1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Обществознание
Общество
Выпускник научится:
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
Выпускник получит возможность научиться:
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы
Право, его роль в жизни человека, общества и государства
Гражданин и государство
Судебная система Российской Федерации. Р/К. Суды Тюменской области Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Признаки и виды правонарушений. Р/К. Причины противоправного поведения, преступление. Источники риска противоправного поведения в нашем районе. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Система российского законодательства.
Экономика
Понятие экономики. Р/К. Экономика Тюменской области, района, села. Товары и услуги. Производство. Издержки, выручка, прибыль Предпринимательская деятельность. Р/К. Развитие бизнеса в регионе Торговля и ее формы. Обмен. Реклама. Деньги и их функции. Заработная плата и стимулирование труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Общество
Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис Р/К. Экологическая ситуация в Тюменской области, районе.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ | Тема и содержание раздела, количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Воспитательный компонент |
1 | Вводный урок. 1 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. | Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. |
2 | Социальные нормы. 4 часа | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. | Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; |
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы Право, его роль в жизни человека, общества и государства |
3 | Гражданин и государство. 7 часов | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; |
Судебная система Российской Федерации. Суды Тюменской области Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. |
4 | Основы российского законодательства, 5 часов Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Признаки и виды правонарушений. Причины противоправного поведения, преступление. Источники риска противоправного поведения в нашем районе. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Система российского законодательства. | Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. | Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. |
5 | Экономика. 13 часов | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя. Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение с точки зрения рационального покупателя. Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. | Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. |
Понятие экономики. Экономика Тюменской области, района, села. Товары и услуги. Производство. Издержки, выручка, прибыль Предпринимательская деятельность. Развитие бизнеса в регионе Торговля и ее формы. Обмен. Реклама. Деньги и их функции. Заработная плата и стимулирование труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. |
6 | Общество. 3 часа | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе. Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали. | Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности |
| Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис Экологическая ситуация в Тюменской области, районе. |
7 | Итоговое повторение. 1 час | Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе. | Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
№ п/п | Тема урока | Интегрированные уроки | Количество часов | Дата |
план | факт |
Повторение | | 1 | | |
1 | Что мы уже знаем и умеем? Повторение | | 1 | 07.09. | |
Социальные нормы | | 4 | | |
2 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Традиции и воспитание (ОДНКНР) | | 1 | 14.09. | |
3 | Диагностическая работа. Как усваиваются социальные нормы. Культура поведения человека (ОДНКНР) | | 1 | 21.09. | |
4 | Анализ диагностической работы. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. | | 1 | 28.09. | |
5 | Социальные нормы. Повторительно-обобщающий. | | 1 | 05.10. | |
Гражданин и государство | | 7 | | |
6 | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | | 1 | 12.10. | |
7 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Мои права и обязанности (ОДНКНР) | | 1 | 19.10. | |
8 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Мужество (ОДНКНР) | | 1 | 26.10. | |
9 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Порядочность. Совесть (ОДНКНР) | | 1 | 02.11. | |
10 | Судебная система Российской Федерации. НРК: Суды Тюменской области | | 1 | 09.11. | |
11 | Контрольный тест по теме «Гражданин и государство» | | 1 | 16.11. | |
Основы российского законодательства | | 5 | | |
12 | Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. | | 1 | 23.11 | |
13 | Признаки и виды правонарушений.НРК: Причины противоправного поведения, преступление. Источники риска противоправного поведения в нашем районе. | | 1 | 30.11. | |
14 | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. | | 1 | 07.12 | |
15 | Система российского законодательства. Правоохранительные органы. | | 1 | 14.12 | |
16 | Регулирование поведения людей в обществе. Повторительно-обобщающий. | | 1 | 21.12 | |
Экономика | | 13 | | |
17 | Понятие экономики. НРК: Экономика Тюменской области, района, села | | 1 | 11.01. | |
18 | Товары и услуги. | | 1 | 18.01. | |
19 | Производство. Издержки. Выручка. Прибыль. Ф/Г. «Бюджет государства и семьи» | | 1 | 25.01. | |
20 | Предпринимательская деятельность. НРК: Развитие бизнеса в регионе, районе, селе. | | 1 | 01.02. | |
21 | Ф/Г. Учимся создавать свой бизнес. Практикум. | | 1 | 08.02. | |
22 | Торговля и ее формы. Обмен. | | 1 | 15.02. | |
23 | Реклама | | 1 | 22.02. | |
24 | Деньги и их функции. Ф/Г.«С деньгами на ты или зачем быть финансово-грамотным»- онлайн-урок (http://dni-fg.ru/money) | | 1 | 01.03. | |
25 | Заработная плата и стимулирование труда. | | 1 | 08.03. | |
26 | Каким должен быть современный работник. Выбор профессии Ф/Г.«Пенсионные программы». | | 1 | 15.03. | |
27 | Экономические функции домохозяйства. | | 1 | 29.03 | |
28 | Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Ф/Г. Бюджет моей семьи. | | 1 | 05.04 | |
29 | Человек в экономических отношениях. Повторительно-обобщающий. Контрольный тест. | | 1 | 12.04 | |
Общество | | 3 | | |
30 | Взаимосвязь общества и природы. Экологические проблемы. Памятники природы. НРК: Экологическая ситуация в Тюменской области, районе. | | 1 | 19.04 | |
31 | Экологический кризис и пути его разрешения. | | 1 | 26.04 | |
32 | Человек и природа. Повторительно-обобщающий. | | 1 | 10.05 | |
Итоговое повторение | | 2 | | |
33 | Человек и общество. Итоговое повторение | | 1 | 17.05 | |
34 | Человек и общество. Конференция | | 1 | 24.05 | |
12