Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(2009), основной образовательной программы начального общего образаванияМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г.Брянска, на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В Степанова. «Математика», входящей в УМК «Школа России»,учебного плана МБОУ
«СОШ №28» г.Брянска
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников, развитие образного и логического мышления, воображения.
- Формирование системы начальных математических знаний и представлений о математике.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты :
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия – 24ч
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация. Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.
Величины – 12 ч
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание – 11 ч
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):
задачи, решаемые сложением и вычитанием;
сложение и вычитание с числом 0;
переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;
способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление – 77 ч
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):
задачи, решаемые умножением и делением;
случаи умножения с числами 1 и 0;
деление числа 0 и невозможность деления на 0;
переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;
способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в два – четыре действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение -12 ч
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование по математике
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
1. | Числа от 1 до 1000. Повторение. /13ч/ | Повторение. Нумерация чисел. | 1 | . | |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | | |
3. | Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | | |
4. | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. | 1 | | |
5. | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | . | |
6. | Свойства умножения. | 1 | | |
7. | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. | 1 | | |
8. | Приемы письменного деления трёхзначного числа однозначное число. | 1 | | |
9. | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. | 1 | | |
10. | Диаграммы. | 1 | | |
11. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
12. | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение и вычитание». | 1 | | |
13. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Стра- для любознательных. | 1 | | |
14. | Числа, которые не больше 1000. Нумерация. /11ч/ | Класс единиц и класс тысяч. | 1 | | |
15. | Чтение многозначных чисел. | 1 | | |
16. | Запись многозначных чисел. | 1 | | |
17. | Разрядные слагаемые. | 1 | | |
18. | Сравнение многозначных чисел. | 1 | | |
19. | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | | |
20. | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | | |
21. | Класс миллионов, класс миллиардов. | 1 | | |
22. | Проект «Математика вокруг нас». Что узнали? Чему научились? | 1 | | |
23. | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация». | 1 | | |
24. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 | | |
25. | Величины. /12ч/ | Величины. Единица длины километр. | 1 | | |
26. | Единицы длины. Таблица единиц длины. | 1 | | |
27. | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | | |
28. | Таблица единиц площади. | 1 | | |
29. | Определение площади с помощью палетки. | 1 | | |
30. | Единицы массы: центнер, тонна. | 1 | | |
31. | Время. Единицы времени. Определение времени по часам. | 1 | | |
32. | Определение начала, продолжительности и конца события. Секунда. | 1 | | |
33. | Век. Таблица единиц времени. | 1 | | |
34. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
35. | Контрольная работа по теме «Величины». | 1 | | |
36. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
37. | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. /11ч/ | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | | |
38. | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | | |
39. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | | |
40. | Решение уравнений. | 1 | | |
41. | Задачи на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженные в косвенной форме. | 1 | | |
42. | Сложение и вычитание величин. | 1 | | |
43. | Задачи на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженные в косвенной форме. | 1 | | |
44. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
45. | Странички для любознательных. Задачи-расчёты. | 1 | | |
46. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | | |
47. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
48. | Умножение и деление. /77ч/ | Умножение и его свойства. | 1 | | |
49-50. | Письменные приемы умножения многозначных чисел. | 2 | | |
51. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | | |
52. | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | 1 | | |
53. | Деление с числами 0 и 1. Письменные приёмы деления. | 1 | | |
54-55. | Письменные приёмы деления. | 2 | | |
56. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 | | |
57. | Решение задач на увеличение(уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 | | |
58. | Письменные приемы деления многозначных чисел. | 1 | | |
59. | Закрепление изученного. Письменные приёмы деления многозначных чисел. | 1 | | |
60. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
61. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | | |
62. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
63-64. | Умножение и деление на однозначное число. | 2 | | |
65. | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | | |
66-68. | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 3 | | |
69. | Странички для любознательных. Проверочная работа по теме «Решение задач на движение». | 1 | | |
70. | Умножение числа на произведение. | 1 | | |
71-72. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 2 | | |
73. | Письменные приемы умножения двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | | |
74. | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | | |
75. | Перестановка и группировка множителей. | 1 | | |
76. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
77. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | | |
78. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
79-80. | Деление числа на произведение. | 2 | | |
81. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | | |
82. | Решение задач на движение. | 1 | | |
83-86. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 4 | | |
87. | Решение задач на движение. | 1 | | |
88. | Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
89. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
90. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | | |
91. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
92. | Проект «Математика вокруг нас». | 1 | | |
93. | Умножение числа на сумму. | 1 | | |
94. | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | | |
95. | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | | |
96-97. | Решение задач на движение. | 2 | | |
98-99. | Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. | 2 | | |
100-100 | Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. | 2 | | |
102. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
103. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначное и трехзначное число». | 1 | | |
104. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
105. | Письменное деление на двузначное число. | 1 | | |
106. | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 | | |
107. | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | 1 | | |
108-111 | Письменное деление на двузначное число. | 4 | | |
112-113 | Письменное деление на двузначное число. Решение задач. | 2 | | |
114. | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число | 1 | | |
115. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
116-118 | Письменное деление на трёхзначное число. | 3 | | |
119. | Деление на трёхзначное число. | 1 | | |
120-121 | Деление с остатком. | 2 | | |
122. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
123. | Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число». | 1 | | |
124. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
125. | Итоговое повторение / 12 / | Нумерация. | 1 | | |
126. | Выражения и уравнения. | 1 | | |
127. | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 | | |
128. | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 | | |
129. | Порядок выполнения действий. | 1 | | |
130. | Величины. | 1 | | |
131. | Геометрические фигуры. Геометрические тела. | 1 | | |
132. | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
133. | Работа над ошибками. | 1 | | |
134. | Решение задач изученных видов. | 1 | | |
135. | Что узнали? Чему научились? | 1 | | |
136. | Урок-игра. | 1 | | |