Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Седлистинская средняя общеобразовательная школа"
Икрянинский район, Астраханской области
"Рассмотрено" Руководитель МО _____________ Д.Т.Джалмухамбетова Протокол №___ От "__"___ 2019г. | "Согласовано" Заместитель Директора по УВР ____________________ И.А. Максимова От "__"_______2019г | "Утверждаю" Директор МБОУ "Седлистинская СОШ" _____________________ Л.Г. Сапрыкина Приказ № __ От "__"___ 2019г |
Рабочая программа
Предмет: биология
Класс : 10
Уровень обучения: базовый
Всего часов на изучение программы: 34
Количество часов в неделю: 1
Джакьяева М.Р.
Учитель химии и биологии
2019-2020 уч. год.
Планируемые результаты освоения курса биологии
В процессе обучения биологии в 10 классе предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:
сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
знание о многообразии живой природы, методах ее изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Компетентность в области использования ИКТ, умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;
способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Достижение предметных результатов- знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:
характеристику содержания биологических теорий, учений В.И. Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни;
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы скрещивания;
умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни
оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание курса биологии
10 класс (34ч, 1ч в неделю)
РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Тема 1.1
Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
Тема 1.2
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2
Клетка (11 часов)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток
. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
■ Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
РАЗДЕЛ 3
Организм {10 часов)
Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Т ипы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Тема 3.3 Размножение (4 часа)
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Раздел 4.
Основы генетики и селекции (11 часов)
Тема 3. Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
■ Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания*.
Решение элементарных генетических задач*.
Изучение изменчивости.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
■ Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.
Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа)
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).
■ Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Календарно- тематическое планирование
10 класс (34ч, 1ч в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | Дом. задание |
| План | Факт | | |
Раздел 1.Биология как наука. Методы научного познания (3 ч.) |
1 | | | Биология- наука о живой природе | Введение,§1.1 |
2 | | | Уровни организации живой материи | §1.3 |
3 | | | Основные свойства живого | §1.2 |
Раздел 2. Клетка (11 ч.) |
4 | | | История изучения клетки. Клеточная теория | § 2.1 |
5 | | | Химический состав клетки | §2.2 |
6 | | | Неорганические вещества клетки. | § 2.3 |
7 | | | Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы. | §2.4 |
8 | | | Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты. | §2.5; 2.6 |
9 | | | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. «Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах.» | §2.7 |
10 | | | Клеточное ядро. Хромосомы. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | §2.8 |
11 | | | Прокариотическая клетка. Вирусы. | §2.9; 2.11 |
12 | | | Реализация наследственной информации в клетке. « Сравнение строения клеток растений и животных.» | §2.10 |
13 | | | Клетка-сложная структура. | Не задано |
14 | | | Организм- единое целое. Многообразие организмов. | §3.1 |
15 | | | Энергетический обмен. | §3.2 |
16 | | | Пластический обмен. Фотосинтез. | §3.3 |
17 | | | Деление клетки. Митоз. | §3.4 |
18 | | | Размножение: бесполое и половое. | §3.5 |
19 | | | Образование половых клеток. Мейоз. | §3.6 |
20 | | | Оплодотворение. | §3.7 |
21 | | | Индивидуальное развитие организмов. | §3.8 |
22 | | | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | §3.9 |
23 | | | Процессы жизнедеятельности организмов | |
Раздел4. Основы генетики и селекции (11 ч.) |
24 | | | История представлений о наследственности и изменчивости | §3.10 |
25 | | | Закономерности наследования признаков. I Закон Менделя. | §3.11 |
26 | | | Дигибридное скрещивание. «Составление простейших схем скрещивания». | §3.12 |
27 | | | Хромосомная теория наследственности. «Решение элементарных генетических задач.» | §3.13 |
28 | | | Генотип как целостная система | §3.14 |
29 | | | Генетика пола | §3.15 |
30 | | | Изменчивость. «Изучение изменчивости.» | §3.16 |
31 | | | Генетика и здоровье человека | §3.17 |
32 | | | Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология. | §3.18; §3.19 |
33 | | | Основы генетики и селекции | |
34 | | | Обобщающий урок по курсу | |