Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программу характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Нормативными документами являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2020-2021 учебный год.
Программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын).
Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
На изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю,
в год – 105 часов (Р.р.- 12 ч).
Раздел I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета;
- использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Предметные результаты:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- чтение текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлечение информации из различных источников, включая средства массовой информации; свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
- воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- умение создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, расписку, заявление);
- овладение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- умение излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдение в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации, изученных в 7 классе;
- соблюдение норм русского речевого этикета;
- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Учебно- тематический план
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Из них |
Теоретический материал | Развитие речи | Контрольные работы | Диктанты |
Сочинение | Изложение |
1 | Введение | 16 | 13 | 3 | - | - | - |
2 | Синтаксис. Пунктуация | 9 | 7 | - | 2 | - | - |
3 | Двусоставные предложения | 15 | 13 | 1 | - | 1 | - |
4 | Односоставные предложения | 13 | 12 | - | - | 1 | - |
5 | Простое осложненное предложение | 40 | 27 | 4 | 2 | 1 | 3 |
6 | Способы передачи чужой речи | 9 | 6 | - | - | 2 | - |
Всего: | 105 | 78 | 8 | 4 | 5 | 3 |
Раздел II.Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
В результате изучения раздела обучающийся научится: определять основные черты устной и письменной речи; диалогической и монологической речи;
получит возможность научиться: соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
В результате изучения раздела обучающийся научится: понимать основные виды речевой деятельности; практическим умениям поискового, ознакомительного, изучающего чтения;
получит возможность научиться: соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
В результате изучения раздела обучающийся научится: различатьособенности текстов различных стилей; основные средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные);
получит возможность научиться: определять основные признаки текста, поэтапно создавать текст, соблюдать требования к построению текста, рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
соблюдать в речи основные требования к связному высказыванию: соответствие теме, чёткое выражение и логическое развитие основной мысли, строгая последовательность в изложении фактов; создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы;
анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, связности речи.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться.
В результате изучения раздела обучающийся научится:понимать основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 8 классе;
получит возможность научиться: осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.
Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
В результате изучения раздела обучающийся научится:производить фонетический разбор слова; анализировать текст с целью выявления в нем выразительных средств фонетики;
получит возможность научиться: применять фонетико – орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике; использовать орфоэпический словарь для овладения произносительной культурой.
Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
В результате изучения раздела обучающийся научится: обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного; способы обозначения [ j ]; сопоставлять звуковой и буквенный состав слова; СМС-сообщения;
получит возможность научиться: использовать знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Морфемный словарь
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
В результате изучения раздела обучающийся научится: понимать специфику словообразовательных и формообразующих морфем и определять их в словах;
получит возможность научиться: применять знания по морфемике в практике правописания; использовать морфемный словарь при решении разнообразных учебных задач; осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
В результате изучения раздела обучающийся научится: определять тематические группы слов (омонимы, синонимы, антонимы), распределять слова по группам;
получит возможность научиться: употреблять лексические средства в соответствии со значением и ситуацией общения; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
В результате изучения раздела обучающийся научится: определять части речи как лексико-грамматические разряды слов; получит возможность научиться: распознавать части речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения. Сложное предложение. Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
В результате изучения раздела обучающийся научится: применять правила правописания пунктограмм;
получит возможность научиться: использовать синтаксический разбор при характеристике предложения; соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского языка.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
В результате изучения раздела обучающийся научится: работать со словарями; слитному, раздельному и дефисному написанию слов; употреблять прописную и строчную буквы;
получит возможность научиться: применять правила по орфографии и пунктуации.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения раздела обучающийся
научится: выявлять связь языка и культуры народа; роль родного в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знантй о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц;
получит возможность научиться: осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией; восстанавливать деформированный текст, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельности.
Раздел III. Тематическое планирование.
Русский язык. 8 класс,105 часов
№ | Тема | Кол-во часов |
| Введение. 13 часов | 13 |
1-2 | Что такое культура речи (§1) | 2 |
3 4 | Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению по упр 13. р/р Написание сочинения-рассуждения по упр 13. | 1 1 |
5 | Текст и его структура (§2) | 1 |
6 | Средства и способы связи предложений в тексте (§2) | 1 |
7 | Входной контрольный диктант | 1 |
8-9 | Анализ входного контрольного диктанта. Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3) | 2 |
10 | Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему по упр 31. | 1 |
11 | Научный стиль (§4) | 1 |
12-13 | Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные разновидности языка» | 2 |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 8 часов | |
14-15 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§5) | 2 |
16 | Р/р Подробное изложение по упр 48 | 1 |
17 | Словосочетание, его структура и виды (§6) | 1 |
18-19 | Типы связи слов в словосочетании (§7) | 2 |
20 | Синтаксический разбор словосочетаний (§8) | 1 |
21 | Понятие о предложении (§9) | 1 |
| Двусоставные предложения. 15 часов | |
22 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10). | 1 |
23 | Р/р Сочинение-рассуждение по упр 73. | 1 |
24 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11) | 1 |
25 | Составное глагольное сказуемое (§12) | 1 |
26 | Составное именное сказуемое (§13) | 1 |
27-28 | Тире между подлежащим и сказуемым (§14) | 2 |
29 | Второстепенные члены и их роль в предложении (§15) | 1 |
30 | Определение и его виды (§16) | 1 |
31-32 | Дополнение и его виды (§17) | 2 |
33 | Обстоятельство и его виды (§18) | 1 |
34 | Р/р Сочинение-описание картины С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли» (упр. 127) | 1 |
35 | Повторение темы «Двусоставные предложения»(§19) | 1 |
36 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» | 1 |
| Односоставные предложения. 13 часов | 13 часов |
37 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20.Анализ контрольной работы по теме «Двусоставные предложения» | 1 |
38-39 | Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21) | 2 |
40-41 | Определенно-личные предложения (§22) | 2 |
42-43 | Неопределенно-личные предложения (§23) | 2 |
44 | Обобщенно-личные предложения (§24) | 1 |
45-46 | Безличные предложения (§25) | 2 |
47 | Назывные предложения (§26) | 1 |
48 | Повторение темы «Односоставные предложения»(§27) | 1 |
49 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 |
| Простое осложненное предложение. 15 часов | |
50 | Понятие о простом осложненном предложении (§28). Анализ К/Д по теме «Односоставные предложения» | 1 |
51 | Понятие об однородных членах предложения (§29) | 1 |
52-53 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30) | 2 |
54 55 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по упр 220. Р/Р Написание сочинения-рассуждения по упр 220 | 1 1 |
56-57 | Однородные и неоднородные определения (§31) | 2 |
58-59 | Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32) | 2 |
60 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33) | 1 |
61-62 | Повторение темы «Предложения с однородными членами»(§34) | 2 |
63-64 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Предложения с однородными членами». | 1 1 |
| Предложения с обособленными членами. 20 часов | |
65 66 | Обособление определений (§35)Подготовка к проекту «Традиции моей семьи», «Традиции моего народа» | 1 1 |
67-68 | Обособление приложений (§36) | 2 |
69-70 | Обособление обстоятельств (§37) | 2 |
71-72 | Обособление дополнений (§38) | 2 |
73 74 | Р/р . Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по упр. 269. Р/Р. Написание сочинения-рассуждения по упр 269. | 1 1 |
75-76 | Обособление уточняющих членов предложения (§39) | 2 |
77-78 | Р/р Презентация проектных работ«Традиции моей семьи», «Традиции моего народа» | 2 |
79-80 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40) | 2 |
81 82 | Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками контрольной работы по теме «Предложения с обособленными членами». | 1 1 |
| Обращение, вводные конструкции. 14 часов. | |
83-84 | Предложения обращениями (§41) | 2 |
85 | Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (по упр 287-289) | 1 |
86 | Р/Р Написание сочинения-рассуждения (по упр 287-289) | 1 |
87-88 | Предложения с вводными конструкциями (§42) | 2 |
89 | Предложения со вставными конструкциями (§43) | 1 |
90-91 | Р/р Конференция «Другому как понять тебя» | 2 |
92 | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44) | 1 |
93 | Итоговая контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». | 1 |
94 | Анализ контрольной работы по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». | 1 |
| Способы передачи чужой речи. 7 часов. | |
95-96 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45) | 2 |
97 | Диалог (§46) | 1 |
98 | Р/р Сочинение-рассуждение по упр 318-319 | 1 |
99 | Косвенная речь (§47) | 1 |
100 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48) | 1 |
101 | Повторение темы «Способы передачи прямой речи»(§49) | 1 |
102 | Контрольный диктант по теме «Способы передачи чужой речи» | 1 |
103-104 | Промежуточная аттестация по русскому языку за курс 8 класса | 2 |
105 | Анализ итоговых контрольных работ. Итоговый урок.. | 1 |