СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа»



Утверждаю: директор МКОУ «ЮСОШ»

___________________/Карпова В.К./

«_____»__________2019г


Согласовано: зам.директора поУВР

________________/Булдакова Е.И./

«____»___________2019г

Рассмотрено: руководитель МО

________________/Слепцов А.К./

«_____»__________2019г



Рабочая программа

по предмету «Химия» для 10 класса

на 2019-2020 учебный год

программа составлена на основе авторской программы Гара Н.Н. по химии для базового изучения химии

в 10 классе по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана Москва Просвещение















Ф.И.О. учителя: Находкина Нюргуяна Прокопьевна.

учитель химии









Ючюгей 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При написании программы использована авторская программа (Гара Н.Н.) по химии для базового изучения химии в 10 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана., изд. Просвещение, 2012г.

Главные цели среднего (полного) общего образования состоят:

  1. в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  2. в приобретении опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  3. в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

  1. формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

  2. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  3. выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  4. формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Целями изучения химии в средней (полной) школе являются:

  1. формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  2. формирование целостного представления о мире, представления о роли химии в создании современной естественно-научной картины мира, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя для этого химические знания;

  3. приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

  4. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;

  5. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  6. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  7. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

  8. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место учебного предмета в учебном плане.

В 10 классе на изучение химии отведено за счет инвариантной части учебного плана 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Общая характеристика учебного предмета

Среднее (полное) общее образование – третья, заключительная ступень общего образования. Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получения веществ с заданными свойствами, исследованием закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражения основные содержательные линии:

  • Вещество – знание о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическим действием.

  • Химические реакции – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, о способах управления химическими процессами.

  • Применение веществ – знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.

  • Язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, которые их обозначают, номенклатура неорганических веществ, т.е. их название, химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержания представлено не по линиям, а по разделам фундаментального ядра содержания общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)

      Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М.

Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.

 Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.

 Классификация органических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Знать:

важнейшие химические понятия: предмет орг. химии, тип хим. связи и кристаллической решетки в орг. в-вах, валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность, изомерия, роль химии в естествознании; значение в жизни общества; теорию строения, углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры , понятие структурной изомерии

Уметь:

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

составлять структурные формулы изомеров.

определять валентность и степень окисления элементов.

характеризовать углерод по положению в ПСХЭ

принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)

      Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов.

Реакция замещения. Получение и применение алканов. 

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Практическая работа. 1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Контрольная работа № 1 по темам 1-2

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

      Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.

Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

 Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Практическая работа. 2. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)

 Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов (5 ч)

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическоепроизводство.

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Контрольная работа №2 по разделу «Углеводороды»

Знать:

важнейшие химические понятия: предмет орг. химии, тип хим. связи и кристаллической решетки в орг. в-вах, валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность, изомерия, роль химии в естествознании; значение в жизни общества; теорию строения, углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры, понятие структурной изомерии

Уметь:

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

составлять структурные формулы изомеров.

определять валентность и степень окисления элементов.

характеризовать углерод по положению в ПСХЭ

принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов

с углеводородами.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.

Лабораторные опыты. 3. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. 4.Получение этаналя окислением этанола. 5.Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Практические работы 

3.Получение и свойства карбоновых кислот. 

4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Контрольная работа № 3 по темам 6-8.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. 6. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 7. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.

Тема 10. Углеводы (7 ч)

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза.

Строение молекулы. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты. 8. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). 9. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 10. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. 11. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Знать:

важнейшие химические понятия:

Функциональные группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.

важнейшие вещества и материалы:

этанол, уксусная кислота, жиры, мыла.

Уметь:

называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.

определять: принадлежность веществ к разным классам органических соединений.

характеризовать: основные классы органических веществ, строение и химические свойства изученных органических соединений.

объяснять: зависимость свойств кислородсодержащих органических соединений от их состава и строения.

Выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших кислородсодержащих органических веществ.

проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол, для оценки влияния действия альдегидов на живые организмы, для безопасной работы со средствами бытовой химии, для оценки влияния алкоголя на организм человека.


АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (3 ч)

 Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. 12. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).


ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

 Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

 Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков 

и синтетических волокон.

Лабораторные опыты. 13. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. 14. Изучение свойств

синтетических волокон.

Практическая работа. 6. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Контрольная работа № 4 по темам 11-13.

Знать:

важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления углерода, водорода, азота, кислорода; функциональные группы (амино-, нитро), изомерия, гомология; лекарственные препараты домашней медицинской аптечки. Искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.

Уметь:

называть по «тривиальной» и международной номенклатуре.

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природа химической связи; проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

характеризовать строение и химические свойства.

определять валентность, степень окисления элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к определённому классу органических соединений, типы химических реакций,

выполнять химический эксперимент

по распознаванию веществ, качественная реакция на белки

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, по химическим уравнениям массу, объём и количество продуктов реакции по массе исходного вещества и вещество, содержащее определённую долю примесей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий;
- наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.

  • Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии являются:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Планируемые результаты из ОП

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;

  • анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;

  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

  • составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

  • характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;

  • определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;

  • устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;

  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

  • устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;

  • подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;

  • определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;

  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

  • обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

  • проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014

  2. Гара Н.Н. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень)

  3. Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.

Литература для учителя

1.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014

2.Гара Н.Н. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень)

3.Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.

Литература для учащихся

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014

  2. Интернет ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru

  • http://festival.1september.ru/

  • http://karmanform.ucoz.ru/index/0-6/

  • http://konspekturoka.ru/

  • http://le-savchen.ucoz.ru/

  • http://school-collection.edu.ru/

  • http://um100.ru/

Календарно-тематический план


При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

- урок изучения новых знаний УИНЗ

- урок закрепления знаний УЗЗ

- урок обобщения и систематизации знаний УОИСЗ

- урок контроля УК


урока

Тема урока

Кол. Час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата по плану

Дата факт

Примечание

Теоретические основы органической химии (4 часа)

1

Органическая химия – химия соединений углерода. Значение органической химии. Классификация органических веществ.

1

КУ

Органическая химия, органические вещества

Знать определение органической химии, что изучает данная наука. Знать различие между органическими и неорганическими веществами, особенностями строения и свойств орг. веществ. Знать значение орг. химии

Фронтальный опрос

§1,4 Упр.1-3 с.10




2-3

Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Изомерия Значение теории химического строения. Электронная природа химических связей в органических соединениях

2

УИНЗ

Строение, структурные формулы, изомеры, изомерия, многообразие органических веществ. Зависимость свойств вещества от химического строения.

Знать предпосылки возникновения теории строения орг. веществ, основные положения теории А.М.Бутлерова и их док-ва. Знать значение теории и основные направления её развития. Иметь представление об изомерии и изомерах как одной из причин многообразия орг. в-в. Уметь записывать структурные формулы орг. в-в (полные и сокращенные), определять изомеры. Знать как образуется ковалентная связь, способы её разрыва.

Текущий опрос

§2-3, Упр.4,9,10 с.10




4

Семинар по теме: «Теория химического строения А.М. Бутлерова. Электронная природа химических связей в органических соединениях

1

УОИСЗ


Отработать теоретические и практические навыки, закрепить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках.

Текущий опрос





Углеводороды

Предельные углеводороды (алканы) – 7 часа

5

Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов.

1

УИНЗ

Предельные углеводороды, парафины, гомологический ряд, гомологи, гомологическая разность.

Знать определение органической химии, что изучает данная наука. Знать различие между органическими и неорганическими веществами, особенностями строения и свойств орг. веществ. Знать общую формулу алканов. Знать значение орг. химии

Фронтальный опрос

§5,6 Упр.1-4,5-7 с.27




6

Номенклатура и изомерия алканов. Составление формул и изомеров алканов

1

УИНЗ

Свободные радикалы. Названия алканов.

Уметь составлять формулы по названию, называть вещества по международной номенклатуре

Фронтальный опрос

§6 Упр.8-11 с.27




7

Физические и химические свойства алканов. Получение и применение алканов

1

КУ

Физические и химические свойства (реакции горения, замещения (галогенирования), термические превращения: разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация.

Уметь характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами. Знать области применения алканов. Знать способы получения алканов

Фронтальный опрос

§7 12-18 с.27- 28, Упр.19- 21 с.28




8

Решение задач на определение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения)

1

КУ


Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения), на основе плотности вещества.

Текущий опрос

§ Упр.19-21 с.28




9

Циклоалканы

1

КУ

Циклическое строение. Нафтены.

Иметь понятие о циклических углеводородах. Знать физические и химические свойства циклопарафинов в сравнении с алканами. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства циклопарафинов. Знать практическое применение, способы получения.

Фронтальный опрос

§8 Упр.1-4 с.31




10

Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях.

1

ПР


Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении темы. Уметь практически определять наличие углерода. Водорода, хлора в органических веществах, проводить наблюдения. Делать выводы; соблюдать правила по ТБ






11

Контрольная работа №1 по теме: Предельные углеводороды.

1

УК








Непредельные углеводороды – 6 часов

12

Электронное и пространственное строение алкенов, гомологический ряд алкенов. Номенклатура и изомерия алкен

1

КУ

Алкены. sp2-гибридизация, σ- и π-связи, двойная химическая связь. Пространственная изомерия (цис- и транс- изомерия), геометрическая изомерия,

Знать определение непредельных ряда этилена, общую формулу. Уметь объяснять образование σ- и π-связей, их особенности, записывать молекулярные, структурные, электронные формулы, обозначать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь называть вещества ряда этилена по систематической номенклатуре и по названию записывать формулы. Знать четыре вида изомерии для этиленовых, уметь составлять формулы различных изомеров, называть их.

Фронтальный опрос

§9 Упр.5-9 с.43




13

Физические и химические свойства алкенов. Понятие о высокомолекулярных веществах на примере полиэтилена и полипропилена. Получение и применение алкенов.

1

КУ

Реакции присоединения, гидрирования, гидратации, полимеризации, правило Марковникова.

Знать физические и химические свойства алкенов. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкенов. Знать практическое применение, способы получения.

Фронтальный опрос

§10 Упр.10- 12,14-16 с.43




14

Получение этилена и опыты с ним

1

ПР


Знать лабораторный способ получения этилена, правила по ТБ. Уметь практически получать этилен и доказывать его свойства (непредельность) характерными реакциями. Уметь проводить наблюдения, делать выводы.






15

Понятие о диеновых углеводородов. Природный каучук.

1

КУ

Диеновые углеводороды. Природный полимер, эластичность, линейное строение макро- молекулы, вулканизация, пространственная структура полимера, изомерия взаимного положения двух двойных связей.

Знать определение диеновых углеводородов, общую формулу, химические свойства, области применения. Уметь записывать структурные формулы диеновых, составлять формулы изомеров, называть их, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства углеводородов ряда диенового ряда. Знать строение и свойства и применение натурального каучука.

Текущий опрос

§11,12 Упр.1,4-8 с.49, з.1,2 с.49




16

Электронное и пространственное строение алкинов, гомологический ряд алкинов. Номенклатура и изомерия алкинов

1

КУ

Алкины . sp –гибридизация, тройная связь.

Знать определение алкинов, общую формулу. Уметь записывать структурные формулы гомологов ацетилена, называть их

Фронтальный опрос

§13 Упр.4 с.54, з.2,3 с.5




17

Физические и химические свойства алкинов Получение и применение алкинов.

1

КУ


Знать физические и химические свойства алкинов. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкинов. Знать практическое применение, способы получения.

Фронтальный опрос

§13 Упр. 8,9 с.55




Ароматические углеводороды (арены) – 4 часа

18

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола.

1

УИНЗ

Ароматические углеводороды, изомерия взаимного расположения заместителей (орто -, мета-,пара-),реакция бромирования, нитрования, нитрогруппа, ядохимикаты.

Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола, способы его получения и области применения. Уметь объяснять свойства бензола на основе его строения, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства бензола. Иметь понятия о ядохимикатах, условиях их использования в с\х на основе требований охраны природы

Фронтальный опрос

§14,15 Упр.1-7 с.66-67




19

Гомологи бензола. Получение и применение ароматических углеводородов

1

КУ

Взаимное влияние атомов в молекуле толуола.

Иметь представления о гомологах бензола. Знать строение молекулы толуола, его свойства, применение. Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле толуола.

Текущий опрос

§15 Упр.8-13 с.67




20

Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.

1

УЗЗ


классификацию углеводородов. Уметь сравнивать состав, строение, свойства всех изученных рядов углеводородов, устанавливать причинно- следственные связи (состав→строение→ свойства→применение). Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ. Уметь приводить примеры и составлять химические реакции, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.






21

Контрольная работа №2 по теме Непредельные углеводороды»

1

УК

Закрепление и контроль ЗУН







Природные источники углеводородов – 5 часов

22

Природный и попутный нефтяной газы.

1

УИНЗ

Природные источники углеводородов.

Знать состав природного и попутного газов, области их применения. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих превращения углеводородов. Знать основные месторождения природного газа

Фронтальный опрос

§16 Упр.1,2,3-6 с.78, з.1 с.79




23

Нефть и её переработка Крекинг нефти.

1

УИНЗ

Детонационная стойкость бензина, октановое число. Ректификация. Крекинг (термический, каталитический). Риформинг, ароматизация углеводородов

Знать состав и свойства нефти, нефтепродукты и области их применения. Имеет представления об октановом числе, детонационной стойкости бензинов. Уметь объяснять по схеме процесс перегонки нефти. Знать основные направления развития нефтеперерабатываю щей промышленности в стране, месторождения нефти. Знать сущность термического и каталитического крекинга, риформинга. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих процесс крекинга, превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические.

Фронтальный опрос

§17 Упр.10-14 с.78-7




24

Коксохимическое производство. Развитие энергетики, использование углеводородного сырья.

1

КУ

Кокс, продукты коксования

Знать сущность процесса коксования. Основные продукты и области применения. Знать об основных направлениях развития энергетики в стране и проблемами изменения структуры народнохозяйственно го использования углеводородного сырья, о решениях проблемы получения жидкого топлива из угля, о роль химии в решении энергетических проблем

Текущий опрос

§18, 19




25

Повторение и обобщение знаний по теме «Углеводороды»

1

УЗЗ


Повторение и обобщение знаний по теме «Углеводороды»


§16- 19




26

Контрольная работа № 3 по теме «Углеводороды».

1

УК








Кислородсодержащие соединения

Спирты и фенолы – 6 часов

27

Предельные одноатомные спирты: строение, номенклатура, изомерия гомологический ряд, физические свойства. Водородная связь

1

УИНЗ

Одноатомные спирты, функциональная группа. Водородная связь. Алкоголяты.

Знать определение спиртов, состав и строение; сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов. Уметь составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов. Показывать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь составлять формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре

Фронтальный опрос

§20 Упр.1-76 с.88




28

Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Применение и получение спиртов.

1

КУ

Спирты-амфотерные соединения, качественные реакции на спирты, губительное действие спиртов на организм

Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства спиртов. Знать основные области применения спиртов, вытекающие из их свойств. Знать способы получения спиртов (лабораторный и промышленный). Уметь записывать уравнения реакций, отражающие способы получения спиртов.

Фронтальный опрос

§21 Упр.8-11 с.88, з.1-3 с.88




29

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойтва, применение.

1

КУ

Многоатомный спирт. Антифриз. Этиленгликоль, глицерин

Знать определение многоатомных спиртов. Их представителей. Знать состав, строение, свойства и применение глицерина и этиленгликоля. Уметь записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства многоатомных спиртов. Уметь сравнивать свойства одноатомных и многоатомных спиртов. Знать причины сходства и различия. Уметь проводить качественную реакцию с гидроксидом меди (ΙΙ).

Фронтальный опрос

§22 Упр.1-6 с.92, з.1-3 с.92




30

Фенолы. Охрана окружающей среды от фенола.


1

УИНЗ

Фенол, феноляты

Знать определение, состав, строение, свойства и применение фенола. Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать соответствующими уравнениями реакций. Уметь предсказывать свойства фенола на основе его строения и записывать уравнения реакций. Уметь определять фенол по характерным реакциям. Иметь представление об охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Фронтальный опрос

§23, 24 Упр.1,2,5,7, 8 с.98




31

Обобщение и закрепление знаний. Генетическая связь между спиртами и углеводородами

1

УОИСЗ.


Повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки при изучении данной темы

Текущий опрос

§20-24




32

Контрольная работа №4 по теме: Спирты и фенолы

1

УК








Альдегиды, кетоны 3 часа

33,34,35

Альдегиды

3

УК

продолжить знакомство с кислородосодержащими соединениями на примере альдегидов. Дать понятие об альдегидной функциональной группе, рассмотреть электронное строение. Показать взаимное влияние атомов внутри функциональной группы, а также взаимное влияние функциональной группы и углеводородного радикала в молекуле. Познакомить с химическими свойствами альдегидов, дать им объяснения на основе строения.

Пояснить особенности реакций окисления и восстановления в органической химии, Рассмотреть генетическую связь между кислородосодержащими соединениями и углеводородами. Научить составлять уравнения реакций, характеризующих свойства веществ и их генетические связи. Продолжить формирование мировоззренческих понятий; показать причинно-следственные связи при рассмотрении строения, свойств, применения данных веществ; переход количественных изменений в качественные при рассмотрении гомологического ряда альдегидов и изменении их физических свойств с увеличением масс. Охарактеризовать народнохозяйственное значение важнейших представителей.

Фронтальный опрос

§25-26




Карбоновые кислоты 6 часов

36

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура

1

КУ

Карбоксильная группа, одноосновная предельная кислота, тривиальная номенклатура

Знать состав карбоновых кислот, понятие карбоксильной группы. Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть по международной номенклатуре

Фронтальный опрос

§27 Упр.1-4 ,16с.117 З.1 с.118




37

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Химические свойства

1

КУ


Уметь записывать молекулярные, структурные, электронные формулы кислот, показывать на смещение эл. плотности и распределение зарядов в молекуле. Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле. Уметь доказывать хим. Свойства кислот, записывать уравнения реакций.

Фронтальный опрос

§28 Упр.8-10 с.117 З.3,5 с.118




38

Получение карбоновых кислот и применение.

1

КУ


Знать способы получения

Текущий опрос

§28 Упр.11-14 с.117




39

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

1

КУ


Уметь приводить примеры и составлять химические реакции, раскрывающие генетические связи между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами

Фронтальный опрос

§29 Упр.17,18 с.118




40

Получение и свойства карбоновых кислот.

1

ПР


Уметь предполагать наблюдаемые явления, делать предварительные выводы, записывать реакции

Текущий опрос





41

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

1

ПР


Уметь определять по характерным реакциям спирты, альдегиды, кислоты, проводить реакции между ними, получать органические вещества. Делать выводы, записывать реакции

Текущий опрос





Сложные эфиры. Жиры 3 часа

42

Сложные эфиры: свойства, получение, применение.

1

КУ

Сложные эфиры, гидролиз, реакция этерификации

Знать определение сложного эфира, строение, свойства, получение и применение. Уметь составлять формулы, называть их. Уметь записывать уравнение гидролиза и этерификации, знать условия осуществления этих реакций

Фронтальный опрос

§30 Упр.1-8 с.128, з.1,3 с.129




43

Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

1

КУ

Жиры животные, растительные

Знать определение жиров, их классификацию, строение, свойства. Уметь записывать структурные формулы, уравнения гидролиза жира и образование его. Знать как происходит превращение жиров пищи в организме. Иметь представление о замене пищевых жиров в технике непищевым сырьем Знать некоторые виды СМС, вопросы защиты от загрязнении СМС.

Фронтальный опрос

§31 Упр.9-16 с.128-129, з.3,4 с.129




44

Контрольная работа № 5 по темам: № 6,7,8,9.

1

УК








Углеводы 7 часов

45

Глюкоза. Строение молекулы Фруктоза — изомер глюкозы.

1

УИНЗ

Углеводы, моносахариды, глюкоза, гексоза, альдегидоспирт. Оптическая (зеркальная) изомерия. Реакции брожения, окисления, восстановления. Применение

Знать классификацию углеводов, состав, строение. Уметь на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления, брожения. Иметь представление об изомере глюкозы - фруктозе, знать области применения глюкозы.

Фронтальный опрос

§32 Упр.1-12 с.146




46

Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

1

КУ

Дисахариды, рибоха, дезоксиребоза

Знать строение молекулы сахарозы, технологию получения сахарозы из сахарной свеклы, применение. Уметь составлять реакцию гидролиза

Фронтальны й опрос

§33 Упр.13,14 с.146, з.1,2 с.147




47

Крахмал, его строение, химические свойства, применение

1

КУ

Полисахариды. Крахмал, целлюлоза, декстрины, гликоген

Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении. Знать области применения полисахаридов, знать качественную реакцию на крахмал, превращения крахмала пищи в организме.

Фронтальный опрос

§34 15-17 с.147




48

Целлюлоза, ее строение и химические свойства.

1

КУ


Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении.

Фронтальный опрос

§35 Упр.18-24 с.146




49

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно

1

УЗЗ


Иметь представления о получении ацетатного волокна, его свойствах, классификации.

Текущий опрос

§35




50

Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ

1

УК

Решение задач

Научить давать сравнительную характеристику углеводов по составу (крахмал и целлюлоза), строению, свойствам, указывать причину сходства и отличия, записывать уравнения химических реакций, объяснять единство неорганических и органических веществ природы на основе явления фотосинтеза. №


Задание в тетради




51

Контрольная работа

1

УК








Азотсодержащие соединения

Амины и аминокислоты - 3часа

52

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение

1

УИНЗ

Амины, аминогруппа. Анилин, взаимное влияние атомов в молекуле аминов

Знать определение класса аминов, строение, свойства, применение. Уметь составлять структурные и электронные формулы, давать названия. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. свойства аминов, сравнивать их со свойствами аммиака, указывать причину сходства и различия

Фронтальный опрос

§36 Упр.1-9 с.157




53

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

1

КУ

Аминокислота, пептидная (амидная) группа, пептидная (амидная) связь, пептиды

Знать определение аминокислот, строение, свойства, применение. Уметь записывать структурные формулы, составлять изомеры, давать названия. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. Свойства аминокислот, доказывать их амфотерность

Фронтальный опрос

§37 Упр.10-14 с.157




54

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

1

УОИСЗ


Делать выводы, записывать реакции.






Белки 3 часа

55

Белки — природные полимеры

1

КУ

Белки. Полипептиды, пептидная связь. Состав и строение. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры Денатурация Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Знать состав белков, качественные реакции на белки. Уметь составлять уравнения реакции образование простейших дипептидов и их гидролиза

Фронтальный опрос

§38 Упр.1-8 с.162




56

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты.

1

КУ


Знать Уметь применять полученные знания, умения и навыки


§39,40




57

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

1

УОИСЗ

познакомить с составом, строением, свойствами и биологическими функциями белков и нуклеиновых кислот. Показать, что белки являются высшей формой организации всего живого, что развитие веществ в природе идет от простых форм до более сложных.

Рассказать об успехах в изучении и синтезе белков. Роли микробиологической промышленности в решении продовольственных проблем. Для понимания биологической функции нуклеиновых кислот, познакомить с составом и строением нуклеотидов, особенностями строения ДНК и РНК, показать роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.


§41




Синтетические полимеры 7 часов

58

Полимеры - высокомолекулярные соединения.

1

КУ

Мономер. Полимер степень полимеризации, структурное звено. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров.

Знать основные понятия химии ВМС Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации


§42 Упр.1,2,4,5 с.176




59

Полиэтилен. Полипропилен.

1

КУ

Свойства полиэтилена и полипропилена Термопластичность

Знать области применения ВМС на основе их свойств


§42




60

Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы.

1

КУ

Термореактивность.

Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации


§42




61

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

1

КУ

Свойства каучука



§43 Упр. 1-6 с.179




62

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.



Классификация волокон



§44 Упр.7-12 с.182




63

Распознавание пластмасс и волокон.

1

ПР

Практическая работа







64

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.



Экологические проблемы современности

Уметь применять полученные знания, умения и навыки







СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Критерии оценивания:

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценки учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина, осознанность, полнота.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

·     ответ полный и правильный на основании изученных теорий,

·     материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

·     ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

·     ответ полный и правильный на основании изученных теорий,

·     материал изложен в определенной последовательности,

·     допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

·    ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

·     при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материла,

·    допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

·     в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

·     задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

·     в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,

·     допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

·     в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

·     допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

·     имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка  «5»:

·     работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,

·     эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,

·     проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно использу­ются реактивы).  

Отметка «4»:

·     работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

·     ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),          которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

·     допущены две или       более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),    которые учащийся не может исправить.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

·     План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

·     план решения составлен правильно,

·     осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.

·     допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

·     план  решения составлен правильно,

·     осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.

·     допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

·     допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Оценка письменных контрольных работ

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

·     дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

·     допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

·     работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

·     работа выполнена меньше, чем наполовину,

·     имеется несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует пред­шествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!