СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыбельская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Методическое объединение

МКОУ «Колыбельская СОШ»

_______/Чиликина С.В./

ФИО

Протокол №1

от «19» августа 201_ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Колыбельская СОШ»


_______/Козинцева Л.В./

ФИО

«___» __________201_ г

«Утверждаю»

и.о Директора МКОУ «Колыбельская СОШ»

______/Козинцевой Л.В./

ФИО

Приказ №104/1-0

от «20» августа 201_ г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по музыке

5 -7 классы












Учителя: Чиликина Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая













2019 г.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по музыке составлена на основании следующих нормативных документов.

1. Закона « Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897

4.Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Учебного плана МКОУ «Колыбельская СОШ» на 2019-2020 учебный год, приказ № 88-О от 07.08.2019 г.


  1. Примерной авторской программой по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Музыка 5 -7 классы» - М. Просвещение,2011г. Составители: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская



Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Общая характеристика учебного курса

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане МКОУ «Колыбельская СОШ» Предмет «Музыка» изучается в 5—7 классах в объёме не менее 51 ч. (по 17 ч. в каждом классе).



Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Сравнение авторской и рабочей программы

5 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел - Музыка и литература

17ч.

9ч.


2

раздел – Музыка и изобразительное искусство

18ч.

8ч.


3

Итого:

35

17





6 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17ч.

8 ч.


2

Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки

18ч.

9 ч.


3

Итого:

35

17







7 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел: Особенности драматургии сценической музыки

17ч.

9ч.


2

Раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки


18ч.

8ч.


3

Итого:

35

17







2. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты 

Метапредметные

результаты 

Предметные

результаты 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

    • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    • ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

    • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

    • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

    • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

    • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

    • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

    • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

    • владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Метапредметные

результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

    • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

    • владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Предметные

результаты  обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для



  • дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство в его взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



Результаты изучения предмета «Музыка»



В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам уча­щихся к концу учебного года.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.



Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



3. Содержание учебного предмета


Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства.

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и



зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — писатель — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; сходство и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, их драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до XXI в.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX—XXI вв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX— XXI вв., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. ИКТ в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.




Содержание программы предмета «Музыка» для 5 класса (17 ч)


Тема I: “Музыка и литература” (9 часов)

Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно - образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой.

Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Вторая жизнь песни

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.


Всю жизнь мою несу родину в душе…

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена.

Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина «Садко»

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

История развития оперного искусства. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. Продолжение знакомства с оперой Н. Римского-Корсакова.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов.

Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).


Музыка в театре, кино и на телевидении

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам.

Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Обобщение представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности этих видов искусств. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Тема II: Музыка и изобразительное искусство (8 часов)

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические) Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.


Музыкальная живопись и живописная музыка

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Застывшая музыка.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Полифония в музыке и живописи.

Музыка И. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Импрессионизм в музыке и живописи. Заключительный урок – обобщение.



Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К. Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов и художников-импрессионистов. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Содержание программы предмета «Музыка» для 6 класса (17 ч.)

В программе VI класса рассматриваются различные музыкальные образы, запечатленные в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках.

Программа состоит из двух разделов: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (8 ч.)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.  Богатство


музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

 Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Мир старинный песни. Баллада «Лесной царь».

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

  Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.   Драматические образы баллады «Лесной царь».

Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Образы русской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.  Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: бардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Джаз – искусство ХХ века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного



музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

 Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Обобщение пройденного материала по разделу: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки (9 ч.)

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ - портрет, образ - пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Образы камерной музыки. 

Могучее царство Ф. Шопена. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.



Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г. Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Программная увертюра

Л.Бетховена «Эгмонт». Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. 

Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Мир музыкального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.  Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Мир музыкального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Образы киномузыки.

Воплощение сюжета трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке (Л.Бёрнстайн, Н.Рота). Обобщение знаний о различных жанрах музыки в отечественных фильмах. Творчество отечественных композиторов-песенников — И. Дунаевский, М. Дунаевский, Г.Гладков. Современная трактовка классических сюжетов и образов:



мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Исследовательский проект.

Программная увертюра. Сонатная форма (её разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Темы исследовательских проектов: Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы.

Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения. Авторская песня: любимые барды. Что такое современность в музыке.

Обобщающий урок раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки. 

Обобщение пройденного материала за полугодие. Урок - концерт.

Обобщение материала, пройденного по разделу Мир образов камерной и симфонической музыки. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию».

Содержание программы предмета «Музыка» для 7 класса (17 ч.)

Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок - опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Раздел: Особенности драматургии сценической музыки (9 ч.)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки

  Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

Опера «Иван Сусанин». Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина — русская эпическая опера.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Бессмертные произведения русской музыки и изобразительного искусства, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера.

Исполнительская трактовка. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере Ж.Бизе. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо.

Сюжеты и образы духовной музыки.

Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальное «зодчество» России. Музыкальные образы всенощной С. Рахманинова.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  

Вечные темы. Главные образы.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.  Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины. Музыкальные образы Пилата, Иуды.

Музыка к драматическому спектаклю.

Роль музыки Д. Кабалевского к спектаклю «Ромео и Джульетта» в сценическом действии . Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах.

Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Обобщение материала, пройденного по разделу: Особенности драматургии сценической музыки

Музыкальная викторина. Тест.

Раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

(8 ч.)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Камерная инструментальная музыка

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Ф.Листа  и Ф. Бузони  Понятия «транскрипция», «интерпретация».

Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Ф. Шопена  и Ф. Листа  Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Циклические формы инструментальной музыки.

Соната. Соната № 11 В.-А. Моцарта.


Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме.

Характерные черты музыкального стиля В.А.Моцарта.

Симфоническая музыка.

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.

Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Д. Шостаковича. Характерные черты музыкального стиля Д. Шостаковича.

Музыка народов мира.

Многообразие жанров музыкального фольклора как отражение жизни разных народов. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание, просмотр видеофрагментов, исполнение обучающимися арий и песен из любимых мюзиклов.

Пусть музыка звучит!

Обобщение пройденного материала по разделу: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Проверочный тест.

 Обобщение пройденного материала за полугодие. Проверочная работа.

Проверочная работа по темам года. Исследовательский проект. Защита исследовательских проектов.

































4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

5 класс



п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела

В том числе контрольных, практических, лабораторных работ

1

«Музыка и литература»

9


2

«Музыка и изобразительное искусство»

8



Всего:

17




6 класс

п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела

В том числе контрольных, практических, лабораторных работ

1

Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

8


2

Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки

9



Всего:

17




7 класс

п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела

В том числе контрольных, практических, лабораторных работ

1

Раздел: Особенности драматургии сценической музыки

9


2

Раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки


8



Всего:

17










Календарно-тематическое планирование

по музыке 5 класс (17ч.)

По программе – 17 ч.

По календарю –16ч.

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Дата проведения урока

План

Факт

Раздел 1: «Музыка и литература»

1

Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка


1ч.

03.09.19


2

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1ч.

10.09.19


3

Вторая жизнь песни


1ч.

17.09.19


4

Всю жизнь мою несу родину в душе…


1ч.

24.09.19


5

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...


1ч.

01.10.19


6

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина «Садко»

1ч.

08.10.19

Объединение тем. См. лист корректировки


7

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1ч.


8

Музыка в театре, кино и на телевидении


1ч.

15.10.19


9

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.


1ч.

22.10.19


Раздел 2: «Музыка и изобразительное искусство»

10

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1ч.

05.11.19


11

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский

1ч.

12.11.19


12

Музыкальная живопись и живописная музыка

1ч.

19.11.19


13

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1ч.

26.11.19


14

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1ч.

03.12.19


15

Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Застывшая музыка.

1ч.

10.12.19


16

Импрессионизм в музыке и живописи.

1ч.

27.12.19


17

Заключительный урок – обобщение.

1ч.

24.12.19




Итого: по рабочей программе -17 ч, по годовому учебному календарному графику - 16часов.

Причина корректировки : несоответствие часов, отведенных на изучение предмета «Музыка» по рабочей программе, годовому учебному календарному графику



Лист корректировки рабочей программы учителя Чиликиной Светланы Викторовна

В связи с тем, что количество часов, отведенных на изучение предмета по программе, не соответствует календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведение к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:

в разделе «Музыка и литература»:

содержание уроков № 6 и № 7, («Песня моя летит с мольбою и Вторая жизнь песни») будет изучено за 1 урок - 08.10.19г.;





Календарно - тематическое планирование по музыке 6 класс

17 часов – 0,5 часа в неделю.




По программе – 17 ч.

По календарю -15ч.

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Дата проведения урока

План

Факт

Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.


04.09


2

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Мир старинный песни. Баллада «Лесной царь».


11.09


3

Образы русской народной и духовной музыки.


18.09


4

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.


25.29


5

Авторская песня: прошлое и настоящее.


02.10


6

Джаз – искусство ХХ века.


09.10

Объединение тем. См. лист корректировки


7

Вечные темы искусства и жизни.



8

Обобщение пройденного материала по разделу: Мир образов вокальной и инструментальной музыки


16.10


Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки

9

Образы камерной музыки. 


23.10


10

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.


06.11


11

Программная увертюра


13.11



12

Мир музыкального театра.


20.11


13

Мир музыкального театра.


27.11


14

Образы киномузыки.


04.12


15

Исследовательский проект.


11.12


16

Обобщающий урок раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки. 


18.12


17

Обобщение пройденного материала за полугодие. Урок - концерт.


25.12




Итого: по рабочей программе -17 ч, по годовому учебному календарному графику - __15ч.___часов.

Причина корректировки : несоответствие часов, отведенных на изучение предмета «Музыка» по рабочей программе, годовому учебному календарному графику



Лист корректировки рабочей программы учителя Чиликиной Светланы Викторовна

В связи с тем, что количество часов, отведенных на изучение предмета по программе, не соответствует календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведение к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:

в разделе «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»:

содержание уроков № 6 и № 7, («Образы русской народной и духовной музыки» и «Русская духовная музыка») будет изучено за 1 урок - 09.10;

































Календарно - тематическое планирование

музыка - 7 класс

17 часов – 0,5 часа в неделю



По программе – 17 ч.

По календарю - 15ч.

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Дата проведения урока

План

Факт

Раздел: Особенности драматургии сценической музыки

1

Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки

1ч.

09.09


2

Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина — русская эпическая опера.

1ч.

16.09


3

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1ч.

23.09


4

Развитие традиций оперного спектакля .

1ч.

30.09


5

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1ч.

07.10 Объединение тем. См. лист корректировки



6

Сюжеты и образы духовной музыки

1ч.


7

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  

1ч.

14.10



8

Музыка к драматическому спектаклю.

1ч.

21.10

Объединение тем. См. лист корректировки



9

Обобщение материала, пройденного по разделу: Особенности драматургии сценической музыки

1ч.


Раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки


10

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

1ч.

11.11

Объединение тем. См. лист корректировки


11

Камерная инструментальная музыка

1ч.


12

Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Циклические формы инструментальной музыки.


1ч.

18.11


13

Симфоническая музыка.

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.


1ч.

25.11


14

Музыка народов мира.

1ч.

02.12


15

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1ч.

09.12


16

Обобщение пройденного материала по разделу: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Проверочный тест.

1ч.

16.12


17

Обобщение пройденного материала за полугодие. Проверочная работа.

1ч.

23.12




Итого: по рабочей программе -17 ч, по годовому учебному календарному графику - __15ч.___часов.

Причина корректировки: несоответствие часов, отведенных на изучение предмета «Музыка» по рабочей программе, годовому учебному календарному графику



Лист корректировки рабочей программы учителя Чиликиной Светланы Викторовна

В связи с тем, что количество часов, отведенных на изучение предмета по программе, не соответствует календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведение к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:



в разделе «Особенности драматургии сценической музыки»:

содержание уроков №5 и № 6, («В музыкальном театре. Балет» и «Балет «Ярославна»») будет изучено за 1 урок - 07.10;

в разделе «В музыкальном театре»

содержание уроков № 8 и №9(«В музыкально театре. «Мой народ – американцы»» и ««Порги и Бесс» Первая американская национальная опера») будет изучено за 1 урок - 21.10

содержание уроков № 8 и №9(«Опера «Кармен»» и «Балет «Кармен – сюита» ) будет изучено за 1 урок - 11.11


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!