СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике,для обучающихся с интелектуальными нарушениями (РАС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.

Задачи обучения математике:

  • формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно- познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;

  • развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;

  • способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;

  • расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;

  • корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).

Характеристика учебного предмета.

Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика

- важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.

Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.

Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).


Место курса в учебном плане.

На изучение математики в 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 61 час (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни (4.11, 24.02, 9.03, 1.05, 4.05), программа предполагает 61 часо и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.


Планируемые результаты изучения курса.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащегося. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года.

Достаточный уровень

  • образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;

  • считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;

  • сравнивать числа в пределах 20;

  • пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

  • решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток;

  • знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы;

  • решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;

  • решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

  • заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами;

  • читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

  • записывать и решать примеры с именованными числами;

  • отображать точку на листе бумаги, классной доске;

  • строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;

  • проводить прямую линию через одну и две точки. Минимальный уровень:

  • образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;

  • считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;

  • сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;

  • пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

  • решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;

  • решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);

  • решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);

  • читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

  • отображать точку на листе бумаги, классной доске;

  • строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

  • владеет социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

  • владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • развивает положительные свойства и качества личности.






Основное содержание учебного предмета



№ п/п

Раздел

Краткое содержание курса

1.


Единицы измерения и их соотношения

Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними. Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р.,

2 р., 5 р., 10 р. Размен монет.

Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см.

2.

Нумерация

Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование, чтение и запись чисел 1 – 10. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав чисел первого десятка.

Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и запись чисел в пределах 20.

Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20, установление соотношения больше, меньше, равно.

3.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания.

Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих

выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок.

4.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа.

5.

Геометрический материал

Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам).

Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки.

Построение кривой линии.




Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


  1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.: ВЛАДОС

  2. Алышева Т. В.. Математика. Учебник. В 2 частях. Москва: Просвещение

  3. Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение

  4. Методические рекомендации. 1-4 классы.

  5. Хилько А. А. Тетрадь по математике. Подготовительный класс — В 3 частях. М.: Владос

  6. Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3 – 4 лет. М.: Сфера

  7. Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4 – 5 лет. М.: Сфера

  8. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д

  9. Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша: рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д

  10. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д

  11. Кубики «Сложи узор» (Световид)

  12. Цветные счетные палочки Кюизенера (Корвет)


Календарно-тематическое планирование.



Тема

Кол-во часов

Дата по плану

1

Основные цвета. Различение предметов по цвету. Выделение из множества предметов заданного цвета.

1

3.09

2

Знакомство с геометрическими фигурами. Круг. Выделение предметов круглой формы из множества.

1

7.09

3

Величина: большой – маленький.

Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями больше, меньше.

1

10.09

4

Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около. вверху – внизу.

Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат.

Выделение предметов квадратной формы из множества

1

14.09

5

Различение предметов по величине: длинный – короткий.

Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями длиннее, короче.

1

17.09

6

Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник. Выделение предметов треугольной формы из множества.

2

21.09,24.09

7

Различение предметов по величине: широкий – узкий.

Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями шире, уже.

1

28.09

8

Выделение предметов одинаковых по величине из множества.

Положение предметов в пространстве: слева – справа. в середине, между. Прямоугольник.

2

1.10,5.10

9

Выделение предметов прямоугольной формы из множества. Знакомство с понятиями выше, ниже

Различение предметов по величине: высокий – низкий.

2

8.10,12.10

10

Сравнение серии предметов по величине. Порядок следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед

– после.

2

15.10,19.10

11

Положение предметов в пространстве: далеко – близко.

Различение предметов по величине: толстый – тонкий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями толще, тоньше.

2

22.10, 26.10

13

Сравнение жидкостей по объему: больше, меньше, одинаково. Сравнение сосудов по объему. Понятия глубокий –

мелкий, глубже – мельче.

2

9.11,12.11

14

Формирование временных представлений. Знакомство с

понятиями вчера, сегодня, завтра.

1

16.11


15

Сравнение сыпучих веществ по объему с использованием одинаковых сосудов. Формирование дочисловых представлений.

Знакомство с понятиями много – мало.

2

19.11, 23.11

16

Различение предметов по массе: тяжелый – легкий.

Сравнение предметов по массе. Знакомство с понятиями тяжелее, легче. Сравнение серии предметов по массе.

3

26.11, 30.11,3.12

17

Знакомство с понятием возраст: молодой – старый.

Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного.Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу

3

7.12, 10.12, 14.12

18

Ориентировка в пространстве. . Знакомство с понятиями:

больше, меньше, столько же. Число 1. Количество 1.

3

17.12, 21.12,24.12

19

Цифра 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.

Конструирование геометрических фигур из нескольких частей.

1

28.12

20

Число 2. Количество 2. Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. Числа 1 и 2. Выделение заданного

количества.

2

11.01,14.01

21

Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше. Знакомство с арифметическими знаками. Знак

«равно». Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну

знаком «=».

2

18.01, 21.01

22

Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. Письмо изученных цифр в тетради. Знакомство с

арифметическими знаками. Знак «+».

2

25.01, 28.01

23

Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить. Шар. Знакомство с арифметическими знаками.

Знак «– ».

1

1.02

24

Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. Число 3. Количество 3. Цифра 3. Письмо на песке, на

нелинованной бумаге.

2

4.02, 15.02


25

Счет в пределах 3. Письмо изученных цифр в тетради.

Сравнение изученных чисел на предметном материале.

2

18.02, 25.02

26

Состав числа 3. Сложение в пределах 3. Вычитание в

пределах 3. Геометрические тела. Куб.

2

1.03, 4.03

27

Задача. Знакомство с понятием «задача». Решение задач на основе предметно-практических действий. Сравнение серии

предметов по величине.

2

11.03, 15.03

28

Ориентировка на листе бумаги: правый – левый, верхний

– нижний углы. Сравнение изученных чисел на предметном материале. Число 4. Количество 4. Цифра 4

3

18.03, 1.04, 5.04

29

Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.

Решение задач на основе предметно-практических действий.

3

8.04, 12.04,15.04

30

Геометрические тела. Брус. Число 5. Количество 5. Цифра

5. Сравнение изученных чисел на предметном материале.

4

19.04, 22.04, 26.04,29.04

31

Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.

4

6.05, 13.05, 17.05, 20.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!