СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 21 век".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска



«Обсуждено» «Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО на заседании МС Директор школы:

учителей нач. классов Протокол № 1 от Елозина О.И.

Протокол № 1 от «…….» сентября 2019г. «……»……………… 2019г.

«…» сентября 2019 г. Чмыхова Я.Ю.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение».







Учитель: Сафронова Е.Н.

Класс: 4 «Б»

Учебный год: 2019 – 2020











Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска, на основе программы «Литературное чтение» (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), входящей в УМК «Начальная школа ХХ I века» , учебного плана МБОУ «СОШ № 28» г. Брянска.

Предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно – нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный предмет обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Основная цель предмета – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное ( представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах- подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи предмета «Литературное чтение»:

  • Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.

  • Научить учащихся понимать точку зрения писателя. Формулировать и выражать свою точку зрения (позиция читателя).

  • Систематически отрабатывать умение читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).

  • Включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.

  • Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.

  • Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования УУД. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке ( даны в учебнике), для дополнительного чтения ( в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу ( в рубрике «Книжная полка»).

Программа составлена из расчёта 3 / 4 часа в неделю и 119 часов в год. Контроль знаний проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, подготовки творческих работ, тестирования (2 в год), проверки навыка чтения ( 4 в год), контрольных работ ( 4 в год). С целью расширения читательского кругозора учащихся проводятся уроки внеклассного чтения ( 14 в год).



Планируемы результаты освоения учебного предмета.

Предмет «Литературное чтение» закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный , метапредметный характер. Изучение предмета «Литературное чтение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир к его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Изучение предмета «Литературное чтение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, а именно:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения их к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.





Изучение предмета «Литературное чтение» играет значительную роль в достижении предметных результатов, таких как:

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, осознание значимости чтения для личного развития.

  • Формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам.

  • Понимание роли чтения, использование разных видов чтения.

  • Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

  • Овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарным приёмам интерпретации, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.



































Содержание учебного предмета.

4 класс ( 3/4 часа в неделю, 119 часов).

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование ( слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух , чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений ( не менее 20 стихотворений и 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение слов в тексте, нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев , картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий, выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.



Круг чтения.

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – познавательная книга: о природе, о путешествиях, об истоии, о научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература: словари, книги – справочники, детские энциклопедии.

Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей – сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно – познавательные произведения: о растениях и животных, о вещах и предметах, об изобретениях и изобретателях.

Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказок, рассказов, басен, былин и сказов, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно – художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.


Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов, постоянные эпитеты, устойчивые выражения, зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты, изображение персонажей (гиперболизация - преувеличение), яркость описания героев, порядок действий.

Литературная сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил. Особенность авторского языка, образов,эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно – популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально – образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение писателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворные произведения : ритмический рисунок, строка. Строфа, рифма, средства выразительности.

Научно – популярные рассказы. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, людям, к природе.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименование детских газет, журналов). Сведения об авторе. Элементарные знании яо времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, миф, легенда, пословица, загадка, рассказ, повесть, баллада, стихотворение, басня, пьеса – сказка, очерк, научно – художественное и научно – популярное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой , портрет героя, авторская характеристика, сюжет, композиция.

Изобразительно – выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола. Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.



Творческая деятельность учащихся ( на основе литературных произведений). Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение 9 по аналогии с произведениями устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия ( по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.



Чтение: работа с информацией.

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения ( жанр, структура).

Использование информации из готовых таблиц для характеристики героя. Работа стаблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма решения учебной задачи.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.





































Периодичность и формы текущего контроля.



п/п

Разделы


Кол-во

часов


В том числе






Тесты

Навык чтения

К.работа

1.

Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания.

11


1


2.

Басни. Русские баснописцы.

8




3.

Произведения В.А. Жуковского.

4




4.

Произведения А. С. Пушкина.

5



1

5.

Произведения М.Ю.Лермонтова

3




6.

Произведения П.П. Ершова.

3

1



7.

Произведения В.М. Гаршина.

4




8.

Произведения русских писателей.

4


1


9.

Произведения зарубежных писателей.

10



1

10.

В мире книг.

8




11.

Произведения Л.Н. Толстого.

8


1


12.

Стихи А. А. Блока.

2




13.

Стихи К.Д. Бальмонта.

4




14.

Произведения Куприна.

3




15.

Стихи И. А. Бунина.

4




16.

Произведения С.Я. Маршака.

5



1

17.

Стихи Н. А. Заболоцкого.

3




18.

Произведения о детях войны.

4

1



19.

Стихи Н. М. Рубцова.

3


1


20.

Юмористические произведения.

3




21.

Произведения С.В. Михалкова.

5




22.

Очерки.

4



1

23.

Путешествия, приключения, фантастика.

11






Итого:


119


2


4


4



Содержание учебного предмета.

4 класс ( 3/4 часа в неделю, 119 часов).



Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. (11 ч)

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк». Былина «Волх Всеславович». Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский». Песня – слава «Русская земля», героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Библейское предание «Блудный сын».

Басни. Русские баснописцы. ( 8 часов)

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И.И. Хемницер «Друзья», «Стрекоза». Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей». И.А. Крылов «Крестьянин в беде», «Мартышка и очки», «Квартет». Е.А. Измайлов «Кукушка». И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». С.В. Михалков «Слово о Крылове».

Произведения В.А. Жуковского. ( 4 часа).

В. Жуковский «Ночь», «Песня». Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна». В . Жуковский «Сказка о царе Бнрендее, о сыне его Иване – царевиче…».



Произведения А.С. Пушкина ( 5 часов).

А.С. Пушкин «Осень», «Дни осени». А.С. Пушкин «И.И. Пущину» И.И. Пущин «Записки о Пушкине». А.С. Пушкин «Зимняя дорога». А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. Даля



Произведения М.Ю. Лермонтова ( 3 часа).

Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Москва! Москва!», «Парус». М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». Книги – справочники о Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» ( восточное сказание)

Произведения П.П. Ершова ( 3 часа).

Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конёк – Горбунок».

Произведения В.М. Гаршина ( 4 часа)

В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Произведения русских писателей ( 4 часа).

Н.Г. Гарин –Михайловский «Старый колодец» ( главы из повести «Детство Тёмы). Д.Н. Мамин – Сибиряк «Вертел».

Произведения зарубежных писателей. ( 10 часов)

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сказки зарубежных писателей. Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди». Г.Х. Андерсена. «Дети года», «Девочка со спичками».

В мире книг. ( 8 часов).

В мире книг. Книги Древней Руси. Мифы Древней Греции «Арион», «Дедал и Икар». Мифы народов мира. Славянский миф «Ярило – Солнце». Древнеиндийский миф «Творение». Книги Древней Руси. «деятельность Ярослава. Похвала книгам». (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире». Отрывки из «Повести временных лет». «Повесть о Кирилле и Мефодии», «Повесть о Никите Кожемяке». Жанры древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха детям».

Произведения Л.Н. Толстого.( 8 часов).

Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Акула». Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата» . Л.Н. Толстой Басня «Мужик и водяной». Л.Н. Толстой. Рассказ «Черепаха». Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Русак». Л.Н. Толстой. Былины. «Святогор – богатырь».

Стихи А.А. Блока (2 часа). А.А. Блок «Россия». Строфа. А.А. Блок «Рождество»

Стихи К.Д. Бальмонта. ( 4 часа).

Стихи о Родине, о природе. К. Бальмонт «Россия». К.Бальмонт «К зиме», «Снежинка». К.Бальмонт « Камыши». Сказочные стихи К. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи».

Произведения А.И.Куприна. ( 3 часа)

Рассказы о животных. А.И. Куприн «Скворцы». А.И. Куприн «Четверо нищих» .

Стихи И.А. Бунина ( 4 часа).

И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство», «Листопад».

Произведения С.Я. Маршака.(5 часов).

С. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава». С. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины). С. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах моё сердце».

Стихи Н. А. Заболоцкого.(3 часа).

Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», «Детство». Стихи о Родине и родной природе.

Произведения о детях войны.( 4 часа).

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы). К. Симонов «Сын артиллериста».

Стихи Н. М. Рубцова.( 3 часа).

Стихи о Родине. Н. Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина».



Юмористические произведения.( 3 часа).

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача». И.Л. Гамазкова «Страдания». Детские газеты и журналы.

Произведения С.В. Михалкова .( 5 часов).

Басни С. В. Михалкова. «Хижина дяди Тома», «Зеркало», «Как старик корову продавал». С. Михалков. Рассказ «Штиль».

Очерки.( 4 часа).

Очерки о Родине. И. С. Соколов – Микитов «Родина». А. И. Куприн «Сказки Пушкина». Н. С. «Картины».

Путешествия, приключения, фантастика.(11 часов).

Н. П. Вагнер «Фея Фантаста», «Берёза». Дж. Свифт «Гулливер в стране великанов». Н.П. Вагнер «Руф и Руфина», «Сказка».







































Тематическое планирование.

(3/ 4 часа в неделю, 119часов).

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт


Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания.

11



1.

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

1



2.

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

1



3.

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

1



4.

Былина «Волх Всеславович»

1



5.

Русская народная сказка « Марья Моревна». Дополнительное чтение.

1



6.

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Навык чтения вслух.

1



7.

«Легенда о покорении Сибири Ермаком» Монолог.

1



8.

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский».

1



9.

Библейское предание «Блудный сын».

1



10.

Песня – слава «Русская земля», героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».

1



11.

Обобщение по теме «Книги с произведениями фольклора».

1






Басни. Русские баснописцы.


8



12.

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И.И. Хемницер «Стрекоза».

1



13.

Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей».

1



14.

И.И. Хемницер «Друзья»

1



15.

Слушание и работа с книгами «Басни». И.А. Крылов «Крестьянин в беде».Е.А. Измайлов «Кукушка».

1



16.

И.А. Крылов «Мартышка и очки»

1



17.

И.А. Крылов «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове».

1



18.

Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами.

1



19.

Проверь себя. «Страничка книгочея».

1






Произведения В.А. Жуковского.


4



20.

В. Жуковский «Ночь», «Песня».

1



21.

Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна»

1



22.

Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна»

1



23.

Слушание и работа с книгами. В . Жуковский «Сказка о царе Бнрендее, о сыне его Иване – царевиче…»

1






Произведения А.С. Пушкина


5



24.

А.С. Пушкин «Осень», «Дни осени»

1



25.

А.С. Пушкин «И.И. Пущину» И.И. Пущин «Записки о Пушкине»

1



26.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

1



27.

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. Даля

1



28.

Проверь себя. Обобщение по теме «Произведения В.А. Жуковского и А.С. Пушкина».

1






Произведения М.Ю. Лермонтова

3



29.

Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Москва! Москва!», «Парус»

1



30.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»

1



31.

Книги – справочники о Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» ( восточное сказание). Проверь себя.

1






Произведения П.П. Ершова

3



32.

Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конёк – Горбунок»

1



33.

Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конёк – Горбунок»

1



34.

Обобщение по теме «Русские поэты». Тест. «Литературные (авторские) сказки».

1





Произведения В.М. Гаршина


4



35.

В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». Пересказ старинной легенды. Дополнительное чтение.

1



36.

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1



37.

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1



38.

Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты.

1





Произведения русских писателей.


4



39.

Н.Г. Гарин –Михайловский «Старый колодец» ( главы из повести «Детство Тёмы).

1



40.

Н.Г. Гарин –Михайловский «Старый колодец» ( главы из повести «Детство Тёмы).

1



41.

Дополнительное чтение. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»

1



42.

Обобщение по теме «Произведения русских писателей». Навык чтения.

1






Произведения зарубежных писателей.


10



43.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). Работа с текстом.

1



44.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). Составление плана.

1



45.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).Пересказ.

1



46.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1



47

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1



48.

Сказки зарубежных писателей. Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

1



49.

Сказки зарубежных писателей. Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

1



50.

Сказки зарубежных писателей. Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

1



51.

Слушание и работа с произведениями Г.Х. Андерсена. «Дети года», «Девочка со спичками».

1



52.

Проверь себя. Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

1






В мире книг.


8



53.

В мире книг. Книги Древней Руси.

1



54.

Мифы Древней Греции «Арион», «Дедал и Икар».

1



55.

Мифы народов мира. Славянский миф «Ярило – Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

1



56.

Книги Древней Руси. «деятельность Ярослава. Похвала книгам». (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире»

1



57.

Отрывки из «Повести временных лет». «Повесть о Кирилле и Мефодии», «Повесть о Никите Кожемяке».

1



58.

Жанры древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха детям»

1



59.

Обобщение по разделу «В мире книг».

1



60.

Комплексная проверочная работа.

1





Произведения Л.Н. Толстого.


8



61.

Произведение Л.Н. Толстого (повторение). Дополнительное чтение «Воспоминания Л.Н. Толстого»

1



62.

Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Акула»

1



63.

Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата»

1



64.

Л.Н. Толлстой Басня «Мужик и водяной»

1



65.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Черепаха»

1



66.

Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Русак»

1



67.

Л.Н. Толстой. Былины. «Святогор – богатырь»

1



68.

Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверка навыка чтения.

1





Стихи А.А. Блока


2



69.

А.А. Блок «Россия». Строфа.

1



70.

А.А. Блок «Рождество»

1





Стихи К.Д. Бальмонта.


4



71.

Стихи о Родине, о природе. К. Бальмонт «Россия»

1



72.

Стихи о природе. К.Бальмонт «К зиме», «Снежинка»

1



73.

Стихи о природе. К.Бальмонт « Камыши».

1



74.

Сказочные стихи К. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

1





Произведения А.И.Куприна.


3



75.

Рассказы о животных. А.И. Куприн «Скворцы».

1



76.

Слушание и работа с детскими книгами. А.И. Куприн «Четверо нищих»

1



77.

Обобщение по теме «Русские поэты и писатели»

1





Стихи И.А. Бунина

4



78.

И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

1



79.

И. Бунин «Детство»

1



80.

И. Бунин «Листопад»

1



81.

Слушание и работа с детскими книгами. Обобщение по теме «Стихи русских поэтов»

1




Произведения С.Я. Маршака.

5



82.

С. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава».

1



83.

С. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

1



84.

С. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

1



85.

С. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах моё сердце». Слушание и работа с детскими книгами.

1



86.

Проверочная работа по теме «Книги С. Я. Маршака»

1





Стихи Н. А. Заболоцкого.

3



87.

Н. А. Заболоцкий «Детство»

1



88.

Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

1



89.

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе.

1





Произведения о детях войны.

4



90.

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

1



91.

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

1



92.

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

1



93.

Слушание. К. Симонов «Сын артиллериста»

1





Стихи Н. М. Рубцова.


3



94.

Стихи о Родине. Н. Рубцов «Берёзы»

1



95.

Стихи о Родине. Н. рубцов «Тихая моя Родина»

1



96.

Обобщение по теме «Стихи Н. Рубцова». Навык чтения вслух.

1





Юмористические произведения.

3



97.

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача».

1



98.

И.Л. Гамазкова «Страдания»

1



99.

Детские газеты и журналы.

1





Произведения С.В. Михалкова .

5



100.

Басни С. В. Михалкова. «Хижина дяди Тома»

1



101.

Басни С. В. Михалкова. «Зеркало»

1



102.

Басни С. В. Михалкова. «Как старик корову продавал»

1



103.

С. Михалков. Рассказ «Штиль»

1



104.

Слушание и работа с детскими книгами. «Произведения С.В. Михалкова».

1





Очерки.

4



105.

Очерки о Родине. И. С. Соколов – Микитов «Родина»

1



106.

А. И. Куприн «Сказки Пушкина»

1



107.

Н. С. Шер «Картины»

1



108.

Проверь себя по теме «Очерки». Страничка книгочея.

1





Путешествия, приключения, фантастика.

11



109.

Н. П. Вагнер «Фея Фантаста»

1



110.

Н. П. Вагнер «Берёза»

1



111.

Дж. Свифт «Гулливер в стране великанов»

1



112.

Дж. Свифт «Гулливер в стране великанов»

1



113.

Дж. Свифт «Гулливер в стране великанов»

1



114.

Н. П. Вагнер «Сказка»

1



115.

Н.П. Вагнер «Руф и Руфина»

1



116.

Н.П. Вагнер «Руф и Руфина»

1



117.

Проверь себя по теме « Путешествия, приключения»

1



118.

Странички книгочея.

1



119.

Чтение произведений по теме «Приключения, фантастика»

1

































































Аннотация.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска, на основе программы «Литературное чтение» (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), входящей в УМК «Начальная школа ХХ I века» , учебного плана МБОУ «СОШ № 28» г. Брянска.

Основная цель предмета – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное ( представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах- подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи предмета «Литературное чтение»:

  • Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.

  • Научить учащихся понимать точку зрения писателя. Формулировать и выражать свою точку зрения (позиция читателя).

  • Систематически отрабатывать умение читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).

  • Включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.

  • Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.

  • Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования УУД. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке ( даны в учебнике), для дополнительного чтения ( в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу ( в рубрике «Книжная полка»). Изучение предмета «Литературное чтение» играет значительную роль в достижении личностных, метапредметных и коммуникативных универсальных действий.

На изучение предмета « Литературное чтение» отводится в 4 классе 119 часов ( 3 / 4 часа в неделю). Основные разделы программы: « Восприятие литературного произведения», «Чтение» и «Работа с текстом», «Литературоведческая пропедевтика», « Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений». Круг чтения включает произведения устного народного творчества, стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков, детских писателей; научно – познавательные, юмористические произведения разных жанров. Форма организации – классно – урочная. Контроль знаний проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, подготовки творческих работ, тестирования (2 в год), проверки навыка чтения ( 4 в год), контрольных работ ( 4 в год). С целью расширения читательского кругозора учащихся проводятся уроки внеклассного чтения ( 14 в год).













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!