МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АБАКАН «ГИМНАЗИЯ»
Приложение к основной образовательнойпрограмме
Основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету
«Химия»
8 – 9 классы
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
• знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;
• испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) – уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;
• признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;
• осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;
• проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
• уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения нового учебного предмета – химии; выполнять самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.
1.2. Метапредметные результаты обучения
8 класс
Регулятивные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные
•умение использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);
•умение использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование;
• умение использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);
• умение определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов;
• умение выполнять неполное однолинейное сравнение;
• умение выполнять неполное комплексное сравнение;
• умение выполнять полное однолинейное сравнение.
• умение самостоятельно использовать непосредственное наблюдение;
•умение выполнять полное комплексное сравнение;
• умение выполнять сравнение по аналогии.
• умение составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;
• умение под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение;
• умение под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;
•умение осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;
•умение осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;
• умение получать химическую информацию из различных источников;
• умение определять объект и аспект анализа и синтеза;
• умение определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;
• умение осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;
• умение определять отношения объекта с другими объектами;
• умение определять существенные признаки объекта.
Коммуникативные
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умение обмениваться наниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
умение слушать и слышать друг друга
умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
умение интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
1.2.2. Метапредметные результаты обучения
9 класс
Регулятивные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
умение определять виды классификации (естественную и искусственную);
умение осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
умение с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
умение осуществлять доказательство от противного.
умение предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
умение понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
Коммуникативные
умение подтверждать аргументы фактами;
умение критично относиться к своему мнению;
умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
1.3. 1. Предметные результаты обучения.
8 класс
Выпускник научится:
• характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
• различать химические и физические явления;
• называть химические элементы;
• определять состав веществ по их формулам;
• определять валентность атома элемента в соединениях;
• определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
• выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; • составлять формулы бинарных соединений;
• составлять уравнения химических реакций;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
• раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
• характеризовать физические и химические свойства воды;
• раскрывать смысл понятия «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
• приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
• называть соединения изученных классов неорганических веществ;
• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
• определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
• проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
• составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
• раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
• определять вид химической связи в неорганических соединениях;
• изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
• раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
• определять степень окисления атома элемента в соединении;
• раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
• составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
• определять возможность протекания реакций ионного обмена;
• определять окислитель и восстановитель;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• классифицировать химические реакции по различным признакам;
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
1.3.2 Предметные результаты
9 класс
Выпускник научится:
• раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
• объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
• проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
• характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
• получать, собирать кислород и водород;
• проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
• определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
• распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ
2.1 Основное содержание учебного предмета «Химия»
8 класс
Блок, раздел содержания | Тема | Количество часов |
Введение | Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Практикум 1. Простейшие операции с веществом Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. | 7 ч. |
1.Атомы химических элементов | Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. | 8 ч. |
2.Простые вещества | Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов – водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро». | 6 ч. |
3.Соединения химических элементов | Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Практикум 1. Простейшие операции с веществом Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. | 13 ч. |
4.Изменения, происходящиес веществами | Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света – реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ. Практикум 1. Простейшие операции с веществом Признаки химических реакций. | 16 ч. |
5.Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции | Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций. Практикум 2. Свойства растворов электролитов 1. Ионные реакции. 2. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. 3. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 4. Решение экспериментальных задач. | 18 ч. |
2.1 Основное содержание учебного предмета «Химия»
9 класс
Блок, раздел содержания | Тема | Количество часов |
1.Общая характеристика химических элементов и химических реакций. | Вводный инструктаж по ТБ.Химия –наука о веществах. Химические свойства неорганических соединений Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Химическая организация природы. Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Классификация химических реакций. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты. | 12ч. |
2.Металлы | Положение металлов в Периодической системе химических элементовД. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов. | 20ч. |
3.Неметаллы | Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»; «Подгруппа кислорода»; «Подгруппа азота»; «Подгруппа углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». | 28ч. |
4.Обобщение знаний за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) | Периодический закон и Периодическая система химических элементовД. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства. | 6ч. |
III .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1.Тематическое планирование
8 класс
Тема урока | Количество часов |
Вводный инструктаж по ТБ. Химия-наука о веществах. | 1 |
Превращение веществ. | 1 |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 |
Химические формулы. | 1 |
Относительная атомная и молекулярная массы. | 1 |
Массовая доля элемента в веществе | 1 |
Практическая работа №1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 |
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер. | 1 |
Изотопы | 1 |
Строение электронных оболочек атомов | 1 |
Электронные облака | 1 |
Ионная химическая связь. | 1 |
Ковалентная химическая связь | 1 |
Металлическая химическая связь. | 1 |
Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов» | 1 |
Простые вещества-металлы. | 1 |
Простые вещества- неметаллы. | 1 |
Количество вещества. | 1 |
Решение задач по теме «Количество вещества. | 1 |
Молярный объем газов. | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | 1 |
Степень окисления. | 1 |
Бинарные соединения. Оксиды. | 1 |
Основания | 1 |
Кислоты. | 1 |
Соли. | 1 |
Массовая доля раствора. | 1 |
Объемная доля компонентов в смеси. | 1 |
Расчеты, связанные с понятием «доля». | 1 |
Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов» | 1 |
Кристаллические решетки | 1 |
Чистые вещества смеси | 1 |
Практическая работа №2 «Приготовление раствора вещества и расчет его массовой доли в растворе» | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов" | 1 |
Физические явления. | 1 |
Химические реакции. | 1 |
Химические уравнения. | 1 |
Составление химических уравнений. | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям. | 1 |
Решение расчетных задач. | 1 |
Решение задач на содержание примеси веществ. | 1 |
Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1 |
Реакции разложения | 1 |
Реакции соединения. | 1 |
Реакции замещения | 1 |
Реакции обмена. | 1 |
Типы химических реакций | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами". | 1 |
Практическая работа №3«Признаки химических реакций» | 1 |
Контрольная работа№3 «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации | 1 |
Ионные уравнения | 1 |
Кислоты, их классификация. | 1 |
Кислоты,свойства. | 1 |
Основания, их классификация | 1 |
Свойства оснований | 1 |
Соли, их классификация | 1 |
Свойства солей | 1 |
Оксиды, их классификация и свойства | 1 |
Генетическая связь. | 1 |
ПА Контрольная работа | 1 |
Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
Уравнение реакций методом электронного баланса | 1 |
Практическая работа №4 «Условия протекания химических реакций» | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям. | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям с расчетом массовой доли растворенного вещества. | 1 |
Практическая работа №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | 1 |
Обобщение, систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы.» | 1 |
Итого | 68 ч |
3.2 Тематическое планирование
9 класс
Тема урока | Количество часов |
Вводный инструктаж по ТБ. Химия –наука о веществах. | 1 |
Химические свойства основных классов неорганических веществ. | 1 |
Амфотерные гидроксиды | 1 |
Амфотерные оксиды | 1 |
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам. | 1 |
Переходные элементы. | 1 |
Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева. | 1 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | 1 |
Химическая организация природы. | 1 |
Химические реакции. Скорость химической реакции. | 1 |
Катализаторы и катализ. | 1 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов» | 1 |
Положение металлов в периодической системе Менделеева и строение их атомов. | 1 |
Физические свойства металлов. | 1 |
Сплавы. | 1 |
Коррозия металлов | 1 |
Химические свойства металлов. | 1 |
Решение расчетных задач по теме "Металлы" | 1 |
Получение металлов. | 1 |
Щелочные металлы | 1 |
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы | 1 |
Соединения металлов I и II группы. | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Щелочные и щелочноземельные металлы» | 1 |
Алюминий | 1 |
Соединения алюминия | 1 |
Железо | 1 |
Генетические ряды железа (II) и железа (III). | 1 |
Решение задач по теме «Металлы» | 1 |
Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» | 1 |
Практическая работа № 1 « Осуществление цепочки химических превращений ». | 1 |
Практическая работа № 2 « Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов ». | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы" | 1 |
Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон. | 1 |
Водород. | 1 |
Вода | 1 |
Галогены | 1 |
Соединения галогенов | 1 |
Получение галогенов. | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы. Галогены». | 1 |
Кислород | 1 |
Сера | 1 |
Соединения серы (IV) | 1 |
Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты | 1 |
Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы. Сера» | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода» | 1 |
Азот. Круговорот азота в природе. | 1 |
Аммиак | 1 |
Соли аммония | 1 |
Кислородные соединения азота. | 1 |
Контрольная работа №3 «Неметаллы: водород, галогены, кислород,сера» | 1 |
Азотная кислота и ее соли | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот» | 1 |
Фосфор | 1 |
Соединения фосфора | 1 |
Фосфорная кислота | 1 |
Углерод | 1 |
Кислородные соединения углерода | 1 |
Кремний . | 1 |
Кислородные соединения кремния. | 1 |
Практическая работа «Подгруппа кислорода и углерода» | 1 |
Периодическая система Д. И. Менделеева и строения атома | 1 |
Электроотрицательность. Степень окисления.Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
Классификация химических реакций. | 1 |
Диссоциация электролитов. Ионные уравнения реакций. | 1 |
Номенклатура и характерные химические свойства неорганических веществ. | 1 |
Итоговая контрольная работа. | 1 |
Итого | 66 ч. |