СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Уровень: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметная область: ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Предмет: ГЕОГРАФИЯ

Классы: 10-11

Программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, http://edu.crowdexpert.ru/resultsoo).

  • Примерная программа по географии.5-11 классы. - М:. «Просвещение»

  • авторская программа: Программы по географии. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-11 классы. Николина В.В., Алексеев А.И.,М: Просвещение

Данная рабочая программа, ориентирована на работу с учебниками:


1) География 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций

/Ю.Н.Гладкий, В.В. Николина,./; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкова.- М.: Просвещение


2) География 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций

/Ю.Н.Гладкий, В.В. Николина,./; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкова.- М.: Просвещение





























I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностными результатами обучения географии являет­ся формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает до­стижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору про­фильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инстру­ментами и техническими средствами информационных техно­логий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в груп­пах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-кри­тического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и обще­ства, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выби­рать наиболее эффективный способ, осуществлять познава­тельную рефлексию в отношении действий по решению учеб­ных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логи­ческое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулиро­вать выводы, делать умозаключения, выполнять познаватель­ные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оце­нивать свои действия и действия одноклассников, аргументи­рованно обосновывать правильность или ошибочность резуль­тата и способа действия, реально оценивать свои возможнос­ти достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и со свер­стниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользова­тельской компетентности в области использования техничес­ких средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструмен­тальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инстру­менты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конф­ликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязан­ностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социально­го взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образо­вательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необхо­димости для решения современных практических задач чело­вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружа­ющей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышле­ния для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основ­ных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю­щей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

1. Оценивать и прогнозировать тенденции развития природных объектов и явлений:

•влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности.

 2. Знать и понимать:

•этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
       •важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
       •необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
      • особенности научно-технической революции;
      • понятие «природопользование», виды природопользования;
      • идеи устойчивого развития общества;
     • особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы,

•направления демографической политики в различных странах мира;
     •этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения,

•половозрастную структуру населения;
       •занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с

•наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
        •крупнейшие города и агломерации мира;
       •причины и виды миграций;
       • культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
       • этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй,

•типологию стран на политической карте мира;
       •секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;

•особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
       •понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
      • крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
      • географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
3. Уметь:
       •анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
     •  определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
       •определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
     • определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
      • определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
      • характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
       •определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
      • составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
     • уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
      •выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
      •устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
      •составлять развернутый план доклада, сообщения;
     • составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
      •строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
      •составлять и презентовать реферат;
      •участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
      •работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
      4. Оценивать:
      •обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
     • рекреационные ресурсы мира;
      •современное геополитическое положение стран и регионов;
      •положение России в современном мире;
     • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
     • экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
     • тенденции и пути развития современного мира.


























II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


10класс


1. Введение

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофи­зический, генетический. Ойкумена. Начало освоения чело­веком планеты Земля. Изменение характера связей челове­чества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство.

2. Природа и человек в современном мире

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классифика­ция природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран ми­ра. Особенности использования различных видов природ­ных ресурсов. Истощение ресурсов. Малоотходная технология.

Минеральные ресур­сы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие иско­паемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различ­ных стран и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспечен­ность ими отдельных стран и регионов. Комплексное осво­ение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесис­тость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение.

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни чело­вечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Ми­рового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и не­традиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование. Виды природопользова­ния. Особо охраняемые природные территории. Экологи­ческая политика. Устойчивое развитие. Связь природо­пользования и устойчивого развития общества.

2. Политическая карта мира

Понятие «политическая карта мира». Периоды форми­рования политической карты мира. Современная полити­ческая карта мира. Количественные и качественные сдви­ги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Го­сударственный строй. Формы государственного устрой­ства. Типы государств. Главные критерии типологии. Ос­новные типы стран на политической карте мира. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная меж­дународная организация. Россия в зеркале геополитики.

3. География населения

Демографическая история человечества. Динамика чис­ленности населения. Демографический взрыв: его причи­ны и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав на­селения. Однонациональные, двунациональные, многона­циональные государства. Языковой состав. Наиболее круп­ные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

Возрастной и половой состав населения мира. Возраст­ная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Пока­затели качества населения. Занятость населения. Эконо­мически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Размещение населения по территории Земли. Плот­ность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломера­ция. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География меж­дународных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маят­никовая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

География культуры, религий, цивилизаций Содержание понятия «география культуры». «Модифи­кация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем че­ловечества. Цивилизация — культурная общность наивыс­шего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современ­ные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и при­родного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры чело­вечества. Религиозный состав населения. Мировые, нацио­нальные религии. Местные традиционные верования. Ува­жение к чувствам верующих людей. Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская циви­лизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Инду­истская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую куль­туру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфи­ка, культурные ценности.

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноаме­риканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, куль­турное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

4. География мировой экономики

Мировая экономика как система взаимосвязанных на­циональных хозяйств. Секторы мировой экономики: пер­вичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндуст­риальные. Отраслевая структура экономики. Территори­альная структура экономики. Глобализация мировой эко­номики. Место России в мировой экономике.

Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специ­ализация государств и роль в этом географических факто­ров. Факторы, определяющие размещение экономики, из­менение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифи­цированным трудовым ресурсам, экологические, природ­ные и социальные факторы.

Промышленность мира. Горнодобывающая промыш­ленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический

баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышлен­ность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, ма­шиностроение, химическая промышленность, другие от­расли обрабатывающей промышленности: структура, осо­бенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потреби­тельское сельское хозяйство. Аграрные отношения в стра­нах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Глав­ные сельскохозяйственные районы мира.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и разме­щении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития ми­рового транспорта. Основные виды транспорта: сухопут­ный, морской, воздушный.

Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное де­ло, общественное питание и др.), деловые, социальные.

Мировые экономические связи, формы мирохозяй­ственных связей. Экономическая интеграция. Интеграци­онные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.



11 класс

Регионы и страны

Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Англо-Саксонская Америка.

США. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.

Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Германия. Великобритания. Франция. Италия.

Центрально-Восточная Европа. Географическое положение и состав региона. Население. Экономика. Внутренние различия.

Постсоветский регион. Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия. Молдавия. Страны Закавказья. Население. Экономика.

Зарубежная Азия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Китай. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Крупнейшие экономические зоны.

Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.

Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Типично промышленные и типично аграрные государства.

Южная Азия. Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Экономика.

Юго-Западная Азия и Северная Африка. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.

Австралия и Океания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия. Новая Зеландия.

Глобальные проблемы человечества.

Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблемы отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.










































Тематическое планирование по географии в 10 классе

1 час в неделю (34 часа в год)

п/п

Раздел

Количество

часов

1.

Введение

1

2.

Природа и человек в современном мире

7

3.

Политическая карта мира

5

4.

География населения

8

5.

География мировой экономики

12

6.

Резервный урок

1

Всего

34







Тематическое планирование по географии в 11 классе

1 час в неделю (34 часа в год)

п/п

Раздел

Количество

часов

1.

Введение

1

2.

Регионы и страны

25

3.

Экологические проблемы

7

6.

Резервный урок

1

Всего

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!