СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Седлистинская средняя общеобразовательная школа"

Икрянинский район, Астраханской области




"Рассмотрено"

Руководитель МО

_____________

Д.Т.Джалмухамбетова

Протокол №___

От "__"___ 2019г.

"Согласовано"

Заместитель

Директора по УВР

____________________

И.А. Максимова

От "__"_______2019г

"Утверждаю"

Директор МБОУ

"Седлистинская СОШ"

_____________________

Л.Г. Сапрыкина

Приказ № __

От "__"___ 2019г


Рабочая программа

Предмет: биология

Класс : 10

Уровень обучения: базовый

Всего часов на изучение программы: 34

Количество часов в неделю: 1




Джакьяева М.Р.

Учитель химии и биологии


2019-2020 уч. год.

Планируемые результаты освоения курса биологии


В процессе обучения биологии в 10 классе предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:

  • сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

  • сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;

  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

  • знание о многообразии живой природы, методах ее изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • Компетентность в области использования ИКТ, умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Достижение предметных результатов- знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:

  • характеристику содержания биологических теорий, учений В.И. Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни;

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

  • умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы скрещивания;

  • умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни

  • оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

  • постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.























Содержание курса биологии

10 класс (34ч, 1ч в неделю)

РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Тема 1.1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Тема 1.2

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.

РАЗДЕЛ 2

Клетка (11 часов)

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток

. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.


■ Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

РАЗДЕЛ 3

Организм {10 часов)

Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Т ипы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Тема 3.3 Размножение (4 часа)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Раздел 4.

Основы генетики и селекции (11 часов)

Тема 3. Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

■ Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания*.

Решение элементарных генетических задач*.

Изучение изменчивости.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

■ Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

  • Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

■ Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.













Календарно- тематическое планирование

10 класс (34ч, 1ч в неделю)

п/п


Дата

Тема урока


Дом.

задание


План

Факт



Раздел 1.Биология как наука. Методы научного познания (3 ч.)

1



Биология- наука о живой природе

Введение,§1.1

2



Уровни организации живой материи

§1.3

3



Основные свойства живого

§1.2


Раздел 2. Клетка (11 ч.)

4



История изучения клетки. Клеточная теория

§ 2.1

5



Химический состав клетки

§2.2

6



Неорганические вещества клетки.

§ 2.3

7



Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы.

§2.4

8



Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты.

§2.5; 2.6

9



Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

«Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах.»

§2.7

10



Клеточное ядро. Хромосомы. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

§2.8

11



Прокариотическая клетка. Вирусы.

§2.9; 2.11

12



Реализация наследственной информации в клетке. « Сравнение строения клеток растений и животных.»

§2.10

13



Клетка-сложная структура.

Не задано

14



Организм- единое целое. Многообразие организмов.

§3.1

15



Энергетический обмен.

§3.2

16



Пластический обмен. Фотосинтез.

§3.3

17



Деление клетки. Митоз.

§3.4

18



Размножение: бесполое и половое.

§3.5

19



Образование половых клеток. Мейоз.

§3.6

20



Оплодотворение.

§3.7

21



Индивидуальное развитие организмов.

§3.8

22



Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

§3.9

23



Процессы жизнедеятельности организмов


Раздел4. Основы генетики и селекции (11 ч.)


24



История представлений о наследственности и изменчивости

§3.10

25



Закономерности наследования признаков. I Закон Менделя.

§3.11

26



Дигибридное скрещивание. «Составление простейших схем скрещивания».

§3.12

27



Хромосомная теория наследственности. «Решение элементарных генетических задач.»

§3.13

28



Генотип как целостная система

§3.14

29



Генетика пола

§3.15

30



Изменчивость. «Изучение изменчивости.»

§3.16

31



Генетика и здоровье человека

§3.17

32



Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология.

§3.18; §3.19

33



Основы генетики и селекции


34



Обобщающий урок по курсу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!