СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №30

________________________________________________________________

357500 Ставропольский край, г. Пятигорск , ул. Пестова 32

телефон, факс (88793) 33-91-93, е- mail:[email protected]

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № _1___от «28»__08__2017 г

2017-2018 уч. год.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (7-9 классы) Е.М.

Гутник, А.В. Перышкин, в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания физического образования для основной

школы и базисным учебным планом.

Цели изучения физики

 освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления;

законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической

картине мира;

 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые

измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц,

графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных

природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний

при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и

технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к

элементу общечеловеческой культуры;

 применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей

жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Учебно-методический комплекс

Для реализации задачи концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного

представления о физической картине мира используется учебно-методический комплекс: учебник физики А.В. Перышкин «Физика 8» М:

Дрофа. 2002

Программа рассчитана на 2 часа физики в неделю (68 часов в год). Все часы федерального компонента.

Количество учебных недель: 34.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ – 6лабораторных работ - 13

3. Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв- 2 часа

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

Кол-во

контрольных


работ

Тепловые явления

Электрические и

электромагнитные явления

Световые явления

Повторение

Всего

26

32

8+1 (резерв)

1

68

2

10

1

0

13

работ

2

3

1

0

6

4. Поурочное планирование базового изучения учебного материала по физике в 8 классе

(2 учебных часа в неделю, всего 68 ч)

№ п/п

Тема урока

Средства обучения,

демонстрации

Дидактические единицы

образовательного процесса

д/з

дата

I. Тепловые

явления (26 ч)

1

1

Повторение материала,

изученного в 7 классе: «Строение

вещества. Атомы и молекулы.

Строение газов, жидкостей и

твердых тел»

Тепловое движение. Тепловое

равновесие. Температура и

способы ее измерения. Связь

температуры со средней

скоростью теплового

хаотического дв-ия частиц

Внутренняя энергия. Работа и

теплопередача как способы

изменения внутренней энергии

тела. Количество теплоты

Демонстрация

принципа действия

термометра

Уметь объяснять свойства вещества

на основе представлений о

молекулярном строении

2

2

Знать/понимать смысл физических

величин: «температура», «средняя

скорость теплового движения»;

смысл понятия «тепловое

равновесие»

Знать/понимать смысл физических

величин: «работа», «количество

теплоты», «внутренняя энергия»

§ 1,2

3

3

Лабораторное

оборудование: набор

по термодинамике.

Демонстрация

изменения внутренней

энергии тела при

совершении работы и

теплопередаче

§3

4

4

Теплопроводность

ДемонстрацияУметь описывать и объяснять

теплопроводностиявление теплопроводности,

различных материалов приводить примеры практического

§4


использования материалов с плохой

и хорошей теплопроводностью

5

5

Конвекция

ДемонстрацияУметь описывать и объяснять

конвекции в жидкостях явление конвекции, приводить

и газахпримеры конвективных движений

воздуха и жидкости в природе и

технике

Демонстрация

теплопередачи путем

излучения.

Демонстрационные

плакаты: термос,

водяное отопление,

устройство

теплоизоляционных

материалов; сборники

познавательных и

развивающих заданий

Сборники тестовых

заданий

Уметь описывать и объяснять

явление излучения

Уметь определять, какими

способами происходит

теплопередача в различных случаях;

объяснять/предлагать способы

защиты от переохлаждения и

перегревания в природе и технике

§5

6

6

Излучение.

§6

7

7

Примеры теплопередачи в

природе и технике Особенности

различных способов

теплопередачи.

§7

8

8

Проверочная работа «Изменение

внутренней энергии»

Уметь решать качественные задачи

по теме «Способы изменения

внутренней энергии. Виды

теплопередачи»

Знать/понимать смысл понятия

«количество теплоты», зависимость

количества теплоты, необходимого

для нагревания тела, от массы этого

тела, от изменения его температуры,

от рода вещества. Единицы

количества теплоты: джоуль,

калория.

9

9

Количество теплоты. Единицы

количества теплоты.

§8

10

10

Удельная теплоемкость. Расчет

количества теплоты,

необходимого для нагревания

тела или выделяемого им при

охлаждении

Л/р №1 «Сравнение количеств

теплоты при смешивании воды

разной температуры»

Справочная литература Знать/понимать смысл понятия

«удельная теплоемкость»; уметь

рассчитывать количество теплоты,

поглощаемое или выделяемое при

изменении температуры тела

Лабораторное

оборудование: набор

тел по калориметрии

Уметь использовать измерительные

приборы для расчета количества

теплоты, представлять результаты

измерений в виде таблиц и делать

§ 9,10

11

11


выводы

12

13

12

13

Решение задач «количество

теплоты»

Л/р №2 «Измерение удельной

теплоемкости твердого тела»

Лабораторное

оборудование: набор

тел по калориметрии

Уметь рассчитывать кол-во теплоты,

необходимое для нагревания.

Уметь использовать измерительные

приборы для расчета удельной

теплоемкости, представлять

результаты измерений в виде таблиц

и делать выводы

Знать/понимать, что такое топливо,

знать виды топлива, уметь

рассчитывать количество теплоты,

выделяющееся при его сгорании

Уметь решать задачи на составление

уравнения теплового баланса

Уметь решать задачи на расчет

количества теплоты.

§ 9,10

упр. 4 (1).

14

14

Топливо. Энергия топлива.Справочная литература

Удельная теплота сгорания. Закон

сохранения и превращения

энергии

§ 11,12

15

15

Решение задач по теме «Тепловые Справочная

явления». Повторение темы.литература, сборники

тестовых заданий

Контрольная работа №1 по теме

«Тепловые явления».

Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердевание

кристаллических тел.

Демонстрация явления

плавления и

кристаллизации, набор

веществ для

исследования

плавления и

отвердевания

Плавление кусочков

льда и нафталина

одинаковой массы,

находящихся при

температуре

плавления.

16

17

16

17

Уметь описывать и объяснять

явление плавления и кристаллизации

Уметь объяснять постоянство

температуры при плавлении и

кристаллизации на основе

молекулярных представлений

Объяснение процессов плавления и

кристаллизации на основе знаний о

молекулярном строении вещества.

Удельная теплота плавления, ее

единица: Дж/кг. Увеличение

внутренней энергии данной массы

вещества при его плавлении.

Формула для расчета количества

теплоты, выделяющегося при

кристаллизации

Уметь решать задачи на составление

уравнения теплового баланса,

§ 13,14

18

18

График плавления и

отвердевания. Удельная теплота

плавления.

§ 15,16

19

19

Решение задач на плавление и

отвердевание

Справочная

литература, сборники

§ 15,16

упр.8 (1-3)


Кратковременная контрольная

работа по теме «Нагревание и

плавление кристаллических тел».

тестовых заданий

определение удельной теплоты

плавления и массы расплавленного

вещества, построение графиков и

объяснение графиков изменения

температуры.

Уметь описывать и объяснять

явления испарения и конденсации

Уметь объяснять различную

скорость испарения жидкостей на

основе молекулярных представлений

о строении вещества

20

20

Испарение и конденсация.

Поглощение энергии при

испарении жидкостей и

выделение ее при конденсации

пара

Демонстрация

зависимости скорости

испарения от рода

жидкости,

температуры и

площади поверхности.

Демонстрация

понижения

температуры жидкости

Демонстрация

зависимости

температуры кипения

от давления,

постоянства

температуры кипящей

жидкости

§ 17,18

21

21

Кипение. Удельная теплота

парообразования и конденсации.

Уметь описывать и объяснять

явление кипения Знать/понимать

смысл удельной теплоты

парообразования

§ 19,20

22

22

Влажность воздуха. Насыщенный Устройство и принцип

пар. Способы определения

действия

влажности воздуха. Измерение

конденсационного и

влажности воздуха.

волосного

гигрометров,

психрометра.

Измерение влажности

воздуха психрометром.

Решение задач на расчет

количества теплоты при

изменении агрегатных состояний

вещества и при изменении

температуры твердых и жидких

тел

Работа газа и пара при

расширении. Двигатель

внутреннего сгорания

Справочная

литература,

дидактические

материалы: сборники

познавательных и

развивающих заданий,

сборники тестовых зад

Знать/понимать понятие влажности

воздуха, уметь определять

влажность воздуха при помощи

психрометра

Уметь объяснить принцип действия

психрометра; уметь описывать и

объяснять образование тумана и

выпадение росы

Уметь решать задачи по теме

«Изменение агрегатных состояний

вещества»

Уметь решать задачи на составление

уравнения теплового баланса в

общем случае

§ 19,20

23

23

24

24

Демонстрация модели Знать/понимать смысл понятий

двигателя внутреннего «двигатель», «тепловой двигатель»

сгоранияУметь объяснить принцип действия

§ 21,22


4-х тактного двигателя внутреннего

сгорания

25

25

Паровая турбина. Реактивный

двигатель. КПД тепловых

двигателей. Способы увеличения

КПД

Контрольная работа №2 по теме

«Изменение агрегатных

состояний вещества».

Демонстрация

устройства паровой

турбины

КИМы по теме

«Тепловые явления»

Знать устройство и принцип

действия паровой турбины, ее

применение. КПД теплового

двигателя.

Уметь решать задачи на применение

изученных физических законов

23,24

26

26

II. Электрические

и магнитные

явления (32 ч)

27

1

Электризация тел. Электрический

заряд. Два вида электрических

зарядов Электроскоп.

Проводники и диэлектрики.

Взаимодействие электрических

зарядов. Электрическое поле.

Действие электрического поля на

электрические заряды.

Демонстрация

электризации тел,

существования двух

видов электрических

зарядов

Демонстрация

взаимодействия

одноименных и

разноименных зарядов,

лабораторное

оборудование: набор

по электростатике

Знать/понимать смысл понятия

«электрический заряд»

Уметь описывать и объяснять

устройство и принцип действия

электроскопа

Уметь описывать взаимодействие

электрических зарядов,

знать/понимать смысл понятия

«электрическое поле»

Знать/понимать взаимосвязь между

величиной и конфигурацией

электрического заряда и

характеристиками электрического

поля

Знать/понимать строение атомов,

уметь объяснять на этой основе

процесс электризации, передачи

заряда

Электрический ток. Источники тока.

Устройство, действие и применение

гальванических элементов и

аккумулятором. Знать/понимать

смысл понятий «электрический ток»,

«источники тока»

§ 25-27

28

2

§ 28

29

3

Делимость электрического заряда

Строение атомов. Закон

сохранения электрического

заряда.

Электрический ток. Источники

тока. Действие электрического

тока Кратковременная

контрольная работа №3 по теме

«Электризация тел»

Демонстрация закона

сохранения заряда

Объяснение

электрических явлений

Демонстрация

действия

электрического тока,

источников тока

Лабораторное

оборудование: набор

тел для электризации;

дидактические

§ 29,30

30

4

§ 31,32,33


материалы

31

5

Электрическая цепь и ее

составные части. Направление

тока.

Демонстрация

составления электр.

цепи, лабораторное

оборудование: набор

по эл-ву, источники

тока

Демонстрация

измерения силы тока

амперметром,

лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

амперметры

Уметь составлять схемы и собирать

электрические цепи с заданными

свойствами

§34,35,36

32

6

Сила тока. Амперметр.

Л/р №3 «Сборка электрической

цепи и измерение силы тока»

Знать/понимать смысл величины

«сила тока»; знать правила

включения в цепь амперметра, уметь

измерять силу тока в цепи. Уметь

определять погрешность изм-ий

§ 37,38

33

7

Электрическое напряжение.Измерение напряжения Напряжение. Единица напряжения –

Единицы напряжения. Вольтметр. вольтметром.вольт. Назначение вольтметра.

Включение вольтметра в цепь.

Определение цены деления его

шкалы.

Л/р №4 «Сборка электрической

цепи и измерение напряжения»

Демонстрация

измерения напряжения

вольтметром,

лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

вольтметры

Демонстрация реостата

и магазина

сопротивлений,

демонстрация

зависимости силы тока

в цепи от

сопротивления при

постоянном

напряжении

Лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

Знать/понимать смысл величины

«напряжение»; знать правила

включения в цепь вольтметра, уметь

измерять напряжение на участке

цепи

§ 39,40

34

8

35

9

Электрическое сопротивление

проводников

Знать/понимать смысл явления

электрического сопротивления

Уметь объяснять наличие

электрического сопротивления

проводника на основе представлений

о строении вещества

§ 41

36

10

Л/р №5«Исследование

зависимости силы тока в

проводнике от напряжения на его

Знать/понимать, от каких величин

зависит сила тока в цепи

§ 42,43


концах и от сопротивления»

источники тока,

амперметры,

вольтметры

Демонстрация

зависимости силы тока

в цепи от

сопротивления и

напряжения

Демонстрация

зависимости

электрического

сопротивления

проводника от его

длины, площади

поперечного сечения и

материала

Лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

амперметры,

вольтметры, реостаты

Сборники

познавательных и

развивающих заданий

по теме «Закон Ома»

Демонстрация

постоянства силы тока

на разных участках

неразветвленной

электрической цепи;

лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

амперметры,

вольтметр

Уметь описывать и объяснять, как и

почему изменяется сила тока в цепи

при изменении напряжения и

сопротивления

Знать закон Ома для участка цепи.

Уметь использовать закон Ома для

решения задач на вычисление

напряжения, силы тока и

сопротивления участка цепи

Знать/понимать зависимость

электрического сопротивления

проводника от его длины, площади

поперечного сечения и материала

37

11

Закон Ома для участка цепи

§ 44

38

12

Расчет сопротивления

проводников. Удельное

сопротивление. Реостаты

§ 45

39

13

Л/р №6 «Регулирование силы

тока реостатом. Определение

сопротивления проводника при

помощи амперметра и

вольтметра»

Решение задач на применение

закона Ома для участка цепи

Уметь пользоваться реостатом для

регулирования силы тока, уметь

определять сопротивление

проводника

§ 46,47

40

14

Уметь решать задачи на применение

закона Ома

41

15

Последовательное соединение

проводников.

Л/р №7 «Изучение

последовательного соединения

проводников»

Знать/понимать, что такое

последовательное соединение

проводников; знать, как

определяются сила тока, напряжение

и сопротивление для отдельных

участков и всей цепи при

последовательном соединении

проводников

§ 48

42

16

Параллельное соединениеДемонстрацияЗнать/понимать, что такое

проводников. Л/р № 8 «Изучение измерения силы тока в параллельное соединение

§ 49


параллельного соединения

проводников»

разветвленной

электрической цепи;

лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

амперметры,

вольметры.

Сборники

познавательных и

развивающих заданий

проводников; знать, как

определяется сила тока, напряжение

и сопротивление для отдельных

участков и всей цепи при

параллельном соединении

проводников

43

17

Решение задач Последовательное

и параллельное соединение

Уметь решать задачи на применение

законов последовательного и

параллельного соединения

проводников

44

18

Работа и мощность

электрического тока

ДемонстрацияЗнать/понимать смысл величин

светового, теплового и «работа электрического тока» и

механического«мощность электрического тока»

действий

электрического тока,

зависимости мощности

от напряжения и силы

тока

Лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

амперметры,

вольтметры

Демонстрация

теплового действия

тока

Лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

амперметры.

Демонстрация

плавкого

предохранителя

Сборники

Уметь использовать физические

приборы для измерения работы и

мощности электрического тока

§ 50,51,52

45

19

Л/р №9 «Измерение работы и

мощности электрического тока»

46

20

Нагревание проводников

электрическим током. Закон

Джоуля – Ленца

Л/р №10 «Измерение КПД

установки с электрическим

током»

Уметь описывать и объяснять

тепловое действие тока

Уметь использовать физические

приборы для измерения КПД

установки с эл-им током»

§ 53

47

21

48

22

Лампы накаливания.

Электрические нагревательные

приборы. Короткое замыкание.

Предохранители

Решение задач по теме

Уметь приводить примеры

практического использования

теплового действия электрического

тока

Уметь описывать и объяснять

§ 54,55

49

23


«Электрические явления»

познавательных и

развивающих заданий

по теме

«Электрические

явления», сборники

тестовых заданий

Сборники

познавательных и

развивающих заданий

по теме

«Электрические

явления», сборники

тестовых заданий

Контрольно-измер.

материалы по теме

«Электрические

явления»

электрические явления, решать

задачи на вычисление силы тока,

напряжения, сопротивления, работы

и мощности электрического тока

50

24

Повторительно-обобщаю-щий

урок по теме «Электрические

явления»

Уметь описывать и объяснять

электрические явления, решать

задачи на вычисление силы тока,

напряжения, сопротивления, работы

и мощности электрического тока.

Уметь производить расчет цепей с

последовательным и параллельным

соединением проводников

Уметь решать задачи на применение

изученных физических законов

51

25

Контрольная работа №4 по теме

«Электрические явления»

52

26

Опыт Эрстеда. Магнитное поле

прямого тока. Магнитные линии

Демонстрация опытаЗнать/понимать смысл понятия

Эрстеда, демонстрация «магнитное поле»; понимать, что

магнитного поля тока такое магнитные линии и каковы их

особенности

Лабораторное

оборудование: набор

по электричеству,

источники тока,

катушки, компасы

Знать/понимать, как характеристики

магнитного поля зависят от силы

тока в проводнике и формы

проводника; уметь объяснять

устройство и принцип действия

электромагнита

Уметь описывать и объяснять

взаимодействие постоянных

магнитов, знать о роли магнитного

поля в возникновении и развитии

жизни на Земле

§ 56,57

53

27

Магнитное поле катушки с током.

Электромагниты.

Л/р №11 «Исследование

магнитного поля прямого

проводника и катушки с током»

(сборка электромагнита и

испытание его действия)

Постоянные магниты.

Взаимодействие постоянных

магнитов. Магнитное поле Земли

§ 58

54

28

Демонстрация

взаимод. постоянных

магнитов. Лабор-ное

оборудование: набор

прямых и

дугообразных

магнитов, железные

опилки

Демонстрация

действия магнитного

59,60

55

29

Действие магнитного поля на

проводник с током.

Уметь описывать и объяснять

действие магнитного поля на

§ 61


Электрический двигатель. Л/р

№12«Сборка модели

электрического двигателя и

изучение принципа его действия»

поля на проводник с

током, модель

электрического

двигателя,

лабораторное

оборудование

Сборники

познавательных и

развивающих заданий

по теме «Магнитные

явления

Сборники

познавательных и

развивающих заданий

по теме, сборники

тестовых заданий

проводник с током, понимать

устройство и принцип действия

электродвигателя

56

30

Решение задач по теме

«Магнитные явления»

Уметь решать качественные и

экспериментальные задачи по теме

«Электромагнитные явления»

57

31

Повторительно-обобщаю-щий

урок по теме «Электромагнитные

явления».

Знать/понимать взаимосвязь

электрического и магнитного полей,

уметь описывать и объяснять

взаимодействие электромагнитов и

постоянных магнитов. Уметь

рисовать форму и расположение

магнитных линий

Знать/понимать взаимосвязь

электрического и магнитного полей,

уметь описывать и объяснять

взаимодействие электромагнитов и

постоянных магнитов. Уметь

рисовать форму и расположение

магнитных линий

58

32

Контрольная работа №5 по теме

«Электромагнитные явления».

КИМы по теме

«Электромагнитные

явления».

III.

Электромагнитные

колебания и

волны.

Геометрическая

оптика (9 час)

59

1

Прямолинейное распространение Демонстрация

света. Тень. Полутень. Солнечные прямолинейного

и лунные затменияраспространения света,

источников света

Закон отражения света. Плоское

зеркало. Принципы построения

изображения и области

Демонстрация

отражения света,

зависимости угла

Уметь строить область тени и

полутени. Знать/понимать смысл

закона прямолинейного

распространения света

Знать/понимать смысл закона

отражения света, уметь строить

отраженный луч; знать, как

§ 62,63

60

2

§ 64,65,66


видимости.

отражения света от

угла падения, лаб.

оборуд.: набор по

оптике.

построением опр-ся расположение

изображения в плоском зеркале

61

3

Преломление света. Призма.

Лабораторный опыт

«Исследование зависимости угла

преломления от угла падения»

Демонстрация явления Знать/понимать смысл закона

преломления света,преломления света, уметь строить

зависимости углапреломленный луч

преломления от угла

падения, набор по

оптике

Демонстрация хода

лучей в собирающих и

рассеивающих линзах.

Демонстрация

получения

изображений с

помощью линз

Чертежные

инструменты

Знать/понимать смысл понятий

«фокусное расстояние линзы»,

«оптическая сила линзы». Уметь

строить изображение в тонких

линзах. Уметь различать

действительные и мнимые величины

Знать/понимать взаимосвязь между

расположением предмета,

оптической силой линзы и

получаемым изображением

Уметь получать различные виды

изображений при помощи

собирающей линзы. Уметь измерять

фокусное расстояние собирающей

линзы

Знать/понимать устройство и

принцип действия оптических

приборов, уметь описывать и

объяснять процесс аккомодации

глаза

Уметь решать задачи на построение

изображений, применение формулы

тонкой линзы, расчет фокусного

расстояния и оптической силы

линзы

Уметь решать качественные,

§ 67

62

4

Собирающие и рассеивающие

линзы. Фокусное расстояние

линзы. Оптическая сила линзы.

Построение изображений в

тонких линзах

§ 68,69

63

5

Формула тонкой линзы

§ 70,71

64

6

Л/р №13 «Получение

изображения с помощью

собирающей линзы. Измерение

фокусного расстояния линзы»

Глаз как оптическая система.

Оптические приборы

Лабораторное

оборудование: набор

по оптике

§ 70,71

65

7

Демонстрация

принципа действия

проекционного

аппарата и

фотоаппарата, модель

глаза

Сборники

познавательных и

развивающих заданий

по теме

«Геометрическая

оптика»

Контрольно-

§ 72-74

66

8

Решение задач на построение

изображений в тонких линзах,

применение формулы тонкой

линзы

67

9

Контрольная работа №6 по теме


«Геометрическая оптика»

измерительные

материалы по теме

«Геометрическая

оптика»

расчетные и графические задачи по

теме «Геометрическая оптика»

IV. Обобщающее

повторение (1 ч)

68

1

Повторительно-обобщающий

урок.

Контрольно-

измерительные

материалы по всем

темам

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I.Тепловые явления (26 часов)

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.

Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.

Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция.

Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График

плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества.

Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота

сгорания.

Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

3.Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.

4.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

II.Электрические и магнитные явления. (32 часа)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда.

Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока.

Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7.Регулирование силы тока реостатом.

8.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

9.Измерение работы и мощности электрического тока.

10.Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.

IV.Световые явления. (9 часов)

Источники света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.

Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

11.Изучение законов отражения света.

12.Наблюдение явления преломления света.

13.Получение изображения с помощью линзы.

6. Требования к уровню подготовки

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

Знать/понимать:

смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле.атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.

смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность

воздуха.электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность

электрического тока, фокусное расстояние линзы.

смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля -

Ленца, прямолинейного распространения света.



Уметь:

описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление,

кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на

проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию.отражение, преломление света.

использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы

тока.напряжения. электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры

остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения.

Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:

Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов;

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного содержания с использованием различных источников

(учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и

представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем). Использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обеспечения безопасности в процессе

использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального

применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учащихся

Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В. Н. Ланге. — М.: Наука, 1985.

 Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7—9 клас сов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.:

Просвещение, 2008.

Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.

Перельман Я. И. Занимательная физика / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1980. — Кн. 1—4.

Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1992.

Степанова Г. Н. Сборник задач по физике / Г. Н. Степанова. — М.: Просвещение, 2005.

Литература для учителя

1

2.

3.

4.

5.

Физика 8 класс (А.В. Перышкин)

Сборник задач по физике 7-9 класс (В.И. Лукашин, Е.В. Иванова)

Виртуальная школа. Уроки физики Кирилла и Мефодия (7 класс)

Открытая физика. Часть 1 (Механика, Механические колебания и волны, Термодинамика и молекулярная физика)

Электронные уроки и тесты. Физика в школе (Движение и взаимодействие тел; Движение и сила)


6.

7.

8.

9.

10.

11.

12

Электронные уроки и тесты. Физика в школе (Работа. Мощность. Энергия; Гравитация. Закон сохранения энергии)

Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1

Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 2

Лабораторные работы по физике

Самостоятельные и контрольные работы-8 класс Л.А.Кирик М: Илекса. 2005

Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс Е. М Гутник Е.В. Рыбакова М. Дрофа. 2005

Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкина. Чеботарева А. М. Экзамен. 2007.

13. Аганов А. В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А. В. Аганов. — М.: Дом педагогики, 1998.

14. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике / М. Е. Тульчинский. — М.: Просвещение, 1972.

Перечень оборудования

1.

2.

3.

4.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Наименование оборудования

Амперметр лабораторный

АВО-метр АВО-63

Гигрометр психрометрический ВИТ-4

Барометр-анероид БР-52

Блок на стержне

Весы учебные с гирями ВГУ-1

Весы учебные лабораторные электронные ВУЛ-50ЭМ

Весы рычажные

Вольтметр

Воздушное огниво

Выпрямитель ВС-24

Выпрямитель ВУП -2

Гальванометр демонстрационный

Динамометр демонстрационный

Динамометр учебный

Зеркало на подставке

Катушка дроссельная

Калориметр школьный

Ключ замыкания тока

Ключ телеграфный учебный

Количество

2

1

1

1

1

4

1

1

3

2

1

2

2

1

10

2

1

8

6

1


22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

Комплект электроснабжения КЭ-400

Конденсатор переменной емкости

Лоток дугообразный

Линза на подставке

Лампа накаливания на подставке

Магнитный пускатель

Машина электрическая

Метроном

Машина электрофорная малая

Модель твердого тела

Магнит полосовой

Магнит дугообразный

Магазин сопротивлений

Микроманометр учебный

Модель телеграфного аппарата

Модель ДВС

Модель паровой машины

Набор грузов

Объектив с оборотной призмой

Набор тел для калориметрических работ

Насос ручной

Набор по поляризации света

Набор брусков

Набор линз и зеркал

Переключатель однополюсный

Переключатель двухполюсный

Паровая турбина (модель)

Прибор для демонстрации реактивного движения

Пистолет баллистический

Пространственная решетка

Прибор для демонстрации сложения цветов

Прибор по фотометрии

Прибор для демонстрации свойств электромагнитных волн

Прибор для демонстрации правила Ленца

1

1

6

3

2

1

1

2

1

3

3

3

1

1

1

1

1

9

1

10

3

1

10

2

2

3

3

1

1

1

1

1

2

2


56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

Плитка электрическая лабораторная

Реостат ползунковый

Реостат рычажный демонстрационный

Спираль сопротивление

Спектроскоп двухтрубный

Термометр сувенирный наружный

Термометр

Трансформатор ЛАТР 24

Трансформатор

Трубка Ньютона

Телескоп

Трубка с двумя электродами

Усилитель постоянного тока

Штатив с муфтой, лапкой и кольцом

Штангенциркуль

Электронно-лучевая трубка

Электроскоп

Электрометр

Груз 100 г с крючками

Брусок металлический с крючком

Желоб прямой

Шар стальной

Секундомер

Сосуд отливной

Пружина

Лента измерительная

Блок

Нить на мотовиле

Стержень лабораторного штатива

Муфта

Лапка штатива

Рычаг с балансиром

Опора желоба

Винт М6

1

15

2

1

1

2

1

1

3

2

1

1

1

2

1

2

1

2

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

Короб с ложементом

Оптическая скамья

Источник света

Линза собирающая длиннофокусная

Линза собирающая короткофокусная

Линза рассеивающая

Катушка с выводами

Подставка с двумя отверстиями

Постоянный магнит маркированный

Постоянный магнит немаркированный

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!