Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области
«Логиновская средняя школа»
ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 6 от «28 » августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Логиновская СШ» _________ Мирошкина Ю.И. Приказ № 81 от « 29 » августа 2019г. |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
на 2019 – 2020 учебный год
5 класс
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Тимохина Нина Петровна
2019
Рабочая образовательная программа по русскому языку для 5 класса МБОУ «Логиновская СШ» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку;
- ООП ООО МБОУ «Логиновская СШ»;
- Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова - 2016 г.
- Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2013.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
-сформированность чувства любви и уважения к Отечеству, родному языку, культуре;
- осознания себя гражданином РФ;
-умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за каждое произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Регулятивные:
- формулировать познавательную цель;
- определять цель учебной деятельности под руководством учителя;
- выбирать из предложенных средства достижения цели;
- удерживать цель до получения результата;
- работать по плану,
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- осуществлять контроль по результату и способу действий, с помощью учителя вносить коррективы;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на дальнейшую деятельность.
Познавательные:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
-сравнивать и обобщать факты и явления;
-делать выводы под руководством учителя;
-обозначать символом и знаком предмет или явление;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-находить в тексте требуемую информацию;
-определять тему, цель, назначение текста;
- выражать общий смысл текста; выделять главную и избыточную информацию;
-устанавливать взаимосвзяь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом), играть определенную роль в совместной деятельности;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
-использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
-использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
-соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
-оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
-предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
-понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
-различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
-понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
-понимать содержание прочитанных учебно-научных ,публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
-использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
-передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
-использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
-отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
-создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
-обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
-извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
-соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
-анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
-создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
-излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
-соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
-писать рецензии, рефераты;
-составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
-писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Обучающийся научится:
-анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
-создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
-владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
-различать и анализировать тексты разных жанров;
-создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
-оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
-исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
-создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; -составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
-создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
-анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
-характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
-определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
-оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
-характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
-проводить фонетический анализ слова;
-соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
-извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников.
Обучающийся получит возможность научиться:
-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
-делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способы словообразования;
-подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-характеризовать словообразовательные цепочки, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
-опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
-извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
-использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
-проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова;
-группировать слова по тематическим группам;
-подбирать к словам синонимы, антонимы;
-опознавать фразеологические обороты;
-соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
-использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
-опознавать омонимы разных видов;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных.
Морфология
Обучающийся научится:
-опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;
-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
-употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
-применять морфологические знания и умения в практике правописания;
-распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-анализировать синонимические средства морфологии;
-различать грамматические омонимы;
-опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их.
Синтаксис
Обучающийся научится:
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
-опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
-обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
-извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
-приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
-уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
-анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ урока | № урока раздела | Наименование разделов (количество часов /тем уроков) | Количество часов |
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ – 2 ч. |
1 | 1 | О языке . Зачем человеку нужен язык? | 1 |
2 | 2 | Что мы знаем о русском языке | 1 |
| | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - 18+11 (речь) | |
3 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 |
4 | 2 | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? | 1 |
5 | 3 | Фонетический разбор слова | 1 |
6 | 4 | Р.р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | 1 |
7 | 5 | Зачем людям письмо? | 1 |
8 | 6 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 |
9 | 7 | Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная (продолжение темы). | 1 |
10 | 8 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения звуками гласных звуков. | 1 |
11 | 9 | Р.р. Что такое текст (повторение). Тема текста. | 1 |
12 | 10 | Правила обозначения буквами согласных звуков | 1 |
13 | 11 | Сочетание букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, нч, нк, нщ, рщ. | 1 |
14 | 12 | Р.р. Основная мысль текста. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
15 | 13 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных и глаголов. | 1 |
16 | 14 | Разделительные Ь и Ъ. | 1 |
17 | 15 | Р.р. Анализ сочинений «Один день моих летних каникул». | 1 |
18 | 16 | НЕ-с глаголами. | 1 |
19 | 17 | Р.р. Абзац как часть текста. | 1 |
20 | 18 | Р.р. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. | 1 |
21 | 19 | Написание –тся и–ться в глаголах | 1 |
22 | 20 | Проверочный диктант с орфографическим заданием по теме «Орфография». | 1 |
23 | 21 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова? | 1 |
24 | 22 | Р.р. Художественная и научно – деловая речь. | 1 |
25 | 23 | Как образуются формы слов с помощью окончания? | 1 |
26 | 24 | Р.р. Художественная и научно – деловая речь. | 1 |
27 | 25 | Самостоятельные части речи. | 1 |
28 | 26 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы? | 1 |
29 | 27 | Служебные части речи. | 1 |
30 | 28 | Р.р. Контрольная работа. Анализ текста: определение стиля речи. | 1 |
31 | 29 | Р.р. Анализ контрольной работы. Что такое тип речи? | 1 |
СИСТЕМАТИЧЕСКЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА. Фонетика. Орфоэпия. 9+7(речь) |
32 | 1 | Что изучает фонетика? | 1 |
33 | 2 | Звуки гласные и согласные. | 1 |
34 | 3 | Р.р. Изложение «Барсучонок». | 1 |
35 | 4 | Р.р. Анализ изложения «Барсучонок». | 1 |
36 | 5 | Р.р. Что такое тип речи? | 1 |
37 | 6 | Слог, ударение. | 1 |
38 | 7 | Что изучает орфоэпия? Произношение ударных и безударных гласных звуков. | 1 |
39 | 8 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | 1 |
40 | 9 | Обобщающий урок по фонетике и орфоэпии. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
41 | 10 | Контрольная работа по теме «Фонетика и орфоэпия». | 1 |
42 | 11 | Анализ контрольной работы. | 1 |
43 | 12 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Шишкина «Корабельная роща». | 1 |
44 | 13 | Р.р. Сочинение-описание по картине Шишкина «Корабельная роща». | 1 |
45 | 14 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (продолжение темы). | 1 |
46 | 15 | Р.р. Описание, повествование, рассуждение. | 1 |
47 | 16 | Р.р. Закрепление по теме «Описание, повествование, рассуждение». | 1 |
IV. Лексика. Словообразование. Правописание 18+6(речь) |
48 | 1 | Как определить лексическое значение слов? | 1 |
49 | 2 | Сколько лексических значений имеет слово? | 1 |
50 | 3 | Когда слово употребляется в переносном значении? | 1 |
51 | 4 | Как пополняется словарный состав языка. | 1 |
52 | 5 | Контрольный диктант по теме «Лексика». | 1 |
53 | 6 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 |
54 | 7 | Р.р. Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 |
55 | 8 | Р.р. Анализ сочинения-описания по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 |
56 | 9 | Как образуются слова в русском языке. | 1 |
57 | 10 | Чередования гласных и согласных в словах. | 1 |
58 | 11 | Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-). | 1 |
59 | 12 | Буквы – О - Ё- после шипящих в корнях слов. | 1 |
60 | 13 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? | 1 |
61 | 14 | Что такое профессиональные и диалектные слова? | 1 |
62 | 15 | О чём рассказывают устаревшие слова? | 1 |
63 | 16 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | 1 |
64 | 17 | Р.р. Изложение текста - описания. | 1 |
65 | 18 | Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 |
66 | 19 | Правописание приставок. | 1 |
67 | 20 | Буквы И-Ы после Ц. | 1 |
68 | 21 | Контрольный диктант по теме «Словообразование и правописание». | 1 |
69 | 22 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 |
70 | 23 | Р.р. Оценка действительности. | 1 |
71 | 24 | Р.р. Оценка действительности (продолжение темы). | 1 |
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) 31 + 9 (речь) |
72 | 1 | Что изучает синтаксис и пунктуация? | 1 |
73 | 2 | Словосочетание. | 1 |
74 | 3 | Виды словосочетаний. | 1 |
75 | 4 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
76 | 5 | Восклицательные предложения. | 1 |
77 | 6 | Главные члены предложения. | 1 |
78 | 7 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
79 | 8 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 |
80 | 9 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
81 | 10 | Дополнение. | 1 |
82 | 11 | Определение. | 1 |
83 | 12 | Обстоятельство. | 1 |
84 | 13 | Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 |
85 | 14 | К/Р по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 |
86 | 15 | Работа над ошибками. | 1 |
87 | 16 | Р.р. Изложение. | 1 |
88 | 17 | Р.р. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 |
89 | 18 | Однородные члены предложения. | 1 |
90 | 19 | Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых союзами. | 1 |
91 | 20 | Упражнения в написании предложений с однородными членами. | 1 |
92 | 21 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова | 1 |
93 | 22 | Р.р. Контрольная работа: определите тип текста. | 1 |
94 | 23 | Р.р. Анализ контрольной работы. | 1 |
95 | 24 | Обращение | 1 |
96 | 25 | Обращение (закрепление). | 1 |
97 | 26 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 |
98 | 27 | Р.р. Изложение с элементами сочинения. | 1 |
99 | 28 | Р.р. Анализ изложения с элементами сочинения. | 1 |
100 | 29 | Сложное предложение. | 1 |
101 | 30 | Сложносочинённое предложение. | 1 |
102 | 31 | Сложноподчинённое предложение. | 1 |
103 | 32 | Прямая речь. | 1 |
104 | 33 | Написание предложений с прямой речью. | 1 |
105 | 34 | Диалог. | 1 |
106 | 35 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
107 | 36 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
108 | 37 | Анализ диктанта. | 1 |
109 | 38 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона "Русская зима". | 1 |
110 | 39 | Р.р. Написание сочинения-описания по картине К.Ф. Юона "Русская зима". | 1 |
111 | 40 | Р.р. Строение текста типа рассуждения – доказательства. | 1 |
VI. Морфология. Правописание. 46+ 7 (речь) |
112 | 1 | Что вызнаете о частях речи? Что обозначает глагол? | 1 |
113 | 2 | Р.р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях. | 1 |
114 | 3 | Слитное и раздельное написание НЕ -с глаголами. | 1 |
115 | 4 | Как образуются глаголы. | 1 |
116 | 5 | Виды глагола. | 1 |
117 | 6 | Корни с чередованием букв – Е – И. | 1 |
118 | 7 | Инфинитив. | 1 |
119 | 8 | Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах. | 1 |
120 | 9 | Р.р. Строение текста типа повествование. | 1 |
121 | 10 | Наклонение глагола. | 1 |
122 | 11 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. | 1 |
123 | 12 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | 1 |
124 | 13 | Времена глагола. | 1 |
125 | 14 | Спряжение глагола. Лицо и число. | 1 |
126 | 15 | Р.р. Сочинение-повествование «Как я….». | 1 |
127 | 16 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 |
128 | 17 | Безличные глаголы. | 1 |
129 | 18 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 |
130 | 19 | Повторение темы «Глагол». | 1 |
131 | 20 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
132 | 21 | Анализ диктанта. | 1 |
133 | 22 | Что обозначает имя существительное? | 1 |
134 | 23 | Как образуются имена существительные. | 1 |
135 | 24 | Употребление суффиксов существительных – ЧИК-,-ЩИК-. | 1 |
136 | 25 | Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК- (-ЧИК-). | 1 |
137 | 26 | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. | 1 |
138 | 27 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 |
139 | 28 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
140 | 29 | Род имён существительных. | 1 |
141 | 30 | Существительные общего рода. | 1 |
142 | 31 | Род несклоняемых имён существительных. | 1 |
143 | 32 | Число имён существительных. | 1 |
144 | 33 | Падеж и склонение имён существительных. | 1 |
145 | 34 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 |
146 | 35 | Употребление имён существительных. | 1 |
147 | 36 | Контрольная работа по теме «Морфология». | 1 |
148 | 37 | Анализ контрольной работы. | 1 |
149 | 38 | Р.р. Строение текста типа описания предмета. | 1 |
150 | 39 | Р.р. Соединение типов речи в тексте. | 1 |
151 | 40 | Что обозначает имя прилагательное? | 1 |
152 | 41 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 1 |
153 | 42 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 |
154 | 43 | Образование имён прилагательных | 1 |
155 | 44 | Прилагательные полные и краткие. | 1 |
156 | 45 | Р.р. Повторение раздела «Текст». | 1 |
157 | 46 | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных. | 1 |
158 | 47 | Как образуется сравнительная степень прилагательного. | 1 |
159 | 48 | Как образуется превосходная степень прилагательного. | 1 |
160 | 49 | Р.р. Контрольное изложение «Весной». | 1 |
161 | 50 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 |
162 | 51 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 |
163 | 52 | Промежуточная аттестация. | 1 |
164 | 53 | Анализ выполнения промежуточной аттестации. Работа над ошибками. | 1 |
VII. Повторение |
165 | 1 | Повторение раздела «Фонетика». | 1 |
166 | 2 | Повторение раздела «Орфоэпия». | 1 |
167 | 3 | Повторение раздела«Лексика» . | 1 |
168 | 4 | Повторение раздела «Фразеология». | 1 |
169 | 5 | Повторение раздела «Орфография». | 1 |
170 | 6 | Повторение разделов «Морфология» и «Орфография». | 1 |
КИМ
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Количество |
сочинение | изложение | контрольная работа | диктант |
II | Повторение изученного в начальных классах | 29 | 1 | | 1 | 1 |
III | Фонетика. Орфоэпия. | 16 | 1 | 1 | 1 | |
IV | Лексика. Словообразование. Правописание | 24 | 1 | 1 | | 2 |
V | Синтаксис и пунктуация (вводный курс) | 40 | 1 | 2 | 2 | 1 |
VI | Морфология. Правописание. | 53 | 1 | 1 | 2 | 1 |