СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы зарегистрировались на multiurok.ru и указали этот адрес электронной почты ([email protected]).

Если это были не Вы, пожалуйста, проигнорируйте это письмо.

 
Для подтверждения email адреса, Вам нужно пройти по следующей ссылке:
 
http://multiurok.ru/id44519232/approve-email/601792d69e077/[email protected]
 
Если у Вас есть вопросы по работе сайта, посетите http://multiurok.ru/about
 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.АРАБАЕВА

ОШСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ







УТВЕРЖДАЮ

Директор ОРИ

_______Н.А. Мадалиев

«___»__________202__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению:

«532000 –Физическая культура »

Сетка часов по учебному плану

Наименование дисциплины

Всего

Ауд.

зан.

Аудиторные занятия

СРС

Отчетность



Лекции

Практические

1-сем

2-сем

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

180 ч


36ч


20

16 ч

144 ч


Экзамен

Экзамен

1-сем

60ч

12

8

4

48

Экзамен

Экзамен

1-сем

120ч

24

12

12

96

Экзамен

Экзамен



Рабочая программа составлена на основании ООП, утвержденный Ученым Советом факультета «Социально-гуманитарных дисциплин» , протокол № _ от “ __”_ 2020г.

Составители: Абдывалиева М.К.,Мамытов Ж.Р.






Ош – 2020

Аннотация к УМК учебной дисциплины «Физическая культура»


Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы по специальности «532000» «Физическая культура».



Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

ОК-1-владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры.


ИК-1- способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выборе путей ее достижения.



СЛК-6 – осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры и спорта.

ПК-2-способствовать формированию личности занимающихся, пропагандировать общие человеческие ценности и здоровый образ жизни.


ПК-6-способен анализировать основные факты, понятия и теории, имеющие отношения в области физической культуры и спорта.















Пояснительная записка.

Актуальность изучения курса «Анатомия » закладывает основу научного мировоззрения, составляет фундамент медицинских исследований, лежит в основе познания функционирования организма человека и его связи с внешним миром. Изучение тела человека в анатомии всегда ведется с учетом выполняемых внутренними органами функциями. Будучи связанными, с жизнедеятельностью организма, те или иные анатомические данные становятся полноценными и представляют интерес для специалиста в области физической культуры. Анатомия как фундаментальная теоретическая дисциплина медико-биологической подготовки педагогов и тренеров по видам спорта обеспечивает не только знание объекта будущей деятельности специалиста, но и прививает необходимые практические навыки.

Цели и задачи дисциплины.

Основной целью дисциплины «Анатомия» является подготовка будущих тренеров и педагогов по физическому воспитанию к практической деятельности на основе глубоких знаний строения организма человека и анатомического анализа положений и движений тела спортсменов для правильной организации учебно-тренировочного процесса.



Задачи дисциплины:

- сформировать основные понятия о форме, строении, функциях и развитии человека во взаимосвязи его с окружающей средой;

- изучить индивидуальные особенности организма человека и те изменения, которые происходят в нем в связи с занятиями физической культурой и спортом;

- изучить  анатомию  органов, систем органов и аппаратов привить студентам

системный подход к пониманию строения организма в целом, всесторонне раскрыв

взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей организма;

- сформировать у студентов научное представление о взаимозависимости и единстве структуры и функции органов  человека , их изменчивости в процессе филогенеза и онтогенеза, показать взаимосвязь организма в целом с изменяющимися условиями среды, влияние труда и социальных условий на развитие и строение организма.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины Анатомия студент должен:

иметь представление о морфофункциональных связях в строении тела человека, сущности организма, его структуры с внешней средой.

знать: уровни организации организма человека как целостной биологической системы;

заболевания и травмы возникающие при занятиях физической культурой и спортом, методы оказания первой доврачебной помощи; положения на живом человеке внутренних органов (легких, печени, желудка, кишечника, сердца); причины и профилактику нарушений осанки.

уметь ориентироваться в сложном строении двигательных действий человека, которая обусловлена сложностью строения его двигательного аппарата, системе управления движениями, подчинением движений законам механики; применять полученные теоретические знания анатомии, методов и приемов в исследовательской работе. Предвидеть структурно-функциональные изменения в различных органах и организме в целом, которые могут происходить под влиянием физических нагрузок различного характера и интенсивности; определять положение и состояние мышц и понимать их значение для формирования правильной осанки.


иметь навыки подготовки будущих тренеров и педагогов по физическому воспитанию к практической деятельности на основе глубоких знаний строения организм и анатомического анализа положений и движений тела спортсменов;















7. Тематический план распределения часов по видам занятий


п/п


Наименование

раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан

СРС

Всего

1

Введение в анатомию.



2


2

4

2

Общая характеристика тканей.

2


4

6

3

Строение костной системы.

Скелет туловища.







1







2



4



7

4

Скелет головы.



1


4

5

5

Строение скелета верхней конечности.



4

4

6

Строение скелета нижней конечности.



4

4

7

Общая анатомия мышечной системы.

2


4

6

8

Мышцы туловища.



2



2

4

8

9

Мышцы головы и шеи.



4

4

10

Мышцы верхней конечности.



4

4

11

Мышцы нижней конечности.



4

4

12

Анатомическая характеристика положений и движений тела.

2


4

6

13

Нервная система.



2


4

6

14

Головной мозг и черепно-мозговые нервы



2


6

8

15

Спинной мозг и спинномозговые нервы.



6

6

16

Органы чувств. Общий покров тела.


2

6

8

17

Пищеварительная система.



1


12

13

18

Дыхательная система.



1


12

13

19

Мочеполовая система.




2

12

14

20

Строение эндокринных желез.


2

12

14

21

Общая анатомия кровеносной системы. Строение сердца.

2


6

8

22

Артерии большого круга кровообращения



2



2

4

8

23

Вены большого круга кровообращения. Лимфатическая система.



2


4

6




Общая трудоемкость дисциплины



16



12



144



180




8. Программа дисциплины


Тема 1. Введение в анатомию

Анатомия человека как наука. Связь анатомии с предметами медико-биологического цикла. Методы изучения анатомического исследования. Характеристика анатомии как базовой дисциплины, ее значение для специалистов ФК и С. Значение трудов отечественных ученых в развитии анатомии применительно к задачам физического воспитания.

Клетка как основная структурно-функциональная единица организма человека. Общая организация клеток. Роль клеточных мембран в жизнедеятельности клеток (цитоплазма, митохондрии, рибосомы, лизосомы, центросома), их функциональное значение.

Классификация тканей. Эпителиальные ткани. Ткани внутренней среды, их характеристика и классификация. Соединительная ткань. Половые клетки человека – мужская и женская. Оплодотворение. Развитие зародышевых листков и осевых органов. Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов.

Тема 2. Строение костной системы

Общие данные о строении опорно-двигательного аппарата. Пассивная и активная части. Механические и биологические функции скелета. Химический состав и физические свойства костей. Внешнее и внутреннее строение кости. Надкостница, ее функциональное значение. Компактное и губчатое вещество костей. Костный мозг. Стадии развития костей. Рост костей в толщину и длину. Классификация костей. Изменение костей при систематических физических нагрузках. Виды соединения костей. Характеристика непрерывных соединений (синдесмозы, синхондрозы, синостозы). Сустав его строение и функция. Классификация суставов. Виды движения в суставах.

Тема 3. Скелет туловища

Строение и функциональное значение скелета туловища. Позвоночный столб, его положение, функции и отделы. Особенности строения позвонков. Соединение позвонков. Физиологические изгибы позвоночного столба и их функциональное значении. Понятие о сколиозах. Строение и форма грудной клетки. Влияние условий жизни, труда, физических упражнений на форму, строение, подвижность позвоночного столба и грудной клетки.

Тема 4. Скелет головы

Череп его отделы и функции. Парные и непарные кости мозгового и лицевого отдела черепа, их строение, положение, соединение. Воздухоносные пазухи. Крыша черепа. Основание черепа. Топография черепа: черепные ямки, глазница, полость носа, височная, подвисочная, крылонебные ямки. Контрфорсы черепа и их значение. Половые и индивидуальные особенности черепа.

Тема 5. Строение скелета верхней конечности

Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая кость, кости предплечья, кости кисти. Суставы верхней конечности; грудино-ключичный плечевой, локтевой, лучезапястный, их классификация, форма суставных поверхностей их, движения, связки, особенности. Оси вращения, виды движения. Влияние физических упражнений на строение и подвижность верхней конечности.

Тема 6. Строение скелета нижней конечности

Строение костей таза и свободной нижней конечности: тазовая кость, бедренная кость, кости голени и стопы. Суставы нижней конечности; тазобедренный, коленный, голеностопный, их классификация, форма суставных поверхностей, оси, движения, связки, особенности. Своды стопы. Факторы, укрепляющие своды стопы. Влияние физических упражнений на строение, развитие и подвижность скелета нижней конечности.

Тема 7. Общая анатомия мышечной системы

Общая характеристика и классификация мышечной ткани. Строение и функции гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани. Морфологические основы поперечно-полосатого мышечного волокна. Кровоснабжение и иннервация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Классификация мышечной ткани, принципы работы, механизм сокращения. Факторы, влияющие на силу мышц. Рычаговый принцип работы мышц. Влияние физических упражнений на форму и работу мышц.

Тема 8. Мышцы туловища

Мышцы живота: названия, места начала и прикрепления. Проекция на теле, функциональное значение. Мышцы спины: названия, места начала и прикрепления. Проекция на теле, функциональное значение. Мышцы груди. Диафрагма. Мышцы вдоха и выдоха. Мышцы и фасции шеи производящие движение позвоночного столба.

Тема 9. Мышцы головы и шеи

Морфофункциональная характеристика мышц головы. Мимические и жевательные мышцы: названия, места начала и прикрепления. Особенности строения мимических мышц. Мышцы шеи. Поверхностные и глубокие. Мышцы участвующие в сгибании, разгибании и наклоне головы.

Тема 10. Мышцы верхней конечности

Мышцы, действующие на грудино-ключичный, плечевой, локтевой, лучезапястные суставы: Названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц на теле. Мышцы плеча. Мышцы предплечья. Задняя группа мышц предплечья. Мышцы, производящие движения пояса верхней конечности. Мышцы кисти.

Тема 11. Мышцы нижней конечности

Мышцы, действующие на тазобедренный, коленный и голеностопный суставы: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц на теле. Мышцы бедра. Мышцы голени. Мышцы стопы. Строение, функции, топография.

Тема 12. Анатомическая характеристика положений и движений тела

Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Общая характеристика положений и движений тела спортсмена. Схема анатомического анализа положений тела спортсмена: вид равновесия, степень устойчивости, положения основных суставов, мышцы, обеспечивающие эти положения Аналитический анализ типичных положений и движений тела спортсмена: Вертикальная, стойка на руках, гимнастический мост, висы, прыжок в длину с места, сальто назад, ходьба и бег.

Тема 13. Нервная система

Характеристика внутренних органов. Строение внутренних органов не имеющих полости. Влияние физических упражнений на строение и расположение внутренних органов. Значение и строение нервной ткани. Строение нервных клеток. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Строение нервов. Виды нервов. Нервные окончания. Проводящие пути нервной системы: ассоциативные, комиссуральные, проекционные.

Тема 14. Головной мозг и черепно-мозговые нервы

Строение головного мозга: стволовая часть, полушария мозга. Строение коры головного мозга. Базальные ядра полушарий. Белое вещество полушарий. Подкорковые и корковые анализаторы, их расположение и функция. Черепные нервы, их строение, расположение ядер, места отхождения от мозга и выхода из черепа. Основные ветви черепных нервов и области иннервации.

Тема 15. Спинной мозг и спинномозговые нервы.

Положение, форма и внешнее строение спинного мозга. Серое и белое вещество спинного мозга. Передние и задние корешки спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Кровоснабжение спинного мозга и его оболочек. Спинномозговые нервы, их строение и ветви. Ветви шейного сплетения и иннервации. Ветви плечевого сплетения и иннервации. Иннервация межреберных нервов. Седалищный нерв его ветви и области иннервации.

Тема 16. Органы чувств. Общий покров тела.

Общая характеристика органов чувств. Значение органов чувств при выполнении физических упражнений. Кожа, ее строение и функциональное значение. Железы кожи. Рецепторы кожи. Иннервация кожи. Строения органа слуха и равновесия. Строение органа зрения. Глазное яблоко. Оболочки глаза. Строение органа вкуса. Нервные пути и вкусовой корковый центр. Обонятельные рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Нервные пути и корковый центр обоняния.

Тема 17. Пищеварительная система

Характеристика внутренних органов. Строение внутренних органов не имеющих полости. Влияние физических упражнений на строение и расположение внутренних органов. Морфофункциональная характеристика органов пищеварения. Функция и топография печени. Строение и функции поджелудочной железы. Брюшина. Париетальный и висцеральный листки брюшины, их строение и функциональное значение.

Тема 18. Дыхательная система

Общая характеристика органов дыхания. Воздухоносные пути, их функциональное значение и особенности строения. Легкие. Форма и топография. Долька легкого, строение альвеолы. Структурно функциональная единица легких (ацинус). Плевра. Париетальный и висцеральный листки плевры. Плевральная полость. Средостение. Органы верхнего и нижнего средостения.

Тема 19. Мочеполовая система

Значение и строение мочевой системы. Строение почек. Строение нефрона. Механизм образования мочи. Строение мочевыводящих путей. Значение и строение половой системы. Наружные и внутренние половые органы мужчин и женщин, их строение и значение.

Тема 20. Строение эндокринных желез

Значение желез внутренней секреции для развития организма и регуляции его функций. Щитовидная железа (строение, функция, топография). Надпочечная железа (строение, функция, топография). Вилочковая железа (строение, функции, топография). Связь эндокринных желез с отделами головного мозга. Гипофиз, выделяемые гормоны и связь с гипоталамусом (гипоталамо-гипофизарная система).

Тема 21. Общая анатомия кровеносной системы. Строение сердца.

Отделы сосудистой системы. Строение артерий, их классификация. Круги кровообращения. Где и чем они начинаются и где и чем заканчиваются. Строение стенок сердца. Клапанный аппарат сердца. Кровоснабжение и иннервация сердца. Влияние физических упражнений на строение сердечно-сосудистой системы, а также на положение, размеры, строение и функции сердца.

Тема 22. Артерии большого круга кровообращения.

Аорта, ее отделы. Ветви восходящей аорты. Ветви дуги аорты. Артерии головы и шеи. Подключичная артерия, ее ветви и области кровоснабжения. Артерии верхней конечности. Артерии грудной и брюшной полости. Грудная аорта, ее пристеночные и внутренностные ветви. Пристеночные ветви брюшной аорты. Ветви наружной подвздошной артерии. Артерии нижней конечности. Тыльная артерия стопы и ее ветви. Подошвенные артерии.

Тема 23. Вены большого круга кровообращения. Лимфатическая система.

Принципиальная схема венозной системы. Образование венозных сплетений, венозных синусов, пещеристых тел. Вены сопровождающие и не сопровождающие артерии. Система верхней полой вены. Образование полой вены и ее топография. Большая вена мозга. Вены верхней конечности.. Межреберные вены. Притоки верхней и нижней полой вены. Притоки воротной вены. Особенности вен конечностей. Механизм тока крови по венам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации преподавателю

Изучение дисциплины «Анатомия» тесно связано с изучением таких предметов как «Физиология человека», «Физиология спорта», «Биомеханика». При составлении лекционного материала и проведения практических работ следует обратить внимания на то, что необходимо при изложении материала и закреплении его на практических занятиях охватить важные аспекты этих дисциплин.

Методика подготовки к занятию должна быть направлена на закрепления материала, который дается в лекциях и практических занятиях, что необходимо делать в день аудиторных занятий. Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень.

Методические рекомендации студенту

Успешность изучения данной дисциплины зависит от степени осознания своей деятельности. Рефлексивная деятельность должна относиться не только к самостоятельному изучению учебника, но и включать в себя исследовательскую деятельность, в которой приходится принимать участие. Это могут быть лекции, практические занятия. Основной вид учебных занятий по дисциплине согласно требованиям учебного плана и рабочей программы – лекции и практические занятия. Не смотря на то, что лекция представляет собой монолог преподавателя и относительно пассивную позицию студента, следует обеспечить активную познавательную деятельность на учебных занятиях подобного вида.

Обязательно следует повторять предыдущий материал до новой лекции. При этом для лучшего усвоения и осознания материала можно выполнять различные задания: составить собственный план лекции, придумать свои примеры на основные теоретические положения, составить вопросы по материалу лекции, разработать опорный конспект, если вы хорошо рисуете, можно проиллюстрировать какой – то фрагмент лекции. Обеспечивает усвоение материала составление кроссвордов, ребусов, викторин, тезауруса, формально – логических моделей и пр. Чем активнее вы работаете с материалом лекции, тем лучше Вы его запоминаете и понимаете.

Другой вид учебных занятий, применяемых при изучении дисциплины «Анатомия» - практические занятия. Программа по дисциплине предполагает самостоятельные практические задания по изученному курсу. Для этого необходима дополнительная тетрадь. В данной тетради студент должен записывать теоретические положения, не рассмотренные на лекциях, самостоятельные конспекты из учебника, готовиться к творческим заданиям по дисциплине. Особое внимание следует уделить требованиям, которые предъявляются к ответам: начинать ответ на вопрос следует с сущностной характеристики основного понятия; готовясь к ответу, нужно составить его план, что позволит выстроить его последовательно и логично; отвечать следует точно на поставленный вопрос. Для глубокого усвоения изучаемого материала на практичес­ком занятии студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.

Подготовка к занятиям требует большого труда, правильной организации своих творческих возможностей, четкого методическо­го подхода. В процессе изучения дисциплины прислушивайтесь ко всем рекомендациям, которые дает вам преподаватель, и старайтесь следовать им. В этом случае изучение дисциплины будет не только полезным для вашей дальнейшей профессиональной деятельности, но и станет увлекательным занятием.

Основной формой итогового контроля по дисциплине «Анатомия» является экзамен на 1 курсе.








Примерный перечень вопросов к экзамену

1. История развития анатомии как науки. Вклад российских ученых в развитии отечественной анатомии.

2. Строение позвонков. Особенности строения позвонков в различных отделах позвоночного столба.

3. Мимические мышцы: строение и функции.

4. Методы анатомического исследования: анатомирование, антропометрический, рентгенологический

5. Позвоночный столб в целом: строение, формирование изгибов.

6. Жевательные мышцы: строение и функции.

7. Разделы анатомии.

8. Грудная клетка в целом: строение и развитие, индивидуальные, возрастные особенности.

9. Мышцы шеи: строение и функции.

10. как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для развития физического воспитания.

11. Соединение костей черепа: виды швов.

12. Диафрагма: развитие, строение и функции.

13. Анатомия в древней Греции и Риме, их представители (Аристотель и Гален).

14. Кости лицевого отдела черепа: Верхняя и нижняя челюсть.

15. Поверхностные мышцы и фасции спины: строение и функции.

16. Анатомия эпохи Возрождения (Андрей Везалий, Леонардо-да-Винчи).

17. Кости лицевого отдела черепа. Глазница: стенки, сообщения, их назначение.

18. Глубокие мышцы спины: строение и функции.

19. Клетка и её строение.

20. Кости лицевого отдела черепа. Полость носа: стенки, носовые проходы.

21.Мыщцы груди участвующие в движениях верхней конечности: строение и функции.

22. Строение кости как органа: костная ткань, форма.

23. Свод (крыша) мозгового отдела черепа: кости его образующие. 24.Мышцы и фасции живота: строение и функции.

25. Строение мышцы как органа: мышечная ткань, форма, строение.

26. Развитие скелета.

27. Мышцы и фасции пояса верхней конечности: строение и функции.

28. Соединение костей: непрерывное соединение, прерывное соединение.

29. Клиновидная кость: её части, отверстия и их значение.

30. Мышцы и фасции плеча: строение и функции.

31. Оси и плоскости в анатомии.

32. Височная кость: её части, отверстия.

33. Мышцы и фасции предплечья: строение и функции.

34.Работа и сила мышц.

35.Скелет нижней конечности: строение, функции, развитие.

36. Мышцы и фасции кисти: строение и функции.

37.Эпителиальная ткань: функции, место расположения, классификация.

38. Скелет верхней конечности: строение, функции, развитие.

39. Мышцы и фасции пояса нижней конечности: строение и функции.

40. Нервная ткань: функции, место расположения, классификация.

41. Кости и соединения костей плечевого пояса: строение, виды.

42. Мышцы и фасции бедра: строение и функции.

43.Соединительная ткань: функции, место расположение, классификация.

44.Скелет свободной нижней конечности: строение, функции, развитие.

45. Мышцы и фасции голени: строение и функции.

46. Мышечная ткань: функции, место расположение, классификация.

47. Кости таза и их соединения: таз в целом, особенности мужского и женского таза.

48. Мышцы и фасции стопы: строение и функции.

49. Понятие и виды тканей организма человека.

50. Голеностопный сустав: строение, виды и объём движений.

51. Деление клеток.

52. Строение тела человека и его связь с окружающей средой.

53. Коленный сустав: строение, виды и объём движений.

54. Общая анатомия мышечной системы.

55. Общая анатомия костной системы.

56. Тазобедренный сустав: строение, виды и объём движений.

57. Вспомогательные аппараты мышц.

58. Скелетные мышцы: функция, строение и виды.

59. Плечевой сустав: строение, виды и объём движений.

60. Развитие и рост костей.

61. Формирование правильной осанки.

62. Локтевой сустав: строение, виды и объём движений.

63. Собственные мышцы груди и их фасции.

64. Общее представление о строении организма человека. Этапы развития.

65. Лучезапястный сустав: строение, виды и объём движений.

66. Части и формы мышц..

67. Классификация суставов.

68. Виды и режимы работы мышц.

69. Надкостница: строение и значение.

70. Биомеханика суставов.

71. Особенности строения ребер.

72. Механизм сокращения мышечного волокна.

73 . Развитие организма человека.

74. Общая характеристика дыхательной системы. Функции, состав, строение, топография.

75. Внутреннее ухо. Строение, функции, топография.

76. Общая характеристика мочеполового аппарата. Функции, состав, строение, топография.

77. Промежуточный мозг. Строение, функции, топография.

78. Общая характеристика желез внутренней секреции. Классификация, функции, топография.

79. Мозжечок. Строение, функции, топография.

80. Общая характеристика нервной системы. Классификация, функции.

81. Легкие. Строение, функции, топография.

82. Общая характеристика кожи. Функции, строение, железы кожи.

83. Строение коры мозга. Корковые центры (строение, функции).

84. Общая характеристика пищеварительной системы. Функции, строение, топография.

85. Мочеточники и мочевой пузырь. Строение, функции, топография.

86 Общая характеристика спинного мозга. Функции, строение, топография.

87. Почки. Строение, функции, топография. Строение нефрона.

88. Классификация и характеристика органов чувств. Общий план их строения.

89. Гипофиз, его топография, строение, место в системе желез внутренней секреции.

90. Общая характеристика периферической нервной системы. Классификация, функции, строение.

91. Поджелудочная железа. Строение, функции, топография.

92. Надпочечная железа. Строение, функции, топография.

93. Общая характеристика лимфатической системы.

94. Среднее ухо. Строение, функции, топография.

95. Общая характеристика сосудов большого круга кровообращения.

96. Внутреннее ухо. Строение, функции, топография.

97. Общая характеристика сосудов малого круга кровообращения.

98. Тонкая кишка. Строение, функции, топография.

99. Строение стенки артерий и вен.

100. Толстая кишка. Строение, функции, топография.

101. Сердце. Функции, строение, топография.

102. Брюшина. Строение, функции, топография.

103. Щитовидная железа. Строение, функции, топография.

104. Селезенка. Строение, функции, топография.

105. Вегетативная часть нервной системы, ее классификация, характеристика отделов.

106. Кровоснабжение верхней конечности.

107. Средний мозг. Строение, функции, топография.

108. Печень. Строение, функции, топография.

109 . Продолговатый мозг. Строение, функции, топография.

110. Спинномозговые нервы.

111. Черепно-мозговые нервы.

112. Кровоснабжение шеи и головы.

113. Мужские и женские половые органы. Строение, функции, топография.
114. Пути оттока крови.
115. Кровоснабжение внутренних органов.
116. Тройничный нерв. Топография, ветви, области иннервации.

117. Кровоснабжение нижней конечности.
118. Блуждающий нерв. Топография, области иннервации.

Примерная тематика рефератов

1. Анатомический анализ положений и движений тела.

2. Позитивные и негативные изменения в опорно-двигательном аппарате при систематических физических нагрузках.

3. Соматоскопическая и соматометрическая оценка влияния физических нагрузок на костную и мышечную систему.

4. Общий центр тяжести тела, его расположение в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей и других факторов.

5. Анализ приспособительной деятельности опорно-двигательного аппарата к специфическим спортивным нагрузкам.

6. Развитие анатомии на современном этапе.

7. Зрительный анализатор. Возрастные особенности глаза. Близорукость и дальнозоркость.

8. Оболочки спинного и головного мозга.

9. Особенности в расположении вентральных ветвей; межреберные нервы; шейное, плечевое, пояснично-крестцовое, копчиковое сплетения, их главные ветви и область распространения.

10. Головной мозг. Эмбриогенез и возрастные изменения.

11. Ретикулярная формация.

12. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

13. Кожно-двигательный анализатор.

14. Значение понимания биологических законов развития организма человека для преподавателя физической культуры.

15. Особенности телосложения для спортивных достижений.

16. Возрастно-половые особенности сердца и сосудов.

17. Костные критерии биологической зрелости.

18. Расчеты и анализ индексов физического развития.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ СТУДЕНТА НА ЭКЗАМЕНЕ


Оценка отлично (5) ставится за глубокие и прочные знания всего программного материала; за последовательное, грамотное, эмоциональное и полное его изложение; за свободное применение знаний на практике.

Оценка хорошо (4) – за прочные знания всего программного материала; за грамотное и существенное, с допущением некоторых неточностей, его изложение; за достаточно свободное и самостоятельное применение теоретических знаний на практике.

Оценка удовлетворительно (3) – за знание основного материала; за упрощенное, с незначительными ошибками, его изложение; за умение с помощью преподавателя применять полученные знания на практике.

Оценка неудовлетворительно (2) – за незнание значительной части программного материала; за существенные ошибки в его изложении; за неумение выполнять практические работы.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература:


1. Михайлов, С.С. Анатомия человека / Под ред.  Л.Л. Колесникова, С.С. Михайлова. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 816 с. : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970415917.html


2. Сапин, М.Р. Атлас анатомии человека для стоматологов. / М.Р. Сапин, Д.Б.Никитюк,Л.М.Литвиненко2013.-600с. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424896.html


Дополнительная литература:

 

1. Баженов, Д. В. Анатомия головы и шеи. Введение в клиническую анатомию [Текст] : учеб. пособие для ВУЗов / Д. В. Баженов, В. М. Калиниченко. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2014. - 464 с. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970430989.html


2. Анатомия человека : иллюстр. учебник : в 3 т. : / И.В. Гайворонский, Л.Л. Колесников, Г.И. Ничипорук[и др.] ; под ред. Л.Л. Колесникова. – Москва : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970428849.html


3. Шилкин, В.В.Анатомия по Пирогову. Атлас анатомии человека : в3 т. /В.В.Шилкин, В.И.Филимонов. – Москва : ГОЭТАР-Медиа, 2011. – 600 с. –http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970419465.html


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине: 


1. Михайлов, С.С. Анатомия человека / Под ред.  Л.Л. Колесникова, С.С. Михайлова. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 816 с. :  http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970415917.html


2. Сапин, М.Р. Атлас анатомии человека для стоматологов. / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, Л.М. Литвиненко 2013.- 600 с.

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424896.html

 


25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!