Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновосходская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/ Гайсина Э.Р./ | «Утверждено» Директор __________ /Р.Г. Гайсин/ |
Адаптированная рабочая программа
(ФГОС для ОВЗ и УО)
по предмету: «Русский язык» и «Чтение»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 1
2020 -2021 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от«31» августа 2020г.
Составила:
Бадретдинова Азалия Рашитовна,
учитель начальных классов,
высшая квалиф. категория
с. Красный Восход – 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. 1.2. 1.3. | I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………… Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования……………………………………………………… II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. | 6 8 9 |
2.1. | Программа формирования базовых учебных действий…………………………………………………………………...................................... | 9 |
| | |
2.2. | Содержание учебного предмета «Русский язык» и «Чтение» …………………………………………………………..................... …………. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. | 11 |
3.1. 3.2. | Тематическое планирование (чтение)…………………………………………………………………………………………………………….. (русский язык)…………………………………………………………………………………………………..… Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………. | 13 17 22 |
Паспорт рабочей программы.
Тип программы:
- адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость);
Статус программы:
- адаптированная рабочая программа предмета «Чтение»
Назначение программы:
- для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 1 класса ГБОУ КШИ
Сроки освоения программы:1 год
Объем учебного времени: часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 3 часа в неделю
Форма контроля: проверка темпа речи
I а. Паспорт рабочей программы.
Тип программы:
- адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость);
Статус программы:
- адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык»
Назначение программы:
- для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 1 класса ГБОУ КШИ
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени:96 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий:3 часа в неделю
Форма контроля: списывание, письмо под диктовку
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» и «Чтение» 1 класс разработана в соответствии:
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью самостоятельно разработана и утверждена ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Устав ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.
Учебным планом ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2020-2021 год.
Данная программа является рабочей и разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1– 4 классы» / Под редакцией В.В.Воронковой. – 8- изд. М.: Просвещение, Москва, 2013 год.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка
Программа курса «Обучение грамоте» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
В системе предметов образовательной школы курс «Обучение грамоте» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
Формирование навыка правильного и осознанного чтения.
Выработка элементарных навыков письма строчных и прописных букв.
Для достижения поставленных целей изучения обучения грамоте необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать нравственные качества;
- формировать навык письменной речи;
- формировать каллиграфические навыки;
- обогащать и уточнить словарь;
- пробудить познавательный интерес к родному слову.
Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение грамоте – важнейший раздел курса русского языка в коррекционных образовательных учреждениях для детей с ОВЗ. Задачи по обучению письму и чтению обучающихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.
Программа обучения в 1 классе рассчитана на детей, которые только начинают учиться и тех, которые закончили пропедевтико-диагностический класс. Включение последних в поле единой программы обусловлено тем, что в пропедевтический класс приходят дети с более сложными проблемами развития, чем ученики, поступающие сразу в первый класс. Дополнительный год для обучающихся пропедевтического класса является той ступенькой, которая делает их более уверенными в себе, позволяет им качественнее выполнять задания. Что же касается первоклассников, начинающих учиться, многие из них, как правило, посещали специальные дошкольные учреждения или готовились к школе в семье.
В 1 классе также выделяется добукварный (пропедевтический) период, рассчитанный на два месяца, с решением примерно тех же задач, что и в пропедевтико-диагностическом классе.
Обучение грамоте в школе для детей с ОВЗ (букварный период) осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Речевым материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их фонематического восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности произносительных навыков.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, узнавание элементов буквы и их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего запоминания графического знака используются цветные буквы, буквы, вырезанные из наждачной или бархатной бумаги, разборные буквы, различные игровые задания и т.д. Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы: собрал букву – произнеси звук, обвел пальчиком в воздухе контур буквы – произнеси звук, произнес звук – покажи букву и т.д.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются звукоподражательные слова, состоящие из двух слогов (а-у, у-а), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при слитном их чтении. Далее читаются трехбуквенные закрытые слоги (шар, мыш-ка), слоги с мягкими согласным (рис, гусь) и, наконец, слоги со стечением двух согласных в начале или конце слова (сто, стол, мост, пти – ца) и т.д. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, закладывается необходимая основа для развертывания устной речи.
При переходе на письменный шрифт важно научить детей правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный (март, музыка, рыбак) или буквенный анализ (яма, заяц), на обязательное интонирование каждого звука слова или проговаривание слов по слогам, предварительное составление условно-графической схемы и составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.
В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала, с которым работают дети. Дети учатся воспринимать звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова. Например: назови имена детей, которые начинаются со звука /М/; я назвала слог СЫ, дополни слог до слова. Какой звук надо добавить на конце? и др. При организации таких видов работы большое значение имеют игровые приемы.
Обучение грамоте предполагает обязательное использование различных видов наглядности: настенная касса букв, «городок букв» (который заполняется по мере прохождения азбуки), таблицы оппозиционных слогов, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные наборы букв и слогов, наборы полосок для условно-графического обозначения звуков, слогов, слов и предложений.
Подбирая разнообразные методы, приемы, виды работы, речевой материал для упражнений, учителю следует помнить о том, что коррекция всех сторон психики обучающихся в значительной мере зависит от выбранных способов и средств специального педагогического воздействия.
Продолжительность букварного периода обучения грамоте варьируется учителем в зависимости от совершенствования навыков чтения обучающихся и может быть увеличена за счет 1 четверти 2 класса. В этом случае послебукварный период переносится на вторую четверть, где продолжается чтение слов в послоговой разбивке.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по обучению грамоте рассчитана в 1 классе на 191 часов. Из них: уроков обучения чтению – 95; уроков обучения письму – 96, 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП.
Личностными результатами изучения обучения грамоте являются:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения обучения грамоте являются:
на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; Читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками; Слушать небольшую сказку, рассказ с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию опираясь на наглядные средства; Писать строчные и прописные буквы; Списывать с печатного текста отдельные слоги и слова. | | Различать звуки на слух и в собственном произношении; Читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; Писать строчные и прописные буквы; Списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения; Писать на слух отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания). | |
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (списывания, уровня развития речи), уровня формирования учебных навыков.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
писать;
читать;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
наблюдать;
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
2.2.Содержание учебного предмета «Русский язык».
Добукварный период
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у обучающихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у обучающихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Календарно - тематическое планирование (чтение)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Сроки |
Календ. | Факт. |
Добукварный период (1-я четверть) – 23 час |
1 | Здравствуй, школа! Знакомство с учениками. | 1 | 01.09 | |
2 | Семья. Работа со словом. | 1 | 02 | |
3 | Игрушки. Работа со словом. | 1 | 07 | |
4 | Утро школьника. Составление и анализ предложений. | 1 | 08 | |
5 | Слог. Беседа на тему «Школьный сад». | 1 | 09 | |
6 | Деление слов на слоги. Беседа - «школьный огород». | 1 | 14 | |
7 | Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. | 1 | 15 | |
8 | Выделение звука «а» из слова, в начале слова. | 1 | 16 | |
9 | Выделение звука «м» в начале слова. | 1 | 21 | |
10 | Сказка «Колобок». Сказка «Репка». | 1 | 22 | |
11 | Звук и буква «А а». | 1 | 23 | |
12 | Звук и буква «У у». | 1 | 28 | |
13 | Слова, которые начинаются с А и У. Чтение слов Ау-Уа. | 1 | 29 | |
14 | Звук и буква «М м». | 1 | 30 | |
15 | Слоги «ам-ум», звукобуквенный анализ. | 1 | 05 | |
16 | Слоги «ам-ма». Сравнительный звукобуквенный анализ. | 1 | 06 | |
17 | Слоги «ум-му». Сравнительный анализ слова. | 1 | 07 | |
18 | Слоги «ам-ма». Сравнительный звукобуквенный анализ. | 1 | 12 | вых |
19 | Слоги ам-ма. Звук и буква «О о». | 1 | 13 | |
20 | Слоги «ом-мо». Звукобуквенный анализ. | 1 | 14 | |
21 | Звук и буква «С с». Составление и чтение слогов с буквой «С»: ас, ос, ус. | 1 | 19 | 09 |
22 | Составление и чтение слов с буквой «С»: сама, оса. | 1 | 20 | 10 |
23 | Звук и буква «Х х». Слоги и слова со звуком и буквой «Х»; звукобуквенный анализ слов | 1 | 21 | 11 |
Букварный период 2-я четверть – 24 часа |
1 | Звук и буква «Ш ш». Слова, которые начинаются со звука «ш» и в состав которых он входит. | 1 | 09.11 | |
2 | Образование и чтение прямых открытых слогов: ша, шу, шо и слов с этими слогами. | 1 | 10 | |
3 | Дифференциация звуков с-ш. | 2 | 11. | |
4 | Звук и буква «Л л». Образование и чтение прямых открытых слогов с буквой «л» и слов с этими слогами | 1 | 16 | |
6 | Звук и буква «ы». Образование и чтение слогов со звуком и буквой «ы» и слов с этими слогами. | 1 | 17 18 | |
8 | Звук и буква «Н н». | 1 | |
9 | Образование и чтение прямых открытых и обратных слогов, слов с этими слогами. | 1 | 23 | |
10 | Чтение слов с усвоенными слоговыми структурами. Чтение текста. | 1 | 24 25 | |
11 | Звук и буква «Р р». | 1 | |
12 | Образование и чтение прямых открытых слогов и слов с этими слогами. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений. | 1 | 30 | |
14 | Различие звуков «р-л» на слух и в произношении. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений. | 1 | 01.12 2 | |
16 | Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. | 1 | |
17 | Звук и буква «К к». | 1 | 07.12 | |
18 | Образование прямого открытого слога. Чтение слов и предложений. | 1 | 08 | |
19 | Образование и чтение слогов и слов (с этими слогами). | 1 | 09 | |
20 | Звук и буква «П п». | 1 | 14 | |
21 | Образование прямого открытого слога. Чтение слов и предложений. | 1 | 15 | |
22 | Образование и чтение слогов и слов (с этими слогами). | 1 | 16 | |
23 | Образование и чтение слов, состоящих из одного закрытого и двух открытых слогов. | 1 | 21 | |
24 | Упражнение в чтении усвоенных слогов и слов. Составление и чтение предложений. | 1 | 22 | |
25 | Звук и буква «Т т». | 1 | 23 | |
27 | Чтение слов и предложений с буквой «Т». | 1 | 28 | |
29 | Звук и буква «И и». | 1 | 29 | |
30 | Чтение слов и предложений с буквой «И», в которых «и», как отдельное слово. | 1 | 30 | |
Букварный период 3-я четверть – 25 часов |
1 | Звук и буква «З з». Слоги и слова с буквой «з». | 1 | 18.01 | |
2 | Дифференциация звуков з-с. Чтение текста. | 1 | 19 | |
3 | Звук и буква «В в». | 1 | 20 | |
4 | Слова и слоги со звуком и буквой «в» в твердом и мягком вариантах. Чтение текста. | 1 | 25 | |
5 | Чтение текста. | 1 | 26 | |
6 | Звук и буква «Ж ж». | 1 | 27 | |
7 | Слоги и слова со звуком и буквой «ж». | 1 | 01 | |
8 | Слог «жи». Дифференциация ж-ш. | 1 | 02 | |
9 | Дифференциация жи-ши. | 1 | 03 | |
10 | Звук и буква «Б б». | 1 | 15 | |
11 | Чтение слогов и слов со звуком и буквой «Бб». | 1 | 16 | |
12 | Чтение предложений и текста. | 1 | 17 | |
13 | Дифференциация букв и звуков б-п. | 1 | 22 | |
14 | Звук и буква «Г г». Чтение слов и предложений. | 1 | 24 | |
15 | | 1 | 01.03 | |
16 | Дифференциация г-к. Чтение предложений и текста. | 1 | 02 | |
17 | | 1 | 03 | |
18 | Звук и буква «Д д». Чтение текста. | 1 | 09 | |
19 | Слоги и слова со звуком и буквой «д» в твердом и мягком вариантах. | 1 | 10 | |
20 | Дифференциация д-т. | 1 | 15 | |
21 | Чтение слов и предложений. | 1 | 16 | |
22 | Звук и буква «Й й». Дифференциация и-й. | 1 | 17 | |
23 | Чтение слов, предложений и текста | 1 | 22 | |
24 | Буква «ь».Чтение слов и предложений с «ь». Чтение текста «В саду». | 1 | 23 | |
25 | Чтение слов с «ь» в середине слова, стечение согласных в словах. Чтение текста «Зоопарк». | 1 | 24 | |
Букварный период 4-я четверть – 23 часа |
1 | Звук и буква «Е е». Чтение слогов и слов с буквой «е», как показателем мягкости . Чтение текста «В лесу». | 1 | 05.04 | |
2 | Звук и буква «Ё ё». Чтение слов и предложений с буквой «ё». | 1 | 06.04 | |
3 | Чтение текстов: «Ёлка», «Самолёт», «Кто у кого». | 1 | 07 | |
4 | Звук и буква «Я я». Чтение текста «На поляне». | 1 | 12 | |
5 | Звук и буква «Ю ю». | 1 | 13 | |
6 | Чтение слов и предложений с буквой «ю» в начале и в конце слов. | 1 | 14 | |
7 | Чтение текста «Клюква». | 1 | 19 | |
8 | Звук и буква «Ц ц». Чтение предложений и текста. | 1 | 20 | |
9 | Звук и буква «Ч ч». | 1 | 21 | | |
10 | Чтение слов, предложений, текста «Милка и Жучка». | 1 | 26 | |
11 | Чтение слов, предложений, текста «Урок». | 1 | 27 | |
12 | Дифференциация ча-чу. | 1 | 28 | |
13 | Чтение сказки «Курочка Ряба». | 1 | 03.05 | |
14 | Звук и буква «Щ щ». | 1 | 04 | |
15 | Чтение текста «Роща». | 1 | 05 | |
16 | Дифференциация ща-щу. | 1 | 10 | |
17 | Различие на слух при произношении и чтении слогов ча-ща, чу-щу. | 1 | 11 | |
18 | Звук и буква «Ф ф». Дифференциация в-ф. Чтение текста «Ферма». | 1 | 12 | |
19 | Звук и буква «Э э». Чтение предложений и текста. | 1 | 17 | |
20 | Буква «Ъ». Чтение слов с «ь» и «ъ» и без них. | 1 | 18 | |
21 | Чтение слов и текста «Наша семья». | 1 | 19 | |
22 | Чтение текста «Когда это бывает?». «Чиж». | 1 | 24 | |
23 | Чтение стихотворений «Мячик». «Кошка». Чтение рассказа «Котята».«Верный друг». | 1 | 25 | |
3.1 б). Календарно-тематическое планирование (русский язык)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Сроки |
Календ. | Факт. |
Добукварный период (1-я четверть) – 23 часа |
1 | Знакомство с разлиновкой тетради. Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь. | 1 | 02.09 | |
2 | Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника. | 1 | 04 | |
3 | Рисование предметов геометрической формы. | 1 | 07 | |
4 | Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов. | 1 | 09 | |
5 | Рисование геометр. фигур по клеточкам, точкам (по образцу). | 1 | 11 | |
6 | Составление и обведение клеток орнамента (самостоятельно), раскрашивание. | 1 | 14 | |
7 | Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии. | 1 | 16 | |
8-9 | Письмо наклонных линий с закруглением внизу, вверху. | 1 | 18 | |
10-11 | Письмо наклонных с петлей внизу и вверху. | 1 | 21 | |
12-13 | Письмо изученных графических элементов букв. | 1 | 23 | |
14 | Строчная буква а. | 1 | 25 | |
15-16 | Строчная буква у. Письмо слогов: ау, уа. | 1 | 28 | |
17 | Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам. | 1 | 30 | |
18 | Заглавная буква М. | 1 | 02 | |
19 | Заглавная буква А. | 1 | 05 | |
20 | Заглавная буква У. Слоги: му, ум, слово ма-ма. | 1 | 07 | |
21 | Строчная и заглавная буква о, О. | 1 | 09 | |
22-23 | | | | вых |
24 | Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус | 1 | 14 | 21 |
25-26 | Запись предложений: Ма-ма са-ма. Ма-ма, ма-ма, О-са! | 1 | 16 | 23 |
27-28 | Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо. | 1 | 19 | |
29-31 | Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. | 2 | 21;23 | |
Букварный период 2-я четверть – 24 часа |
1 | Строчная и заглавная буква ш, Ш. Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша. | 1 | 06.11 | 09 |
2 | Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу. | 1 | 09 | |
3 | Письмо под диктовку изученных букв и слогов. Работа над ошибками. | 1 | 11 | |
4 | Письмо строчной буквы л и слогов с ней. | 1 | 13 | |
5 | Заглавная буква Л. Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла. | 1 | 16 | |
6 | Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 18 | |
7 | Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 20 | |
8 | Строчная буква н, написание слогов и слов с этой буквой. | 1 | 23 | |
9 | Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша. | 1 | 25 | |
10 | Письмо под диктовку изученных букв и слогов. | 1 | 27 | |
11 | Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 30 | |
12-13 | Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 02.12 | |
14-15 | Списывание с печатного текста. | 1 | 04 | |
16 | Письмо под диктовку изученных букв и слогов. Работа над ошибками. | 1 | 07 | |
17-18 | Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой. | 1 | 09 | |
19 | Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 11 | |
20-21 | Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 14 | |
22-23 | Письмо заглавной буквы П. Письмо слогов и предложений с этой буквой. | 1 | 16 | |
24 | Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 18 | |
25 | Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 21 | |
26-27 | Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 23 | |
28 | Письмо под диктовку изученных букв и слогов. Работа над ошибками. | 1 | 25 | |
29-30 | Письмо строчной и заглавной буквы и, И. Упражнение в письме. | 1 | 28 | |
31 | Письмо слов, предложений. | 1 | 30 | |
3-я четверть -27 часов |
1-2 | Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой. Письмо заглавной буквы З. | 2 | 15.01; 18 | |
3-4 | Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами. | 1 | 20 | |
5 | Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 22 | |
6-7 | Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара». | 1 | 25 | |
8-9 | Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж. | 1 | 27 | |
10-12 | Упражнения в письме. | 2 | 29.;01.02 | |
13 | Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 03.02 | |
14-15 | Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание. | 1 | 05 | |
16 | Письмо предложений под диктовку. | 1 | 15 | |
17 | Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой. | 1 | 17 | |
18-19 | Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой. | 1 | 19 | |
20 | Письмо слов под диктовку. | 1 | 22 | |
21 | Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой. | 1 | 24 | |
22-23 | Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик». | 1 | 26 | |
24 | Упражнения в письме. | 1 | 01.03 | |
25 | Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой. | 1 | 03 | |
26-27 | Упражнение в письме. Работа с текстом. | 1 | 05 | |
28 | Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай». | 1 | 10 | |
29 | Письмо буквы ь. | 1 | 12 | |
30 | Упражнения в письме. | 2 | 15-16 | |
31-32 | Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь. | 2 | 19;22 | |
33 | Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. | 2 | 24;26 | |
27 | Письмо текстов из букваря. | 1 | 22 | |
4-я четверть – 22 часа |
1 | Письмо текстов из букваря. | 1 | 05.04 | |
2 | Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё. | 1 | 07 | |
3-4 | Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт». | 2 | 09;12 | |
5-6 | Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. | 1 | 14 | |
7-8 | Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой. | 1 | 16 | |
9-10 | Упражнения в письме. | 2 | 19;21 | |
11-12 | Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с этой буквой. | 1 | 23 | |
13 | Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 26 | |
14 | Письмо слов под диктовку. | 1 | 28 | |
15-16 | Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка». | 1 | 30 | |
17 | Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу. | 1 | 03 | |
18 | Запись текста «Овощи» из Букваря. | 1 | 05 | |
19-20 | Письмо текстов из букваря. | 1 | 07 | |
21 | Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой. | 1 | 10 | |
22 | Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой. | 1 | 12 | |
23 | Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак). | 1 | 14 | |
24-25 | Контрольное списывание. Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. | 2 | 17; 19 | |
22 | Письмо текстов из Букваря «Наша семья», «Кошка», «Светофор». | 2 | 21;24 | |
3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература и средства обучения
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишков, Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2-х частях,2-е издание, М.: Просвещение, 2018 г.
Дополнительная литература:
В.В.Воронкова. «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», - М., «Просвещение», 2013.
Средстваобучения:
наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения;
игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины;
цифровые образовательные ресурсы: интернет: http://e-school67.ru/ http://iclass.home-edu.ru/.