СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки является частью программы подготовки специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Смоленское областное Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОфессиональное образовательное учреждение


«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.04 История


Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

(базовой подготовки)


Специальность 33.02.01 «Фармация»

(базовой подготовки)














2017 г








«Утверждаю» Директор СОГБПОУ

«Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»

Рыжкова А.М. _______

«31» августа 2017г









Автор: Наташенков Н.А. – преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»


Внутренний рецензент: Никитина М.И. – зав. методическим отделом СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
















СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

  4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки рассмотрена на заседании ЦМК социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г;

Одобрена на заседании методического совета

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки является частью программы подготовки специалистов среднего звена.

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История по специальностям СПО 34.02.01 сестринское дело, 33.02.01 фармация базовой подготовки разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях СПО» в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с рабочим учебным планом колледжа, и примерной программой учебной дисциплины.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОДБ.04 История относится к общеобразовательному циклу естественнонаучного профиля программы подготовки специалистов среднего звена.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Содержание учебного материала для учреждений СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.

Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

1.4 Рекомендуемое количество часов:

Максимальная нагрузка 175 часов, обязательная аудиторная нагрузка - 117 часов, из них I семестр - 55 часов, II семестр - 62 часа.

Самостоятельная работа: 58часов

Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов

Макс. нагр.

Аудит. часы

Сам. р-та

Введение.

1

1

-

1. Древнейшая стадия истории человечества.

3

2

1

2. Цивилизации Древнего мира.

6

4

2

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

12

8

4

4. История России с древнейших времен до конца XVII века

33

22

11

5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.

15

10

5

6. Россия в XVIII веке.

12

8

4

7. Становление индустриальной цивилизации.

9

6

3

8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

3

2

1

9. Россия в XIX веке.

21

14

7

10. От Новой истории к Новейшей.

15

10

5

11. Между мировыми войнами.

12

8

4

12. Вторая мировая война.

6

4

2

13. Мир во второй половине XX века.

9

6

3

14. СССР в 1945 – 1991 гг.

12

8

4

15. Россия и мир на рубеже XX – XXI веков.

6

4

2

Итого:

175

117

58


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Количество часов

Макс. нагр.

Аудит. часы

Сам. р-та

1.Введение. Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития. Периодизация всемирной истории.

1

1

-

Раздел № 1. Древнейшая стадия развития человечества.

3

2

1

2. Древнейшая стадия развития человечества. Природное и социальное в человеке. Выделение человека из животного мира. Среда обитания. Неолитическая революция. Очаги возникновения земледелия и скотоводства.

3

2

1

Раздел № 2. Цивилизации Древнего мира.

6

4

2

3. Ранние цивилизации. Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Новоегипетская держава. Вавилон. Ассирия. Персидская держава.

3

2

1

4. Античная цивилизация. Географические и социальные предпосылки. Полисы. Александр Македонский. Древний Рим. Экономика, общественный строй. Республиканский и императорский Рим.

3

2

1

Раздел № 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

12

8

4

5. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфуцианская цивилизация.

3

2

1

6. Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация.

3

2

1

7. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.

3

2

1

8. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.

3

2

1

Раздел № 4. История России с древнейших времен до конца XVII века.

33

22

11

9. Племена и народы Восточной Европы в древности.

3

2

1

10. Восточные славяне в VII—VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян.

3

2

1

11. Рождение Киевской Руси. Крещение Руси.

3

2

1

12. Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

3

2

1

13. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

3

2

1

14. Русь на пути к возрождению.

3

2

1

15. От Руси к России.

3

2

1

16. Россия в царствование Ивана Грозного.

3

2

1

17. Смута в России начала XVII в.

3

2

1

18. Россия в середине и второй половине XVII в.

3

2

1

19. Русская культура в ХIII–ХVII вв.

3

2

1



Раздел № 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVIXVIII вв.

15

10

5

20. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

3

2

1

21. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.

3

2

1

22. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время.

3

2

1

23. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Век Просвещения.

3

2

1

24. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

3

2

1

Раздел № 6. Россия в XVIII веке.

12

8

4

25. Россия в период реформ Петра I. Предпосылки. Особенности модернизации. Культурный переворот.

3

2

1

26. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.) Эпоха дворцовых переворотов.

3

2

1

27. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Павел I.

3

2

1

28. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

3

2

1

Раздел № 7. Становление индустриальной цивилизации.

9

6

3

29. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

3

2

1

30. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

3

2

1

31. Особенности духовной жизни Нового времени.

3

2

1

Раздел № 8. Процесс модернизации в традиционных

обществах Востока

3

2

1

32. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

3

2

1

Раздел № 9. Россия в XIX веке.

21

14

7

33. Россия в первой половине XIX столетия.

3

2

1

34. Власть и реформы в первой половине XIX в.

3

2

1

35. Внешняя политика Александра I. и Николая I.

3

2

1

36. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

3

2

1

37. Россия в эпоху великих реформ Александра II.

3

2

1

38. Пореформенная Россия. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

3

2

1

39. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. Повседневная жизнь населения России в XIX в.

3

2

1


Раздел № 10. От Новой истории к Новейшей.

15

10

5

40. Международные отношения в начале XX в. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.

3

2

1

41. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв. Россия в начале XX в.

3

2

1

42. Первая мировая война. Россия в первой мировой войне.

3

2

1

43. Февральская революция в России.

3

2

1

44. Приход к власти большевиков.

3

2

1

Раздел № 11. Между мировыми войнами.

12

8

4

45. Страны Европы в 20-е годы ХХ в.

3

2

1

46. Запад в 30-е годы XX века.

3

2

1

47. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.

3

2

1

48. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.

3

2

1

Раздел № 12. Вторая мировая война.

6

4

2

49. Вторая мировая война: причины, ход, значение.

3

2

1

50. СССР в годы Великой Отечественной войны.

3

2

1

Раздел № 13. Мир во второй половине XX века.

9

6

3

51. Политика «холодной войны».

3

2

1

52. Научно-технический прогресс в 60-80 – е годы XXвека.

3

2

1

53. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во 2-пол.XXвека.

3

2

1

Раздел № 14. СССР в 1945 – 1991 гг.

12

8

4

54. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.

3

2

1

55. Советский Союз в период частичной либерализации режима.

3

2

1

56. СССР в конце 60-х нач. 80-х годов.

3

2

1

57. СССР в период перестройки.

3

2

1

Раздел № 15. Россия и мир на рубеже XXXXI веков.

6

4

2

58. Российская Федерация на современном этапе.

3

2

1

59. Мир в XXI веке. Зачет.

3

2

1

Итого:

175

117

58




2.2 . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

1.Введение. Историческое знание, его достоверность и источники.

Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.



1

Раздел №1. Древнейшая стадия развития человечества.

2.Древнейшая стадия развития человечества. Проблема антропогенеза. Родовая община.




Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Очаги возникновения земледелия и скотоводства. Предпосылки возникновения цивилизации.


2



2

Раздел №2. Цивилизции Древнего мира.

3. Ранние цивилизации их отличительные черты. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Новоегипетская держава. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Формирование древнекитайской цивилизации.







2

4.Античная цивилизция. Древний Рим.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

2

Раздел № 3. Цивилизции Запада и Востока в Средние века.







  1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфунцианская цивилиззация.

Хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни

2

6. Буддизм на Востоке в средние века. Арабо-мусульманская цивилизация.


Периодизация средневековой истории Индии. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Этапы превращения буддизма в мировую религию.

Возникновение ислама. Мухаммад. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

2

7. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Восточно-христианская цивилизация.

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Хрис-тианство. Раннесредневековый период. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

2

8. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья.

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Средневековые города. Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

2

Раздел № 4. История России с древнейших времен до конца XVII века.


22

9. Племена и народы Восточной Европы в древности.

Племена и народы Восточной Европы в древности.

2

10. Восточные славяне в VIIVIII вв. Формирование основ государственности восточных славян.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.




2

11.Рождение Киевской Руси. Крещение Руси.





Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифология. Хозяйство и быт. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении государственности на Руси. Первые русские князья. Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

2

12. Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Город и горожане. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.



2

13.Др. Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства.

Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды. Агрессия крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. политика подчинения Орде и противодействия католицизму.


2

14. Русь на пути к возрождению.







Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.


2








15. От Руси к России.

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Государев двор.


2

16.Россия в царствование Ивана Грозного.

Территория и население России в XVI в. Иван Грозный. Избранная Рада и ее реформы. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Внешняя политика Ивана Грозного. Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Поражение и территориальные потери России.


2

18. Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Самодержавие.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.


2

19. Русская культура в ХIII–ХVII вв.


Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

2

Раздел № 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Зап.Европы в XVIXVIII вв.







10





20. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности.

2

21.Великие географические открытия. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.

Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников. Формирование нового пространственного восприятия мира. Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.


2

22. Новое время. Научная революция и изменения в образе жизни.

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций.

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Складывание новой системы ценностей.


2

23. Европа XVII в. новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Просвещение.

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.


2

24. Технический прогресс промышленный переворот. Революции XVIII в.





Изобретатели и предприниматели. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии. Изменения в социальном составе общества. Война за независимость. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.


2

Раздел № 6. Россия в XVIII веке.





8



25. Реформы Петра I. Предпосылки. Особенности модернизации. Культурный переворот.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени.

2

26. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. (1725–1762 гг.) Эпоха дворцовых переворотов.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

2

27. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Павел I.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.


2

28. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.


Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.


2

Раздел № 7. Становление индустриальной цивилизации.





6




29.Различные европейские модели перехода от традиционного

к индустриальному обществу.

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.




2

30. Развитие капитализма и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.


2

31. Особенности духовной жизни нового времени.

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.


2

Раздел № 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.






2



32. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй.

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

2

Раздел № 9. Россия в XIX веке.




14


33. Россия в первой половине XIX столетия.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».




2

34. Власть и реформы в первой половине XIX в.

Реформы начала царствования Александра I. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

2

35. Внешняя политика Александра I. и Николая I.









Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».


2

36. Интеллектальная и художесвенная жизнь России первой половины XIX в.

Российский феномен - критика вместо политической борьбы. Политические идеалы. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Развитие науки и техники. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

2

37. Россия в эпоху великих реформ Александра II.

Россия после Крымской войны. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.


2

38. Пореформенная Россия. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Буржуазия и пролетариат. Кон-сервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Первые марксисты.

«Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.


2

39. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.

Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Крестьянство. Крестьянская община. Городское население. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Чиновники.


2

Раздел № 10. От Новой истории к Новейшей.




10


40. Международные отношения в начале XX в. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.


Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Рост сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Профсоюзное движение.

2

41. Научно-технический прогресс на рубеже XIXXX вв. Россия в начале XX в.

Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Социальный и демографический состав российского общества. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Особенности российской монархии. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Местное самоуправление. Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Россия в системе международных отношений.


2

42. Первая мировая война. Россия в первой мировой войне.

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Влияние войны на общество. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.


2

43. Февральская революция в России.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.


2

44. Приход к власти большевиков в России.


Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков. Конституция 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система. Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн.

2

Раздел № 11. Между мировыми войнами.


8

45. Страны Европы в 20-е годы ХХ в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.


2





46. Запад в 30-е годы XX века.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.


2

47. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки. Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия? Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.


2

48.Строительство социализма в СССР


Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Централизация государственного аппарата. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20-30-е гг. Становление единоличной власти И.В.Сталина. Развитие экономики СССР в конце 20-30-х гг. Индустриализация. Коллективизация. Модернизация. Успехи и недостатки экономического курса. Внешняя политика СССР в 20-30-е гг. «Культурная революция». Достижения и потери в науке и искусстве.


2

Раздел № 12Вторая мировая война: причины, ход, значение.






4




49. Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.


2

50. СССР в годы Великой Отечественной войны.


Общество в годы войны. Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.


2

Раздел № 13. Мир во второй половине XX века.


6

51. Политика «Холодной войны».

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «Холодной войны».


2






52.Научно-техни- ческий прогресс в 60-80 – е годы XXвека.

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

2

53. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во 2-пол.XXвека.

Вторая мировая война – кризис метрополий. Американский «Великий проект» и старые империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в биполярном мире. Движение неприсоединения. Проблемы развивающихся стран. Социализм в Западном полушарии.

2

Раздел № 14. СССР 1945 – 1991 гг.




8

54. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. Советский человек в послевоенный период. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Апогей культа личности И.В.Сталина. СССР в послевоенном мире.



2

55. Советский Союз в период частичной либерализации режима.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.



2

56. СССР в конце 60-х нач. 80-х годов.

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».


2

57. СССР в период перестройки.

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.


2

Раздел № 15. Россия и мир на рубеже XXXXI веков.






4




58. Российская Федерация на современном этапе.

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Российское общество. Либерализм и социальное расслоение. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.



2

59. Мир в XXI веке. Зачет.

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство.

2



Примерные темы рефератов

Российская история как часть мировой истории.

Образ жизни людей в позднем каменном веке.

Боги и мифы Древнего Египта.

Устройство и жизнь Древних Афин.

Древняя Спарта: государство и традиции.

Боги Древней Греции.

Конфуций и его учение.

Зарождение буддизма и его основные принципы.

Зарождение ислама и его основные принципы.

Великое переселение народов: основные вехи.

Культурное наследие Византии.

Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.

Крестовые походы и их результаты.

Варяги в истории Древней Руси.

Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

Князь и вече в Древней Руси.

Князь и дружина в Древней Руси.

Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

Характер международных связей и отношений Киевской Руси.

Александр Невский — государственный деятель и полководец.

Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его время.

Город и горожане в Древней Руси.

Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

Новгородская республика в XI—XIII вв.

Общественный строй Древней Руси.

Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

Русь и наследие Византии.

Человек Древней Руси в повседневной жизни.

Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

Иван III и его роль в российской истории.

Иван Грозный — человек и политический деятель.

Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Воссоединение России и Украины.

Восстание под предводительством С.Разина.

Государственное устройство России в XVII в.

Титаны эпохи Возрождения.

Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).

Английская революция XVII в.: люди и события.

Научная революция XVII в.: основные вехи.

Вольтер — «патриарх» Просвещения.

Монтескье и теория разделения властей.

Руссо и теория «общественного договора».

Промышленная революция в Англии: основные вехи.

Образование США.

Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

Террор Французской революции XVIII в.

Великое посольство Петра I в Европу.

Военная реформа Петра Великого.

Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.

Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.

Культурные преобразования в Петровскую эпоху.

Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

Государство и церковь в XVIII в.

Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.

Елизавета I. эпоха и личность.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.

Россия в конце ХVIII в. Павел I.

Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Наполеоновские войны: ход и результаты.

Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.

Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.

Гражданская война в США: причины, ход и результаты.

Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.

Реформы Александра I.

Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.

Крымская война и ее значение для России.

Александр II: человек и государственный деятель.

Реформы Александра II и их значение.

Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Повседневная жизнь дворян в России XIX в.

Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.

Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг. в России.

Политические партии в России начала ХХ в.

Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Политические партии в Февральской революции 1917 г.

В.И.Ленин: человек и политик.

Двоевластие в России 1917 г.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.

Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.

Гражданская война в России: ход и последствия.

«Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.

Нэп: причины, содержание, результаты.

Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.

Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.

Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.

ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.

Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.

Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.

Битва под Москвой 1941—1942 гг.

Сталинградское сражение 1942—1943 гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.

Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.

Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.

«Холодная война»: причины и основные вехи.

Корейская война: ход и результаты.

СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.

Советская культура в эпоху «оттепели».

ХХ съезд КПСС и его значение.

Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.

«Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины и даты;

уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.












4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература:

  1. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Клоков В.А., Рогошкин В.А. «Россия и мир» в 2-х томах. Москва. «Дрофа» 2016 г.

  2. Самыгин П.С. История, учебник. Ростов на Дону «Феникс» 2015 г.

  3. Фортунатов В.В. История, учебник. Санкт-Петербург «Питер» 2012 г.


Дополнительная литература:

  1. Данилов А.А. «История России с древнейших времен до наших дней» (в вопросах и ответах). Москва «Прогресс» 2012.г.

  2. Радугин А.А. «История России». Москва. «Центр» 2014.г.

  3. Ткаченко И.В., Овчинникова О.Н., Барышева А.Д. «Всеобщая история в вопросах и ответах». Москва. «Академия» 2014.г.



Интернет-ресурсы:

  1. http://WWW.lants.telluru (history)

  2. http://WWW.members. Xoom. com (foox) index / html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!