РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 8 класса
составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897г., в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г № 1644, от 31.12.2015г № 1577).
Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ «РБНЛИ №1», утвержденной приказом № 46 (ОД) от 30.06.2019 г (с изменениями приказ № 59 от 28.06.2019г.).
Программой по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс / авторы Б.И. Мишин, М.В. Юрьева по учебникам под редакцией Ю.Л. Воробьева – М.: АСТ Астрель, 2014 г.-222с., без изменений.
«Методических указаний по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Железнодорожного района города Улан-Удэ, Республики Бурятии», утверждённых решением коллегии «Министерства образования Республики Бурятия», Протокол № 1 от 08.04.2019.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплектам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «АСТ Астрель».
УМК относится к классической линии учебников основ безопасности жизнедеятельности для 8 классов. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Обучение проходит в рамках завершенной линии учебников, включенных в Федеральный перечень учебников на данный учебный год.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:
Основы Безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник / М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин под редакцией Ю.Л. Воробьева- М.: АСТ Астрель, 2014.-174 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Рабочая тетрадь / Р.Г. Дроновская. - М.: АСТ: Астрель, 2014.-61с ил.
В соответствии с учебным планом ГБОУ «РБНЛИ №1» на изучении предмета
в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа направлена на обеспечение усвоения базового уровня предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении «Основ безопасности жизнедеятельности в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
Ученик получит возможность научиться:
развитию духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних, природных, техногенных и социальных угроз;
пониманию важности сохранения своего здоровья и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
осознанному выполнению правил безопасности в конкретной ситуации.
Ученик научится:
формировать культуру безопасности жизнедеятельности;
ответственно относится к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни;
понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Ученик получит возможность научиться:
моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;
алгоритмам действия в опасной или чрезвычайной ситуации техногенного и социального характера;
Ученик научится:
формулировать понятия, что такое опасность и безопасность;
навыкам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
оценивать свои поступки, уметь находить пути решения поставленных задач.
Познавательные УУД
Ученик получит возможность научиться:
понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
отыскивать необходимую информацию, анализировать ее и делать выводы.
Ученик научится:
анализировать причины возникновения опасности, обобщать и сравнивать;
видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду.
Коммуникативные УУД
Ученик получит возможность научиться:
принимать точку зрения собеседника,
понимать право существования иного мнения.
Ученик научится:
формулировать свои мысли,
работать в коллективе.
Предметные
Ученик получит возможность научиться:
понимать, что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуация;
разбираться в основных видах и причинах опасных ситуаций техногенного характера;
понимать существующую систему защиты населения от пожаров;
иметь представление о причинах возникновения аварий на ХОО, представлять их разрушительную силу;
понимать порядок действий при организации первой помощи при отравлениях химическими веществами и химическими ожогами;
иметь представление о потенциальной опасности искусственных и естественных гидросооружений;
разбираться в опасных и экстремальных ситуациях аварийного характера на радиационно опасных объектах;
знать правила действий в экстремальных ситуациях аварийного характера в повседневной жизни.
Ученик научится:
Определять, что такое опасность, опасная, экстремальная и ЧС;
Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека;
Понимать важность основ экологической культуры;
Понимать роль человеческого фактора в возникновении техногенных аварий: аварий на ХОО, радиационно опасных объектах, гидротехнических сооружениях;
Выявлять причинно-следственные связи;
Решать поставленные задачи;
Работать с различными источниками информации, анализировать, сопоставлять, делать выводы;
Объяснять свои поступки и действия;
Использовать свои знания в повседневной жизни;
Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах кислотой и щелочью.
Контрольно-измерительные материалы 8 класс ОБЖ 2021-2022 учебный год
Дата проведения | Вид работы | По теме |
1 | 2 | 3 |
I четверть |
22.10.2021 27.10.2021 | Контрольное тестирование | Пожары и взрывы |
II четверть |
17.12.2021 22.12.2021 | Контрольное тестирование | Правил поведения и действие населения при радиационных авариях |
III четверть |
26.01.2022 28.01.2022 | Контрольная работа | Причины и виды гидродинамических аварий |
23.03.2022 25.03.2022 | Тестовая работа | Загрязнение атмосферы |
IV четверть |
20.04.2022 22.04.2022 | Контрольная работа | Экстремальные ситуации аварийного характера |
18.05.2022 20.05.2022 | Контрольная работа | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения |
Основное содержание учебного предмета
8 класс
(34 ч, 1 час в неделю)
I Раздел.
Опасные и ЧС техногенного характера.
Безопасность и защита человека (27 часов).
Тема 1.
Опасные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (3 часа).
Техносфера.
Проблема увеличения техногенных аварий и катастроф.
Законы РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», « О безопасности», «Об охране окружающей среды», « О радиационной безопасности» и др.
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера.
Источники ЧС техногенного характера и их последствия.
Основные причины и стадии развитии техногенных происшествий.
Тема 2. Пожары и взрывы (5 часов).
Понятия «возгорание», «горение», «окислитель», «горючее вещество», «источники воспламенения», «пожар», «огненный шторм».
Отдельные и массовые пожары.
Пожароопасные объекты. Средства оповещения при пожара. Средства тушения пожаров.
Понятие «взрыв», «взрывоопасный объект».
Террористический акт и признаки наличия взрывных устройств.
Первичные и вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов и их поражающие факторы.
Меры по предупреждению пожаров.
Правила действий при обнаружении возгорания.
Тема 3. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (5 часов).
Химически опасные объекты.
Характеристика АХОВ, поражающие факторы.
Причины и последствия аварий на ХОО.
Зона химического заражения.
Динамические процессы в зоне химического заражения.
Классификация последствий аварий на ХОО.
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.
Средства индивидуальной защиты. Противогазы и ватно-марлевые повязки.
Тема 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа).
Понятия «радиоактивность», «ионизирующее излучение» и т.д.
Ядерное оружие.
Радиационная авария. Атомные электростанции в России. Система переработки ядерного сырья и отходов. Характеристика очагов поражения. Разбор и анализ аварий. Средства индивидуальной защиты. Первая помощь пострадавшим. Система оповещения. Задачи ГО.
Тема 5. Гидродинамические аварии (4 часа).
Плотины и их типы.
Водохранилища.
Разбор и анализ аварий на гидротехнических объектах.
Первичные и вторичные поражающие факторы.
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий.
Правила поведения.
При угрозе и во время проявления аварии на гидротехническом сооружении.
Тема 6. Нарушение экологического равновесия (6 часов).
Экология и экологическая обстановка.
Факторы, влияющие на экологическое состояние окружающей среды.
Экологическая безопасность. Экосистема. Экологический кризис.
Экологическая катастрофа.
Загрязнение атмосферы. Естественные и антропогенные источники загрязнения.. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод.
ПДК- экологический показатель.
II Раздел.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни
и правила безопасного поведения (7 часов).
Тема 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах (6 часов).
Велосипед. Правила движения велосипедистов.
Скутеры и мотоциклы. Правила пользования и движения.
Транспортные средства.
Обязанности водителя.
Правила проезда перекрестков.
Опасные и экстремальные ситуации в повседневной жизни.
Календарно-тематический план учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе
на 2021 - 2022 учебный год
34 ч (1 ч/н)
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека. (27 часов) Глава 1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (3 часа) |
1. | §1 | Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера | 03.09-08.09 | |
2. | §2 | Краткая характеристика основных видов, причин и стадий развития ЧС техногенного характера и их последствий | 10.09-15.09 | |
3. | §3 | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий | 17.09-22.09 | |
Глава 2 Пожары и взрывы (5 часов) |
4. | §4 | Пожары | 24.09-29.09 | |
5. | §5 | Взрывы | 01.10-06.10 | |
6. | §6 | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | 08.10-13.10 | |
7. | §7 | Последствия пожаров и взрывов | 15.10-20.10 | |
8. | §8 | Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрывов | 22.10-27.10 | |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Глава 3 Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 часов) |
9. | §9 | Опасные химические вещества и объекты | 29.10-10.11 | |
10. | §10 | Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | 12.11-17.11 | |
11. | §11 | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | 19.11-24.11 | |
12. | §12 | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. | 26.11-01.12 | |
| 13. | §13 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ. | 03.12-08.12 | |
| Глава 4 Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа) |
| 14. | §14 | Радиоактивность и радиационно опасные объекты | 10.12-15.12 | |
| 15. | §15 | Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты | 17.12-22.12 | |
| 16. | §16 | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты | 24.12-29.12 | |
| 17. | §17 | Правила поведения и действие населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. | 12.01-14.01 | |
| Глава 5 Гидродинамические аварии (4 часа) |
| 18. | §18 | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 19.01-21.01 | |
| 19. | §19 | Причины и виды гидродинамических аварий | 26.01-28.01 | |
| 20. | §20 | Последствия гидродинамических аварий | 02.02-04.02 | |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | 21. | §21 | Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 09.02-11.02 | |
| | Глава 6 Нарушение экологического равновесия (6 часов) |
| | 22. | §22 | Экология и экологическая безопасность | 16.02-18.02 | |
| | 23. | §23 | Биосфера и человек | 25.02-02.03 | |
| | 24. | §24 | Загрязнение атмосферы | 10.03-12.03 | |
| | 25. | §25 | Загрязнение почв | 04.03-09.03 | |
| | 26. | §26 | Загрязнение природных вод | 11.03-16.03 | |
| | 27. | §27 | Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России | 18.03-23.03 | |
| | 28. | | Обобщение знаний по разделу: Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека. Тестирование. | 25.03-30.03 | |
| | Раздел II Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения (7часов) |
| | Глава 7 Безопасное поведение на улицах и дорогах (6 часов) |
| | 29. | §28 | Правила для велосипедистов | 13.04-15.04 | |
| | 30. | §29 | Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения | 20.04-22.04 | |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 31. | §30 | Водитель-главный участник дорожного движения | 27.04-29.04 | |
| 32. | §31 | Проезд перекрестка | 11.05-13.05 | |
| 33. | §32 | Экстремальные ситуации аварийного характера | 18.05-20.05 | |
| 34.1 | | Обобщение знаний по разделу: «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения». Тестирование. | 25.05-27.05 | |
| 34.2 | | Тестирование по темам Разделов за учебный год. | 25.05-27.05 | |
| Итого часов - 34 | | П/Р | | |
| По программе 34 | | - | | |
| Выполнено 34 | | | | |
Возможные проекты: