Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 115»
«Согласовано» Руководитель МО: « » 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора «___»______ 2021 г. |
Рабочая программа
по обществознанию
7 класс
Калашникова М.В. –
учитель истории и обществознания
г. Омск, 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции преподавания обществознания, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), основной образовательной программы основного общего образования БОУ г. Омска «Гимназия 115»,.учебного плана БОУ г. Омска « Гимназия 115» на 2021-2022 уч. год, положения о рабочей программе БОУ г. Омска «Гимназия 115», авторской программы к линии УМК «Обществознание» для 6-9 классов серии «СФЕРЫ» авторов О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой; Москва, «Просвещение» 2017г.
Цели обществоведческого курса:
- содействовать воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста.
Задачи:
-создать содержательные и организационно -педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
-способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
-помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
-содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
-обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
-предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения(называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
Общее количество часов в год составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.
Учебник Обществознание 7 класс ( О.А.Котова, Т.Е.Лискова и др) М. :Просвещение, 2020,
Содержание программы 7 класс (35 ч)
Тема I. Регулирование поведения людей в обществе
По каким правилам живёт общество.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Как усваиваются социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Общественные ценности и общественное сознание.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.
Как мораль влияет на жизнь человека и общества. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
Как право регулирует жизнь общества.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Источники права.
Нормы и отрасли права. Система российского законодательства. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоотношения. Субъекты права.
Тема II. Права и свободы человека и система их защиты Основные права и свободы человека и гражданина РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы РФ. Правоохранительные органы.
Как осуществляется правосудие в РФ. Судебная система Российской Федерации.
Способы защиты прав человека в РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Международная система защиты прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека.
Тема III. Гражданские правоотношения в РФ Дееспособность и правоспособность гражданина РФ. Правоспособ-ность и дееспособность. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Какие права и законные интересы человека защищает гражданское право. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.
Как решаются гражданско-правовые споры. Способы защиты гражданских прав.
Тема IV. Семейные правоотношения в РФ Заключение и расторжение брака. Семья под защитой государства.Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Основания и порядок расторжения брака.
Права и обязанности супругов. Семья под защитой государства. Личные неимущественные права. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов.
Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.
Тема V . Трудовые правоотношения в РФ Право на труди трудовые отношения в РФ. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека .Порядок приёма и оформления на работу.
Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.Стороны трудовых правоотношений. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Порядок прекращения трудового договора.
Особенности трудоустройства несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Условия труда.
Тема VI . Юридическая ответственность в РФ
Правонарушение. Признаки и виды правонарушений.
Что такое юридическая ответственность. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Административные правонарушения и виды административных наказаний. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Преступления и наказания в уголовном праве. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Возраст, с которого наступает юридическая (гражданско-правовая, административная, уголовная) ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Тематическое планирование курса обществознание в 7 классе
№ | Название раздела | Основные виды учебной деятельности |
Кол- во часов | Кол- во часов самостоятельных и |
1 | Введение | 1 | |
2 | Раздел I. Регулирование поведение людей в обществе 7часов | 7 | |
| По каким правилам живет общество | 1 | |
| Общественное сознание и общественные ценности | 1 | |
| Влияние морали на жизнь человека и общества | 1 | |
| Правовое регулирование общественной жизни | 1 | |
| Отрасли и нормы права | 1 | |
| Правоотношения | 1 | |
| Регулирование поведения людей в обществе | 1 | |
3 | Раздел II. Права и свободы человека и система их защиты 8ч | 7 | 1 |
| Основные права и свободы человека и гражданина | 1 | |
| Правоохранительные органы РФ | 1 | |
| Судебная система | 1 | |
| Способы защиты прав человека в РФ | 1 | |
| Международная система защиты прав человека | 1 | |
| Права и свободы человека и система защиты прав человека | 1 | |
| Промежуточная аттестация | 1 | |
4 | Раздел III. Гражданские правоотношения в РФ(4 часа) | 4 | |
| Правоспособность и дееспособность человека | 2 | |
| Гражданские правоотношения | 2 | |
5 | Раздел IV. Семейные правоотношения в РФ(4 часа) | | |
| Заключение и прекращение брака | 1 | |
| Права и обязанности супругов | 1 | |
| Права и обязанности родителей и детей | 1 | |
| Семейные правоотношения | 1 | |
6 | Раздел V. Трудовые правоотношения 4 часа | | |
| Право на труд и трудовые отношения | 1 | |
| Права и обязанности работника и работодателя | 1 | |
| Особенности трудоустройства несовершеннолетних | 1 | |
| Трудовые правоотношения | 1 | |
| Раздел VI Юридическая ответственность в РФ (6 ч) | | 1 |
| Правонарушение. | 1 | |
| Что такое юридическая ответственность | 1 | |
| Административная ответственность | 1 | |
| Уголовная ответственность | 1 | |
| Особенности юридической ответственности | 1 | |
| Юридическая ответственность | 1 | |
| Итоговая аттестация | 1 | |
| Социальные нормы Итоговое повторение | 1 | |
Требования к результатам обучения:
Личностными результатами:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества,
усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
воспитание уважения к наследию народов России; восприятие традиций обществоведческого диалога, сложившихся в Российском государстве.
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
формирование представления о территории и границах России, его достижений и культурных традиций;
формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
ценностные ориентиры основанные на идеях:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
Метапредметные результаты:
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
Способности анализировать реальные социальные ситуации;
Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
Предметные результаты:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;