СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучающихся с ОВЗ, 1 КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красновосходская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/ Гайсина Э.Р./

«Утверждено»

Директор

__________ /Р.Г. Гайсин/



Адаптированная рабочая программа

(ФГОС для ОВЗ и УО)

по предмету: «Русский язык» и «Чтение»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 1

2020 -2021 учебный год


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от«31» августа 2020г.

Составила:

Бадретдинова Азалия Рашитовна,

учитель начальных классов,

высшая квалиф. категория


с. Красный Восход – 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ





1.1.


1.2.


1.3.



I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.



Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………


Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП


Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования………………………………………………………


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.






6


8



9


2.1.

Программа формирования базовых учебных действий…………………………………………………………………......................................

9




2.2.


Содержание учебного предмета «Русский язык» и «Чтение» …………………………………………………………..................... ………….


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.


11

3.1.




3.2.



Тематическое планирование (чтение)……………………………………………………………………………………………………………..

(русский язык)…………………………………………………………………………………………………..…


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………….




13


17


22










Паспорт рабочей программы.

Тип программы:

- адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость);

Статус программы:

- адаптированная рабочая программа предмета «Чтение»

Назначение программы:

- для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся 1 класса ГБОУ КШИ

Сроки освоения программы:1 год

Объем учебного времени: часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 3 часа в неделю

Форма контроля: проверка темпа речи











I а. Паспорт рабочей программы.

Тип программы:

- адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость);

Статус программы:

- адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык»

Назначение программы:

- для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся 1 класса ГБОУ КШИ

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени:96 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий:3 часа в неделю

Форма контроля: списывание, письмо под диктовку













Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» и «Чтение» 1 класс разработана в соответствии:

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью самостоятельно разработана и утверждена ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Устав ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.

  • Учебным планом ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2020-2021 год.


Данная программа является рабочей и разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1– 4 классы» / Под редакцией В.В.Воронковой. – 8- изд. М.: Просвещение, Москва, 2013 год.















I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

    1. Пояснительная записка


Программа курса «Обучение грамоте» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

В системе предметов образовательной школы курс «Обучение грамоте» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. Формирование навыка правильного и осознанного чтения.

  2. Выработка элементарных навыков письма строчных и прописных букв.

Для достижения поставленных целей изучения обучения грамоте необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

- выработать элементарные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать нравственные качества;

- формировать навык письменной речи;

- формировать каллиграфические навыки;

- обогащать и уточнить словарь;

- пробудить познавательный интерес к родному слову.

Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.


Общая характеристика учебного предмета.

Обучение грамоте – важнейший раздел курса русского языка в коррекционных образовательных учреждениях для детей с ОВЗ. Задачи по обучению письму и чтению обучающихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

Программа обучения в 1 классе рассчитана на детей, которые только начинают учиться и тех, которые закончили пропедевтико-диагностический класс. Включение последних в поле единой программы обусловлено тем, что в пропедевтический класс приходят дети с более сложными проблемами развития, чем ученики, поступающие сразу в первый класс. Дополнительный год для обучающихся пропедевтического класса является той ступенькой, которая делает их более уверенными в себе, позволяет им качественнее выполнять задания. Что же касается первоклассников, начинающих учиться, многие из них, как правило, посещали специальные дошкольные учреждения или готовились к школе в семье.

В 1 классе также выделяется добукварный (пропедевтический) период, рассчитанный на два месяца, с решением примерно тех же задач, что и в пропедевтико-диагностическом классе.

Обучение грамоте в школе для детей с ОВЗ (букварный период) осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Речевым материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.

Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их фонематического восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности произносительных навыков.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, узнавание элементов буквы и их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего запоминания графического знака используются цветные буквы, буквы, вырезанные из наждачной или бархатной бумаги, разборные буквы, различные игровые задания и т.д. Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы: собрал букву – произнеси звук, обвел пальчиком в воздухе контур буквы – произнеси звук, произнес звук – покажи букву и т.д.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются звукоподражательные слова, состоящие из двух слогов (а-у, у-а), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при слитном их чтении. Далее читаются трехбуквенные закрытые слоги (шар, мыш-ка), слоги с мягкими согласным (рис, гусь) и, наконец, слоги со стечением двух согласных в начале или конце слова (сто, стол, мост, пти – ца) и т.д. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, закладывается необходимая основа для развертывания устной речи.

При переходе на письменный шрифт важно научить детей правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный (март, музыка, рыбак) или буквенный анализ (яма, заяц), на обязательное интонирование каждого звука слова или проговаривание слов по слогам, предварительное составление условно-графической схемы и составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.

В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала, с которым работают дети. Дети учатся воспринимать звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова. Например: назови имена детей, которые начинаются со звука /М/; я назвала слог СЫ, дополни слог до слова. Какой звук надо добавить на конце? и др. При организации таких видов работы большое значение имеют игровые приемы.

Обучение грамоте предполагает обязательное использование различных видов наглядности: настенная касса букв, «городок букв» (который заполняется по мере прохождения азбуки), таблицы оппозиционных слогов, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные наборы букв и слогов, наборы полосок для условно-графического обозначения звуков, слогов, слов и предложений.

Подбирая разнообразные методы, приемы, виды работы, речевой материал для упражнений, учителю следует помнить о том, что коррекция всех сторон психики обучающихся в значительной мере зависит от выбранных способов и средств специального педагогического воздействия.

Продолжительность букварного периода обучения грамоте варьируется учителем в зависимости от совершенствования навыков чтения обучающихся и может быть увеличена за счет 1 четверти 2 класса. В этом случае послебукварный период переносится на вторую четверть, где продолжается чтение слов в послоговой разбивке.




Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по обучению грамоте рассчитана в 1 классе на 191 часов. Из них: уроков обучения чтению – 95; уроков обучения письму – 96, 3 часа в неделю.


    1. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП.

Личностными результатами изучения обучения грамоте являются:

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметными результатами изучения обучения грамоте являются:

  • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

  • называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

  • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

  • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

  • Читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

  • Слушать небольшую сказку, рассказ с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию опираясь на наглядные средства;

  • Писать строчные и прописные буквы;

  • Списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.





  • Различать звуки на слух и в собственном произношении;

  • Читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

  • Писать строчные и прописные буквы;

  • Списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

  • Писать на слух отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания).



    1. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования.

Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.


В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (списывания, уровня развития речи), уровня формирования учебных навыков.



  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

  • формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:


Личностные БУД:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:

  • писать;

  • читать;

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • наблюдать;

Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.



2.2.Содержание учебного предмета «Русский язык».

Добукварный период

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у обучающихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

Выработка у обучающихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).     

 Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.

 Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

 Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
 Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Календарно - тематическое планирование (чтение)

п/п



Тема урока

Кол-во час

Сроки

Календ.

Факт.

Добукварный период (1-я четверть) – 23 час

1

Здравствуй, школа! Знакомство с учениками.

1

01.09


2

Семья. Работа со словом.

1

02


3

Игрушки. Работа со словом.

1

07


4

Утро школьника. Составление и анализ предложений.

1

08


5

Слог. Беседа на тему «Школьный сад».

1

09


6

Деление слов на слоги. Беседа - «школьный огород».

1

14


7

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

1

15


8

Выделение звука «а» из слова, в начале слова.

1

16


9

Выделение звука «м» в начале слова.

1

21


10

Сказка «Колобок». Сказка «Репка».

1

22


11

Звук и буква «А а».

1

23


12

Звук и буква «У у».

1

28


13

Слова, которые начинаются с А и У. Чтение слов Ау-Уа.

1

29


14

Звук и буква «М м».

1

30


15

Слоги «ам-ум», звукобуквенный анализ.

1

05


16

Слоги «ам-ма». Сравнительный звукобуквенный анализ.

1

06


17

Слоги «ум-му». Сравнительный анализ слова.

1

07


18

Слоги «ам-ма». Сравнительный звукобуквенный анализ.

1

12

вых

19

Слоги ам-ма. Звук и буква «О о».

1

13


20

Слоги «ом-мо». Звукобуквенный анализ.

1

14


21

Звук и буква «С с». Составление и чтение слогов с буквой «С»: ас, ос, ус.

1

19

09

22

Составление и чтение слов с буквой «С»: сама, оса.

1

20

10

23

Звук и буква «Х х». Слоги и слова со звуком и буквой «Х»; звукобуквенный анализ слов

1

21

11

Букварный период 2-я четверть – 24 часа

1

Звук и буква «Ш ш». Слова, которые начинаются со звука «ш» и в состав которых он входит.

1

09.11


2

Образование и чтение прямых открытых слогов: ша, шу, шо и слов с этими слогами.

1

10


3

Дифференциация звуков с-ш.

2

11.


4

Звук и буква «Л л». Образование и чтение прямых открытых слогов с буквой «л» и слов с этими слогами

1

16


6

Звук и буква «ы». Образование и чтение слогов со звуком и буквой «ы» и слов с этими слогами.

1

17

18


8

Звук и буква «Н н».

1


9

Образование и чтение прямых открытых и обратных слогов, слов с этими слогами.

1

23


10

Чтение слов с усвоенными слоговыми структурами. Чтение текста.

1

24

25


11

Звук и буква «Р р».

1


12

Образование и чтение прямых открытых слогов и слов с этими слогами. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений.

1

30


14

Различие звуков «р-л» на слух и в произношении. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений.

1

01.12

2


16

Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

1


17

Звук и буква «К к».

1

07.12


18

Образование прямого открытого слога. Чтение слов и предложений.

1

08


19

Образование и чтение слогов и слов (с этими слогами).

1

09


20

Звук и буква «П п».

1

14


21

Образование прямого открытого слога. Чтение слов и предложений.

1

15


22

Образование и чтение слогов и слов (с этими слогами).

1

16


23

Образование и чтение слов, состоящих из одного закрытого и двух открытых слогов.

1

21


24

Упражнение в чтении усвоенных слогов и слов. Составление и чтение предложений.

1

22


25

Звук и буква «Т т».

1

23


27

Чтение слов и предложений с буквой «Т».

1

28


29

Звук и буква «И и».

1

29


30

Чтение слов и предложений с буквой «И», в которых «и», как отдельное слово.

1

30


Букварный период 3-я четверть – 25 часов

1

Звук и буква «З з». Слоги и слова с буквой «з».

1

18.01


2

Дифференциация звуков з-с. Чтение текста.

1

19


3

Звук и буква «В в».

1

20


4

Слова и слоги со звуком и буквой «в» в твердом и мягком вариантах. Чтение текста.

1

25


5

Чтение текста.

1

26


6

Звук и буква «Ж ж».

1

27


7

Слоги и слова со звуком и буквой «ж».

1

01


8

Слог «жи». Дифференциация ж-ш.

1

02


9

Дифференциация жи-ши.

1

03


10

Звук и буква «Б б».

1

15


11

Чтение слогов и слов со звуком и буквой «Бб».

1

16


12

Чтение предложений и текста.

1

17


13

Дифференциация букв и звуков б-п.

1

22


14

Звук и буква «Г г». Чтение слов и предложений.

1

24


15


1

01.03


16

Дифференциация г-к. Чтение предложений и текста.

1

02


17


1

03


18

Звук и буква «Д д». Чтение текста.

1

09


19

Слоги и слова со звуком и буквой «д» в твердом и мягком вариантах.

1

10


20

Дифференциация д-т.

1

15


21

Чтение слов и предложений.

1

16


22

Звук и буква «Й й». Дифференциация и-й.

1

17


23

Чтение слов, предложений и текста

1

22


24

Буква «ь».Чтение слов и предложений с «ь». Чтение текста «В саду».

1

23


25

Чтение слов с «ь» в середине слова, стечение согласных в словах. Чтение текста «Зоопарк».

1

24


Букварный период 4-я четверть – 23 часа

1

Звук и буква «Е е». Чтение слогов и слов с буквой «е», как показателем мягкости .

Чтение текста «В лесу».

1

05.04


2

Звук и буква «Ё ё». Чтение слов и предложений с буквой «ё».

1

06.04


3

Чтение текстов: «Ёлка», «Самолёт», «Кто у кого».

1

07


4

Звук и буква «Я я». Чтение текста «На поляне».

1

12


5

Звук и буква «Ю ю».

1

13


6

Чтение слов и предложений с буквой «ю» в начале и в конце слов.

1

14


7

Чтение текста «Клюква».

1

19


8

Звук и буква «Ц ц». Чтение предложений и текста.

1

20


9

Звук и буква «Ч ч».

1

21



10

Чтение слов, предложений, текста «Милка и Жучка».

1

26


11

Чтение слов, предложений, текста «Урок».

1

27


12

Дифференциация ча-чу.

1

28


13

Чтение сказки «Курочка Ряба».

1

03.05


14

Звук и буква «Щ щ».

1

04


15

Чтение текста «Роща».

1

05


16

Дифференциация ща-щу.

1

10


17

Различие на слух при произношении и чтении слогов ча-ща, чу-щу.

1

11


18

Звук и буква «Ф ф». Дифференциация в-ф. Чтение текста «Ферма».

1

12


19

Звук и буква «Э э». Чтение предложений и текста.

1

17


20

Буква «Ъ». Чтение слов с «ь» и «ъ» и без них.

1

18


21

Чтение слов и текста «Наша семья».

1

19


22

Чтение текста «Когда это бывает?». «Чиж».

1

24


23

Чтение стихотворений «Мячик». «Кошка». Чтение рассказа «Котята».«Верный друг».

1

25
















3.1 б). Календарно-тематическое планирование (русский язык)

п/п



Тема урока

Кол-во час

Сроки

Календ.

Факт.

Добукварный период (1-я четверть) – 23 часа

1

Знакомство с разлиновкой тетради. Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь.

1

02.09


2

Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника.

1

04


3

Рисование предметов геометрической формы.

1

07


4

Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.

1

09


5

Рисование геометр. фигур по клеточкам, точкам (по образцу).

1

11


6

Составление и обведение клеток орнамента (самостоятельно), раскрашивание.

1

14


7

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1

16


8-9

Письмо наклонных линий с закруглением внизу, вверху.

1

18


10-11

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

1

21


12-13

Письмо изученных графических элементов букв.

1

23


14

Строчная буква а.

1

25


15-16

Строчная буква у. Письмо слогов: ау, уа.

1

28


17

Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам.

1

30


18

Заглавная буква М.

1

02


19

Заглавная буква А.

1

05


20

Заглавная буква У. Слоги: му, ум, слово ма-ма.

1

07


21

Строчная и заглавная буква о, О.

1

09


22-23




вых

24

Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус

1

14

21

25-26

Запись предложений: Ма-ма са-ма. Ма-ма, ма-ма, О-са!

1

16

23

27-28

Строчная и заглавная буква х, Х.

Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо.

1

19


29-31

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

2

21;23


Букварный период 2-я четверть – 24 часа

1

Строчная и заглавная буква ш, Ш. Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша.

1

06.11

09

2

Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу.

1

09


3

Письмо под диктовку изученных букв и слогов. Работа над ошибками.

1

11


4

Письмо строчной буквы л и слогов с ней.

1

13


5

Заглавная буква Л. Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла.

1

16


6

Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой.

1

18


7

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

20


8

Строчная буква н, написание слогов и слов с этой буквой.

1

23


9

Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша.

1

25


10

Письмо под диктовку изученных букв и слогов.

1

27


11

Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой.

1

30


12-13

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

02.12


14-15

Списывание с печатного текста.

1

04


16

Письмо под диктовку изученных букв и слогов. Работа над ошибками.

1

07


17-18

Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой.

1

09


19

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

11


20-21

Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой.

1

14


22-23

Письмо заглавной буквы П.

Письмо слогов и предложений с этой буквой.

1

16


24

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

18


25

Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой.

1

21


26-27

Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой.

1

23


28

Письмо под диктовку изученных букв и слогов. Работа над ошибками.

1

25


29-30

Письмо строчной и заглавной буквы и, И.

Упражнение в письме.

1


28


31

Письмо слов, предложений.

1

30


3-я четверть -27 часов

1-2

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой.

Письмо заглавной буквы З.

2

15.01; 18


3-4

Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

1

20


5

Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой.

1

22


6-7

Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара».

1

25


8-9

Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж.

1

27


10-12

Упражнения в письме.

2

29.;01.02


13

Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой.

1

03.02


14-15

Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание.

1

05


16

Письмо предложений под диктовку.

1

15


17

Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой.

1

17


18-19

Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой.

1

19


20

Письмо слов под диктовку.

1

22


21

Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой.

1

24


22-23

Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик».

1

26


24

Упражнения в письме.

1

01.03


25

Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой.

1

03


26-27

Упражнение в письме. Работа с текстом.


1

05


28

Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай».

1

10


29

Письмо буквы ь.

1

12


30

Упражнения в письме.

2

15-16


31-32

Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь.

2

19;22


33

Письмо строчной и заглавной буквы е, Е.

2

24;26


27

Письмо текстов из букваря.

1

22


4-я четверть – 22 часа

1

Письмо текстов из букваря.

1

05.04


2

Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё.

1

07


3-4

Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт».

2

09;12


5-6

Письмо строчной и заглавной буквы я, Я.

1

14


7-8

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой.

1

16


9-10

Упражнения в письме.

2

19;21


11-12

Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с этой буквой.

1


23


13

Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой.

1

26


14

Письмо слов под диктовку.

1

28


15-16

Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка».

1

30


17

Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу.

1

03


18

Запись текста «Овощи» из Букваря.

1

05


19-20

Письмо текстов из букваря.

1

07


21

Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой.

1


10


22

Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой.

1

12


23

Буква ъ.

Разделительный ъ (твердый знак).

1

14


24-25

Контрольное списывание. Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками.

2

17; 19


22

Письмо текстов из Букваря «Наша семья»,

«Кошка», «Светофор».

2

21;24




3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература и средства обучения


А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишков, Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2-х частях,2-е издание, М.: Просвещение, 2018 г.


Дополнительная литература:

В.В.Воронкова. «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», - М., «Просвещение», 2013.

Средстваобучения:

наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;

технические средства обучения;

экранно-звуковые пособия:

аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения;

игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины;

цифровые образовательные ресурсы: интернет: http://e-school67.ru/ http://iclass.home-edu.ru/.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!