СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 Обществознание по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки является частью программы подготовки специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Смоленское областное Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОфессиональное образовательное учреждение


«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.05 Обществознание


Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

(базовой подготовки)


Специальность 33.02.01 «Фармация»

(базовой подготовки)














2017 г








«Утверждаю»

Директор СОГБПОУ

«Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»

Рыжкова А.М. _______

«31» августа 2017г









Автор: Наташенков Н.А. – преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»


Внутренний рецензент: Никитина М.И. – зав. методическим отделом СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
















СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

  4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 Обществознание по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки рассмотрена на заседании ЦМК социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г;


Одобрена на заседании методического совета

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 Обществознание по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки является частью программы подготовки специалистов среднего звена.

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 Обществознание по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях СПО» в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с рабочим учебным планом колледжа, и примерной программой учебной дисциплины.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОДБ.05 Обществознание относится к общеобразовательному циклу естественнонаучного профиля программы подготовки специалистов среднего звена.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

В содержание программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

1.4 Рекомендуемое количество часов:

Максимальная нагрузка 175 часов, обязательная аудиторная нагрузка - 117 часов, из них I семестр - 50 часов, II семестр - 67 часов.

Самостоятельная работа: 58 часов

Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Тематический план


Наименование разделов и тем

Количество часов

Макс. нагр.

Аудит. часы

Сам. р-та

Введение

2

2

-

1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

33

22


11

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

18

12

6

1.2. Общество как сложная система

15

10

5

2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

15

10

5

2.1. Духовная культура личности и общества

3

2

1

2.2. Наука и образование в современном мире

6

4

2

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

6

4

2

3. Экономика

30

20

10

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

9

6

3

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

9

6

3

3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

9

6

3

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

3

2

1

4. Социальные отношения

27

18

9

4.1. Социальная роль и стратификация

9

6

3

4.2. Социальные нормы и конфликты

9

6

3

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

9

6

3

5. Политика как общественное явление

18

12

6

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

9

6

3

5.2. Участники политического процесса

9

6

3

итого:

125

84

41

6. Право

50

33

17

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

9

6

3

6.2. Основы конституционного права РФ

12

8

4

6.3. Отрасли российского права.

24

16

8

6.4. Международное право

5

3

2

Итого:

175

117

58

2.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы занятий

Количество часов

Макс. нагр.

Аудит. часы

Сам. р-та

1.Введение. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

2

2

-

Раздел №1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

33

22


11

2. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и творчество.

3

2

1

3.Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.

3

2

1

4. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Научное мышление.

3

2

1

5. Свобода как условие самореализации личности. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

3

2

1

6. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.

3

2

1

7. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Трудовая деятельность. Истоки конфликтов в среде молодежи.

3

2

1

8. Общество как сложная динамичная система. Специфика общественных отношений.

3

2

1

9. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

3

2

1

10. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция. Понятие общественного прогресса.

3

2

1

11. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное.

3

2

1

12. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

3

2

1

Раздел №2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

15

10


5

13. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура общения.

3

2

1

14. Наука. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска.

3

2

1

15. Образование. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации.

3

2

1

16. Мораль. Основные принципы и нормы морали.

3

2

1

17. Религия как феномен культуры. Искусство и его роль в жизни людей.

3

2

1

Раздел №3. Экономика.

30

20

10

18. Экономика как наука. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства.

3

2

1

19. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем.

3

2

1

20. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи.

3

2

1

21. Рынок. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.

3

2

1

22. Фирма. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Бизнес. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

3

2

1

23. Частные и общественные блага. Роль государства в экономике. Государственный бюджет.

3

2

1

24. ВВП и его структура. Экономический рост. Экономические циклы.

3

2

1

25. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Человеческий капитал. Безработица.

3

2

1

26. Деньги. Банковская система. Роль центрального банка. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.

3

2

1

27. Особенности современной экономики России. Основные проблемы экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

3

2

1

Раздел №4. Социальные отношения.

27

18

9

28. Социальные отношения. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

3

2

1

29. Социальная роль. Социализация личности. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

3

2

1

30. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

3

2

1

31. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

3

2

1

32. Социальные нормы. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Здоровый образ жизни.

3

2

1

33. Социальный конфликт, причины и истоки возникновения Пути разрешения социальных конфликтов.

3

2

1

34. Особенности социальной стратификации в современной России.

3

2

1

35. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

3

2

1

36. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Национальная политика в РФ.

3

2

1

Раздел №5. Политика как общественное явление.

18

12

6

37. Понятие, типы власти. Политическая система. Признаки государства. Государственный суверенитет.

3

2

1

38. Внутренняя и внешняя политика. Особенности современных государств. Основные особенности развития современной политической системы.

3

2

1

39. Формы государственного устройства и правления. Демократия, ее ценности и признаки. Правовое государство.

3

2

1

40. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое лидерство.

3


2

1

41. Гражданское общество. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

3


2

1

42. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Зачет.

3

2

1

Раздел №6. Право.

50

33

17

43. Введение. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права.

3

2

1

44. Формы права. Нормативные правовые акты. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3

2

1

45. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность.

3

2


1

46. Конституционное право. Система государственных органов Российской Федерации. Местное самоуправление.

3

2

1

47. Правоохранительные органы Р.Ф.Судебная система Р.Ф. Адвокатура. Нотариат. Гражданство. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

3

2

1

48. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

3

2

1

49. Обязанность защиты Отечества. Права и обязанности налогоплательщика.

3

2

1

50. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Гражданско-правовой договор.

3

2

1

51. Имущественные права. Личные неимущественные права. Права потребителей.

3

2

1

52. Семейное право. Порядок, заключения брака. Права и обязанности супругов. Правоотношения родителей и детей. Опека и попечительство.

3

2

1

53. Трудовое право. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

3

2

1

54. Коллективный договор. Профсоюзы. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата.

3

2

1

55. Административное право. Административные проступки. Административная ответственность.

3

2

1

56. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления.

3

2

1

57. Уголовная ответственность. Уголовной ответственность несовершеннолетних. Уголовное наказание.

3

2

1

58. Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека. Зачет.

5

3

2

Итого:

175

117

58


    1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем

часов

1. Введение. Социальные науки.

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.


2

Раздел №1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

2. Философские представления о социальных качествах человека.







Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.



22






2

3.Формирование характера человека. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.


Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.




2

4. Проблема познаваемости мира. Мировоззрение. Научное мышление.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Научное мышление.

2

5. Свобода как условие самореализации личности.

Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.


2

6. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие.

Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.

2

7. Умение общаться. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Причины и истоки агрессивного поведения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.


2

8. Общество как сложная динамическая система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.


2

9. Общество и природа.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной Противоречивость воздействия людей на природную среду.


2

10. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция.

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация.


2

11. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное.


12.Особенности современного мира. Процессы глобализации.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.


2

Раздел №2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

13. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.




Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.


10



2

14. Наука. Значимость труда ученого Свобода научного поиска.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.


2

15. Образование. Роль образования в жизни современного человека и общества.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.


2

16. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.


2

17. Религия как феномен культуры. Искусство и его роль в жизни людей.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2

Раздел №3.

Экономика.

18. Экономика как наука. Главные вопросы экономики. Факторы производства.


Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

20



2

19. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.


2

20. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.


2

21. Рынок. Спрос. Предложение.

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.


2

22. Фирма. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.

Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.


2





23. Роль государства в экономике. Частные и общественные блага. Государственный бюджет.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике.

Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.



2

24. ВВП, его струк- тура и динамика. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.


2

25. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.


2

26. Деньги. Банковская система. Инфляция.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.


2

27. Основные проблемы современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.


Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.


2

Раздел №4.

Социальные отношения.

28. Социальные отношения. Социальная стратификация.

Социальная мобильность.




Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

18


2




2

29. Социальная роль. Социализация личности.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.


2

30. Социальный статус и престиж.

Социальная стратификация. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.


2

31. Социальный контроль.Самоконтроль.

Социальные нормы. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.


2

32. Социальные нормы. Девиантное поведение. Здоровый образ жизни.

Социальные нормы. Девиантное поведение, его формы, проявления. Здоровый образ жизни. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

33. Социальный конфликт.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.


2

34. Особенности социальной стратификации в современной России.

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.


2

35. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.



2

36. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты. Национальная политика в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.


2

Раздел №5. Политика как общественное явление

37. Понятие власти, типы власти. Политическая система. Признаки государства. Государственный суверенитет.



Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Политика и власть. Политика как общественное явление.

12





2

38. Внутренняя и внешняя политика. Основные особенности развития современной политической системы.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.


2

39. Формы государственного устройства и правления. Правовое государство.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.


2

40. Личность и государство.

Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.


2

41. Гражданское общество и государство.

Гражданское общество. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.


2

42. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Классификация политических партий и движений. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Зачет.


2

Раздел №6. Право.

43. Введение. Право в системе социальных норм.


Юриспруденция как общественная наука Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право




2

44. Формы права. Нормативные правовые акты.

Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.


2

45. Правовые отношения и их структура.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.


2

46. Конституционное право.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.


2

47. Правоохранительные органы.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.


2

48. Основные конституционные права граждан РФ.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Право на альтернативную гражданскую службу


2

49. Обязанность защиты Отечества. Права и обязанности налогоплательщика.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика.


2

50. Гражданское право.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.


2

51. Имущественные и личные неимущественные права. Права потребителя.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.


2

52. Семейное право.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.


2

53. Трудовое право.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.


2

54. Коллективный договор. Профсоюзы. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.


2

55. Административное право.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.


2

56. Уголовное право.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Понятие презумпции невиновности.


2

57. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Уголовное наказание.


2

58. Международное право.

Зачетное занятие.

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Зачет.


3




Виды самостоятельных работ:


– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.


2.3 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:


1. Общество и его регуляторы.

2. Право – воплощение справедливости и добра.

3. Права человека – эволюция развития.

4. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.

5. Права потребителей.

6. Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.

7. Конституция РФ – основной закон жизни государства.

8. Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспекти вы.

9. Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.

10. Тоталитаризм – феномен XX столетия.

11. Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.

12. Политика – наука, искусство и профессия.

13. Свободные выборы – утопия или реальность.

14. Четвертая власть и ее роль в политической жизни.

15. Демократия – за и против.

16. Политические партии и лидеры современной России.

17. Лидер – кто он?

18. Политические идеи русских мыслителей.

19. Консерватизм, либерализм, социализм, ...изм.

20 Молодежь и ее роль в современной политике.

21. Политические реформы в современной России.

22. Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная:

  1. Важенин А.Г. «Практикум по обществознанию», Москва, «Академия», 2012 г.

  2. Каверин В.И., Курбатов П.И. «Обществознание», Москва, «ЮНИТИ ДАНА», 2017 г.

  3. Клименко А.В., Румынина В.В. «Обществознание», Москва, «Дрофа», 2016 г.

  4. Курбатов В.И. «Обществознание», учебник. Ростов на Дону, «Феникс», 2015 г.


Дополнительная:

  1. Лазебников А.Ю., Смирнова Н.М. «Обществознание», Москва, «Просвещение», 2007 г.

  2. Баранов П.А. «Обществознание в таблицах», Москва, «АСТ Астрель», 2012 г.

  3. Барабанов В.В. «Обществознание» Словарь-справочник, Москва, «АСТ Астрель», 2014 г.



Интернет-ресурсы:

  1. http://WWW.members. Xoom. com (foox) index / html

  2. http://WWW.lants.telluru (history)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!