СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 

Планирование составлено на основе авторской программы Биология 5-11классы.

В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под

ред. Пасечника В.В,  Москва, «Просвещение»-2020г

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Биологии 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.ПОКРОВКА, ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН, АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

учителей ЕМЦ

Протокол № 1/21

От «30» 08.2021г.

ПРИНЯТО:

На заседании
Педагогического совета

Протокол № 1/21

от «30» 08. 2021г

УТВЕРЖДАЮ :

Директор

_______Тарасенко Ю.Н.

Приказ № 64/1

От «30» 08. 2021 г.








Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

6 класс, среднего общего образования,

базовый уровень

учитель :Стрельцова Т.В.

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часов в год,1 час в неделю.

Планирование составлено на основе авторской программы Биология 5-11классы.

В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под

ред. Пасечника В.В, Москва, «Просвещение»-2020г




Составитель:

Стрельцова Т.В.., учитель географии , I квалификационной категории







с.Покровка,

2021 год


Пояснительная записка

1. Рабочая программа «Биология» 6 класс разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ  основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Основной образовательной программы основного общего образования. Календарного учебного графика на  2021 - 2022 учебный год. Учебного плана МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» на 2021 – 2022 учебный год. Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа». Авторской программы В. В. Пасечник,С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы.Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020 год

с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Покровская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета

2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):

1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология.

Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва,

«Просвещение», 2020г.

2. Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под

ред. Пасечника В.В, Москва, «Просвещение»-2020г

3.Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.: ил. — (Академический школьный учебник) (Линия жизни).

4.Биология. Проверочные работы в формате ВПР. 6 кл.учеб.пособие для общеобразоват. Организаций /С.В. Суматохин, Г.С. калинова, З.Г. Гапанюк.- М.Просвещение,2020.-72с.

3. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» – 35 часов (из расчѐта – 1 ч в неделю). Для реализации программы необходимо резервные 8 часов распределить на следующие разделы:«Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов», «Многообразие организмов».

4. Общая характеристика учебного предмета

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.

5. Основные цели и задачи

Цели и задачи:

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

Главная цель курса: направлена на формирование универсальных учебных действий,

обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой

составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,

классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,

защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся

включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как

умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в

группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в

диалог, учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие

представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах

живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения

к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов,

углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении

бактерий, грибов и растений, получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии

растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

6.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

3. Содержание учебного предмета

Жизнедеятельность организмов

Обмен веществ – главный признак жизни. Питание – важный компонент обмена веществ. Пища

– основной источник энергии и строительного материала в организме. Способы питания

организмов.

Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения,

нормы и сроки их внесения.

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к

использованию энергии, света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе.

Питание животных. Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные.

Удаление из организма непереваренных остатков.

Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в

процессе дыхания. Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в организме

животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

Выделение – процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.

Размножение, рост и развитие организмов

Размножение, его роль в преемственности поколений, расселение организмов. Бесполое и

половое размножение.

Рост организмов. Рост органов растений.

Регуляция жизнедеятельности организмов

Значение регуляции жизнедеятельности организма. Общее представление о нервной системе.

Поведение организмов. Движения у растений. Передвижение животных.

Организм – единое целое.

8. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

9.Методы работы с детьми с ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо

развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно водных и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

10.Краткая характеристика класса: в 6 классе обучается 6 учащихся. Все дети обучаются по общеобразовательной программе

10. Формы организации образовательного процесса: в ходе учебного процесса предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения.

11.Используемые в обучении технологии: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированное обучение, уровневой дифференциации, проектная.

11.Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

12. Методы и приемы обучения:

 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

 Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.

 Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

 Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

 Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

 Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).

 Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

12. Формы и способы проверки знаний:

тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, творческие и проектные работы.

13. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности

обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и критериях оценивания учащихся МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора. Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, проежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития в МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».


14. Тематическое планирование предмета.

Радел

ч

Л. р.

Л.опыт

1

Раздел 1. Жизнедеятельность организмов

18


3

2

Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов

7

1

1

3

Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов

10


1



Итого

35

2

4






15.Календарно-тематическое планирование по биологии в 5 классе.

Раздел, тема урока

ч

Дата по плану

Дата по факту


Раздел 1. Жизнедеятельность организмов

18



1

Обмен веществ — главный признак жизни

1



2

Почвенное питание растений.Лабораторный опыт№1

«Поглощение воды корнем»

1



3

Удобрения

1



4

Фотосинтез

1



5

Питание бактерий и грибов

1



6

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные

1



7

Плотоядные и всеядные животные

1



8

Дыхание растений

1



9

Дыхание растений. Лабораторный опыт №2 «Выделение углекислого газа при дыхании»

1



10

Дыхание животных

1



11

Передвижение веществ у растений

1



12

Передвижение веществ у растений. Лабораторный опыт№3 «Передвижение веществ по побегу растения»

1



13

Передвижение веществ у животных

1



14

Передвижение веществ у животных

1



15

Выделение у растений

1



16

Выделение у растений

1



17

Выделение у животных

1



18

Выделение у животных

1




Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов

7



19

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

Л.р №1«Вегетативное размножение комнатных растений»

1



20

Половое размножение

1



21

Половое размножение

1



22

Рост и развитие организмов-свойства живых организмов Л.опыт№4 «Определение возраста деревьев по спилу»


1



23

Развитие животных с превращением и без превращения

1



24

Развитие животных с превращением и без превращения

1



25

Влияние вредных привычек на развитие человека

1




Раздел 3.Регуляция жизнедеятельности организмов

10



26

Раздражимость - свойство живых организмов

1



27

Гуморальная регуляция

1



28

Нейрогуморальная регуляция

1



29

Нервная регуляция


1



30

Нейрогуморальная регуляция у животных Л.р.№2 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»

1



31

Поведение. Врождённое поведение

1



32

Приобретенное поведение

1



33

Движение организмов

1



34

Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания


1



35

Организм — единое целое

1




16.Требования к уровню подготовки обучающегося

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

16.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2018.

2. Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В, Москва, «Просвещение»-2020г

3.Биология .проверочные работы в формате ВПР. 6кл. учеб.пособие для общеобразоват. организаций/С.В. Суматохин, Г.С.Калинова , З. Г. Гапонюк.- М. Просвещение,2020.-72с- (Линия жизни)

4.Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.: ил. — (Академический школьный учебник) (Линия жизни).

17.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебники и дополнительная литература.

2. Таблицы по темам курса.

3. Гербарии по темам курса.

4. Микролаборатории.

5. Живые растения.

6. Микропрепараты.

7. Электронный микроскоп.

8. Электронные источники информации.

9. РМУ: ноутбук. МФУ, проектор.

18. Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения

материалов

1. http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение

2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

5. www.standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт.

Пере6чень лабораторных работ.

Л. р. № 1 «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Л. р. № 2 «Рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы»

Л. Р. № 3 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях».

Л. р. № 4 «Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Л. р. № 5 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Л. р. № 6 « Внешнее строение цветкового растения»





Лист внесения изменений.


Дата внесения изменений

Тема

Содержание изменений

Подпись учителя

Подпись зам. директора


































































































































































































































Экспертиза рабочих программ учебных предметов


Учебный предмет (курс) Биология

Составитель программы Стрельцова Т.В..

Класс 6 Дата заполнения _____________

Эксперт Колокольникова Г.С..


Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист



2

Пояснительная записка




- выходные данные материалов




- цель программы




- задачи программы




- изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование




- количество часов курса




- универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС)




- общая характеристика учебного процесса




- формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся




- система оценивания учебных результатов



3

Содержание курса



4

Календарно-тематическое планирование




- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе




- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы



5

Требования к уровню подготовки учащихся



6

Перечень учебно-методических средств обучения



7

Перечень материально-технических средств обучения



8

Контрольные работы по предмету














13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!