СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка элективного курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ СРМК

_______________Е.В. Бледных

«___» _____________ 2021 г.












рабочая ПРОГРАММа

элективного курса


ЭК. География мира


Специальность

09.02.03 Программирование в компьютерных системах



Курс

1



Группы

П-11






Ставрополь 2021


ОДОБРЕНО

На заседании кафедры

математических

и естественнонаучных дисциплин

Протокол №11

от «15» июня 2021 г.


Зав. кафедрой

_______________ Т.П. Фатьянова







Согласовано:

Методист

____________ Ю.Ю. Калайтанова









Рекомендована Экспертным советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»

Заключение Экспертного совета №12 от 21 июня 2021 г.


Составитель: Попова Дарья Андреевна преподаватель математики СРМК


















Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………4

Общая характеристика элективного курса…………………………………5

Место элективного курса в учебном плане………………………………...6

Результаты освоения элективным курсом………………………………….6

Тематический план и содержание элективного курса…………………….11

Содержание элективного курса…………………………………………….12

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов……..20

Учебно-методические и материально-техническое обеспечение программы элективного курса……………………………………………...26

Информационное обеспечение обучения………………………………….27






































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Содержание курса «География мира» построено в соответствии с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в современном мире. Такой подход является актуальным и позволяет рассматривать природные, экономические и социальные процессы в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Важнейшим принципом построения курса является опора на исторические, типологические, дифференцированные подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.

Главная цель курса: формирование у студентов законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира

Учебно-методические задачи:

  • Сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • Научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов, явлений;

  • Развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • Формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • Вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями,

позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования студентов, формируя широкие представления о географии мира составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Это является спецификой курса.

Нормативные документы.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии, Федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного приказом МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от

5.03.2004 г. № 1089; национально-регионального компонента образовательного стандарта, образовательной программы СПО.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Содержание Элективных курсов социально-экономической географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли стран в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения социально-экономической географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной орга­низации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных ре­гионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Элективные курсы социально-экономическая география обладает большим количеством междисципли­нарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа – население – хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образо­вательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, изучение элективных курсов осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профес­сионального образования, специфики осваиваемых специаль­ностей.

Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Освоение содержания курсов завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание элективные курсов с включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные специальности СПО.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выпол­нение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Изучение Элективных курсов география мира завершается подведением итогов в форме зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.


МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Элективные курсы география мира являются учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Элективные курсы география мира в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В учебных планах ППССЗ место элективных курсов география мира – в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Освоение содержания элективных курсов география мира обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и спо­собность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития географической науки и общественной практики;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов­ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социаль­но-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудни­честве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полез­ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич­ной оценки получаемой информации;

  • креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способ­ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информа­ции, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб­щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен­тированные выводы;

  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре­менного мира;

  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обшир­ных междисциплинарных связях географии;

предметных:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных гео­графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на­селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природ­ных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о при­родных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен­ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи­модействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.






































































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО



Наименование разделов и тем

Количество аудитор

ных часов

Самостоя

тельная работа

Максималь

ная учебная нагрузка

Введение

2

0

2

1. Общий обзор современного мира

12

0

12

1.1 Природные ресурсы мира

2

0

2

1.2 География населения мира

2

0

2

1.3 Мировое хозяйство и география основных отраслей. 

2

0

2

1.4 География отраслей первичной сферы

мирового хозяйства

2

0

8

1.5 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

2



1.6 География отраслей третичной сферы хозяйства

2



2. Региональная характеристика мира

16

0

16

2.1  Политическая карта мира

2

0

2

2.2 Развитые страны мира

2

0

2

2.3 Развивающиеся страны мира

2

0

2

2.4 География населения и хозяйства

Зарубежной Европы

2



2.5 География населения и хозяйства

Зарубежной Азии

2



2.6 География населения и хозяйства Африки

2



2.7 География населения и хозяйства Северной Америки

2



2.8 География населения и хозяйства Латинской Америки

2



3. Глобальные проблемы человечества

6

0

6

3.1. Развитие человечества и возникновение глобальных проблем

2

0

4

3.2 Глобальные модели мирового развития

2

0

4

3.3 Ноосферный путь развития

2

0

2

Дифференцированный зачет

2


2

Итого по дисциплине

36


36


 







Содержание учебной программы.


Введение (1 час)


 Предмет социально-экономической географии. Формирование представления о географической картине мира. Основные методы исследования. Источники географической информации

Раздел 1. Общий обзор современного мира (12 часов).


Природные ресурсы мира. Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и общества в различные исторические эпохи. Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. 

Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых. 

Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель. 

Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, ее масштабы и последствия. 

Водные ресурсы. География водных ресурсов. Обеспеченность отдельных стран и регионов мира водными ресурсами. 

Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические. Проблемы их использования. 

Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира. 

Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Возможные пути решения экологических проблем. 


Практические работы. 

  1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира. 

  1. Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых и районов их наиболее выгодного территориального сочетания. 

  1. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями, водными и лесными ресурсами. 

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направле­ния. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и живот­новодства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.


География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, разви­тия мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.


География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенно­сти развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности междуна­родной торговли товарами.


Практические занятия

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.


География населения мира. Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения как отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демографический взрыв», его причины и последствия. 

Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах. 

Состав населения. Социальный и этнический (национальный) состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира. 

Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире. 

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения. 

Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Формы сельского расселения. 

Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов». 

Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах. 

Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения. 


Практические работы


  1. Построение схемы-графика «Изменение численности населения». 

  1. Составление таблицы «Основные языковые группы». 

  1. Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира. 

  1. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения. 

  1. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий. 

  1. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира. 

  1. Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегаполисов. 

  1. Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах.  


Мировое хозяйство и география основных отраслей


Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, международное географическое разделение труда. 

Научно-техническая революция и размещение производительных сил. Факторы размещения производительных сил. Модели территориальной структуры хозяйства в  разных типах стран. 

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Карты промышленности и сельского хозяйства. 

Промышленность мира (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика металлургия, машиностроение, химическая, легкая промышленность). География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры. 

Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зеленая революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии  отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства по странам. 

Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы. 

Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: география мировых валютно-финансовых отношений, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Ведущие экспортеры основных видов продукции.   

Международный туризм. Главные туристические районы мира. 

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия. 


Практические работы


  1. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа, железной руды. 

  1. Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран. 

  1. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов. 

  1. Выявление закономерностей освоения разных территорий. 

  1. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. 

  1. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями. 

Раздел 2. Региональная характеристика мира (16 часов).

 Политическая карта мира.

 Современная политическая карта как историческая категория. Завершение  началу XX века территориального раздела мира. Основные этапы изменения политической карты в XX и XXI веке. Современная политическая карта. 

Классификация и типология стран мира. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Монархии и республики как основные формы правления. 

Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран. 

Международные организации и группировки стран в современном мире, функции и значение. Международные отношения в современном мире. Геополитика. 


Практические работы. 


Составление классификации стран по различным признакам. 

Обозначение на контурной карте стран мира. 

Характеристика по картам ЭГП страны.   


Развитые страны мира. США и Канада. Экономико-географическое положение. Население стран: этнический состав, значение миграций, структура занятости и размещение. Крупнейшие агломерации и мегалополисы. Природно-ресурсный потенциал. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Экономические районы США: Север, Юг, Запад. Перспективы и проблемы развития. Интеграционная группировка НАФТА. 

Общая характеристика зарубежной Европы: природные условия и ресурсы, население, хозяйство, отраслевой состав, охрана окружающей среды и проблемы региона. Географический рисунок расселения и хозяйства Европы. «европейский союз» и модели европейской интеграции. 

Природные, политические, этнические и экономические внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа). Изучение стран Европы. 

Япония. Общая характеристика населения, природных условий и ресурсов. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Зависимость экономики Японии от международных экономических связей. 


Практические работы 


  1. Составление сравнительных характеристик двух стран (по выбору учителя). 

  1. Характеристика размещения хозяйства одной из стран. 

  1. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства страны. 

 

Развивающиеся страны мира.  Типология развивающихся стран. 

Общая характеристика зарубежной Азии. Природно-ресурсный потенциал. «Азиатский» тип расселения и размещения хозяйства. Изучение стран Азии (Китай, Индия). 

Латинская Америка. Принципы выделения региона, его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Основные черты расселения населения и географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Субрегионы Латинской Америки: Центральная Америка, Андские и Приатлантические страны. Общая характеристика и внутренние различия. 

Африка. Состав региона, ресурсы, население. Хозяйство Африки. 

Австралия. Особенности географического положения, природы и населения. Особенности хозяйства. 


Практические работы. 


  1. Составление сравнительных характеристик двух стран (по выбору учителя). 

  1. Характеристика размещения хозяйства одной из стран. 

  1. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства страны. 

  1. Сравнение международной специализации развитой и развивающейся стран, объяснение различий. 


География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положе­ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положе­ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группи­ровки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их фор­мирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный по­тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специали­зации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.


География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положе­ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономи­ческие районы.

Самостоятельная работа

Презентация по одной из тем: «Характеристика ЭГП США», «Штаты и города США» «Население США»

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их фор­мирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный по­тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического по­ложения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территори­альная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические занятия

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (6 часа). Сущность глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем. Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.  


Развитие человечества и возникновение глобальных проблем

Влияние человека на природу. Взаимосвязь природы и общества, общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, преднамеренные воздействия человека на условия существования.


Глобальные модели мирового развития

Сущность глобальных моделей мирового развития. Деление глобальных моделей мирового хозяйства на уровни. Концепция.


Ноосферный путь развития

Понятие ноосфера. Роль и место ноосферы в мире. Разработка идеологии ноосферы.

Практическая работа. 

Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества». 






















Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» ученик должен 

Знать/понимать 

  • Основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение т руда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, федеративное государство, унитарное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион; 

  • Традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИС) и др.; 

  • Особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана; 

  • Численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; 

  • Различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира; 

  • Основные направления внешних и внутренних миграций; 

  • Проблемы современной урбанизации; 

  • Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности; 

  • Географическую специфику отдельных регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя),  их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе в системе международного географического разделения труда; 

  • Географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса); 

  • Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; 

Уметь 

  • Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; 

  • Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; 

  • Применять разнообразные источники  географической информации для проведения наблюдений за природными и социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; 

  • Составлять комплексную  географическую характеристику регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран мира (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 

  • Описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков; 

  • Сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических  характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира; 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

  • Для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества; 

  • Для прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; 

  • Для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения; 

  • Для нахождения и применения географической информации (включая карты, статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития. 

  • ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение.

1. Источники географической информации

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географиче­ской информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных си­стем в изучении географии

2. Политическое устройство мира

Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современ­ные межгосударственные конфликты в различных регио­нах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

3. География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений экологизации хозяй­ственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природ­ных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

Выделять основные проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики.

4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наи­более разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наи­меньшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современ­ных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наи­меньшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная спе­циализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные эко­номические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хо­зяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

География отраслей первич­ной сферы мирового хозяйства

Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продук­ции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировы­ми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

География отраслей вторич­ной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть элек­троэнергии в которых производится на тепловых, гидрав­лических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей

География отраслей третич­ной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наиболь­шей протяженностью и плотностью сети железных и авто­мобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внеш­ней торговли товарами

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубеж­ной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади тер­ритории, численности населения и уровню экономическо­го развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами при­родных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наиболь­шими и наименьшими значениями естественного приро­ста населения, средней плотности населения и доли город­ского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структу­ры хозяйства Германии и Великобритании

География населения

и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубеж­ной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади терри­тории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольши­ми и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городско­го населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромыш­ленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структу­ры хозяйства Японии, Китая и Индии

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наиболь­шей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие города, основные горнопромышленные и сельскохо­зяйственные районы Африки

География населения и хозяйства Северной Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономиче­ские особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Ка­нады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопро­мышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического соста­ва и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США

География населения и хозяйства Латинской Америки

Умение показывать на карте различные страны Латин­ской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономиче­ского развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспе­ченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому со­ставу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латин­ской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие промышленные центры, основные горнопромышлен­ные и сельскохозяйственные районы Латинской Амери­ки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Ав­стралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно­промышленные и сельскохозяйственные районы

Развитие человечества и возникновение глобальных проблем

Умение объяснять в чем проявляется положительное и негативное влияние человека на природу. Определять взаимосвязь природы и общества, их общие и специфические черты. Изучить пути решения по предотвращению глобальных проблем

Глобальные модели мирового развития

Выделение глобальных моделей мирового

развития. Умение приводить примеры

деление глобальных моделей мирового

хозяйства на уровни. , определение их концепции


Ноосферный пусть развития

Умение объяснить о понятие «ноосфера», в

чем проявляется ее роль и место в мире. Предло-

жить свою разработку идеологии ноосферы.


















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ


Освоение программы элекутивных курсов географии мира организовано в учебном кабинете, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и оснащено типовым оборудованием.

Кабинет оснащен мультимедийным оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по географии, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения элективных курсов социально-экономической географии:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных геогра­фических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение элективных курсов географии мира, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой ли­тературой по географии.

В процессе освоения программы элективных курсов географии мира студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по гео­графии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Паикидзе А.А. География мирового хозяйства: учебное пособие / А.М. Цветков, 2021 г. // Текст : электронный // Электронно-библиотечная система znanium.com https://znanium.com/catalog/document?id=359647 (дата обращения 20.09.2021)-режим доступа для активизир.

  2. Коломынцева, Е. Н. Физическая география: учебное пособие / Е. Н. Коломынцева. — 2-е изд. — Саратов :Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 146 c. — ISBN 978-5-4486-0459-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79823.html(дата обращения: 01.10.2019). 

  3. Богачев, И. В. Основы географии населения, демографии и экологии урбанизированных территорий : учебное пособие / И. В. Богачев, Ю. Ю. Меринова, О. А. Хорошев. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 156 c. — ISBN 978-5-9275-2543-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87933.htm (дата обращения: 04.10.2019). — Режим доступа: для авторизир.

  4. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.

  5. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по географии.

  6. Примерная программа по географии среднего (полного) общего образования.

  7. Экономическая и социальноя география мира. 10 класс : поурочные планы по учебнику В.П.Максаковского / авт.-сост. О.И.Ануфриева. – изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015.- 343 с.

  8. Селищев Е.Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998.- 240 с., ил.

  9. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6-10 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1997.- 64с.: ил.

  10. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000 . – 95 с.

  11. Барабанов В.В. География. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания.- М.: издательство «Экзамен», 2010-2013 годы.

  12. Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/ Авт.-сост. Н.В. Болотникова.- М.: Издательство «Глобус», 2009.-110с.

  13. География. Методические материалы для педагогов при подготовке к Единому государственному экзамену/ Составители: Корнев И.Н., Поздняк С.Н.- Екатеринбург: УрГУ, 2008.

  14. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.2. Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского/ Авт.-сост. О.И.Ануфриева.- Волгоград: Учитель, 2005.-231с.

  15. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 л. Общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006. – 398 с.


26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!