Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Гимназия № 3»
РАССМОТРЕНО Протокол МО гуманитарного цикла № 1 от «26» августа 2021 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ «Гимназия №3» от 27.28.2021 г. № 176 |
Рабочая программа
по
обществознанию
11 «В» класс
Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год
Учитель:
Морозова Тамара Юрьевна
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание 11 класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
Образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Гимназия № 3»;
Учебного плана МАОУ «Гимназия № 3» на 2021 – 2022 учебный год;
Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание 10 класс».
Обучение ведётся по учебнику: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. «Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений», под. ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А. Литвинова, 2014 г.
Программа рассчитана на 68 часов в год.
В целях эффективной реализации ФГОС запланирована организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Оценивание осуществляется в соответствии с Положением о системе оценивания и о промежуточной аттестации гимназии.
Предполагаемые результаты освоения учебной дисциплины
Личностными результатами освоения программы являются:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения программы являются:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Содержание учебного курса «Обществознание 11 класс»:
Введение в курс «Обществознание 11 класс».
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.
Глава 1. Экономическая жизнь общества.
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.
Экономика: наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители.
Экономический рост и развитие. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономические циклы. Причины циклического развития.
Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.
Фирма в экономике. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
Финансы в экономике. Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия инфляции.
Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Что такое государственная экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.
Глава 2. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Россия – многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живем.
Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.
Глава 3. Политическая жизнь общества.
Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России.
Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Местное самоуправление.
Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания.
Политические партии и партийные системы. Понятие политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.
Политическая элита и политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.
Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения.
Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.
Заключение.
Взгляд в будущее. Общество перед лицом угроз и вызовов 21 века. Возможная альтернатива. Постиндустриальное (информационное) общество.
Тематика исследовательских проектов и творческих работ обучающихся по курсу «Обществознание 11 класс»:
Влияние вступления России в ВТО на экономическое развитие страны.
Влияние общества на семью: калейдоскоп примеров.
Как зарождаются семейные традиции (на примере своей семьи или семей друзей и знакомых).
Как изменится семья в будущем: наш социальный прогноз.
Многообразие социальных интересов. Исследование по материалам СМИ интересов представителей различных социальных групп.
Молодежный бизнес: условия успеха.
Молодежь на рынке труда. Как не оказаться безработным?
Перспективные производства нашего региона.
Плюсы и минусы ученического самоуправления в нашей школе.
Политическая культура старшеклассников: идеал, действительность и программа совершенствования.
Политические организации в нашем регионе и их влияние на общественную мысль.
Предвыборная программа главы муниципалитета: обещания и их реализация.
Предприятия различных форм собственности в нашем регионе: какие работаю лучше.
Представления людей о социальной справедливости в прошлом и сегодня.
Представления о гендерных ролях у нынешних старшеклассников и поколения их родителей: что изменилось?
СМИ: зеркало политической жизни или активный субъект политики?
Современные политические лидеры: портреты на фоне эпохи.
Финансовые пирамиды 1990-х: причины и последствия.
Что поможет побороть вредные привычки в молодежной среде?
Этнонациональный портрет нашего региона: что помогает нам лучше понимать друг друга?
Тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контр. и провер. работы | Проектная деятельность |
1 | Введение в курс «Обществознание 11 класс». | 1 | | |
2 | Экономическая жизнь общества. | 26 | 1 | |
3 | Социальная сфера. | 16 | 1 | |
4 | Политическая жизнь общества. | 21 | 1 | |
5 | Заключение. | 4 | | 1 |
| Итого: | 68 | 3 | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| Месяц/ неделя | ___ «__» кл |
дата |
1 | Введение в курс «Обществознание 11 класс». | Сентябрь 1 неделя | |
Глава 1. Экономическая жизнь общества. (26 ч.) |
2 | Роль экономики в жизни общества. | Сентябрь 1 неделя | |
3 | Роль экономики в жизни общества. | Сентябрь 2 неделя | |
4 | Экономика: наука и хозяйство. | Сентябрь 2 неделя | |
5 | Экономика: наука и хозяйство. | Сентябрь 3 неделя | |
6 | Экономический рост и развитие. | Сентябрь 3 неделя | |
7 | Экономический рост и развитие. | Сентябрь 4 неделя | |
8 | Рыночные отношения в экономике. | Сентябрь 4 неделя | |
9 | Рыночные отношения в экономике. | Сентябрь 5 неделя | |
10 | Фирма в экономике. | Сентябрь 5 неделя | |
11 | Фирма в экономике. | Октябрь 1 неделя | |
12 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | Октябрь 1 неделя | |
13 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | Октябрь 3 неделя | |
14 | Слагаемые успеха в бизнесе. | Октябрь 3 неделя | |
15 | Слагаемые успеха в бизнесе. | Октябрь 4 неделя | |
16 | Экономика и государство. | Октябрь 4 неделя | |
17 | Экономика и государство. | Ноябрь 1 неделя | |
18 | Финансы в экономике. | Ноябрь 1 неделя | |
19 | Финансы в экономике. | Ноябрь 2 неделя | |
20 | Занятость и безработица. | Ноябрь 2 неделя | |
21 | Занятость и безработица. | Ноябрь 4 неделя | |
22 | Мировая экономика. | Ноябрь 4 неделя | |
23 | Мировая экономика. | Ноябрь 5 неделя | |
24 | Экономическая культура. | Ноябрь 5 неделя | |
25 | Экономическая культура. | Декабрь 1 неделя | |
26 | Практикум к главе 1. | Декабрь 1 неделя | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая жизнь общества». | Декабрь 2 неделя | |
Глава 2. Социальная сфера. (16 ч.) |
28 | Социальная структура общества. | Декабрь 2 неделя | |
29 | Социальная структура общества. | Декабрь 3 неделя | |
30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | Декабрь 3 неделя | |
31 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | Декабрь 4 неделя | |
32 | Нации и межнациональные отношения. | Декабрь 4 неделя | |
33 | Нации и межнациональные отношения. | Январь 2 неделя | |
34 | Семья и быт. | Январь 2 неделя | |
35 | Семья и быт. | Январь 3 неделя | |
36 | Гендер – социальный пол. | Январь 3 неделя | |
37 | Гендер – социальный пол. | Январь 4 неделя | |
38 | Молодежь в современном обществе. | Январь 4 неделя | |
39 | Молодежь в современном обществе. | Январь 5 неделя | |
40 | Демографическая ситуация в современной России. | Январь 5 неделя | |
41 | Демографическая ситуация в современной России. | Февраль 1 неделя | |
42 | Практикум к главе 2. | Февраль 1 неделя | |
43 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера». | Февраль 2 неделя | |
Глава 3. Политическая жизнь общества. (21 ч.) |
44 | Политика и власть. | Февраль 2 неделя | |
45 | Политика и власть. | Февраль 3 неделя | |
46 | Политическая система. | Февраль 3 неделя | |
47 | Политическая система. | Март 1 неделя | |
48 | Гражданское общество и правовое государство. | Март 1 неделя | |
49 | Гражданское общество и правовое государство. | Март 2 неделя | |
50 | Демократические выборы. | Март 2 неделя | |
51 | Демократические выборы. | Март 3 неделя | |
52 | Политические партии и партийные системы. | Март 3 неделя | |
53 | Политические партии и партийные системы. | Март 4 неделя | |
54 | Политическая элита и политическое лидерство. | Март 4 неделя | |
55 | Политическая элита и политическое лидерство. | Апрель 1 неделя | |
56 | Политическое сознание. | Апрель 1 неделя | |
57 | Политическое сознание. | Апрель 3 неделя | |
58 | Политическое поведение. | Апрель 3 неделя | |
59 | Политическое поведение. | Апрель 4 неделя | |
60 | Политический процесс и культура политического участия. | Апрель 4 неделя | |
61 | Политический процесс и культура политического участия. | Апрель 5 неделя | |
62 | Заключение: взгляд в будущее. | Апрель 5 неделя | |
63 | Практикум к главе 3. | Май 1 неделя | |
64 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая жизнь общества». | Май 1 неделя | |
65 | Защита проектов и творческих работ по курсу «Обществознание 11 класс». | Май 2 неделя | |
66 | Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Обществознание 11 класс». | Май 2 неделя | |
67 | Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Обществознание 11 класс». | Май 3 неделя | |
68 | Подведение итогов. | Май 3 неделя | |
Учебно-методический комплект, литература:
Александрова И. Ю. «Обществознание. Интенсивный курс» – М.: Айрис-Пресс, 2015;
Бекешев К. А. «Обществознание: учеб. пособие» – М.: Проспект, 2017;
Боголюбов Л.Н. «Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 класса» – М.: Просвещение, 2016;
Боголюбов Л. Н. «Общая методика преподавания обществознания в школе» – М.: Дрофа, 2018;
Боголюбов Л.Н. «Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций: базовый уровень» – М.: Просвещение, 2014;
Исаев Б. А. «Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие» – М.: Юрайт, 2017;
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. «Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С))» – М.: «Экзамен», 2016;
Мавлютова, Е. А. «Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права» – Волгоград: Учитель, 2017;
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2017;
Северина О.А. «Обществознание. 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся» – М.: Просвещение, 2014;
Степанько С.Н. «Обществознание 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова» – Волгоград: Учитель, 2014;
Тюляева Т. И. «Обществознание: настольная книга учителя» – М.: Астрель, 2015;
Сборник законов РФ.
Интернет ресурсы:
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://educom.ru/
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека