СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программу характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».



Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку.


Нормативными документами являются:



  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).


  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями



  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2020-2021 учебный год.



  • Программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын).


  • Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.


  • Учебный план МБОУ «Семецкая СОШ» на 2020-2021уч.г.


На изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю,

в год – 105 часов (Р.р.- 12 ч).













Раздел I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета;

- использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Предметные результаты:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- чтение текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлечение информации из различных источников, включая средства массовой информации; свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;

- воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

- умение создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, расписку, заявление);

- овладение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- умение излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдение в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации, изученных в 7 классе;

- соблюдение норм русского речевого этикета;

- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;





































Учебно- тематический план

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Из них

Теоретический материал

Развитие речи

Контрольные работы

Диктанты

Сочинение

Изложение

1

Введение

16

13

3

-

-

-

2

Синтаксис. Пунктуация

9

7

-

2

-

-

3

Двусоставные предложения

15

13

1

-

1

-

4

Односоставные предложения

13

12

-

-

1

-

5

Простое осложненное предложение

40

27

4

2

1

3

6

Способы передачи чужой речи

9

6

-

-

2

-

Всего:

105

78

8

4

5

3



























Раздел II.Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.

В результате изучения раздела обучающийся научится: определять основные черты устной и письменной речи; диалогической и монологической речи;

получит возможность научиться: соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.

В результате изучения раздела обучающийся научится: понимать основные виды речевой деятельности; практическим умениям поискового, ознакомительного, изучающего чтения;

получит возможность научиться: соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.



Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.



В результате изучения раздела обучающийся научится: различатьособенности текстов различных стилей; основные средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные);

получит возможность научиться: определять основные признаки текста, поэтапно создавать текст, соблюдать требования к построению текста, рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

соблюдать в речи основные требования к связному высказыванию: соответствие теме, чёткое выражение и логическое развитие основной мысли, строгая последовательность в изложении фактов; создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы;

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, связности речи.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции

Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

  2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться.

В результате изучения раздела обучающийся научится:понимать основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 8 классе;

получит возможность научиться: осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.



  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

В результате изучения раздела обучающийся научится:производить фонетический разбор слова; анализировать текст с целью выявления в нем выразительных средств фонетики;

получит возможность научиться: применять фонетико – орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике; использовать орфоэпический словарь для овладения произносительной культурой.

Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

В результате изучения раздела обучающийся научится: обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного; способы обозначения [ j ]; сопоставлять звуковой и буквенный состав слова; СМС-сообщения;

получит возможность научиться: использовать знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях

Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Морфемный словарь

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.

В результате изучения раздела обучающийся научится: понимать специфику словообразовательных и формообразующих морфем и определять их в словах;

получит возможность научиться: применять знания по морфемике в практике правописания; использовать морфемный словарь при решении разнообразных учебных задач; осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

В результате изучения раздела обучающийся научится: определять тематические группы слов (омонимы, синонимы, антонимы), распределять слова по группам;

получит возможность научиться: употреблять лексические средства в соответствии со значением и ситуацией общения; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления



Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

В результате изучения раздела обучающийся научится: определять части речи как лексико-грамматические разряды слов; получит возможность научиться: распознавать части речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.

Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения. Сложное предложение. Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

В результате изучения раздела обучающийся научится: применять правила правописания пунктограмм;

получит возможность научиться: использовать синтаксический разбор при характеристике предложения; соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского языка.

Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

В результате изучения раздела обучающийся научится: работать со словарями; слитному, раздельному и дефисному написанию слов; употреблять прописную и строчную буквы;

получит возможность научиться: применять правила по орфографии и пунктуации.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения раздела обучающийся

научится: выявлять связь языка и культуры народа; роль родного в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знантй о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц;

получит возможность научиться: осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией; восстанавливать деформированный текст, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельности.
























Раздел III. Тематическое планирование.

Русский язык. 8 класс,105 часов


Тема

Кол-во часов


Введение. 13 часов

13

1-2

Что такое культура речи (§1)

2

3 4

Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению по упр 13. р/р Написание сочинения-рассуждения по упр 13.

1

1

5

Текст и его структура (§2)

1

6

Средства и способы связи предложений в тексте (§2)

1

7

Входной контрольный диктант

1

8-9

Анализ входного контрольного диктанта. Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3)

2

10

Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему по упр 31.

1

11

Научный стиль (§4)

1

12-13

Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные разновидности языка»

2


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 8 часов


14-15

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§5)

2

16

Р/р Подробное изложение по упр 48

1

17

Словосочетание, его структура и виды (§6)

1

18-19

Типы связи слов в словосочетании (§7)

2

20

Синтаксический разбор словосочетаний (§8)

1

21

Понятие о предложении (§9)

1


Двусоставные предложения. 15 часов


22

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10).

1

23

Р/р Сочинение-рассуждение по упр 73.

1

24

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11)

1

25

Составное глагольное сказуемое (§12)

1

26

Составное именное сказуемое (§13)

1

27-28

Тире между подлежащим и сказуемым (§14)

2

29

Второстепенные члены и их роль в предложении (§15)

1

30

Определение и его виды (§16)

1

31-32

Дополнение и его виды (§17)

2

33

Обстоятельство и его виды (§18)

1

34

Р/р Сочинение-описание картины С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли» (упр. 127)

1

35

Повторение темы «Двусоставные предложения»(§19)

1

36

Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения»

1


Односоставные предложения. 13 часов

13 часов

37

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20.Анализ контрольной работы по теме «Двусоставные предложения»

1

38-39

Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21)

2

40-41

Определенно-личные предложения (§22)

2

42-43

Неопределенно-личные предложения (§23)

2

44

Обобщенно-личные предложения (§24)

1

45-46

Безличные предложения (§25)

2

47

Назывные предложения (§26)

1

48

Повторение темы «Односоставные предложения»(§27)

1

49

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1


Простое осложненное предложение. 15 часов


50

Понятие о простом осложненном предложении (§28). Анализ К/Д по теме «Односоставные предложения»

1

51

Понятие об однородных членах предложения (§29)

1

52-53

Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30)

2

54 55

Р/р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по упр 220. Р/Р Написание сочинения-рассуждения по упр 220

1

1

56-57

Однородные и неоднородные определения (§31)

2

58-59

Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32)

2

60

Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33)

1

61-62

Повторение темы «Предложения с однородными членами»(§34)

2

63-64

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Предложения с однородными членами».

1

1


Предложения с обособленными членами. 20 часов


65 66

Обособление определений (§35)Подготовка к проекту «Традиции моей семьи», «Традиции моего народа»

1

1

67-68

Обособление приложений (§36)

2

69-70

Обособление обстоятельств (§37)

2

71-72

Обособление дополнений (§38)

2

73

74

Р/р . Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по упр. 269. Р/Р. Написание сочинения-рассуждения по упр 269.

1

1

75-76

Обособление уточняющих членов предложения (§39)

2

77-78

Р/р Презентация проектных работ«Традиции моей семьи», «Традиции моего народа»

2

79-80

Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40)

2

81

82

Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками контрольной работы по теме «Предложения с обособленными членами».

1


1


Обращение, вводные конструкции. 14 часов.


83-84

Предложения обращениями (§41)

2

85

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (по упр 287-289)

1


86

Р/Р Написание сочинения-рассуждения (по упр 287-289)

1

87-88

Предложения с вводными конструкциями (§42)

2

89

Предложения со вставными конструкциями (§43)

1

90-91

Р/р Конференция «Другому как понять тебя»

2

92

Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44)

1

93

Итоговая контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями».

1



94

Анализ контрольной работы по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями».

1


Способы передачи чужой речи. 7 часов.


95-96

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45)

2

97

Диалог (§46)

1

98

Р/р Сочинение-рассуждение по упр 318-319

1

99

Косвенная речь (§47)

1

100

Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48)

1

101

Повторение темы «Способы передачи прямой речи»(§49)

1

102

Контрольный диктант по теме «Способы передачи чужой речи»

1

103-104

Промежуточная аттестация по русскому языку за курс 8 класса

2

105

Анализ итоговых контрольных работ. Итоговый урок..

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!