СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка рабочей программы по истории России к учебнику  для 6 клас­са авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по истории России предназначена для 6 клас­са общеобразовательных учреждений. Она составлена на осно­ве:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

2.Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (вклю­чающей Историко-культурный стандарт)

3. Примерной основ­ной образовательной программы основного общего образова­ния.

4. Рабочей программы по истории России к учебнику для 6 клас­са авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

5.Учебного плана МБОУ Царёво-Займищенской ООШ

6. Календарного учебного графика МБОУ Царёво -_Займищенской ООШ на 2020-2021 уч.год.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и ми­ровой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их зна­чимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.

Задачи изучения истории в школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для граж­данской, этнонациональной, социальной, культурной самоиден­тификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах разви­тия человеческого общества с древности до наших дней, при осо­бом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к свое­му Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о событиях и явле­ниях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответ­ствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и вза­имообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять историче­ские знания в учебной и внешкольной деятельности, в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Базовые принципы школьного исторического образова­ния:

  • идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответствен­ность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое усло­вие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

  • познавательное значение российской истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывно­го исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечиваю­щий достижение личностных, метапредметных и предметных об­разовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитатель­ных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локаль­ной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмо­трение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержа­ния курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий спо­собности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

2. Планируемые предметные результаты обучения

6 класс

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ

К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(УШ—ХУ вв.)

Выпускник научится:

  • локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

  • использовать историческую карту как источник информа­ции о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, ма­териальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп насе­ления в средневековых обществах на Руси, памятников матери­альной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономи­ческих и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневеково­го человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отече­ственной истории Средних веков;

  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Сред­невековья, показывать общие черты и особенности (в связи с по­нятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

  • давать оценку событиям и личностям отечественной исто­рии периода Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источ­ников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе учебника и дополнительной литерату­ры описания памятников средневековой культуры Руси, объ­яснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, лю­бовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание куль­туры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшеству­ющих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осо­знанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, цен­ностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результа­ту и способу действия на уровне произвольного внимания, вно­сить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограни­чение понятий, установление причинно-следственных и родо­видовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с со­учениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • умение работать в группе, слушать партнера, формулиро­вать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разре­шать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разреше­ния конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и законо­мерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат историческо­го знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущ­ности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысле­ния общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оцени­вать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принад­лежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и ве­щественными историческими источниками, понимать и интер­претировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, куль­туре своего и других народов России; готовность применять исто­рические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.



3. Содержание программы


6 класс

  • Раздел 1

  • ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ

  • К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (40часов)

  • Введение

  • Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают исто­рию. Роль и место России в мировой истории. Проблемы перио­дизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

  • Народы и государства на территории нашей страны в древности

  • Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к про­изводящему на территории Северной Евразии. Ареалы древней­шего земледелия и скотоводства. Появление металлических ору­дий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразий­ских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

  • Народы, проживавшие на этой территории до середины I ты­сячелетия до н. э. Античные города-государства Северного При­черноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

  • Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

  • Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении сла­вян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Ев­ропы. Их соседи — балты и финно-угры. Xозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Восто­ка. Тюркский каганат. Xазарский каганат. Волжская Булгария.

  • Образование государства Русь

  • Исторические условия складывания русской государственно­сти: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

  • Государства Центральной и Западной Европы. Первые изве­стия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

  • Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевни­ками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

  • Принятие христианства и его значение. Византийское насле­дие на Руси.

  • Смоленщина в далёком прошлом. Древние балты.

  • Кривичи

  • Русь в конце X — начале XII века

  • Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территори­ально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

  • Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Ка­тегории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы.

  • Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, пече­негами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

  • Смоленская земля в IX-XI веках

  • Культурное пространство

  • Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средне­векового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

  • Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Пись­менность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митро­полита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владими­ра Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Нача­ло храмового строительства: Десятинная церковь, София Киев­ская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

  • Русь в середине XII — начале XIII века

  • Формирование системы земель — самостоятельных госу­дарств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского ро­да Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волын­ская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внеш­няя политика русских земель в евразийском контексте.

  • Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моле­ние» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокамен­ные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Влади­мире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрье­ва-Польского.

  • Смоленщина в XII веке.

  • Княжество Смоленское в XIII веке.

  • Русские земли в середине XIII—XIV веке

  • Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингис­хана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Воз­никновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после мон­гольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

  • Южные и западные русские земли. Возникновение Литовско­го государства и включение в его состав части русских земель. Се­веро-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в систе­ме балтийских связей.

  • Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

  • Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православ­ной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радо­нежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

  • Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV веках

  • Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

  • Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казан­ское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногай­ская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое По­ле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причер­номорья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

  • Политическая жизнь Смоленского края

  • Смоленская земля в XIV веке

  • Культурное пространство

  • Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в свя­зи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимо­действие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цик­ла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразитель­ное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Культура Смоленщины X-XIII веков

  • Формирование единого Русского государства в XV веке Борьба за русские земли между Литовским и Московским го­сударствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Меж­доусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие об­щерусского Судебника. Формирование аппарата управления еди­ного государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР

  • Культурное пространство

  • Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняже­ской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестя­жатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная лите­ратура. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитек­тура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горо­жан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

  • Региональный компонент

  • Наш регион в древности и Средневековье.


4. Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Введение

1

Тема 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности


4

Тема 2. Русь в IX — первой половине XII века

10

Тема 3. Русь в середине XII — начале XIII века

6

Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV веке

6

Тема 5. Русские земли в XIII — первой половине XV века


4

Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV веке

7

Резерв

2

Всего часов

40


5. Календарно-тематическое планирование

по истории России ( к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Фёдорова "История России" с древнейших времён до XVI века)



Класс:_____6 класс___________________________________________________

Учитель:____Патюпа Оксана Владимировна__________________________

Кол-во часов за год:

Всего _____40__________________

В неделю ____2__( второе полугодие)______

Плановых контрольных работ:___7_______,


урока, темы

Содержание урока

Вид деятельности учащегося

Дата проведения

Дата по факту

Введение.

Что изучает история. Кто изучает исто­рию. Как изу­чают историю. История Рос­сии — история всех населяющих ее народов. Как работать с учебником

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников

Характеризовать источники по российской истории Использовать информацию учите­ля для формирования первичных представлений об основных этапах истории России

Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории



Народы и государства на территории нашей страны в древности

(4 часа)

2. Древней­шие люди на террито­рии Восточно-Европейской равнины.

Заселение тер­ритории нашей страны челове­ком. Каменный век. Особенно­сти перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии

Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и воз­никновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам Составлять рассказ об их жизни Давать определение понятия археологическая культура Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности нео­литической революции и послед­ствия использования металлов Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции)



3. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.

Народы, проживавшие в Восточной Европе до середины I тыс. н. э. Античные города-государ­ства Северного Причерноморья. Великое пересе­ление народов

Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности Приводить примеры межэтниче­ских контактов и взаимодействий Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории

Определять признаки принадлеж­ности людей к тому или иному

народу

Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерно­морья

Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах



4. Первые государства на террито­рии Восточ­ной Европы.

Расселение славян, их раз­деление на три ветви — восточ­ных, западных и южных. Хозяй­ство восточных славян, их обще­ственный строй и политическая организация. Страны и народы Восточной Евро­пы. Хазарский каганат. Волж­ская Булгария

Характеризовать территорию рас­селения восточных славян, природ­ные условия, в которых они жили, их занятия (используя историче­скую карту)

Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей Анализировать отрывки из араб­ских источников о славянах и русах



5. Повто­рение и контроль.

Контрольный тест.

Итоги уроков 2—4

Систематизировать исторический материал о народах и государствах нашей страны в древности Выполнять контрольные тестовые задания по истории (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности



Русь в IX — первой половине XII века (10 часов)



6—7. Обра­зование Древне­русского государства.

Смоленщина в далёком прошлом.


Первые древне­русские князья. Объединение земель вос­точных славян. Дань и полюдье. Первые законы Древнерусского государства. Отношения с Византийской империей, стра­нами Европы, кочевниками. Русь в междуна­родной торгов­ле. Язычество и князья.

Смоленщина в далёком прошлом. Древние балты. Кривичи.


Раскрывать причины и называть время образования Древнерусско­го государства

Объяснять, почему первые рус­ские князья были иноплеменниками Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы)

Приводить примеры взаимоотно­шений Древней Руси с соседними племенами и государствами Готовить сообщение / презен­тацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интер­нет-сайте: Ьттр://гас12т1оУ5кауа-1етор15.ги/ и другие изображения)



8—9. Русь

в конце

Х — первой

половине XI в.

Становление

Государства.


Принятие хри­стианства и его значение. Новая система управ­ления Русской землей. Воло­сти. Князь и вече. Ярослав Мудрый.


Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникнове­нии христианства и его основных постулатах

Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия Давать оценку значения принятия христианства на Руси Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику



10—11. Русь в середине

XI — начале

XII в.

Смоленская земля в IX-XI веках.

Княжеские усобицы. Борьба за власть между сыновьями Вла­димира Святого. Русь при Яро-славичах. Народ­ные восстания и половецкая угроза. Княже­ские съезды. «Русская Прав­да». Владимир Мономах.

Смоленская земля в IX-XI веках.


Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории Описывать взаимоотношения рус­ских княжеств с половцами и объ­яснять эволюцию этих отношений Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет»



12. Обще­ственный строй Древ­ней Руси.

Древнерусские города. Город­ское население. Крестьянские общины. Княже­ское хозяйство. Категории зависимого населения

Рассказывать о положении отдель­ных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды») Объяснять смысл понятий: боя­рин, вотчина, холоп, челядь, за­куп, рядович, тиун, вервь, смерд Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путеше­ствие по древнерусскому городу» (вариант: «Путешествие в древне­русское село»)



13—14. Древ­нерусская культура.

Культура Смоленщины X-XIII веков

Двоеверие. Христианство и славянская письменность. Литература. Изобразитель­ное искусство. Зодчество.

Культура Смоленщины X-XIII веков

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Описывать памятники древне­русского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде)




15. Повто­рение и контроль.

Контрольный тест.


Итоги уроков 6—14


Выполнять контрольные тестовые задания по истории Древней Руси (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Систематизировать исторический материал о Древней Руси

Характеризовать общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси и Западной Европы



Русь в середине XII — начале XIII века (6 часов)


16. Начало удельного периода.

Смоленщина в XII в.- XIII веках.


Княжества Южной Руси

Причины рас­пада Древней Руси. Три типа государственно­сти в удельный период. Южно­русские княже­ства. Отношения с половцами.

Смоленщина в XII веке.

Княжество Смоленское в XIII веке


Давать определения понятий: удел, политическая раздроблен­ность

Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества Продолжать описание эволюции взаимоотношений русских земель с половцами




17. Княжества Северо­Восточной Руси.

Обособление Ростово-Суз-дальской земли. Юрий Долго­рукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Боль­шое Гнездо

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздаль-ского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического раз­вития Владимиро-Суздальского княжества

Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской земли.



18. Боярские республики Северо-­Западной Руси.

Возвышение Новгорода. Установление республиканских порядков в Нов­городе. Особен­ности социаль­ной структуры и политического устройства Нов­городской земли

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Выявлять особенности и харак­теризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала) Характеризовать православный храм как образ мира древнерус­ского человека

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)



19—20. Куль­тура Руси в домонголь­ский период.

Начало форми­рования обще­русской куль­туры. Картина мира. Смысл древнерусских изображений и текстов. Православный храм

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Выявлять особенности и харак­теризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала) Характеризовать православный храм как образ мира древнерус­ского человека

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)



21. Повто­рение и контроль.

Контрольный тест.

Итоги уроков 16—20

Систематизировать исторический материал о развитии русских земель в домонгольский период Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности



Русские земли в середине XIII — XIV веке (6 часов)

22. Походы Батыя на Русь.

Создание дер­жавы Чингисха­на. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирско­го княжества. Поход на Новго­род. Нашествие на Юго-Запад­ную Русь и Цен­тральную Европу

Изучать материалы, свидетель­ствующие о походах монгольских завоевателей (историческую кар­ту, отрывки из летописей, произве­дений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов

Характеризовать значение про­тивостояния Руси монгольскому завоеванию



23. Борьба Руси с запад­ными завое­вателями.

Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден кресто­носцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побои­ще. Раковорская битва

Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрыв­ков из летописей, карт и схем) Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель

Объяснять причины успеха русских в данных сражениях Начать составление характери­стики (исторического портрета) Александра Невского (исполь­зуя материалы интернет-сайта: Ьттр://\л/\л/\лла-пеУ5ку.ги/ и другие источники)



24—25. Русь и Золотая

Орда.

Смоленская земля в XIV веке.


Последствия монгольского нашествия. Борь­ба за первенство на Руси. Зави­симость рус­ских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Политическая жизнь Смоленского края Смоленская земля в XIV веке


Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения

Завершить составление характе­ристики (исторического портрета) Александра Невского Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход»



26. Москва и Тверь.

Начало соперни­чества Москвы и Твери. Борьба за великое кня­жение. Начало правления Ивана Калиты. Причи­ны возвышения Москвы

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Начать составление характерис­тики (исторического портрета) Ивана Калиты



27. Повторе­ние

и контроль.

Контрольный тест.

Итоги уроков 22—26

Систематизировать исторический материал о монгольском и других нашествиях и их последствиях Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности



Русские земли в XIII — первой половине XV века (4 часа)


28.Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Деятельность Ивана Калиты. Удельно- вотчинная система. На­следники Ивана Калиты. Куликов­ская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы

Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы

Готовить сообщение/презента­цию о Куликовской битве (исполь­зуя миниатюры «Сказания о Ма­маевом побоище», помещенные на интернет-сайте: ПМр://ргосИд1. Ы.ик/П1са+/гесога!.а5р?М$Ю=8122 &Со11Ю=58&Ы$+аг+=51) Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия



29. Москов­ское княже­ство в конце XIV — сере­дине XV в.

Правление Васи­лия I. Феодаль­ная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Поместная система и слу­жилые люди. Юрьев день

Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси Характеризовать политику Василия I

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержа­щиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян Давать определения понятий: пожилое, поместье, Юрьев день



30. Соперни­ки Москвы.

Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР.


Формирование Литовско-Рус­ского государ­ства. Гедимин. Характер Ли­товско-Русского государства. По­литика литовских князей. Тверь и Великий Новго­род в XV в.

Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР.



Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского

Характеризовать политику литовских князей

Объяснять причины быстрого тер­риториального роста Литвы за счет русских земель

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы



31. Повто­рение и контроль.

Контрольный тест

Итоги уроков 28—30

Систематизировать исторический материал об изученном периоде Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности



Формирование единого Русского государства в XV веке (6 часов)

32. Объеди­нение русских земель вокруг Москвы.

Иван III. Завер­шение полити­ческого объ­единения русских земель. Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возник­новения единого Русского госу­дарства

Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства Показывать на исторической карте процесс превращения Московско­го великого княжества в Русское государство

Начать составление характери­стики (исторического портрета) Ивана III

Объяснять значение создания единого Русского государства



33. Русское государство во второй половине

XV — начале

XVI в.

Усиление вели­кокняжеской власти. Органы управления государством. Боярство и местничество. Государство и Церковь

Выявлять на основе текста учеб­ника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Завершить составление характе­ристики (исторического портрета) Ивана III

Сравнивать боярство и дворянство Объяснять смысл понятий: Бояр­ская дума, кормление, местниче­ство, поместье

Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности Характеризовать взаимоотноше­ния Церкви с великокняжеской властью

Объяснять суть разногласий меж­ду нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян



34—35. Куль­тура Руси XIV — начала XVI в.

Летописание. Литература. Зодчество. Изобразитель­ное искусство

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической ин­формации для подготовки сообще­ний / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллю­страций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосред­ственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала)

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об ико­нах и храмах XIV—XV вв. (исполь­зуя интернет-ресурсы и другие источники информации)



36. Повто­рение и контроль.

Контрольный тест

Итоги уроков 32—35

Систематизировать исторический материал об изученном периоде Характеризовать общие черты и особенности процесса образова­ния единых государств на Руси и в Западной Европе Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности



37. Итоговое повторение и обобщение.

Итоговый тест.

Заключение

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древ­нейших времен до начала XVI в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории Руси с древ­нейших времен до начала XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)



38.Смоленщина в древности и средневековье.

Заключение.




39-40

Резерв.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!