СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Заседание МЦ учителей Заседание МС Директор МКОУ СОШ №5

Протокол №____________ Протокол №________ ___________С.Г. Емузова

От «___»________ 2019г. От «__»______ 2019г. «___»__________ 2019 г.

Руководитель МЦ Председатель МС
______________________ __________________






Рабочая программа





Предмет окружающий мир


Класс 2-6


Предметная область обществознание и естествознание


МЦ Начальные классы






Учебный год 2019 – 2020

Составитель: Мокроусова Т.С.




Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива».

Данная программа включает в себя межпредметный модуль «Национально-региональный компонент», межпредметный модуль «Проектная деятельность», межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность» и внутрипредметный модуль «ОБЖ», который способствуют развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по окружающему миру.

Межпредметный модуль «Проектная деятельность» позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Межпредметный модуль «Национально – региональный компонент» предполагает включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений через использование на уроках материалов:

-национального фольклора;

- художественных текстов писателей Кабардино-Балкарии;

-музейных материалов;

-традиций народных праздников;

-флоры и фауны Кабардино-Балкарии;

-народных промыслов.

Межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность» предполагает углубленное изучение школьной программы, помогает сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью страны.

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» предполагает осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем, формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

 формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

– уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;

– понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

– модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

– психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

 природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;

 природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

 мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

«…Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно», - сказал Н. Сладков. Использование на уроках НРК призваны как раз решить эту нелегкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствует пробуждению интереса к истории земли, края.

Богатая история Кабардино-Балкарской республики, уникальный источник духовного воспитания. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача. И использование на уроках НРК помогут нам в этом.

На изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 70 ч ( 2 ч в неделю, 35 учебных недель).

Из них 5 часов отводится на межпредметный модуль «Национально-региональный компонент», 3 часа на межпредметный модуль «Проектная деятельность», 3 часа на межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность» и 5 часов на внутрипредметный модуль «ОБЖ».



















Содержание программы


Вселенная, время, календарь (14 ч)

Мы — союз народов России

Мы — жители Вселенной

Межпредметный модуль «Проектная деятельность» Проект «Наш космический корабль — Земля»

Время

Сутки и неделя

Месяц и год

Времена года

Погода

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Праздники для всех

Народный календарь

Экологический календарь

Осень (20 ч)

Осенние месяцы

Осень в неживой природе

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Звездное небо осенью

Трава у нашего дома

Старинная женская работа

Деревья и кустарники осенью

Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент» Растения КБР

Чудесные цветники осенью

Грибы

Шестиногие и восьминогие

Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент» Птичьи секреты. Птицы КБР

Как разные животные готовятся к зиме

Невидимые нити в осеннем лесу

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Осенний труд

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Будь здоров!

Межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность» Охрана природы осенью

Зима (17 ч)

Зимние месяцы

Зима — время науки и сказок

Зима в неживой природе

Межпредметный модуль « Проектная деятельность» Проект «Звёздное небо зимой»

Зима в мире растений

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Зимние праздники

Растения в домашней аптечке

Межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность» Зимняя жизнь птиц и зверей

Невидимые нити в зимнем лесу

В феврале зима с весной встречается впервой

Зимний труд

Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент» Будь здоров! Игры народов КБР

Охрана природы зимой

Весна и лето (19 ч)

Весенние месяцы

Весна в неживой природе

Весна — утро года

Звёздное небо весной

Весеннее пробуждение растений

Межпредметный модуль «Проектная деятельность» Проект «Чудесные цветники весной»

Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент» Весна в мире насекомых. Насекомые КБР

Межпредметный модель «Экскурсионная деятельность» Весна в мире птиц и зверей

Невидимые нити в весеннем лесу

Внутрипредметный модель «ОБЖ» Весенний труд

Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент» Старинные весенние праздники. Праздники народов КБР.

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Будь здоров!

Охрана природы весной

Лето красное. Летние праздники и труд

Уровни усвоения программы

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты.

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.


Учащиеся должны знать:

- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

- некоторые экологические связи в природе;

- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

- изученные правила поведения в природе;

- особенности охраны здоровья в разное время года;

- народные названия месяцев:

- народные приметы и присловья о временах года;

- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

- главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

- объяснять на примерах некоторые экологические связи;

- выполнять изученные правила поведения в природе;

- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.




Содержание курса



Название раздела


Содержательная линия

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Вселенная, время, календарь


Мы — союз народов России

Мы — жители Вселенной

Межпредметный модуль «Проектная деятельность» Проект «Наш космический корабль — Земля»

Время

Сутки и неделя

Месяц и год

Времена года

Погода

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Праздники для всех

Народный календарь

Экологический календарь


14


Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

Регулятивные

Обучающийся научится: — понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

— оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания, предложенные учителем; — соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; Названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе; Стороны горизонта; Различия океанов и материков; Названия единиц измерения времени в порядке их увеличения, названия дней недели, и их последовательность; Названия времен года в правильной последовательности; Способы измерения температуры; Характеристику и содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа.

Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет.

По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. По схеме в учебнике объяснять причину смены ДНЯ и ночи. Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы.

По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации.

Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Соотносить народные приметы , связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Осень



Осенние месяцы

Осень в неживой природе

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Звездное небо осенью

Трава у нашего дома

Старинная женская работа

Деревья и кустарники осенью

Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент» Растения КБР.

Чудесные цветники осенью

Грибы

Шестиногие и восьминогие

Птичьи секреты. Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент» Птицы КБР.

Как разные животные готовятся к зиме

Невидимые нити в осеннем лесу

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Осенний труд

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Будь здоров!

Межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность» Охрана природы осенью


20

Познавательные

— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

— находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

— использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

— анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; — классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

— сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

— осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

— моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён года).

Коммуникативные

— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

Признаки осени

в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью.

Зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите.

Звезды и созвездия. Созвездия

Большая Медведица и Лебедь.

Наиболее часто встречающиеся травянистые растения;

Наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники. Вечнозеленые хвойные растения средней полосы.

Грибы как особое царство

живой природы. Строение гриба. Грибы съедобные, несъедобные, ядовитые.

Паукообразные. Этапы развития бабочки и стрекозы. Перелетные и зимующие птицы .

Правила здорового образа жизни в осенний период.

Сопоставлять старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе.

Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.

Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки.

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.

Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам).

Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов - шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани.

Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения.

Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках.

По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.

Формулировать правила здорового образа жизни осенью.

Зима

Зимние месяцы

Зима — время науки и сказок

Зима в неживой природе

Межпредметный модуль «Проектная деятельность» Проект «Звёздное небо зимой»

Зима в мире растений

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Зимние праздники

Растения в домашней аптечке

Межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность» Зимняя жизнь птиц и зверей. Как зимуют Звери и птицы КБР

Невидимые нити в зимнем лесу.

В феврале зима с весной встречается впервой

Зимний труд

Будь здоров! Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»

Игры народов КБР.

Охрана природы зимой


17

— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

— составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Название старинных и современных зимних месяцев. Причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость. Сезонные изменения в неживой природе. Изменения в звездном небе зимой. Изменения в жизни растений зимой. Названия и историю возникновения зимних праздников. Уметь называть несколько

лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

Знать, какие лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке. Изменения , происходящие в жизни птиц и зверей в зимние месяцы. Когда в народе отмечали первую встречу весны. Особенности ухода зимой за растениями и животными.

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой.

На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях.

По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения.

Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы.

Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Формулировать правила здорового образа жизни зимой.

Весна и лето

Весенние месяцы

Весна в неживой природе

Весна — утро года

Звёздное небо весной

Весеннее пробуждение растений

Межпредметный модуль «Проектная деятельность» Проект «Чудесные цветники весной»

Весна в мире насекомых.

Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»)

Насекомые КБР.

Межпредметный модуль

«Экскурсионная деятельность»

Весна в мире птиц и зверей

Невидимые нити в весеннем лесу

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Весенний труд

Старинные весенние праздники. Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»)

Праздники народов КБР.

Внутрипредметный модуль «ОБЖ»

Будь здоров!

Охрана природы весной

Лето красное

Летние праздники и труд


19


Особенности жизни людей в весенние и летние месяцы. Признаки наступления весны и лета в неживой природе. Изменения на звездном небе весной и летом. Названия раннецветущих растений и изменения, происходящие в жизни растений, кустарников и деревьев весной и летом. Название травянистых растений, деревьев и кустарников на прилегающей территории и клумбах города. Названия насекомых встречающихся ранней весной и летом. Изменения, происходящие в жизни насекомых весной и летом. О роли насекомых для растений и человека. Какие изменения происходят в жизни птиц и животных весной и летом. Знать правила здорового

образа жизни в весенний период;

Знать, что природа — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.


Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев. Знать положение весной

созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;

уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

Знать, в чём полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;

Знать, в чём состоит взаимосвязь насекомых и

птиц. Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметь описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка.






























Календарно-тематическое планирование



Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

02.09-06.09


Мы — союз народов России

02.09-06.09


Мы — жители Вселенной

09.09-13.09


Межпредметный модуль «Проектная деятельность»

Наш космический корабль — Земля

09.09-13.09


Время

16.09-20.09


Сутки и неделя

16.09-20.09


Стартовая диагностическая работа.

23.09-27.09


Месяц и год

23.09-27.09


Времена года

30.09-04.10


Погода

30.09-04.10


Календарь — хранитель времени, страж памяти

07.10-11.10


Праздники для всех

07.10-11.10


Народный календарь. Экологический календарь

14.10-18.10


Обобщающий урок по теме: «Вселенная, время, календарь».

14.10-18.10


Осенние месяцы

21.10-25.10


Осень в неживой природе

21.10-25.10


Народные праздники в пору осеннего равноденствия

04.11-08.11


Звездное небо осенью

04.11-08.11


Трава у нашего дома

11.11-15.11


Старинная женская работа

11.11-15.11


Деревья и кустарники осенью

18.11-22.11


Диагностическая работа по итогам 1-го триместра.

18.11-22.11


Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»

Растения КБР.

25.11-29.11


Чудесные цветники осенью.

25.11-29.11


Грибы

02.12-06.12


Шестиногие и восьминогие

02.12-06.12


Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»

Птичьи секреты. Птицы КБР.

09.12-13.12


Как разные животные готовятся к зиме

09.12-13.12


Невидимые нити в осеннем лесу

16.12-20.12


Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Осенний труд

16.12-20.12


Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Будь здоров!

23.12-27.12


Межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность»

Охрана природы осенью

23.12-27.12


Обобщающий урок по теме: «Осень».

13.01-17.01


Зимние месяцы

13.01-17.01


Зима — время науки и сказок

20.01-24.01


Зима в неживой природе

20.01-24.01


Межпредметный модуль «Проектная деятельность»

Проект «Звёздное небо зимой»

27.01-31.01


Зима в мире растений

27.01-31.01


Зимние изменения в природе

03.02-07.02


Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Зимние праздники

03.02-07.02


Растения в домашней аптечке

10.02-14.02


Межпредметный модуль «Проектная деятельность»

Проект «Зимняя жизнь птиц и зверей»

10.02-14.02


Невидимые нити в зимнем лесу

17.02-21.02


В феврале зима с весной встречается впервой

17.02-21.02


Зимний труд.

24.02-28.02


Диагностическая работа по итогам 2-го триместра.

24.02-28.02


Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»

Будь здоров! Игры народов КБР.

02.03-06.03


Охрана природы зимой

02.03-06.03


Обобщающий урок по теме: «Зима».

09.03-13.03


Весенние месяцы

09.03-13.03


Весна в неживой природе

16.03-20.03


Весна — утро года

16.03-20.03


Звёздное небо весной

30.03-03.04


Весеннее пробуждение растений

30.03-03.04


Межпредметный модуль «Проектная деятельность»

Проект «Чудесные цветники весной»

06.04-10.04


Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»

Весна в мире насекомых. Насекомые КБР.

06.04-10.04


Весна в мире птиц и зверей

13.04-17.04


Невидимые нити в весеннем лесу

13.04-17.04


Межпредметный модуль «Экскурсионная деятельность»

Экскурсия «Весенние изменения в природе».

20.04-24.04


Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Весенний труд.

20.04-24.04


Межпредметный модуль «Национально-региональный компонент»

Старинные весенние праздники. Праздники народов КБР.

27.04-30.04


Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Будь здоров!

27.04-30.04


Охрана природы весной

04.05-08.05


Лето красное

04.05-08.05


Летние праздники и труд

11.05-15.05


Обобщающий урок по теме: «Весна и лето.».

11.05-15.05


Повторение по теме: «Вселенная, время, календарь».

18.05-22.05


Диагностическая работа по итогам года.

18.05-22.05


Повторение по теме: «Осень».

25.05-29.05


Повторение по теме: «Зима».

25.05-29.05


Повторение по теме: «Весна и лето.».

Состав УМК:

    1. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" 2015 год.

    2. Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК

«Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2015 год;

3. CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков,

М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.

4. Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир для 2 класса.

5. Поурочные разработки по окружающему миру2 класс к УМК "Перспектива", А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ., автор Н. Ю. Васильева, изд-во "Вако" 2014 .

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

  2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru

  4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

  5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

Технические средства обучения.

  1. Персональный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экспозиционный экран


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!