В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания. 1-11 класс», М., Просвещение, 2005г.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (66 часов учебном году). Планирование часов составлено с учетом примерного распределения учебного времени. Базовая часть (двигательная подготовка) составляет 52 учебных часа и представлена следующими разделами:
Вариативная часть (14 часов учебного времени) представлена тематикой «Легкая атлетика» и «Подвижные игры» и сокращена на 2 часа в связи с 33-недельным учебным годом учащихся 1-х классов. Этот выбор обусловлен малым возрастом детей.
Таким образом, раздел «Подвижные игры» изучается в течение 16 часов (12 часов – базовая часть и 4 часа – вариативная). Раздел «Легкая атлетика» изучается в течение 24 часов (14 часов – базовая часть, 10 часов – вариативная), из которых 17 часов отведено на начало учебного года и 7 часов - на конец года. Такой выбор распределения учебного материала в планировании обусловлен погодными условиями местности.
а) программа составлена с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся и содержит основные компоненты государственного стандарта образования;
б) основными методологическим принципами концепции программы являются принципы личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно – воспитательного процесса;
в) программа объединяет в себе три раздела основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического воспитания;
г) программа предполагает обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям и позволяет приобрести необходимые знания в области физической культуры и спорта;
д) программа формирует у обучающихся потребности и мотивы к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, в необходимости приобретения опыта общения;
е) программа формирует адекватную оценку собственных физических возможностей, воспитывает инициативность и содействует развитию психических процессов.
Календарно – тематическое планирование уроков разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу базового обучения.
Лыжная подготовка, 3-я четверть температурный режим до – 12*, в безветренную погоду.
Возможна корректировка фактического планирования уроков в связи с погодными условиями.
- знать элементарные правила техники безопасности при проведении уроков физической культуры;
- пользоваться простейшими способами самоконтроля.
- уметь владеть мячом: держание, передача, ловля, ведение мяча индивидуально и в паре, стоя на месте, в шаге;
- уметь играть в мини-баскетбол.
- уметь принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища с предметами и без предметов;
- уметь выполнять опорный прыжок: перелезание через гимнастического коня, гимнастическое бревно;
- уметь выполнять опорный прыжок – вскок в упор стоя на коленях, соскок махом рук.
- знать правила безопасного поведения на уроках физической культуры, при занятиях легкоатлетическими упражнениями;
- уметь бегать в равномерном беге до 8 минут, с ускорением от 40 до 60 м, в чередовании с ходьбой до 200 м;
- уметь выполнять бросок набивного мяча (1кг) двумя руками от груди, из-за головы, снизу на дальность;
-знать переохлаждение и его предупреждение на занятиях по лыжам и во время самостоятельного гуляния зимой;
- уметь демонстрировать подъем «лесенкой», «елочкой».
№ | Наименование раздела | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/з | Дата проведения |
1 | Легкая атлетика (17 часов) | Основы знаний. Инструктаж по ТБ. | Вводный | Строевые упражнения. Бег. Бег с изменением направления. | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60м. Знать правила ТБ на уроках легкой атлетики. | Текущий | Комплекс 1 | |
2 | | Построение. Повороты | Изучение нового материала | Строевые упражнения. Медленный бег 3 мин. Кросс до 1 км. | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать в равномерном темпе. Знать понятие длинная дистанция. | Текущий | Комплекс 1 | |
3 | | Развитие ловкости | Изучение нового материала | Медленный бег, бег с изменением направления. | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге. | Текущий | Комплекс 1 | |
4 | | Развитие координационных способностей | Изучение нового материала | Эстафеты «Вызов номеров». Бег с ускорением до 15м. | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью. Знать понятие короткая дистанция. | Текущий | Комплекс 1 | |
5 | | Прыжки | Изучение нового материала | Равномерный бег на 6 мин Соревнования до 60м. Метание мяча на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную поверхность. | Уметь бегать в равномерном темпе до 6 мин; бегать по слабо пересеченной местности до 1 км. Уметь правильно выполнять основные движения в метании. | Текущий | Комплекс 1 | |
6 | | Прыжки | Изучение нового материала | Прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед. Игра «Лисы и куры». | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках. | Текущий | Комплекс 1 | |
7 | | Прыжки. Учёт техники выполнения | Изучение нового материала | Прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед. Игра «Лисы и куры». | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках. | Текущий | Комплекс 1 | |
8 | | Развитие скоростных качеств | Изучение нового материала | Прыжок в длину с места. Упражнения на ловлю и передачу мяча. | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на 2 ноги. | Текущий | Комплекс 1 | |
9 | | Комплексное развитие физических качеств | Изучение нового материала | Прыжки с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия. | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на 2 ноги. | Текущий | Комплекс 1 | |
10. | | Развитие координационных способностей | Изучение нового материала | Прыжки через небольшие препятствия. Игра «Метко в цель». | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на 2 ноги. | Текущий | Комплекс 1 | |
11. | | Челночный бег 3x10. эстафеты | Изучение нового материала | Многоразовые прыжки на разных ногах. Игра «У кого меньше мячей». | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на 2 ноги. | Текущий | Комплекс 1 | |
12. | | Челночный бег. Эстафеты с предметами | Изучение нового материала | Игры с прыжками с использованием скакалки. Игра «Пятнашки». | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на 2 ноги. | Текущий | Комплекс 1 | |
13. | | Метание мяча | Изучение нового материала | Броски набивного мяча двумя руками от груди из положения стоя. Игра «Попади в обруч». | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. | Текущий | Комплекс 1 | |
14. | | Метание в цель | Изучение нового материала | Игры «Мяч в корзину», «К своим флажкам». | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. | Текущий | Комплекс 1 | |
15. | | Метание на дальность | Изучение нового материала | Броски набивного мяча на дальность. Игра «Играй, играй, мяч не теряй!». | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. | Текущий | Комплекс 1 | |
16. | | Развитие точности движений | Изучение нового материала | Броски больших и малых мячей на дальность и в цель. | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. | Текущий | Комплекс 1 | |
17. | | Комплексное развитие физических качеств | Закрепление | Обобщение по теме. | | Текущий | Комплекс 1 | |
18. | Гимнастика (12 часов) | Акробатика. Строевые упражнения. Инструктаж по ТБ. | Изучение нового материала | Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом. | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации. | Текущий | Комплекс2 | |
19. | | Группировка. Перекаты. | Комплексный | Основная стойка, построение в колонну по одному и в шеренгу. Команды «Шагом марш», «Класс, стой!», повороты налево, направо, кругом. | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации. | Текущий, фронтальный, тестирование | Комплекс2 | |
20. | | Группировка. Перекаты. | Комплексный | Группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации. | Текущий | Комплекс2 | |
21. | | Стойка на лопатках | Изучение нового материала | Лазанье по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке. | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок. | Текущий | Комплекс2 | |
22. | | Стойка на лопатках | Комплексный | Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через гимнастическую скамейку. | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок. | Текущий | Комплекс2 | |
23. | | Развитие гибкости | | Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через гимнастическую скамейку. | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок. | Текущий | Комплекс2 | |
24. | | Развитие гибкости | Комплексный | Перелезание через гимнастического коня. | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок. | Текущий | Комплекс2 | |
25. | | Равновесие, строевые упражнения. | Изучение нового материала | Стойка на носках, ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание. | Уметь выполнять строевые упражнения, упражнения в равновесии. | Текущий | Комплекс2 | |
26. | | Развитие координационных способностей | Комплексный | Шаг с прискоком, приставные шаги, шаги галопа. | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок. | Текущий | Комплекс2 | |
27. | | Развитие координационных способностей | Комплексный | Шаг с прискоком, приставные шаги, шаги галопа. | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок. | Текущий | Комплекс2 | |
28. | | Развитие силовых качеств | Комплексный | Строевые упражнения. | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок. | Текущий | Комплекс2 | |
29. | | Развитие силовых качеств и гибкости. | | Обобщение по теме. | | Текущий | Комплекс2 | |
30. | Лыжная подготовка (14 часов) | Инструктаж по ТБ. Ходьба на лыжах. | Изучение нового материала | Беседа о технике безопасности на уроках лыжной полготовки. Переноска и надевание лыж. | Уметь правильно носить и надевать лыжи. | Текущий | Комплекс 3 | |
31. | | Передвижение ступающим шагом в шеренге. | Изучение нового материала | Передвижение ступающим шагом с палками. | Уметь правильно передвигаться ступающим шагом с палками. | Текущий | Комплекс 3 | |
32. | | Передвижение скользящим шагом в колонне. | Изучение нового материала | Передвижение ступающим шагом без палок. | Уметь правильно передвигаться ступающим шагом без палок. | Текущий | Комплекс 3 | |
33. | | Поворот переступанием | Изучение нового материала | Передвижение скользящим шагом с палками и без палок. | Уметь правильно передвигаться скользящим шагом с палками и без палок. | Текущий | Комплекс 3 | |
34. | | Подъём ступающим шагом | Изучение нового материала | Прохождение в медленном темпе дистанции 1км. | Уметь передвигаться в равномерном темпе, знать понятие длинная дистанция. | Текущий | Комплекс 3 | |
35. | | Повороты | Изучение нового материала | Повороты переступанием на месте. Прохождение в медленном темпе дистанции 1 км. | Уметь передвигаться в равномерном темпе, знать понятие повороты. | Текущий | Комплекс 3 | |
36. | | Спуски и подъемы. | Изучение нового материала | Обучение подъемам и спускам. | Уметь правильно подниматься и спускаться. | Текущий | Комплекс 3 | |
37. | | Подъём ступающим шагом в горку | Изучение нового материала | Спуск в низкой стойке. Лыжная эстафета. | Уметь правильно подниматься и спускаться. | Текущий | Комплекс 3 | |
38. | | Развитие скоростно- силовых качеств | Изучение нового материала | Игра «Кто самый быстрый?». Обучение подъемам. | Уметь правильно подниматься и спускаться. | Текущий | Комплекс 3 | |
39. | | Развитие скоростно-силовых качеств | Изучение нового материала | Учет техники спусков и подъемов. | Уметь правильно подниматься и спускаться. | Текущий | Комплекс 3 | |
40. | | Развитие выносливости | Изучение нового материала | Прохождение дистанции 1 км. | Уметь правильно передвигаться ступающим и скользящим шагом с палками и без палок. | Текущий | Комплекс 3 | |
41. | | Развитие выносливости | Изучение нового материала | Соревнования на лыжах по дистанции 1км. | Уметь правильно передвигаться ступающим и скользящим шагом с палками и без палок. | Текущий | Комплекс 3 | |
42. | | Развитие выносливости | Изучение нового материала | Прохождение дистанции 1км со средней скоростью. | Уметь правильно передвигаться ступающим и скользящим шагом с палками и без палок. | Текущий | Комплекс 3 | |
43. | | Развитие выносливости | | Обобщение по теме. | | Текущий | Комплекс 3 | |
44. | Подвижные игры (16 часов) | Инструктаж по ТБ. Развитие скоростно- силовых качеств | Изучение нового материала | В зале. Строевые упражнения. Игра «К своим флажкам». | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
45. | | Развитие ловкости | Изучение нового материала | Упражнения с мячом. Ведение мяча на месте и в шаге. | Уметь владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Текущий | Комплекс 4 | |
46. | | Развитие скоростных качеств | Изучение нового материала | Обучение ведению мяча. Игра «Предал – садись». | Уметь владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Текущий | Комплекс 4 | |
47. | | Развитие быстроты движений. Эстафеты | Комплексный | Игры «Зайцы в огороде», «Лисы и куры». | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
48. | | Развитие гибкости | Совершенствование ЗУН | Прыжки через скакалку. Игры. | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
49. | | Развитие ловкости | Совершенствование ЗУН | Прыжки в длину с места. Игры. | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
50. | | Развитие скоротно- силовых качеств | Совершенствование ЗУН | Строевые упражнения. Челночный бег. | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
51. | | Развитие координации движений | Совершенствование ЗУН | Ведение баскетбольного мяча быстрым шагом. | Уметь владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Текущий | Комплекс 4 | |
52. | | Развитие быстроты реакции движений | Совершенствование ЗУН | Ведение и передача мяча. Прыжки через скакалку. | Уметь владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Текущий | Комплекс 4 | |
53. | | Развитие точности | Совершенствование ЗУН | Бег с ходьбой. Передача мяча от груди в парах. | Уметь владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Текущий | Комплекс 4 | |
54. | | Развитие силы и выносливости | Комплексный | Игра «Салки-выручалки». | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
55. | | Развитие быстроты | Совершенствование ЗУН | Развитие выносливости в беге (6-минутный бег). | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
56. | | Комплексное развитие физических качеств | Совершенствование ЗУН | Игра-эстафета с баскетбольными мячами. | Уметь владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Текущий | Комплекс 4 | |
57. | | Развитие силы и ловкости | Совершенствование ЗУН | Бег в быстром темпе с изменением направления. | Уметь владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Текущий | Комплекс 4 | |
58. | | Развитие быстроты и прыгучести | Совершенствование ЗУН | Строевые упражнения. Эстафеты с предметами. Игры. | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | Текущий | Комплекс 4 | |
59. | | Комплексное развитие физических качеств | | Обобщение по теме. | | Текущий | Комплекс 4 | |
60. | Легкоатлетические упражнения (7 часов) | Ходьба и бег | Совершенствование ЗУН | Бег с ходьбой. Сочетание различных видов ходьбы. | Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге, знать правила ТБ на уроках легкой атлетики. | Текущий | Комплекс 5 | |
61. | | Высокий старт. Стартовый разгон | Совершенствование ЗУН | Бег с изменением направления, преодолением препятствий. | Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге, знать правила ТБ на уроках легкой атлетики. | Текущий | Комплекс 5 | |
62. | | Развитие быстроты | Совершенствование ЗУН | Челночный бег 3*10м., эстафеты бегом на скорость. | Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге, знать правила ТБ на уроках легкой атлетики. | Текущий | Комплекс 5 | |
63. | | Метание | Комплексный | Кросс по слабо пересеченной местности. Метание мяча на дальность. | Уметь правильно выполнять основные движения в метании. | Текущий | Комплекс 5 | |
64. | | Прыжки | Комплексный | Прыжки на разных ногах, прыжки через препятствия. Броски набивных мячей. | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках. | Текущий | Комплекс 5 | |
65. | | Метание | Совершенствование ЗУН | Развитие выносливости в беге (6-минутный бег). Броски набивных мячей на дальность. | Уметь правильно выполнять основные движения в метании | Текущий | Комплекс 5 | |
66. | | Закаливание | Изучение нового материала | Беседа о закаливании, о правилах поведения на воде. | Уметь правильно закаливать организм. | Текущий | Комплекс 5 | |