СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10-11 класс по учебному предмету "Биология" базовый уровень, ФКГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 10-11 класс по учебному предмету "Биология" базовый уровень, ФКГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10-11 класс по учебному предмету "Биология" базовый уровень, ФКГОС.»

37



Рассмотрено: Согласовано:

на заседании МО Зам. директора по УВР

______________ Ковалева С.Г.


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №158»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет «Биология»

(Общая биология. Базовый.)

Средняя общая школа

Класс: 10-11


Составители:

Л.И.Махмудова; Е.В.Ощепков


г. Новосибирск, 2018

Рабочая программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на уровень среднего общего образования обучения при очной форме обучения (2 учебных года), является основой для формирования календарно-тематического планирования при других формах обучения, предусмотренных локальным актом ОУ (О формах получения образования) и при формировании индивидуального учебного плана, а также индивидуально плана обучения на дому.

Учебным планом предусмотрено 70 часов на освоение рабочей программы по предмету:1ч в неделю в 10 классе/36часов и 1ч в неделю в 11 классе/34 часа.

В основу рабочей программы положены следующие федеральные нормативные документы:

  1. приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011 № 1994);

  3. приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями;

  4. примерная программа по биологии, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта

среднего (полного) общего образования;

  1. Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

  2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Биология;

  3. Письмо Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

региональные документы:

  1. приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.07.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2016-2017 учебный год»;

локальные документы:

9) Учебный план МБОУ СОШ 158 на 2015-2016//2016-2017 учебные годы; Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля; Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения МБОУ СОШ №158.

Актуальность разработки данной рабочей программы обусловлена необходимостью адаптации федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии, примерной образовательной программы по учебному предмету к реальным условиям преподавания учебного предмета «Биология (базовый уровень)» в условиях МБОУ СОШ № 158. Рабочая программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению биологией в повседневной жизни и направлена на повышение общей культуры учащихся, составлена с учетом основных положений образовательной программы ОУ. Данная рабочая программа реализуется за счет часов, предусмотренных инвариантной частью БУП.

В целях создания системы комплексной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении

программы среднего общего образования по биологии, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации реализуется программа коррекционной работы, которая является частью образовательной программы.

Для использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности программой предусмотрено выполнение лабораторных работ, которые объединены в практикумы. В рабочей программе дается распределение материала по разделам, темам и дидактическим единицам, сформулированы основные понятия (термины для обязательного освоения), требования к знаниям, умениям и компетенциям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. Дополнительно предложен перечень используемой литературы для учащихся и учителя.

При реализации рабочей программы используются учебники законченной предметной линии: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: Общая биология.10-11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2014года (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253.

В основе рабочей программы положены принципы гуманизма, биоцентризма и полицентризма в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей. В основе логики изучения материала положены принципы уровневой организации жизни и историзма. В рабочей программе отражено понимание биологии как науки и как явление культуры.

Рабочая программа по биологии предусматривает изучение задач, стоящих перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуре, отражено многообразие представлений на происхождение жизни и человека и на эволюцию в общем.

Цель рабочей программы – подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей обучающихся и формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Рабочая программа разработана в преемственности с рабочей программой по биологии для 6 – 9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Введение в общую биологию».

Рабочая программа курса «Общая биология» для 10–11 классов призвана обеспечить требования федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.

Программой курса «Основы общей биологии» в 9 классе предусмотрено изучение основных понятий важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения и др.) в их рядоположенном изложении.

В курсе «Общая биология» для 10 – 11 классов в рабочей программе предусматривается интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом в программу еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления в соответствии с требованиями обязательного содержания среднего общего образования.

Рабочая программа по биологии для 10 – 11 классов позволит учащимся не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал.

Освоение учебного материала в курсе «Общая биология» учащимися 10 – 11 классов предусмотрено по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни, в том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярно - генетический, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический и биосферный.

В рабочую программу входит календарно-тематическое планирование, где указано общее количество часов на отдельные разделы, на изучение тем, дидактических единиц, время, выделяемое на лабораторные работы, а также резервное время.

В конце рабочей программы указываются требования к уровню выпускников средней общей школы (базовый уровень).









  1. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы. Содержание учебного предмета «Биология» (базовый уровень):


Содержание

Демонстрация:

Лабораторные работы:

Экскурсии

Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)

Раздел 1

Общая биология - учебная дисциплина об основных закономерностях проявления жизни на Земле. Отрасли биологии, ее связь с другими науками. Значение практической биологии. Роль биологии в формировании научного мировоззрения и в профессиональной деятельности.

Понятие о жизни и живой материи. Отличие живой природы от неживой. Общие свойства живого. Уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы

Биологическое разнообразие - важное явление живой природы. Биоразнообразие, как проблема науки биологии, периоды исследования.

Методы биологических исследований: наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, измерения и т.д. Классификация методов научного познания.

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».


№1 Знакомство с определителями растений и животных. Методика работы с определителями. Определение видов растений и животных.


Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.


Клеточный и молекулярно-генетический уровень (основы цитологии) (12ч).

Раздел 2.

Клетка — биологическая система. Цитология - наука о клетке. Основные положения клеточной теории.

Химический состав живой клетки. Строение и функции молекул неорганических (вода и минеральные вещества и их роль в клетке) и органических веществ клетки.

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Белки. Особенности их строения. Функции белков в клетке.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки.

Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства и единства происхождения.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Мембранный принцип организации живой клетки.

Структура и функции хромосом. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код.

Многообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Дискуссионные вопросы о происхождении клеток эукариот. Клетки автотрофных и гетеротрофных организмов. Многообразие растительных и животных клеток и тканей.

Процессы жизнедеятельности клетки. Клеточный метаболизм — основа жизни клетки. Биосинтез белка и углеводов в клетке. Матричный характер реакций биосинтеза. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Значение фотосинтеза в природе. Хемосинтез. Роль хемосинтеза в природе.

Регуляторы биохимических процессов живой клетки: ферменты, витамины, гормоны.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».


№2. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот.

№3. Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белков, жира).

№4 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

№5. Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зеленых растений элодеи, хлорофитума, колеуса или др.


Организменный уровень организации жизни (5ч)

Раздел 3.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема (организм — единое целое). Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии — свойства живых организмов.

Типы питания организмов: автотрофы (фототрофы и хемотрофы) и гетеротрофы (сапрофиты,паразиты,хищники).

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Воспроизведение клетки. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов Жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Место мейоза в цикле развития различных организмов. Соматические и половые клетки. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение и его значение. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека, репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Система живых организмов на Земле.

Вирусы-неклеточные формы жизни.


Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК», «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма»

№6 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


Многообразие видов растений и животных экосистем г.Новосибирска.


Генетическое разнообразие(8часов)

Раздел 4.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики.

Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Генотип как целостная система. Аллельные и неаллельные типы взаимодействия генов. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Кроссинговер и его биологическое значение.

Схем, таблиц, фрагментов фильмов и компьютерных программ «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование


№7.Составление простейших схем скрещивания.

№8.Решение генетических задач.


Генетика человека (3 часа)


Раздел 5.

Генетика человека. Медицинская генетика. Методы исследования генетики человека. Генетическое определение пола. Типы наследования признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни и аномалии. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности.

Этические аспекты применения генных технологий. Основные факторы, формирующие здоровье человека.

Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактик

Схем, таблиц, фрагментов фильмов и компьютерных программ «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Исследования в области биотехнологии»


№9.Составление простейших родословных.

№10. Решение элементарных генетических задач и составление родословных.

Практические работы: Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии



Резерв 4 часа.




Популяционно-видовой уровень (20ч)

Раздел 6.

6.1. История эволюционных идей (3 часа)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная идея Ч.Дарвина.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Демонстрации. Карта-схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

№11.Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства


6.2. Современное эволюционное учение. (9 часов)

Вид. Критерии и структуры вида. Популяция как форма существования вида.

Основные закономерности эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции.

Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Доказательства эволюции органического мира.

Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.


№12. Описание особей вида по морфологическому критерию.

№13. Выявление изменчивости у особей одного вида.

№14.Выявление приспособлений организмов к среде обитания.



6.3. Происхождение жизни на Земле (2 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Первые научные попытки объяснения возникновения жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.


Практические работы. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.


6.4.Основы селекции и биотехнологии (3 часа)

Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Методы селекции животных.Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.


Картин, фотографий, фрагментов фильмов о породах животных и сортов растений.

№15.Изучение результатов искусственного отбора-разнообразие сортов растений и пород животных


6.5. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Модели скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

№16. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

№17. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.



Экосистемы. (12 ч)

Раздел 7.

7.1. Экологические факторы (3 часа)

Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы. Места обитания и экологическая ниша.

Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Влияние человека на экосистемы.

Экологические законы природопользования. Основы рационального природопользования.

Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологические Примеры симбиоза в природе факторы



7.2. Структура экосистем. (3часа)

Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.

Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.


№18.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

№19.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

№20.Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

№21.Оценка экологического состояния парка(газона),прилегающего к школе.

Решение экологических задач.

Антропогенное влияние на природу биогеоценоза.


7.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера, еѐ возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).


Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.



7.4. Биосфера и человек (4 часа).

Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.


Таблицы, иллюстрирующих структуру биосферы;схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;влияние хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»;

карты заповедников нашей страны, заказники, национальные парки. Красная книга.



В зоопарк

Резерв 2 часа.


В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени — 6 часов (4 ч в 10 классе и 2 ч в 11 классе).

Контрольные работы проводятся в виде проверочных работ (тестов, итоговых контрольных работ, проектов).

  1. Календарно-тематическое планирование

10 класс (36часов в год)


Тема урока


тип урока

Содержание урока.

Основные термины и понятия.


Знания, умения и компетентности

Средства обучения

Методы, формы,

технологии


1.Раздел 1.Биология как наука. Методы научного познания.(4 часа)






б


1(1)


Введение в предмет.

Общая биология

- учебная дисциплина



и.н.м



Предмет и задачи об­щей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.


Знать, науки, входящие в общую биологию, вклад ученых в развитие биологии, уметь охарактеризовать особенности методов познания живого.

Портреты ученых, презентация «Краткая история развития биологии». Таблицы

Беседа. Урок-лекция.

2(2)

Методы исследования

в биологии.

Л.Р.1 «Знакомство с определителями растений и животных».

Комб.

Научный факт. Научный метод

Знать методы исследования живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира.

Схемы, таблицы

Фронтальный опросЛ.Р.

3 (3)

Сущность жизни свойства живого


Э. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»

комб.


Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.


Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследст­венность и изменчивость, рост и развитие, раз­дражимость и уметь привести примеры пред­ставителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.

Таблицы

фрон­тальный устный опрос


4(4)

Уровни организации живой материи

Комб.

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе.

Таблицы, ИКТ

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Письменный опрос.

Раздел 2: Клеточный и молекулярно-генетический уровень (основы цитологии) (12 часов).






1(5)

Методы цитологии. Клеточная теория.

Л.р.2 Сравнение строения клеток прокариот и эукариот


и.н.м.


Клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

Прокариоты и эукариоты.

Должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Уметь доказать материаль­ное единство органического мира



Таблицы.

Микроскопы.

фрон­тальный устный опрос


2(6)


Химический состав живого вещества. Неорганические ве­щества клетки.


и.з.м.


Элементарный состав живого вещества.

Макро и микроэлементы.

Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.


Должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен­тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.


ИКТ, таблицы

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос.

Тест.


3(7)




Органические веще­ства клетки. Углеводы, липиды.

Л.р.3 Органические вещества в тканях растенийвещества в тканях растен


комб.









Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов. Биополимеры.


Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли­пидов.



ИКТ, таблицы

устный

фрон­тальный опрос


4(8)


Строение и функции белков в клетке. Ферменты.






комб.


Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы - фермен­ты.


Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо­бенностями строения их молекул.


таблицы

прове­рочная беседа



5(9)


Нуклеиновые кисло­ты и их роль в жизнедеятельности клетки


комб.


ДНК, РНК, генети­ческий код.


Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче­ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.


ИКТ, таблицы

устный

фронтальный опрос

Решение задач.


6

(10)

АТФ и другие органические вещества

Зачет по теме «Химическая организация клетки».

комб.


АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

Учащиеся должны знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе.

ИКТ, таблицы

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос.

Письменная работа.


7

(11)

Строение клетки.

Прокариоты и эукариоты. Клеточная мембрана. Ядро.

Строение и функции хромосом.


Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, ядра.

Хромосомы.

Прокариоты и эукариоты.


Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра.


ИКТ, таблицы

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос


8

(12)

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.



Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.


Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки.


ИКТ, таблицы

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос


9

(13)

Сходства и различия в строении клеток животных, растений и грибов. Лабораторная работа №4 «Строение клеток растений и животных»


комб.


Строение и функции органои­дов клетки (ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.


Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений.


ИКТ, таблицы

Устный

фрон­тальный опрос


10

(14)

Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об­мен в клетке.


и.н.м.


Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.


Учащиеся должны усвоить сущность и значе­ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми­тохондрий в процессах клеточного дыхания.

Таблицы, ИКТ

Схемы.


поиско­вая бесе­да


11,12

(15,

16)

Пластический обмен. Биосинтез белка.


комб.


Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.


Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь по­строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.


Таблицы, ИКТ


устный

фрон­тальный опрос


Раздел 3: Организменный уровень организации жизни(5 часов).



1

(17)

Типы питания организмов. Фотосинтез.

Хемосинтез.

Л.р.№5.

Активность фотосинтеза

комб.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.

Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.

Таблицы, ИКТ

Устный

фронтальный опрос

2

(18)

Жизненный цикл клетки.

Типы размножения организмов.

Митоз.

Л.р.№6.

Приготовление микропрепаратов. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

и.н.м.

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки, особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

Таблицы, ИКТ

поисковая беседа

3

(19)


Половое размноже­ние организмов. Мейоз.

Сравнения процесса митоза и мейоза

и.н.м.


Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.


Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение полового размножения, ос­новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.


Таблицы, ИКТ


устный

фрон­тальный опрос.


4

(20)


Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Л.р.№6. Приготовление микропрепаратов.Мейоз

Сравнение развития половых клеток растений и животных

комб.


Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения.


Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых рас­тений,


Таблицы, ИКТ


устный

фрон­тальный опрос.


5(21)


Онтогенез.

Индивидуальное развитие организмов.

Зачетное занятие.

комб.


Эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.


Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.


Таблицы, ИКТ


устный

фрон­тальный опрос.



Раздел 4:Генетическое разнообразие (8 часов).


1

(22)


История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Л.р.№7.

Решение генетических задач Моногибридное скрещивание


и.н.м.


Основные термины и понятия генетики. Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.



Учащиеся должны знать основные понятия, за­дачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терми­нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

2 (23)


Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Л.р.№7.

Решение генетических задач

семи­нар


Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование.


Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания.


Таблицы, ИКТ


Письмен­ный и устный опрос.


3

(24)

Дигибридное

скре­щивание.

Л.р.8Составление простейших схем скрещивания

Решение генетических задач.




и.н.м.


Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.


Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со­ставлять решетку Пеннета.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос.


4

(25)


Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Цитоплазматическая наследственность.

и.н.м.


Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о генетических картах.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос.

Решение задач

5

(26)


Генетическое определение пола.

и.н.м.


Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.


Таблицы, ИКТ


Устный

фрон­тальный опрос.


6

(27)

Наследственная

из­менчивость. Мутации.


и.н.м.


Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены,

му­тации и мутагенез, за­кон гомологических ря­дов Вавилова.

Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули­ровку закона гомологических рядов.


Таблицы, ИКТ


Устный

фрон­тальный опрос.

Семинар


7

(28)


Проблемы генетической безопасности.

комб.

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.


Таблицы, ИКТ


Поиско­вая бесе­да.

Семинар

8

(29)

Зачетное занятие.

Ролев.

игра

Повторение и обобщение материала о наследственности и изменчивости организмов


Групповые задания.


Ролевая игра. Работа в группах.

Письменная работа.


Раздел 5. Генетика человека. (3 часа)

1

(30)

Генетика человека.

Л.р.№9.

Выявление источник мутогенов, оценка возможности последст влияний на организм

Комб.

Методы исследования генетики человека.

Генетическое определение пола. Типы наследования, сцепленные с полом.

Учащиеся должны знать особенности медицинской генетики. Этические аспекты генных технологий. Основные факторы, формирующие здоровье человека

Таблицы,ИКТ,фрагменты фильмов

Лекция. Поисковая беседа.

Рефераты

2(31)

Медицинская генетика. Профилактика наследственных болезней .

Л.р.10Составление родословных

Комб.

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Наследственные болезни. Рецессивное и доминантное наследование пизнаков в родословных

Современные достижения генетической безопасности. Влияние мутагенов на организм человека.

Таблицы,ИКТ,фрагменты фильмов

Устный опрос.

Проект.

Практическая работа в группах.

3(32)

Типы наследования признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни и аномалии

причины возникновенияи профилактик

семинар

Наследственные болезни и их причины.

Профилактика наследственных болезней.

Значение генетики человека для медицыны.

Типы наследования признаков.

Анализ родословных.

Значение знаний по генетике человека для воспитания.

Таблицы,ИКТ,фрагменты фильмов

Семинар.

К.работа


Итоговое контрольное занятие-1 час.



Резерв-3час.



11 класс (34часа в год)


Тема урока


тип урока


Содержание урока


Использование ТСО

Текущий контроль

Раздел 6. «Популяционно-видовой уровень» (20часа)

6.1.История эволюционных идей (3 часа)

1

(1)

Введение. Сущность эволюционного подхода.


Изучение нового материала

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.


Таблицы, ИКТ


Беседа

2.

(2)

Развитие представлений о живой природе.

Комб.

система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

3

(3)

Предпосылки создания эволюционного учения.

Ч. Дарвин и основные положения его теории.

Л.р.11 (1)Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопит.


Комб.

История создания и основные положения теории Ч. Дарвина

Доказательства эволюции органического мира.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос.

Семинар

6.2.Современное эволюционное учение (9 часов)

1

(4)

Вид и его критерии.

Л.р.№12 (2)

Описание особей вида по морфологическому критерию

комбинированный

Определение понятия «вид», его критерии.


Таблицы, ИКТ


Лабораторная работа

2

(5)

Популяция,как форма существования вида.

Л.р.13.Изменчивость видов.


комбинированный

Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях.

фронтальный опрос

3

(6)

Борьба за существование и её формы

комбинированный

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.

устный фронтальный опрос

4

(7)

Естественный отбор и его формы. Возникновение адаптаций и их относительный характер.

Л.р.14.Возникновение приспособленности



комбинированный

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.

фронтальный опрос

5(8)

Возникновение адаптаций и их относительный характер.

Л.р.14.Возникновение приспособленности

комбинированный

Возникновение адаптаций и их относительный характер.

Таблицы, ИКТ




6

(9)

Изолирующие механизмы.

Микроэволюция.

Видообразование.


комбинированный

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы

Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование


устный фронтальный опрос

7

(10)

Макроэволюция и её доказательства.


комбинированный

Макроэволюция и филогенез

.

Практическая работа

8

(11)

Главные направления

Эволюции.

комбинированный

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Семинар

9

(12)

Обобщение по теме «Основы учения об эволюции»

зачет

Повторение и обобщение знаний о теории эволюции.

Письменный тематический тест


6.3.Происхождение жизни на Земле(2 часа)

1

(13)

Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни

изучение нового материала

Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

Семинар.

2

(14)

Основные этапы развития жизни на Земле.

изучение нового материала

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос


6.4.Основы селекции и биотехнологии (3 часов).

1

(15)

Предмет и основные методы селекции и биотехнологии.

Селекция растений


и.н.м.


Предмет и задачи селекции, методы селекции

Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве

Таблицы, ИКТ


поисковая беседа

2

(16)

Селекция животных.

Селекция микроорганизмов.




Биотехнология.


и.н.м.


Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве. Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии.



устный фронтальный опрос

3

(17)

«Основы селекции и биотехнологии»

Л.р.15Изучение результатов искусственного отбора

зачет

Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов.


Письменный тематический тест

6.5. Происхождение человека.Антропогенез (3 часов).

1

(18)


Антропогенез. Положение человека в системе животного мира.

Л.р.16Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих.

комбинированный

Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека

Таблицы, ИКТ


поисковая беседа

2

(19)

Основные стадии антропогенеза и его движущие силы.

Расы человека.

комбинированный

Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза.

Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма.


устный фронтальный опрос

3

(20)

«Антропогенез»

Л.р.17.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

зачет

Учащиеся должны уметь объяснить особенно­сти антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений.

Письменный тематический тест.

Семинар.

Раздел 7. Экосистемы. Основы экологии (12 часов)

7.1.Экологические факторы (3 часа)

1

(21)

Среда обитания организмов и ее факторы.

Основные типы экологических взаимодействий


И.н.м.

Экология, среда обитания, экологические факторы,толерантность организмов,лимитирующие факторы, закон минимума.



Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

2

(22)

Экологические факторы.

Влияние человека на экосистемы

Лабораторная работа№18 .

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.



И.н.м.

Абиотические и биотические экологические факторы. Влияние человека на экосистемы.

устный фронтальный опрос

3

(23)

Экологические законы природопользования

И.н.м.

Экологические законы природопользования.

Основы рационального природопользования.

Семинар

7.2.Структура экосистем(3 часа)


1

(24)

Структура экосистем.

Основные экологические характеристики популяций

И.н.м.

Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз. Видовая структура, морфологическая, трофическая.

Природные экосистемы. Агроценозы.

Демографические характеристики популяций. обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура.

устный фронтальный опрос

2

(25)

Экологические сообщества. Структура сообщества.

Л.р.19,20

Сравнительная характеристика природных экосистем.

Искусственные экосистемы на примере аквариума.



Комб.

Круговорот веществ и энергии.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция

устный фронтальный опрос

3

(26)

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

Экологические сукцессии.

Лабораторная работа№21Оценка экологического состояния парка(газона)


Комб.

Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы. Экологическая пирамида: биомассы, численности. Сукцессия, типы сукцессий и их причины

устный фронтальный опрос

7.3;7.4. Биосфера-глобальная экосистема. Биосфера и человек. Эволюция биосферы и человек. (6 часов)

1.

(27)

Возникновение биосферы и ее эволюция.

Учение В.И.Вернадского

Изучение нового материала

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

2.

(28)

Живое вещество и его функии.

Комб.

Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы.

Таблицы и ИКТ


3

(29)

Антропогенное воздействие на биосферу.

Лабораторная работа№19 (6).

Решение экологических задач.

Комбинированный

Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования.

Таблицы, ИКТ


терминологический диктант, устный фронтальный опрос

4.

(30)

Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление.

Комб.

Место и роль человека в биосфере. Ноосфера. Ноосферное мышление.


Таблицы, ИКТ

Семинар.

5

(31)

«Основы экологии.

Эволюция биосферы и человек»

зачет

Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость.



письмен­ный оп­рос


6

(32)

Итоговый урок.

Научное и практическое значение общей биологии.

итоговый

Проверка усвоения материала об экологии и биосфере.


собеседование


Резерв-2 часа.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

    1. Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало учебного года у учащихся 10 классов (для входного контроля):

Знают:

- биологическую терминологию и символику;

- основные свойства живой материи и методы ее изучения;

- уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой,

биогеоценотический и их характеристики;

- основные закономерности эволюции, и ее результаты;

- основные структуры и функции клетки;

- роль основных неорганических и органических соединений и сущность обмена веществ и энергии в клетке;

- закономерности индивидуального размножения и развития;

- основные понятия генетики;

- особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;

- место человека в ноосфере;

умеют:

- выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

- раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

- готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

- пользоваться научно-популярной и периодической литературой;

- участвовать в мероприятиях по охране природы;

- применять полученные знания для охраны собственного здоровья;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.

4.2. В результате изучения курса биологии среднего общего образования на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);

  • учение В.И. Вернадского о биосфере;

  • сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов;

  • генов и хромосом;

  • вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • правила поведения в природной среде;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять:

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

  • единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

  • отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать:

  • биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать

  • различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

оказывать


V. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Литература.

  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010

  2. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунов, В.В, Пасечник «Общая биология. 10-11 класс»,-М.: Дрофа, 2014 г.

  3. Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В. «Общая биология. 10-11кл» - М.: Экзамен, 2006 ш.

  4. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы.-М., 1997.

  5. Биологический энциклопедический словарь. — М., 1989.

  6. Биология охраны природы / под ред. А.В. Яблокова. — М., 1983. Воронцов Н.Н, Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: 10-11 классы. - М., 1996.

  7. Ладыгина Г.А. Биология: 6-11 классы. — М., 1999.

  8. Лемез Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. - Минск, 1997.

  9. Мамзин А.С. Биология в системе культуры. — СПб., 1998.

  10. Общая биология, С.Ю. Вертьянов, Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 2005

  11. С.И. Мезина Сборник задач по генетике, Новосибирск, 2002

  12. С.И. Мезина Тестовые задания по генетике, Новосибирск, 2006

  13. Н.В. Мишина Задания для самостоятельной работы по общей биологии, М., Просвещение, 1988

  14. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами: 9-11 классы. — М., 1999.

  15. Пономарева И.Н. Экология. - М., 2001. - (Библиотека учителя).

  16. Петров К.М. Экология человека и культура. — СПб., 1999.

  17. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. - М., 2000.

Н.Н. Приходченко, Т.П. Шкурат Основы генетики человека, Ростов – на – Дону, Феникс, 1977


Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.








Приложение 1

Критерии оценивания

Нормы оценки знаний, умений и компетенций учащихся по биологии осуществляются на основе принятой в ОУ 4-балльной шкалы.

Оценивание устного ответа учащегося:

Отметка «5»:

    • полно раскрыто содержание материала в объѐме программы и учебника;

    • чѐтко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины;

    • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

    • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала;

  • правильно даны определения, понятия и использованы научные термины;

  • ответ самостоятелен, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, а обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложение фрагментарно;

  • определения понятии недостаточно чѐткие; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии;

  • не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • правильно определил цель опыта;

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта;

  • в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

  • правильно выполнил анализ погрешностей ;

  • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

  • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью; в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей; допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик: не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Примечание 2

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).

Отметка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

    • допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;

    • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

    • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;

    • неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по биологии критерии оценок следующие:

«5» - 87 – 100 %;

«4» - 72 – 86 %;

«3» - 52 – 71 %;

«2» - менее 52 %.

Коррекционная работа.

В целях создания системы комплексной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении программы по биологии, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации реализуется программа коррекционной работы, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы среднего общего образования



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!