9
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 11 класса составлена в соответствии с:
- -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказа от 31.12.2015 г. № 1577);
- Примерной программой среднего (полного) общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 класс» (М.: Дрофа 2007 г) с учетом рабочей программы воспитания МОУ «СШ № 8», утвержденной приказом от 01.07.2021 № 402/01-15
Учебник: В.П. Максаковский География. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – 23-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 416с.
По содержанию базовый курс географии 11 класса содержит элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Данный курс географии завершает формирование у школьников представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса направлено на формирование у обучающихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также на развитие познавательного интереса к другим народам и странам.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении географии в старшей школе на базовом уровне решаются задачи:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Планируемые результаты
Содержание программы предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- работа с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА – 30 ч.
Введение (1ч.)
Регионолистика и страноведение. Понятие о географическом положении. Региональное деление мира.
Тема 6. Зарубежная Европа (8ч.)
Общая характеристика Зарубежной Европы: природные условия и ресурсы, население и хозяйство, отраслевой состав, охрана окружающей среды.
Общая характеристика стран Западной Европы. Изучение стран Европы (Франция, Германия , Великобритания).
Общая характеристика стран Восточной Европы. Изучение стран Европы. Страны Балтии.
«Европейский союз» и модели европейской интеграции.
Практические работы:
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (8ч.)
Азиатский регион. Культурное наследие и религиозно-этнические основы.
Природно-ресурсный потенциал. Новые индустриальные страны. Комплексная характеристика субрегионов (Юго-Западная/Южная, Юго-Восточная, Восточная, центральная Азия) и стран Зарубежной Азии (Китай, Япония, .Индия). Их место в мировом сообществе. Страны Азии - бывшие республики СССР
Австралия. Географическое положение. Географические следствия изолированности региона. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Внутрирегиональные контрасты. Перспективы развития.
Практические работы:
2. Построение картосхемы и диаграммы экономических связей крупных стран Азии (по выбору).
Тема 8. Африка (3ч.)
Африканские страны в современном мире. Однобокость развитии как следствие колониального прошлого. Природные условия и ресурсы. Проблемы преодоления отсталости. Долговой кризис.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Южная.
Изучение стран: Египет, Нигерия, ЮАР.
Практические работы:
3. Составление экономико-географической характеристики одной из развивающихся стран мира (по выбору).
Тема 9. Северная Америка (4ч.)
Америка - два материка, одна часть света. «Новый свет. Историко-географические особенности формирования региона. Комплексная характеристика стран С. Америки.
Комплексная характеристика стран: США, Канада.
Интеграция группировки НАФТА.
Практические работы:
4. Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США.
Тема 10. Латинская Америка (4ч.)
Принципы выделения региона, его состав. Историко-географические особенности формирования региона.
Субрегионы Латинской Америки, их общая характеристика и внутренние различия.
Изучение стран: Бразилия, Мексика.
Практические работы:
5. Составление маршрута путешествия по одной из стран мира (в виде презентации)
Тема 11. Россия в современном мире (2ч.)
Место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском потенциале, в мировом хозяйстве.
РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 3 ч.
Тема 12. Глобальные проблемы человечества (3ч.)
Истоки глобальных проблем. Систематизация глобальных проблем, взаимосвязи. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Новые модели цивилизации.
Практические работы:
6. Характеристика основных глобальных проблем мира.
Обобщение 1 час
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
| РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА | 30 час. | 5 | 3 |
1. | Введение | 1 час. | | |
2. | Тема 6. Зарубежная Европа | 8 час. | 1 | 1 |
3. | Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия | 8час. | 1 | 1 |
4. | Тема 8. Африка | 3 час. | 1 | |
5. | Тема 9. Северная Америка | 4 час. | 1 | |
6. | Тема 10. Латинская Америка | 4 час. | 1 | 1 |
7 | Тема 11. Россия в современном мире | 2 час. | | |
| РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 3 час. | 1 | |
8. | Тема 12. Глобальные проблемы человечества | 3 час. | 1 | |
| Обобщение | 1 час. | | |
| Всего | 34 час. | 6 | 3 |