СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9 класса расчитана на 68 учебных недель.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» №273 – Ф3 от 29.12.2012г;

  2. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;

  3. Согласно приказа МО Оренбургской области от 13.08.2014 г № 01 – 21/1063 (в редакции от 06.08.2015 г. № 01- 21/1742) «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области» и учебного плана МАОУ «Уртазымская СОШ» приказ №137 от 30.08.2017 г.

  4. Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. 2013).

  5. Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;

  6. Программно методические материалы курса Информатики 8 - 9 кл. Семакина И.Г. (М. «Бином» 2013)


Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика и ИКТ» 9 класс Семакина И.Г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 20;

  • проверочные работы – 6;

  • контрольная работа – 2;


Для реализации предпрофильной подготовки учащихся в программу включены 2 интегрированных урока: 1 урок в 6 главу «Программное управление работой компьютера» и 1 урок в 7 главу «Информационные технологии и общество».

Изучение информатики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1.

Передача информации в компьютерных сетях

10

6

4

2.

Информационное моделирование

5

4

1

3.

Хранение и обработка информации в базах данных

12

7

5

4.

Табличные вычисления на компьютере

10

7

3

5.

Управление и алгоритмы

10

8

2

6.

Программное управление работой компьютера

12

7

5

7.

Информационные технологии и общество

6

6

0

8.

Резервные уроки

3

3

0

Итого:

68

45

20


Содержание курса информатики и ИКТ для 9 класса

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.


Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

  1. Информационное моделирование – 5 час.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.


Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.


Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

  1. Табличные вычисления на компьютере – 10 час.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.


Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

  1. Управление и алгоритмы – 10 час.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.


Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

6. Программное управление работой компьютера – 12 час.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.


Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

  1. Информационные технологии и общество 6 час.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.



ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕ


Практическая работа №1: Работа в локальной компьютерной сети.

Практическая работа №2: Работа с электронной почтой.

Практическая работа №3: Работа с WWW (Интернетом

Практическая работа №4: Поиск информации в Интернете.

Практическая работа №5: работа с математической моделью.

Практическая работа №6: Открытие и сохранение БД.

Практическая работа №7: Создание однотабличной БД.

Практическая работа 8: Формирование простых запросов в БД.

Практическая работа 9: Формирование сложных запросов в БД.

Практическая работа 10: Сортировка, удаление и добавление записей.

Практическая работа №11: Правила заполнения таблицы

Практическая работа №12: Использование встроенных функций. Сортировка.

Практическая работа №13: Построение графиков и диаграмм

Практическая работа № 14: Линейный алгоритм и ветвление.

Практическая работа № 15: Циклический алгоритм.

Практическая работа № 16: Знакомство с языком Паскаль.

Практическая работа № 17: Работа с готовыми программами, их отладка.

Практическая работа № 18: Ветвления на Паскале.

Практическая работа № 19: Программирование циклов на Паскале.

Практическая работа № 20: Массивы на Паскале.






Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос

  • опрос в парах;

  • практикум.



Источники информации и средства обучения.

I. Учебно-методический комплект

9 класс

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  3. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/



Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.


Тест оценивается следующим образом:

«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Всего

часов

Из них

Вид практического

занятия

Контроль

Дата проведения


Требования к уровню подготовки


Дом. задание

Т

ПР

План

Факт



Глава 1: Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)

1

Инструктаж по технике безопасности. Как устроена компьютерная сеть. Аппаратное и программное обеспечение сети.

1

1


Усвоение новых знаний

устный опрос

6.09


Знать правила ТБ и правила организации рабочего места, знание видов и особенностей к/сетей

Записи

§1,3

2


Практическая работа №1: Работа в локальной компьютерной сети.

1


1

Практикум на ПК

П/Р1.

7.09


Уметь работать в к/сетях, знать их параметры


§1

3

Электронная почта и другие услуги сетей.

1

1

Комбинир-ый урок

фронтальный опрос

13.09


Знание назначения, состав, конфигурация, применение э/почты

§2

4

Практическая работа №2: Работа с электронной почтой.

1

1

Практикум на ПК

П/Р2.

14.09


Умение на практике работать с э/почтой

§2

5

Интернет и Всемирная паутина

1

1


Урок введения новой темы

фронтальный опрос

20.09


Определение, назначение, особенности, состав, применение WWW

§4

6

Практическая работа №3: Работа с WWW (Интернетом)

1

1

Практикум на ПК

П/Р3.

21.09


Отработка навыков и умений на практике.

§4

7

Способы поиска в Интернете

1

1

Усвоение новых знаний

устный опрос

27.09


Знать поисковые серверы и особенности поиска в Интернете

§5

8

Практическая работа №4:

Поиск информации в Интернете.

1

1


Практикум на ПК

П/Р4.

28.09


Отработка навыков и умений на практике.

§5

9

Повторение по теме: Передача информации в компьютерных сетях.

1

1


Урок повторения

фронтальный опрос

4.10


Знание теории и практики по данной теме.

§1-5

10

Итоговое тестирование по теме: Передача информации в компьютерных сетях.

1

1

Проверка ЗУН

Тест

5.10


Знание теории и практики по данной теме.

§1-5

Глава 2: Информационное моделирование (5 часов)

11

Что такое моделирование. Графические информационные модели.

1

1

Усвоение новых знаний

устный опрос

11.10


Знание определение, виды, применение моделей, примеры

§6-7


12

Табличные модели

1

1

Комбинир-ый урок

фронтальный опрос

12.10


Уметь создавать и знать применение табличных моделей

§8


13

Информационное моделирование на компьютере

1

1

Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

18.10


Знать виды, возможности, примеры моделирования

§9

14

Практическая работа №5: работа с математической моделью.

1

1

Практикум на ПК

П/Р5.

19.10


Умение работать с математическими моделями.

§9

15

Итоговое тестирование по теме: Информационное моделирование

1

1


Проверка ЗУН

Тест

25.10


Знание теории и практики по данной теме.

§6-9

Глава 3: Хранение и обработка информации в базах даных (12 часов)

16

БД. Основные понятия

1

1

Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

26.10


Знание определение, состав, основные понятия БД.

§10


17

Что такое системы управления БД. Практическая работа №6: Открытие и сохранение БД.

1


1

Практикум на ПК

П/Р6.

8.11


Знать назначение, состав, записи СУБД, уметь открывать и сохранять БД

§11


18

Создание и заполнение баз данных

1

1


Комбинир-ый урок

фронтальный опрос

9.11


Знать и уметь создавать простейшие БД

§12

19

Практическая работа №7: Создание однотабличной БД.

1

1

Практикум на ПК

П/Р7.

15.11


Знание программы, кнопки, панели, окно, инструменты

§12

20

Условия выбора и простые логические выражения.

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

16.11


Знание простых условий выбора в БД

§13

21

Практическая работа 8: Формирование простых запросов в БД.

1

1

Практикум на ПК

П/Р8.

22.11


Уметь работать с простыми запросами в БД.

§13

22

Условия выбора и сложные логические выражения.

1

1

Комбинир-ый урок

фронтальный опрос

23.11


Знание сложных условий выбора в БД

§14

23

Практическая работа 9: Формирование сложных запросов в БД.

1

1

Практикум на ПК

П/Р9.


29.11


Уметь работать со сложными запросами в БД.

§14

24

Сортировка, удаление и добавление записей.

1

1

Комбинир-ый урок

устный опрос

30.11


Умение выполнять сортировку, удаление и добавление записей в БД.

§15

25

Практическая работа 10: Сортировка, удаление и добавление записей.

1

1

Практикум на ПК

П/Р10.


6.12


Умение выполнять сортировку, удаление и добавление записей в БД.

§15

26

Повторение по теме: Хранение и обработка информации в базах данных

1

1


Урок повторения

фронтальный опрос

7.12


Знание теории и практики по данной теме.

§10-15

27

Итоговое тестирование по теме: Хранение и обработка информации в базах данных

1

1


Проверка ЗУН

Тест

13.12


Знание теории и практики по данной теме.

§10-15

Глава 4: Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

28

Двоичная система счисления

1

1

Усвоение новых знаний

устный опрос

14.12


Знание определения, понятие с/счисления, перевод, выполнения действий

§16


29

Числа в памяти компьютера.

1

1

Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

20.12


Знание представления чисел в памяти компьютера

§17


30

Что такое электронная таблица

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

21.12


Знание структуры, состав, применение программы

§18

31

Практическая работа №11: Правила заполнения таблицы.

1

1

Практикум на ПК

П/Р11.

27.12


Знание правил заполнения таблицы и применение их на практике

§19

32

Работа с диапазонами. Относительная адресация.

1

1


Усвоение новых знаний

устный опрос

28.12


Знание диапазона, адресации, ссылок.

§20

33

Практическая работа №12: Использование встроенных функций. Сортировка.

1

1

Практикум на ПК

П/Р12.

11.01


Отработка навыков и умений на практике.

§20

34

Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса.

1

1

Комбинир-ый урок

устный опрос

17.01


Знание понятие деловой графики и условной функции, логической функции и абсолютной адресации

§21-22

35

Электронные таблицы и мат. моделирование. Имитационные модели.

1

1

Комбинир-ый урок

фронтальный опрос

18.01


Знание понятие математического моделирования, имитационной модели

§23-24

36

Практическая работа №13: Построение графиков и диаграмм.

1

1

Практикум на ПК

П/Р13.

24.01


Отработка навыков и умений на практике.

§21-24

37

Итоговое тестирование по теме: Табличные вычисления на компьютере.

1

1

Проверка ЗУН

Тест

25.01


Знание теории и практики по данной теме.

§16-24

Глава 5: Управление и алгоритмы (10 часов)

38

Управление и кибернетика.

1

1


Усвоение новых знаний

устный опрос

31.01


Знание возникновения кибернетики, управления, алгоритма управления

§25

39

Управление с обратной связью.

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

01.02


Знание обратной связи, модели управления с обратной связью

§26

40

Определение и свойства алгоритмов.

1

1


Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

7.02


Знание определения и видов алгоритмов, его свойства, запись

§27

41

Графический учебный исполнитель.

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

8.02


Знание назначение и возможности графического исполнителя

§28

42

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

1

1


Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

14.02


Знание определения, построения записи данных алгоритмов

§29

43

Циклические алгоритмы.

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

15.02


Знание определения, построения записи данных алгоритмов

§30

44

Ветвление и последовательная детализация.

1

1

Комбинир-ый урок

фронтальный опрос

21.02


Уметь строить алгоритмы с последующей детализацией шагов

§31

45

Практическая работа № 14: Линейный алгоритм и ветвление.

1


1

Практикум на ПК

П/Р14.

22.02


Отработка навыков и умений на практике.

§29-31

46

Практическая работа № 15: Циклический алгоритм.

1

1

Практикум на ПК

П/Р15.

28.02


Отработка навыков и умений на практике.

§29-31

47

Итоговое тестирование по теме: Управление и алгоритмы.

1

1


Проверка ЗУН

Тест

01.32


Знание теории и практики по данной теме.

§25-31

Глава 6: Программное управление работой компьютера (12 часов)

48

Что такое программирование.

Профессия программист. Алгоритмы работы с величинами.

1

1


Усвоение новых знаний

устный опрос

7.03


Знание опр-е и критерии инф. общ-ва

§32-33

49

Линейные вычислительные алгоритмы. Практическая работа № 16: Знакомство с языком Паскаль.

1


1

Практикум на ПК

фронтальный опрос

14.03


Отработка навыков и умений на практике.

§34-35

50

Практическая работа № 17: Работа с готовыми программами, их отладка.

1


1

Практикум на ПК

П/Р16.

15.03


Знание правовой охраны информации и видов программ

§35

51

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

1

1

Усвоение новых знаний

устный опрос

21.03


Определение, исполнение, запись, кодирование ветвления

§36

52

Практическая работа № 18: Ветвления на Паскале.

1


1

Практикум на ПК

П/Р17.

22.03


Отработка навыков и умений на практике.

§37

53

Программирование диалога с компьютером.

1

1


Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

04.04


Знание назначения и программирования диалога с ПК

§38

54

Программирование циклов.

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

05.04


Определение, исполнение, запись, кодирование циклов

§39

55

Практическая работа № 19: Программирование циклов на Паскале.

1


1

Практикум на ПК

П/Р18.

11.04


Отработка навыков и умений на практике.

§39

56

Алгоритм Евклида, таблицы и массивы.

1

1


Комбинир-ый урок

фронтальный опрос

12.04


Знание опр. массивов, запись, применение, алгоритм Евклида

§40-41

57

Практическая работа № 20: Массивы на Паскале.

1


1

Практикум на ПК

П/Р19.

18.04


Отработка навыков и умений на практике.

§42-43

58

Итоговое тестирование по теме: Программное управление работой компьютера.

1

1


Проверка ЗУН

Тест

19.04


Знание теории и практики по данной теме.

§32-43

Глава 7: Информационные технологии и общество (6 часов)

59

Предыстория информатики.

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

25.04


Знание исторических сведений об возникновении информатики.

§44

60

История чисел и систем счисления.

1

1


Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

26.04


Знание позиционных и непозиционных систем счислений, их особенностей

§45

61

История ЭВМ.

1

1


Комбинир-ый урок

устный опрос

03.05


Начало эпохи ЭВМ, поколения, перспективы.

§46

62

История программного обеспечения и ИКТ.

1

1


Усвоение новых знаний

фронтальный опрос

10.05


Структура, состав, назначение, виды ПО

§47

63

Информационные ресурсы современного общества.

1

1


Усвоение новых знаний

устный опрос

16.05


Знание понятия информ-го общества, ресурсов совр-го общества

§48-49

64

Итоговое тестирование по теме: Информационные технологии и общество

1

1


Проверка ЗУН

Тест

17.05


Знание теории и практики по данной теме.

§44-49

65

Повторение

Профессия «Учитель информатики и ИКТ»

1

1


Повторение


23.05




66


Резерв

1

1


Повторение


24.05




67-68

Резерв

2

2








Контрольно – измерительные материалы

Контрольная работа по информатике по теме: «Передача информации в компьютерных сетях»

I вариант

I . Ответьте на вопросы :

  1. Классификация компьютерных сетей.

  2. Какая сеть называется локальной сетью. Приведите примеры.

  3. Что такое локальная сеть? Какие функции она выполняет?

  4. Расшифруйте РВС.

  5. Какие два вида поисковых машин вы знаете?

  6. Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета

  7. Перечислите основные виды топологий. Зарисуйте топологию соединения компьютеров типа «Звезда».

II. Закончите предложение:

  1. Интернет –

  2. Браузер -

  3. Протокол, который разбивает информацию на порции (пакеты) –

  4. WWW ( Wold Wide Web) -

  5. Одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета – это …

  6. Электронная почта (Е-mail) –

  7. Поисковые каталоги –

  8. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется …

III. Определи истинность утверждений (истина – 1, ложь – 0)

  1. WWW-технология обеспечивает связь между разнородными поиска информации в Интернете существуют специальные программы

  2. информационными объектами

  3. Любой пользователь может поместить информацию о себе и своей деятельности на Web-сайте

  4. Поисковые системы предоставляют возможность поиска информации только по каталогу

  5. Существует принципиальная разница в назначении локальных и глобальных сетей

Запиши двоичный код ______________

IV. Ответь на вопросы теста:

1. Компьютер подключенный к Интернет, обязательно имеет:

  1. локальная сеть;

  2. глобальная сеть;

  3. корпоративная сеть;

  4. региональная сеть.

2.В компьютерных сетях используются обычно каналы связи:

  1. Кабели;

  2. Провода;

  3. Радио связь,

  4. Все вышеперечисленное.

3.Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе

  1. адаптером;

  2. коммутатором;

  3. сервером;

  4. клиент-сервером.

4. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:

  1. интерфейс;

  2. магистраль;

  3. компьютерная сеть;

  4. адаптеры. 

5. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах территории, ограниченной небольшими размерами: комнаты, здания, предприятия, называется:

  1. глобальной компьютерной сетью;

  2. информационной системой с гиперсвязями;

  3. локальной компьютерной сетью;

  4. электронной почтой;

  5. региональной компьютерной сетью?



II вариант

I . Ответьте на вопросы:

  1. Какая сеть называется глобальной сетью. Приведите примеры

  2. Какую топологию целесообразно использовать в локальной сети компьютерного класса? Свой выбор поясни._______________________________________________

  3. Каково назначение глобальной сети? Перечислите пять услуг Интернет

  4. Перечислите три основных способа поиска информации в Интернет. Какой из них самый быстрый?

  5. Расшифруйте ЛВС.

  6. Что такое топология?

  7. Перечислите основные виды топологий. Зарисуйте топологию соединения компьютеров типа «Древовидная».

  8. Перечислите три основных вида компьютерных сетей

II. Закончите предложение:

  1. Компьютерная сеть –

  2. Интернет –

  3. Базовым протоколом Интернета является –

  4. Протокол, который снабжает пакеты адресами отправителя и получателя –

  5. Поисковая система -

  6. Поисковые индексы –

  7. Сайт –

III. Определи истинность утверждений (истина – 1, ложь – 0)

  1. Для работы в локальной сети обязательно нужен модем

  2. Участвовать в телеконференции может любой пользователь, имеющий доступ в Интернет

  3. Электронная почта обеспечивает обмен электронными сообщениями только по сети Интернет

  4. Для связи с глобальной сетью нужна специальная программа

  5. Доступ к информации в Интернете можно получить через Web-сайт

Запиши двоичный код ______________

IV. Ответь на вопросы теста:

1.Глобальная компьютерная сеть - это:

  1. информационная система с гиперсвязями;

  2. множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания;

  3. система обмена информацией на определенную тему;

  4. совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему.

2. Выберите из предложенных самый абсолютно надежный канал связи:

  1. оптоволоконный кабель;

  2. витая пара;

  3. коаксиальный кабель;

  4. телефонная линия

3.Конфигурация (топология) локальной компьютерной сети, в которой все рабочие станции соединены непосредственно с сервером, называется:

  1. кольцевой;

  2. радиальной;

  3. шинной;

  4. древовидной;

  5. радиально-кольцевой.

4.. Телеконференция - это:

  1. обмен письмами в глобальных сетях;

  2. информационная система в гиперсвязях;

  3. система обмена информацией между абонентами компьютерной сети;

  4. служба приема и передачи файлов любого формата;

  5. процесс создания, приема и передачи web-страниц.

5. Транспортный протокол (TCP) - обеспечивает:

  1. разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения;

  2. прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;

  3. предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;

  4. доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.




Итоговый тест по разделу 3 «Хранение и обработка информации в базах данных»


1. В реляционной БД информация организована в виде

a) Сети

b) Иерархической структуры

c) Файла

d) Дерева


2. Неверное утверждение

a) Запись включает в себя несколько полей

b) Поле включает в себя несколько записей

c) Каждое БД имеет свой размер

d) БД имеет жесткую структуру

e) Каждое поле имеет имя


3. Базы данных это –

a) Информационные структуры, хранящиеся во внешней памяти

b) Программные средства, позволяющие организовать информацию в виде таблиц

c) Программные средства, обрабатывающие табличные данные

d) Программные средства, осуществляющие поиск информации

e) Информационные структуры, хранящиеся в ОП


4. Какие поля входят в первичный ключ таблицы «расписание самолетов» (считать, что новые записи добавляться не будут? Аэропорт назначения День недели Время вылета Тип самолета Москва Понедельник 7:40 Ту-154 Москва Среда 7:40 Ту-154 Москва Пятница 7:40 Ту-154 Краснодар Среда 11:30 Ан-24 Москва Вторник 18:40 Ту 134 Москва Суббота 18:40 Ту-134 Сочи Суббота 13:20 Ан-24 Москва Суббота 8:50 Ту-154

a) День недели

b) Аэропорт назначения

c) Время вылета

d) Тип самолета


5. Первичный ключ в реляционной БД служит для

a) Организации новой структуры данных

b) Указания типа поля

c) Изменения ширины поля

d) Изменения типа поля

e) Однозначного выделения записи в БД


6. Какие поля в таблице «расписание самолетов» имеют тип текстовый? Аэропорт назначения День недели Время вылета Тип самолета Москва Понедельник 7:40 Ту-154 Москва Среда 7:40 Ту-154 Москва Пятница 7:40 Ту-154 Краснодар Среда 11:30 Ан-24 Москва Вторник 18:40 Ту 134 Москва Суббота 18:40 Ту-134 Сочи Суббота 13:20 Ан-24 Москва Суббота 8:50 Ту-154

a) День недели

b) Аэропорт назначения

c) Время вылета

d) Тип самолета


7. Структура БД изменитя, если

a) Добавить/удалить поле

b) Отредактировать запись

c) Поменять местами записи

d) Добавить запись

e) Удалить запись


8. БД «Расписание самолетов» задана таблицей: Аэропорт назначения День недели Время вылета Тип самолета Москва Понедельник 7:40 Ту-154 Москва Среда 7:40 Ту-154 Москва Пятница 7:40 Ту-154 Краснодар Среда 11:30 Ан-24 Москва Вторник 18:40 Ту 134 Москва Суббота 18:40 Ту-134 Сочи Суббота 13:20 Ан-24 Москва Суббота 8:50 Ту-154 Какие поля имеют тип «Дата/Время»?

a) День недели

b) Время вылета

c) День недели и время вылета

d) Время вылета и тип самолета

e) Тип самолета


9. Полем реляционной БД является

a) Строка таблицы

b) Корень дерева

c) Дерево

d) Столбец таблицы

e) Ветви дерева


10.Сформулировать условия отбора, позволяющее получить список рейсов на Москву, вылетающих по субботам не позднее 9 часов утра.

a) Аэропорт назначения = «Москва» И День недели = «Суббота» И Время вылета = 9:00 b) Аэропорт назначения = «Москва» ИЛИ День недели = «Суббота» ИЛИ Время вылета 9:00 c) Аэропорт назначения = «Москва» И День недели = «Суббота» ИЛИ Время вылета 9:00

11.Перечислить номера записей таблицы «Расписание самолетов» после сортировки этой таблицы сразу по двум полям: День недели (в порядке убывания) и Время вылета (в порядке возрастания): Аэропорт назначения День недели Время вылета Тип самолета Москва Понедельник 7:40 Ту-154 Москва Среда 7:40 Ту-154 Москва Пятница 7:40 Ту-154 Краснодар Среда 11:30 Ан-24 Москва Вторник 18:40 Ту 134 Москва Суббота 18:40 Ту-134 Сочи Суббота 13:20 Ан-24 Москва Суббота 8:50 Ту-154

a) 8,7,6,2,4,3,1,5

b) 6,7,8,3,2,4,5,1

c) 1,5,2,4,3,6,7,8

d) 1,5,2,4,3,8,7,6

e) 1,2,3,4,5,6,7,8


12.Сформулировать условие поиска для Таблицы1, дающее сведения об участниках тестирования (мальчиках и девочках), регистрационные номера которых меньше 120 и больше 150. Регистр_номер Фамилия Пол Возраст Школа 1 100 Иванов м 15 1 2 123 Сидоренко Ж 16 27 3 133 Журавлев М 16 77 4 199 Сергеев М 15 98 5 121 Грач Ж 17 203 6 145 Яценко М 17 77

a) Регистр_номер150

b) Регистр_номер150 И (Пол = «ж» ИЛИ Пол = «м»)

c) Регистр_номер150 И (Пол = «ж» И Пол = «м»)

d) Регистр_номер150

e) (Регистр_номер150) И (Пол = «ж» И Пол = «м»)


13.После сортировки таблицы «Расписание самолетов» записи следуют в следующем порядке: 1,3,2,8,5,6,4,7(указаны номера записей) По какому ключу осуществлялась сортировка? Аэропорт назначения День недели Время вылета Тип самолета Москва Понедельник 7:40 Ту-154 Москва Среда 7:40 Ту-154 Москва Пятница 7:40 Ту-154 Краснодар Среда 11:30 Ан-24 Москва Вторник 18:40 Ту 134 Москва Суббота 18:40 Ту-134 Сочи Суббота 13:20 Ан-24 Москва Суббота 8:50 Ту-154

a) Аэропорт назначения (в порядке возрастания)+День недели(в порядке убывания)

b) Тип самолета(в порядке возрастания)+Время вылета(в порядке возрастания)

c) Тип самолета(в порядке убывания)+День недели(в порядке возрастания)

d) Аэропорт назначения(в порядке убывания)+Время вылета(в порядке убывания)

e) День недели(в порядке возрастания)+Тип самолета(в порядке убывания)


14.Указать номера записей таблицы «Расписание самолетов», которые будут выбраны в результате следующего запроса: День недели «Пятница» И Время вылета

a) 7,8 b) 2,4,7,8 c) 1,2,3,4,7,8 d) 2,3,4,1


15.По какому полю и в каком порядке отсортированы записи таблицы, если после сортировки записи располагаются в следующем порядке: 2,5,3,1,4 Школа Директор Телефон 1 1 Петрова 33-55-77 2 77 Павлов 14-56-89 3 27 Кузнецова 19-33-11 4 98 Павлов 33-57-28 5 203 Кирюхина 14-61-90

a) Школа(по возрастанию)

b) Директор(по убыванию)

c) Школа(по убыванию)

d) Телефон(по возрастанию)


Итоговый тест по разделу 5 «Управление и алгоритмы»


1. Структура алгоритма, команды которого выполняются по очереди один только раз, называется

a. Циклической

b. Линейной

c. Ветвящейся

d. Основной

e. Вспомогательной


2. Вместо многоточия вставить подходящий ответ следующего утверждения: «От любого исполнителя не требуется…»

a. Соблюдать последовательность действий алгоритма

b. Понимать смысл алгоритма

c. Умение точно выполнять команды

d. Выполнять вспомогательные алгоритмы


3. Какой из документов является алгоритмом?

a. Правила техники безопасности

b. Инструкция по настройке каналов телевизора

c. Список класса

d. Стихотворение


4. Алгоритм, в котором в зависимости от истинности условия выполняется одна или другая последовательность команд называется:

a. Линейным

b. Циклическим

c. Ветвящимся

d. Вспомогательным

e. Основной программой


5. По линии связи передается

a. Команды управления

b. Информация о состоянии объекта

c. Информация о состоянии управляющей системы

d. Команды управления и информация об объекте управления

e. Команды управления и информация об управляющей системе


6. Алгоритм – это:

a. Предписание исполнителю совершить последовательность действий

b. Правила выполнения определенных действий

c. Набор команд для компьютера

d. Протокол вычислительной сети

e. Конечный набор предписаний, определяющий решение задачи посредством конечного количества операций


7. Конечность алгоритма означает, что:

a. В нем должен присутствовать оператор вывода результата

b. Он должен приводить к получению результата за конечное число шагов

c. В нем должно присутствовать ключевое слово, означающее конец алгоритма

d. Он должен быть применим для решения всех задач данного типа

e. Он должен решать задачу вычислительного характера


8. Алгоритм, не реализующий обратную связь

a. Может содержать циклы и ветвления

b. Может содержать циклы

c. Может быть только циклическим

d. Может быть только линейным

e. Может содержать ветвления


9. Как называется свойство алгоритма, соответствующее определению: «Алгоритм должен быть записан из команд, понятых исполнителю, каждая команда должна определять однозначное действие исполнителя»?

a. Массовость b. Конечность c. Точность d. понятность e. Дискретность


10.Алгоритм называется циклическим:

a. Если в нем присутствует конструкция если … то … иначе

b. Если операция выполняются в порядке их естественного следствия друг за другом независимо от каких-либо условий

c. Если он представим в табличной форме

d. Если его исполнение предполагает многократное повторение одних и тех операций e. Если он включает в себя вспомогательный алгоритм


11. Составить алгоритм рисования лесенки из любой точки поля. Исполнитель направлен вправо.









10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!