СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 8-9 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа пожет начинающему педагогу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 8-9 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА АБАКАН «ГИМНАЗИЯ»



Приложение к основной образовательнойпрограмме

Основного общего образования




Рабочая программа по учебному предмету

«Химия»

8 – 9 классы




















I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;

испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) – уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;

признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;

уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения нового учебного предмета – химии; выполнять самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.



1.2. Метапредметные результаты обучения

8 класс

Регулятивные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные

•умение использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);

•умение использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование;

• умение использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);

• умение определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов;

• умение выполнять неполное однолинейное сравнение;

• умение выполнять неполное комплексное сравнение;

• умение выполнять полное однолинейное сравнение.

• умение самостоятельно использовать непосредственное наблюдение;

•умение выполнять полное комплексное сравнение;

• умение выполнять сравнение по аналогии.

• умение составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;

• умение под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение;

• умение под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

•умение осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;

•умение осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;

• умение получать химическую информацию из различных источников;

• умение определять объект и аспект анализа и синтеза;

• умение определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

• умение осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

• умение определять отношения объекта с другими объектами;

• умение определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • умение обмениваться наниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

  • умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

  • умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

  • умение слушать и слышать друг друга

  • умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

  • умение интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.



1.2.2. Метапредметные результаты обучения

9 класс


Регулятивные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


Познавательные

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;

  • умение определять виды классификации (естественную и искусственную);

  • умение осуществлять прямое дедуктивное доказательство.

  • умение с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

  • умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

  • умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

  • умение осуществлять доказательство от противного.

  • умение предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

  • умение понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;


Коммуникативные

  • умение подтверждать аргументы фактами;

  • умение критично относиться к своему мнению;

  • умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;





1.3. 1. Предметные результаты обучения.

8 класс

Выпускник научится:

• характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

• различать химические и физические явления;

• называть химические элементы;

• определять состав веществ по их формулам;

• определять валентность атома элемента в соединениях;

• определять тип химических реакций;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

• выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; • составлять формулы бинарных соединений;

• составлять уравнения химических реакций;

• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

• раскрывать смысл закона Авогадро;

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

• характеризовать физические и химические свойства воды;

• раскрывать смысл понятия «раствор»;

• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

• приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

• называть соединения изученных классов неорганических веществ;

• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

• определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

• проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

• составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

• раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

• определять вид химической связи в неорганических соединениях;

• изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

• раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

• определять степень окисления атома элемента в соединении;

• раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

• составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

• определять возможность протекания реакций ионного обмена;

• определять окислитель и восстановитель;

• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• классифицировать химические реакции по различным признакам;

Выпускник получит возможность научиться:

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

1.3.2 Предметные результаты

9 класс

Выпускник научится:

• раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

• объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

• проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

• характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

• получать, собирать кислород и водород;

• проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

• распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

• определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

• распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.





















II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ

2.1 Основное содержание учебного предмета «Химия»

8 класс

Блок, раздел содержания

Тема

Количество часов

Введение

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Практикум 1. Простейшие операции с веществом

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.


7 ч.

1.Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ.

Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

8 ч.

2.Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов – водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

6 ч.

3.Соединения химических элементов

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.

Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Практикум 1. Простейшие операции с веществом

Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

13 ч.

4.Изменения, происходящиес веществами

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света – реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ. Практикум 1. Простейшие операции с веществом

Признаки химических реакций.

16 ч.

5.Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Практикум 2. Свойства растворов электролитов

1. Ионные реакции. 2. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. 3. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 4. Решение экспериментальных задач.


18 ч.













2.1 Основное содержание учебного предмета «Химия»

9 класс

Блок, раздел содержания

Тема

Количество часов

1.Общая характеристика химических элементов и химических реакций.

Вводный инструктаж по ТБ.Химия –наука о веществах. Химические свойства неорганических соединений

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Химическая организация природы. Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ.

Классификация химических реакций. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

 12ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементовД. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов.

 20ч. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

3.Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»; «Подгруппа кислорода»; «Подгруппа азота»; «Подгруппа углерода», «Получение, собирание и распознавание газов».

 28ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

4.Обобщение знаний за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ)

Периодический закон и Периодическая система химических элементовД. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства.

 6ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 





III .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1.Тематическое планирование

8 класс

Тема урока

Количество часов

Вводный инструктаж по ТБ. Химия-наука о веществах.

1

Превращение веществ.

1

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1

Химические формулы.

1

Относительная атомная и молекулярная массы.

1

Массовая доля элемента в веществе

1

Практическая работа №1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием».

1

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер.

1

Изотопы

1

Строение электронных оболочек атомов

1

Электронные облака

1

Ионная химическая связь.

1

Ковалентная химическая связь

1

Металлическая химическая связь.

1

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

1

Простые вещества-металлы.

1

Простые вещества- неметаллы.

1

Количество вещества.

1

Решение задач по теме «Количество вещества.

1

Молярный объем газов.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

Степень окисления.

1

Бинарные соединения. Оксиды.

1

Основания

1

Кислоты.

1

Соли.

1

Массовая доля раствора.

1

Объемная доля компонентов в смеси.

1

Расчеты, связанные с понятием «доля».

1

Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов»

1

Кристаллические решетки

1

Чистые вещества смеси

1

Практическая работа №2 «Приготовление раствора вещества и расчет его массовой доли в растворе»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов"

1

Физические явления.

1

Химические реакции.

1

Химические уравнения.

1

Составление химических уравнений.

1

Расчеты по химическим уравнениям.

1

Решение расчетных задач.

1

Решение задач на содержание примеси веществ.

1

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

Реакции разложения

1

Реакции соединения.

1

Реакции замещения

1

Реакции обмена.

1

Типы химических реакций

1

Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами".

1

Практическая работа №3«Признаки химических реакций»

1

Контрольная работа№3 «Изменения, происходящие с веществами»

1

Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации

1

Ионные уравнения

1

Кислоты, их классификация.

1

Кислоты,свойства.

1

Основания, их классификация

1

Свойства оснований

1

Соли, их классификация

1

Свойства солей

1

Оксиды, их классификация и свойства

1

Генетическая связь.

1

ПА Контрольная работа

1

Окислительно-восстановительные реакции.

1

Уравнение реакций методом электронного баланса

1

Практическая работа №4 «Условия протекания химических реакций»

1

Расчеты по химическим уравнениям.

1

Расчеты по химическим уравнениям с расчетом массовой доли растворенного вещества.

1

Практическая работа №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

1

Обобщение, систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы.»

1

Итого

68 ч




3.2 Тематическое планирование


9 класс


Тема урока

Количество часов

Вводный инструктаж по ТБ. Химия –наука о веществах.

1

Химические свойства основных классов неорганических веществ.

1

Амфотерные гидроксиды

1

Амфотерные оксиды

1

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам.

1

Переходные элементы.

1

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева.

1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

1

Химическая организация природы.

1

Химические реакции. Скорость химической реакции.

1

Катализаторы и катализ.

1

Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов»

1

Положение металлов в периодической системе Менделеева и строение их атомов.

1

Физические свойства металлов.

1

Сплавы.

1

Коррозия металлов

1

Химические свойства металлов.

1

Решение расчетных задач по теме "Металлы"

1

Получение металлов.

1

Щелочные металлы

1

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы

1

Соединения металлов I и II группы.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Щелочные и щелочноземельные металлы»

1

Алюминий

1

Соединения алюминия

1

Железо

1

Генетические ряды железа (II) и железа (III).

1

Решение задач по теме «Металлы»

1

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

1

Практическая работа № 1 « Осуществление цепочки химических превращений ».

1

Практическая работа № 2 « Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов ».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы"

1

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.

1

Водород.

1

Вода

1

Галогены

1

Соединения галогенов

1

Получение галогенов.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы. Галогены».

1

Кислород

1

Сера

1

Соединения серы (IV)

1

Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты

1

Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы. Сера»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»

1

Азот. Круговорот азота в природе.

1

Аммиак

1

Соли аммония

1

Кислородные соединения азота.

1

Контрольная работа №3 «Неметаллы: водород, галогены, кислород,сера»

1

Азотная кислота и ее соли

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот»

1

Фосфор

1

Соединения фосфора

1

Фосфорная кислота

1

Углерод

1

Кислородные соединения углерода

1

Кремний .

1

Кислородные соединения кремния.

1

Практическая работа «Подгруппа кислорода и углерода»

1

Периодическая система Д. И. Менделеева и строения атома

1

Электроотрицательность. Степень окисления.Окислительно-восстановительные реакции.

1

Классификация химических реакций.

1

Диссоциация электролитов. Ионные уравнения реакций.

1

Номенклатура и характерные химические свойства неорганических веществ.

1

Итоговая контрольная работа.

1

Итого

66 ч.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!