. Народы (этносы), языки и религии. География современных религий. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира.

(1)Предметные: уметь: называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения Земли, крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны и их столицы. Объяснять понятия: раса, этнос, языковая семья, находить отличия между расами, этносами, характеризовать численность и плотность населения.

(2) Объяснять понятия: город, село, агломерация; находить различия между типами поселений.

(3) Объяснять понятия: страна, республика, монархия; описывать страны по их расположению, сравнивать их.

(4) Понятия: хозяйство, экономически развитая страна, развивающаяся; характеризовать страны по территории, ресурсам и развитию экономики.

(5) Уметь составлять комплексную характеристику отдельных стран, используя различные карты и справочные материалы.

(1) Метапредметные: Находить различия в культуре, быте, хозяйственной деятельности людей.

(3) Умение работать с дополнительными источниками информации, составлять характеристику страны по плану.

(4) Умение составлять характеристику страны, искать дополнительные материалы в справочниках, анализировать таблицы.

(5) Умение работать в группах, пользоваться разными источниками информации.

(1-5) Личностные: Определять роль результатов своей деятельности. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей




5(2)

Города и сельские поселения. Практическая работа №1: «Составление характеристики населения мира».

Урок актуализации знаний и умений




6(3)




Учимся с «Полярной звездой»



Урок актуализации знаний и умений




7(4)

Страны мира. Практическая работа №2: «Выявление особенностей хозяйственной деятельности в мире».


Урок актуализации знаний и умений




Тема 2.

Природа Земли – 13 часов


8

(1)

Развитие земной коры

Урок изучения нового материала




Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А.Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Стихийные явления в литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых. Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков. Океанические течения. Виды и причины образования океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Растительный и животный мир Земли. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В.Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Охрана, типы почв и их особенности.

(1-12)Предметные: знать происхождение материков, строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образовании океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле.

(2-3) Метапредметные: Приводить примеры влияния и взаимосвязи человека и тектоники, влияния на экономику.

(6-7) Умение работать в группах, находить ключевые слова по теме из дополнительной литературы.

(9) Уметь давать характеристику рек и озер по типовому плану, подбирать вопросы к тексту учебника.

(10) Уметь составлять характеристику растительного и животного мира с использованием дополнительной литературы, делать мини-проекты.

(1-12) Личностные: понимание важности бережного отношения к природным ресурсам, растительному и животному миру, почвам.



9

(2)

Земная кора на карте. Практическая работа №3: «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом».




10

(3)

Природные ресурсы земной коры

Урок актуализации знаний и умений




11

(4)

Температура воздухо на разных широтах

Урок актуализации знаний и умений




12

(5)

Давление воздуха и осадки на разных широтах

Практикум




13

(6)

Общая циркуляция атмосферы

Урок актуализации знаний и умений




14

(7)

Климатические пояса и области Земли

Урок актуализации знаний и умений




15

(8)

К/р

Урок актуализации знаний и умений




16

(9)

Океанические течения Практическая работа №4: «Описание течения Мирового океана».


Практикум

25.10



17

(10)

Реки и озера Земли




18

(11)

Учимся с «Полярной звездой»


Практикум



19

(12)

Растительный и животный мир Земли. Практическая работа №5: «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира».

Практикум



20

(13)

Почвы

Урок актуализации знаний и умений






Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 часов)


21

(1)

Природные зоны Земли Практическая работа № 6: «Описание природных зон по карте»..

Урок актуализации знаний и умений

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана.

(1-4) Предметные:

Знать: что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле.

Уметь: использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты

(1) Метапредметные:

Уметь находить ключевые слова в дополнительных источниках информации.

(2) Уметь находить причинно-следственные связи при характеристике природы океана.

(4) Умение работать в парах.

(1-4) Личностные: Самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Определять роль результатов своей деятельности




22-23

(2-3)

Океаны(1)

Океаны(2) Практическая работа №7: «Описание океана по плану».

Практикум




24

(4)


Материки Практическая работа №8: «Сравнение географического положения материков».

Урок актуализации знаний и умений




25

(5)

Как мир делится на части и как объединяется.

Урок актуализации знаний и умений




Тема 4. Материки и страны (44 часа)


26

(1)

Африка: образ материка.

Урок изучения нового материала

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка - беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой – способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка-Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба. Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген – памятник Всемирного культурного наследия. Сахара – «Желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения.

(1-10) Предметные

Уметь называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек. Характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки; определять географ. Положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек; объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, особенности растительного и животного мира природных зон; называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны; определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения.

(1)Метапредметные: Создание мини-проекта по теме «Освоение Африки»

(2) Уметь составлять комплексную характеристику, используя дополнительные источники информации.

(3) Умение находить причинно-следственные связи при характеристике климата и внутренних вод.

(4) Умение работать с дополнительными источниками информации.

(1-10) Личностные: Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность




27

(2)

Африка в мире.

Урок актуализации знаний и умений




28

(3)

Африка: путешествие(1).

Урок актуализации знаний и умений




29

(4)

Африка: путешествие(2) Практическая работа №9: «Описание климатограмм»..

Урок - путешествие




30

(5)

Египет

Урок - путешествие




31

(6)

Учимся с «Полярной звездой»


Практикум




32

(7)

К/р за первое полугодие

Проверочный урок










33

(8)

Австралия: образ материка.

Урок изучения нового материала

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт – оз. Эйр-Норт. Особенности природы. Маршрут Сидней - Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф – памятник Всемирного природного наследия. Океания. Миланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н.Н.Миклухо-Маклай

(1-5) Предметные:

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять климатические показатели по карте, географическое положение материка, объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания, режима рек, органического мира, причины природных явлений, размещение природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов описывать природу одного из островов.

(1)Метапредметные:

Умение находить ответы на вопросы в картах атласа и учебнике.

(3) Работать в группах

(4) Составлять мини-проекты по тексту учебника и картам атласа.

(1-5) Личностные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.





34

(9)

Австралия: путешествие Практическая работа №10: «Разработка туристического маршрута по Австралии».

Урок актуализации знаний и умений


35

(10)

Антарктида: образ материка

Исследование

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф.Ф.Белинсгаузеном и М.П.Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как человеку использовать Антарктиду?»

(1-2) Предметные:

Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты; объяснять природы Антарктики, образование ледникового покрова. Стоковых ветров; прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии ледникового покрова Антарктики.

(2) Метапредметные:

Умение выбирать из текста ключевые понятия

(1-2) Личностные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.



36

(11)

Южная Америка: образ материка(1)

Урок изучения нового материала







Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении с Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата, внутренних вод Южной Америки. Амазонка – самая длинная река мира. Водопады. Ориноко, Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка – родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Метисы, мулаты, самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля – Буэнос-Айрес.

Аргентина – второе по площади государство на материке. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус – Анды. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима – Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.



(1-6) Предметные:

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, размещение природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир по картам, составлять «образ» природного объекта (по выбору); объяснять особенности рельефа материка как результат внутренних и внешних процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых, в климате, особенности питания и режима рек. Различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах.

Уметь: называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, своеобразие культуры отдельных стран.

(1)Метапредметные:

Уметь самостоятельно выбирать необходимый материал из текста и атласа.

(3) Работа в группах.

(1-6) Личностные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.










37

(12)

Южная Америка: образ материка(2) Практическая работа №11: «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов».

Урок актуализации знаний и умений


38

(13)

Латинская Америка в мире.


Урок актуализации знаний и умений




39

(14)

Южная Америка:

Путешествие(1)

Урок - путешествие




40

(15)

Южная Америка:

Путешествие(2)

Урок - путешествие




41

(16)

Бразилия

Урок – путешествие





42

(17)

Учимся с «Полярной звездой»


Практикум





43

(18)

К/р по теме «Южные материки

Проверка знаний






44

(19)

Северная Америка: образ материка

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения материка. Основные черты природы. Рельеф, климат и внутренние воды материка. Северная Америка – страна рек и озер. Кордильеры – протяженные горы. Миссисипи – крупнейшая река материка. Великие американские озера. Ниагарский водопад – наиболее мощный. Открытия и освоения территории. Деление материка на природные и историко-культурные регионы. Численность размещения населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространение рас, народов и религий на основе сравнения карт. Англо-Саксонская Америка – центр мировой экономики и культуры. Общие черты и различия США и Канады. Маршрут Лос-Анджелес – Сан-Франциско. Маршрут Сан-Франциско – Чикаго. Чикаго – Нью-Йорк. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте и в мире.. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. Особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность.


(1-5) Предметные:

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять географическое положение материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер по картам, размещение природных зон; описывать природные компоненты Северной Америки, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона, объяснять особенности рельефа материка под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, особенности питания и режима рек.

Уметь: называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, своеобразие культуры отдельных стран.

(2) Метапредметные:

Уметь выявлять причинно-следственные связи, используя атлас.

(1-5) Личностные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.




45

(20)

Англо-Саксонская Америка

Урок актуализации знаний и умений




46

(21)

Северная Америка: путешествие(1)

Урок - путешествие




47

(22)

Северная Америка: путешествие(1)

Урок - путешествие




48

(23)







49

(24)

Соединенные Штаты Америки. Практическая работа №12: «Составление характеристики США».






Учимся с «Полярной звездой»


Урок актуализации знаний и умений





Практикум




50

(25)

Евразия: образ материка(1)

Урок изучения нового материала

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельефа Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления. Особенности климата. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия – Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон – Мадрид. Особенности природы, населения и хозяйства. Португалия, Испания – средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Маршрут Амстердам – Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия, Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм – Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, населения и хозяйства. Занятия жителей Долина Дуная, Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим – мировая сокровищница.

(1-11) Предметные:

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии материка; определять географическое положение материка, координаты крайних точек; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности.

Уметь: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа; объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние.

Уметь: называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка; определять особенности размещения природных зон; объяснять причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире.

(2)Метапредметные:

Умение работать в парах по сбору информации.

(6) Подбирать информацию из дополнительных источников, составлять мини-проекты.

(11) Умение работать в группах, давать оценку работу товарищей.

(1-11) Личностные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.





51

(26)

Евразия: образ материка(2)


Урок - путешествие




52

(27)

Европа в мире

Урок актуализации знаний и умений




53

(28)

Европа: путешествие(1)

Урок актуализации знаний и умений




54

(29)

Европа: путешествие(2 )Практическая работа №13: «Характеристика природных зон на маршруте путешествия».

Урок актуализации знаний и умений




55

(30)

Германия

Урок актуализации знаний и умений




56

(31)

Франция

Урок актуализации знаний и умений




57

(32)

Великобритания




Урок актуализации знаний и умений




58

(33)

Азия в мире.

Урок актуализации знаний и умений




59-

60

(34- 35)

Азия: Путешествие (1)



Азия: Путешествие (2)


Урок - путешествие

(12 -16) Предметные:

Уметь называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, природные богатства; описывать географическое положение стран Европы, их столиц и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны.

(15)Метапредметные:

(11) Умение работать в группах, давать оценку работу товарищей.

(12-16) Личностные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность



61

(36)

Китай




62

(37)

Индия Практическая работа №14: «Описание страны материка Евразия».

Урок актуализации знаний и умений






63

(38)

Учимся с «Полярной звездой»

Практикум




64

К\р по теме «Северные материки»











65

(39)

Население Земли

Урок повторения и обобщения.




66

(40)

Повторение изученного материала






67

(41)

Повторение







68- 70

Повторение







Итого 70часов






6. Литература:


  1. География 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ А.И. Алексеев Москва, «Просвещение», 2020 г.

  2. В.В. Николина « Мой – тренажер». 7 класс. Москва, «Просвещение», 2020 г. «Полярная звезда».

  3. В.В. Николина География. Поурочные разработки 7 класс. Москва, « Просвещение», 2016г.

  4. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, Е.К. Липкина – М.: Просвещение, 2019.

  5. География. Проекты и творческие работы. 5 – 9 классы пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, Е.К. Липкина – М.: Просвещение, 2019.



Программное обеспечение:

1.География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. « География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2020г


Контрольная работа

«Население и природа» (7 класс)

Тест состоит из трех частей:

Часть - 1 (задания А1-А10) 
Задания содержат 4 варианта ответа, только один из них верный. (10 баллов) 

Часть – 2 (задания В1- В2) состоят из 2 вопросов, которые оцениваются по 2 балла. (4 балла) 

Часть – 3 один вопрос С1 (2 балла) Итого – 16 баллов. 
Критерии оценок:

«5» - 14 -16 баллов 
«4» - 12-13 баллов

«3» - 9-11 баллов

«2» - 8 баллов и менее 
На выполнение работы отводится 45 минут.

Вариант 1

Часть 1

Выберите верный вариант ответа

А1. Древний материк в южном полушарии, давший начало южным материкам назывался:

а) Лавразия б) Пангея в) Гондвана г) Евразия

А2. Как называются древнейшие устойчивые участки литосферных плит:

а) складчатые области б) платформы в) равнины г) ложе океана

А3. Толщина 5-10 км, имеется 2 слоя: базальтовый и осадочный. О чем речь?

а) о платформе б) о литосферной плите

в) о материковой земной коре г) об океанической земной коре

А4. При движении от экватора к полюсам количество солнечного тепла, получаемого территорией:

а)уменьшается б) не изменяется в) увеличивается г) зависит от полюса Земли

А5. Изобары –это линии равного значения:

а) температур б) осадков в) давления г) высот

А6. Постоянные ветры на Земле возникают:

а) из-за поясов с разным атмосферным давлением

б) из-за разница в температуры в верхних слоях атмосферы

в) из-за охлажденного воздуха

г) из-за движения Земли

А7. В течение всего года здесь господствуют одни и те же воздушные массы, четко проявляются все 4 времени года:

а) субарктический пояс б) умеренный пояс

в) субтропический пояс г) экваториальный пояс

А8.  Переходные климатические пояса

а) субтропический и умеренный б) арктический и субарктический

в) субтропический и субарктический г) тропический и субэкваториальный

А9. К теплым течениям относится:

а) Перуанское б) Норвежское в) Канарское г) Бенгельское

А10. Широтная зональность – это

 а) смена природных зон и компонентов природы с севера на юг

б) большой природный комплекс, обладающий общностью всех компонентов  

в) смена природных зон в горах от подножья к вершине

г) деградация земли, которая характеризуется сокращением растительности


Часть 2

Установите соответствие

В1 Природная зона – тип почв:

  1. Тайга а) красно-бурые почвы

  2. Степи б) черноземы

  3. Саванны в) подзолистые почвы

  4. Широколиственные леса г) серые лесные почвы


Установите последовательность:

В2 Климатических поясов, начиная с арктического пояса:

  1. Умеренный пояс

  2. Тропический пояс

  3. Субэкваториальный пояс

  4. Арктический пояс

  5. Субтропический пояс

  6. Субарктический пояс

  7. Экваториальный пояс


Часть 3

С1. Сколько осадков выпадает на экваторе?  Объяснить почему.

Вариант 2

Часть 1

Выберите верный вариант ответа

А1. Древний материк в южном полушарии, давший начало северным материкам назывался:

а) Лавразия б) Пангея в) Гондвана г) Евразия

А2. Место выхода кристаллического фундамента на поверхность Земли:

а) плиты б) осадочный чехол

в) щит г) платформа

А3.Толщина доходит до 70 км, имеется три слоя: базальтовый, гранитный и осадочный. О чем речь?

а) об ложе океана б) о материковой земной коре

в) о литосферной плите г) об океанической земной коре

А4. Максимальное количество осадков выпадает

а) на экваторе б) на полюсах

в) в тропических широтах г) в умеренных широтах

А5. Изотермы – это линии равного значения:

а) давления б) осадков

в) высот г) температур

А6. Пассаты - это ветры:

а) западных широт

б) высоких широт

в) ветры, дующие в сторону экватора

г) ветры, дующие с суши на море

А7. Круглый год здесь жарко и влажно, т.к. господствуют одни и те же воздушные массы:

а) экваториальный пояс б) субэкваториальный пояс

в) тропический пояс г) умеренный пояс

А8. Основные климатические пояса:

а) субтропический и умеренный б) арктический и субарктический

в) экваториальный и умеренный г) тропический и субэкваториальный

А9. К холодным течениям относится:

а) Куросио б) Норвежское

в) Гольфстрим г) Бенгельское

А10. Высотная поясность – это

а) закономерность расселения людей в горах

б) смена природных зон в горах от подножья к вершине

в) смена природных зон и компонентов природы с севера на юг

г) строительство оросительных каналов



Часть 2

Установите соответствие

В1. Климатический пояс – пояс атмосферного давления:

  1. Арктический а) высокое

  2. Экваториальный

  3. Тропический б) низкое

  4. Умеренный


Установите последовательность:

В2. Природных зон, начиная с арктических пустынь:

  1. Тундра

  2. Пустыни

  3. Саванны

  4. Экваториальные леса

  5. Арктические пустыни

  6. Тайга

  7. Смешанные леса

  8. Жестколистные леса

  9. Широколиственные леса

  10. Степи



Часть 3

С1. Сколько осадков выпадает на тропиках?  Объяснить почему.

Ключ

1 вариант

Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

в

б

г

а

в

а

б

в

б

а

Часть 2

В1.

В2. 4615237

Часть 3

На экваторе формируются области низкого давления, осадков выпадает много. В этих областях нагретый от Земли воздух становится легким и поднимается вверх, где он встречается с более холодными слоями атмосферы, охлаждается, и водяной пар превращается в капельки воды и выпадает на Землю в виде осадков.

2 вариант

Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

а

в

б

а

г

в

а

в

г

б

Часть 2

В1.

В2. 5 1 6 7 9 8 10 2 3 4

Часть 3

В тропиках образуются области высокого давления, преобладают нисходящие воздушные токи. Холодный воздух, опускающийся из верхних слоев тропосферы, содержит мало влаги. При опускании он сжимается, нагревается и становится еще суше. Поэтому в областях повышенного давления, над тропиками, осадков выпадает мало.

Контрольная работа

«Южные материки»

Задание 1:

1.Мыс Эль – Абьяд, мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас – Хафун – это крайние точки:

А) Австралии В) Африки

Б) Антарктиды Г) Южной Америки.

2.Её считают прародиной человека:

А) Австралия В) Африка

Б) Антарктида Г) Южная Америка

3. Расположите по мере уменьшения их площади:

А) Африка

Б) Антарктида

В) Австралия

Г) Южная Америка.

4. Его крайняя северная точка находится на юге:

А) Южная Америка

Б) Африка

В) Антарктида

Г) Австралия.

5. Максимальная высота Южной Америки:

А) влк. Килиманджаро В) г. Косцюшко

Б) г. Аконкагуа Г) массив Винсон.

6. Вулканы отсутствуют:

А) в Африке В) в Австралии

Б) в Южной Америке Г) в Антарктиде

7. Африку с Евразией соединяет:

А) Гибралтарский пролив В) Средиземное море

Б) Суэцкий перешеек Г) Панамский канал

8. Кто исследовал реку Замбези, открыл на ней водопад Виктория:

А) Н. И. Вавилов В) Д. Ливингстон

Б) Васко да Гама Г) португальцы.

9. Какая река дважды пересекает экватор:

А) Амазонка В) Конго

Б) Муррей Г) Нил.

10. Здесь живут самые высокие люди (карамоджонги) и самые низкорослые (пигмеи):

А) Австралия В) Южная Америка

Б) Африка Г) Антарктида.

11. Самбо, креолы, мулаты, метисы – это жители:

А) Австралии В) Южной Америки

Б) Африки Г) Антарктиды.

12. Вдоль северо–восточной части материка тянется Большой Барьерный риф:

А) Африка В) Южная Америка

Б) Австралия Г) Антарктида.

13.Этот материк находится только в двух полушариях:

А) Африка В) Южная Америка

Б) Австралия Г) Антарктида.

14. Какой город Австралии был построен как колония каторжников:

А) Канберра В) Сидней

Б) Мельбурн Г) Кэрнс.

15. Этот материк можно назвать самым сухим:

А) Африка В) Австралия

Б) Южная Америка Г) Антарктида.

16. Самое высокогорное озеро мира:

А) Титикака В) Виктория

Б) Чад Г) Эйр.

17. Самый высокий в мире материк:

А) Африка В) Австралия

Б) Южная Америка Г) Антарктида.

18. Кто открыл Америку:

А) А. Гумбольдт В) Х. Колумб

Б) А. Веспуччи Г) Марко Поло.

19. Самая полноводная река мира:

А) Амазонка В) Парана

Б) Конго Г) Замбези.

20. Кто открыл Антарктиду?

А) Д. Кук В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Б) Р. Амундсен, Р. Скотт Г) М.М. Сомов, А.Ф. Трешников.

21. Сколько процентов солнечного тепла получает поверхность Антарктиды:

А)90 % Б) 50 % В) 20 % Г) 10 %.

22.Антарктида принадлежит:

А) России В) не принадлежит никому

Б) США Г) Великобритании.



Задание 2:

1.Сгруппируйте географические объекты по смыслу и материкам:

Триполи, Муррей, Калахари, Большая Песчаная, Замбези, Парана, Атакама, Анхель, Косцюшко, Мехико, Лима, Сомали, Сидней, Атлас, Килиманджаро, Эребус.

Африка

Австралия

Южная Америка

Антарктида



















2. «У него тело жирного щенка со шкурой, которая заметно ему велика, между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра… Самки откладывают яйца подобно рептилиям, но вылупившихся детёнышей кормит молоком» О ком писали так в 19 веке? Каких ещё удивительных австралийских животных вы знаете?













Ответы:

Задание 1: 1 – В; 2 – В; 3 – А,Г,Б,В; 4 – Г; 5 –Б; 6 – В; 7 –Б; 8 – В; 9 – В; 10 – Б;

11 – В; 12 – Б; 13 – В; 14 – В; 15 – В; 16 – А; 17 – Г; 18 – В; 19 – А; 20 – В; 21 – Г; 22 – В.

Задание 2:

1.Города: Триполи, Мехико, Лима, Сидней.

Реки: Муррей, Парана, Замбези.

Водопады: Анхель.

Пустыни: Калахари, Большая Песчаная, Атакама.

Горы: Косцюшко, Атлас.

Полуострова: Сомали.

Вулканы: Килиманджаро, Эребус.

Африка

Австралия

Южная Америка

Антарктида

Триполи

Калахари

Сомали

Килиманджаро

Атлас

Муррей

Большая Песчаная

Косцюшко

Сидней

Замбези

Парана

Атакама

Анхель

Мехико

Лима

Эребус



2. Утконос. Другие эндемики: ехидна, кенгуру, собака динго, тасмнийский дьявол…




Ответы:


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

В 1

В 2

В 3

В 4

С 1

С 2

б

г

б

а

б

а

гвба





С 1.


Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы


  1. У побережья холодное течение.

  2. Тропические шпроты нисходящие токи воздуха.

  3. Ветры дуют не с моря.

или

На западном побережье Африки в пределах тропический поясов воздух, перемещаясь вдоль берега к экватору, постепенно прогревается и удаляется от точки насыщения. Не способствуют образованию осадков и холодные течения, идущие к экватору.

3

Указания к оцениванию


Ответ включается все три или два (любых) названия выше элементов. За каждый правильный ответ 1 балл.

3

Ответ включает один из названных выше элементов

1

Все вышеперечисленные элементы отсутствуют.

0



С 2.


Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В восточной части Африки проходит рифтовая зона.

3

Указания к оцениванию


Ответ правильный

3

Все вышеперечисленные элементы отсутствуют.

0


Проверочная работа

по географии на тему «Северные материки» . 7класс

I-вариант



  1. Назовите самые высокие горы Европы.

  2. Как называется пролив , разделяющий Евразию от Африки?

  3. Какой самый крупный полуостров Евразии?

  4. Назовите самый крупный вулкан Евразии?

  5. Назовите самое крупное по площади озеро Северной Америки

  6. Какая самая длинная река Евразии?

  7. Какой самый крупный остров мира?

  8. Какой тип климата характерен для полуострова Флорида?

  9. На шельфе какого залива Северной Америки ведется добыча нефти и газа?

  10. Какой климат занимает большую часть территории Северной Америки ?

  11. Через какую реку вода из Великих Северо-Американских озер попадает в Атлантический океан?

  12. Какая самая крупная река бассейна внутреннего стока Европы?

  13. Какая река является главной среди стран Восточной Европы?

  14. Какая самая большая по площади страна мира?

  15. Какая самая маленькая, но самая богатая страна (город-государство ) в Юго-Восточной Азии?

  16. В какой стране Евразии находится вулкан Фудзияма?

  17. В какой стране находится действующий вулкан Гекла?

  18. Какая река протекает по Вьетнаму?

  19. Страна болот, озер, лесов в Северной Европе.

  20. На каком острове находится вулкан Этна?

  21. На какой реке находится столица Италии?

  22. На каком полуострове находится пустыня Руб-Эль-Хали?

  23. Установите соответствие

Крайние точки материка

Название

Координаты

  1. Северная

А. м. Челюскин

I 77 с.ш. 104 в.д.

  1. Южная

Б. м. Дежнева

II 39 с.ш. 10 з.д.

  1. Западная

В. м. Роко

III 66 с. ш. 169 з.д.

  1. Восточная

Г. М. Пиай

Iv 1 с.ш. 103 в.д.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!