Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи обучения математике:
формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно- познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;
развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;
способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;
расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;
корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
Характеристика учебного предмета.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика
- важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).
Место курса в учебном плане.
На изучение математики в 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 61 час (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни (4.11, 24.02, 9.03, 1.05, 4.05), программа предполагает 61 часо и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
Планируемые результаты изучения курса.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащегося. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года.
Достаточный уровень
образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
сравнивать числа в пределах 20;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток;
знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы;
решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами;
читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
записывать и решать примеры с именованными числами;
отображать точку на листе бумаги, классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
проводить прямую линию через одну и две точки. Минимальный уровень:
образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;
решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
отображать точку на листе бумаги, классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
владеет социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развивает положительные свойства и качества личности.
Основное содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | Краткое содержание курса |
1. | Единицы измерения и их соотношения | Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними. Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Размен монет. Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см. |
2. | Нумерация | Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование, чтение и запись чисел 1 – 10. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав чисел первого десятка. Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и запись чисел в пределах 20. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20, установление соотношения больше, меньше, равно. |
3. | Арифметические действия | Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок. |
4. | Арифметические задачи | Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа. |
5. | Геометрический материал | Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам). Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии. |
| | Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.: ВЛАДОС
Алышева Т. В.. Математика. Учебник. В 2 частях. Москва: Просвещение
Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение
Методические рекомендации. 1-4 классы.
Хилько А. А. Тетрадь по математике. Подготовительный класс — В 3 частях. М.: Владос
Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3 – 4 лет. М.: Сфера
Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4 – 5 лет. М.: Сфера
Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д
Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша: рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д
Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д
Кубики «Сложи узор» (Световид)
Цветные счетные палочки Кюизенера (Корвет)
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану |
1 | Основные цвета. Различение предметов по цвету. Выделение из множества предметов заданного цвета. | 1 | 3.09 |
2 | Знакомство с геометрическими фигурами. Круг. Выделение предметов круглой формы из множества. | 1 | 7.09 |
3 | Величина: большой – маленький. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями больше, меньше. | 1 | 10.09 |
4 | Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около. вверху – внизу. Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат. Выделение предметов квадратной формы из множества | 1 | 14.09 |
5 | Различение предметов по величине: длинный – короткий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями длиннее, короче. | 1 | 17.09 |
6 | Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник. Выделение предметов треугольной формы из множества. | 2 | 21.09,24.09 |
7 | Различение предметов по величине: широкий – узкий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями шире, уже. | 1 | 28.09 |
8 | Выделение предметов одинаковых по величине из множества. Положение предметов в пространстве: слева – справа. в середине, между. Прямоугольник. | 2 | 1.10,5.10 |
9 | Выделение предметов прямоугольной формы из множества. Знакомство с понятиями выше, ниже Различение предметов по величине: высокий – низкий. | 2 | 8.10,12.10 |
10 | Сравнение серии предметов по величине. Порядок следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед – после. | 2 | 15.10,19.10 |
11 | Положение предметов в пространстве: далеко – близко. Различение предметов по величине: толстый – тонкий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями толще, тоньше. | 2 | 22.10, 26.10 |
13 | Сравнение жидкостей по объему: больше, меньше, одинаково. Сравнение сосудов по объему. Понятия глубокий – мелкий, глубже – мельче. | 2 | 9.11,12.11 |
14 | Формирование временных представлений. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра. | 1 | 16.11 |
15 | Сравнение сыпучих веществ по объему с использованием одинаковых сосудов. Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями много – мало. | 2 | 19.11, 23.11 |
16 | Различение предметов по массе: тяжелый – легкий. Сравнение предметов по массе. Знакомство с понятиями тяжелее, легче. Сравнение серии предметов по массе. | 3 | 26.11, 30.11,3.12 |
17 | Знакомство с понятием возраст: молодой – старый. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного.Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу | 3 | 7.12, 10.12, 14.12 |
18 | Ориентировка в пространстве. . Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же. Число 1. Количество 1. | 3 | 17.12, 21.12,24.12 |
19 | Цифра 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. Конструирование геометрических фигур из нескольких частей. | 1 | 28.12 |
20 | Число 2. Количество 2. Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. Числа 1 и 2. Выделение заданного количества. | 2 | 11.01,14.01 |
21 | Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше. Знакомство с арифметическими знаками. Знак «равно». Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=». | 2 | 18.01, 21.01 |
22 | Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. Письмо изученных цифр в тетради. Знакомство с арифметическими знаками. Знак «+». | 2 | 25.01, 28.01 |
23 | Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить. Шар. Знакомство с арифметическими знаками. Знак «– ». | 1 | 1.02 |
24 | Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. Число 3. Количество 3. Цифра 3. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. | 2 | 4.02, 15.02 |
25 | Счет в пределах 3. Письмо изученных цифр в тетради. Сравнение изученных чисел на предметном материале. | 2 | 18.02, 25.02 |
26 | Состав числа 3. Сложение в пределах 3. Вычитание в пределах 3. Геометрические тела. Куб. | 2 | 1.03, 4.03 |
27 | Задача. Знакомство с понятием «задача». Решение задач на основе предметно-практических действий. Сравнение серии предметов по величине. | 2 | 11.03, 15.03 |
28 | Ориентировка на листе бумаги: правый – левый, верхний – нижний углы. Сравнение изученных чисел на предметном материале. Число 4. Количество 4. Цифра 4 | 3 | 18.03, 1.04, 5.04 |
29 | Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. Решение задач на основе предметно-практических действий. | 3 | 8.04, 12.04,15.04 |
30 | Геометрические тела. Брус. Число 5. Количество 5. Цифра 5. Сравнение изученных чисел на предметном материале. | 4 | 19.04, 22.04, 26.04,29.04 |
31 | Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. | 4 | 6.05, 13.05, 17.05, 20.05 |