СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Занимательная математика»

для 2 класса

 

 

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Занимательная математика»

для 2 класса



Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год






































Черняховск, 2022 г.



СОДЕРЖАНИЕ


І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…...3

1.1. Обоснование необходимости разработки программы; …..3

1.2. Цель и задачи программы; ……….………...4

1.3. Планируемые результаты освоения программы. ……......4

ІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ …………...6

ІІІ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……….....9

3.1. Тематическое планирование;……… ……….....9

3.2. Календарно - тематическое планирование. …….....9

ІV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММ………..............................................................................................................14

V. ЛИТЕРАТУРА ……………………...15




І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Обоснование необходимости разработки программы

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Предлагаемый курс внеурочной деятельности предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Занятия способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

Данная программа была разработана на основе:

-  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 26.11.2010  №1241, от 22.09.2011 №2357);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от  6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

     - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

1.2. Цель и задачи программы.

Цель: создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • формировать умение учиться;

  • познакомить с историей развития математики; с интересными приёмами устного счёта; с математическими ребусами; с математическими загадками; с алгебраическими терминами;

  • научить обучающихся решать обратные задачи, используя круговую схему.

Развивающие: 

  • содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций; оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала4

  • развивать умение решать занимательные задания, связанные со счётом предметов;

  • развивать умение решать примеры с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание;

  • развивать умение решать математические ребусы и загадки;

  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  • развивать умение выполнять арифметические действия с числами из класса миллионов;

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе;

  • формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.


1.3. Планируемые результаты освоения программы:

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявлять самостоятельность, личную ответственность, уважительное отношение к чужому мнению; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; строить взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интересах; мотивация к работе на результат; сравнивать свои оценки с оценками других.

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Формирование регулятивных УУД: умение выполнять действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; умение корректировать собственные действия; проявлять волевые усилия; умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами.

Формирование коммуникативных УУД: умение слушать, слышать и понимать партнеров, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; достаточно полно и четко выражать свои мысли, управлять поведением партнеров, при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов; работа в парах, в группах.

Предметные: иметь пространственные представления понятий «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; знать маршрут передвижения (точка начала движения; число, стрелка 1→ 1, указывающие направление движения); умение проводить линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку); умение построения собственного маршрута (рисунка) и его описание; умение решать задачи разны видов; умение воспроизводить способы решения задач и выбрать наиболее эффективных способов решения; умение решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность; умение составлять объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.



ІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.

На занятиях предусматриваются следующие виды организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Формы деятельности:

- творческие работы;

- задания на смекалку;

- лабиринты;

- кроссворды, ребусы;

- логические задачи;

- упражнения на распознавание геометрических фигур;

- решение уравнений повышенной трудности;

- решение нестандартных задач;

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами;

- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.


Содержание программы

1.     Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.-  1 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-  1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши». - 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

19.  Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Решение задач на преобразование неравенств

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

кто такой Архимед;

- открытия Архимеда;

- вклад в науку.

25. Арифметический диктант.  Игра « Кто быстрее?». – 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решений

26Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

кто такой Пифагор;

- открытия Пифагор;

- вклад в науку.

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Устный счёт со Смешариками.- 1 час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.-  1 час

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.



ІІІ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.1. Тематическое планирование

 

п/п

         Тема

Количество часов

1

Закономерности

6 ч

2

Загадочные числа

8

3

Занимательные задачи 

10

4

Логические рассуждения

10

 

Итого:

34 часа

 

 

3.2. Календарно - тематическое планирование


П/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Виды деятельности

Форма контроля

Примечание

  1. Закономерности (6ч)

1

 Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

8.09





2

 Как люди научились считать.

1

15.09



Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

Конкурс на лучшую презентацию


3

 Интересные приемы устного счёта.

1

22.09


Устный счёт

Математический диктант


4

Решение занимательных задач в стихах.

1

29.09


Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач



5

Мир занимательных задач.

Прятки с фигурами

1

6.10


Работа с алгоритмами

Тестирование


6

Учимся отгадывать ребусы.

1

13.10


Составление математических ребусов

Конкурс на лучший математический ребус


  1. Загадочные числа (8 ч) 

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

20.10


Решение теста -кроссворда

Проверочный тест


8

Мир занимательных задач.

Числовые головоломки

1

27.10


Работа с алгоритмом

Контрольный тест


9

 Решение ребусов и логических задач.

1

3.11


Самостоятельная работа

Мини-олимпиада


10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

10.11


Составление схем, диаграмм

Тестирование


11

Загадки- смекалки.

1

17.11


Составление загадок, требующих математического решения

Конкурс на лучшую загадку-смекалку


12

 Игра «Знай свой разряд».

1

24.11


Работа с таблицей разрядов

Тест


13

Обратные задачи.

1

1.12


Работа в группах «Найди пару»

Познавательная игра «Где твоя пара?»


14

«Подумай и реши».

1

08.12


Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

Тестирование


15

Задачи с изменением вопроса.

1

15.12


Инсценирования задач

Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи


16

«Газета любознательных».

1

22.12


Проектная деятельность

Конкурс на лучшую математическую газету


  1. Занимательные задачи (10ч)

17

Решение нестандартных задач.

1

29.12


Решение задач на установление причинно-следственных отношений

Тестирование


18

Решение олимпиадных задач.

1

12.01


Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада


19

Игра «У кого какая цифра»

1

19.01


Творческая работа

Школьная олимпиада

Для проведения игры нужно знать следующее. Числа, изображенные на карточках, должны быть не какими угодно, а одно – четное, другое нечетное. В процессе игры надо одного из ребят попросить умножить свое число на четное число, а другого – на нечетное. Отгадывающий должен сам предположить, например, что у первого находится карточка с цифрой 3, а у второго — с цифрой 2, и мысленно тоже производить вычисления. Если результаты вычислений у отгадывающего и ребят с карточками, значит, предположение оказалось верным и действительно у первого – цифра 3, а у второго – цифра 2. Если же результаты вычислений не совпадут, то это означает, что предположение не оправдалось и поэтому у первого на карточке не цифра 3, а 2, а у второго – не 2, а 3.

20

 Школьная олимпиада

1

26.01



Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада


21

Игра «Работа над ошибками»

1

02.02


Работа над ошибками олимпиадных заданий

Тестирование


22

Математические горки.

1

09.02


Решение задач на преобразование неравенств

Конкурс на лучший «Решебник»


23

 Наглядная алгебра.

1

16.02


Работа в группах: инсценирование

Тестирование


24

Решение логических задач.

1

01.03


Схематическое изображение задач

Тестирование


25

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

15.03


Решение заданий повышенной трудности

Тестирование


26

Знакомьтесь: Архимед!

1

22.03


Работа с энциклопедиями и справочной литературой

Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации


  1. Логические рассуждения (8ч)

27

Задачи с многовариантными решениями.

1

05.04


Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения



28

Знакомьтесь: Пифагор!

1

12.04


Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Викторина


29

Задачи с многовариантными решениями.

1

19.04


Работа в парах по решению задач

Школьная олимпиада


30

Устный счёт со Смешариками

1

26.04


Знакомство с интересными приёмами устного счёта

Тест


31

Задачи с многовариантными решениями.

1

10.05


Индивидуальная работа

Тестирование


32

Математический КВН

1

17.05


Работа в группах



33-34

 Круглый стол «Подведем итоги»

2

24.05


Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Анкетирование



 

 


V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Технические и электронные средства обучения: мультимедийный  компьютер; проектор; экран; интернет; интерактивная доска.


Материально-техническое обеспечение:

1.      Комплекты карточек с числами:

1)        0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2)        10, 20, 30, 40, … , 90;

3)        100, 200, 300, 400, … , 900.

2.      «Математический веер» с цифрами и знаками.

3.      Электронные издания для младших школьников: «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

4.      Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

5.  Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.



V. ЛИТЕРАТУРА

1.      Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2.      Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3.      Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4.      Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5.      Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6.      Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7.      Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8.      Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

9. Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / В. В. Кривоногов. – М. : Первое сентября, 2002. – 219 с.

10.   Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.

 

Интернет-ресурсы

1.       http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2.       http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3.       http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4.       http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5.       http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!