Планируемые результаты освоения программы по музыке к концу 1 класса
В результате изучения курса «Музыка» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Регулятивные результаты освоения предмета «Музыка»
– целеполагание;
– волевая саморегуляция;
– коррекция;
– оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные результаты освоения предметы «Музыка»
Общеучебные:
– умение структурировать знания;
– смысловое чтение;
– знаково – символическое моделирование;
– выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
– анализ объектов;
– синтез, как составление целого из частей;
– классификация объектов;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные результаты освоения предмета «Музыка»
– умение выражать свои мысли;
– разрешение конфликтов, постановка вопросов;
– управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе
В результате изучения музыки выпускник 1 класса научится:
– воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
– ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
– соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
– общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
– исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
– определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
– оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Основное содержание предмета учебного плана
Раздел I «Музыка вокруг нас». Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел II «Музыка и ты». Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
№ п/п | Названия разделов | Кол-во часов |
1 | Музыка вокруг нас. | 16 |
2 | Музыка и ты. | 17 |
Итого-33ч.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс на основе УМК «Перспективная начальная школа» Т.В.Челышева Москва.: издательство «Академкнига/учебник», 2012 .
МУЗЫКА 1ч/н всего 33 часа
Разделы | № п/п | Тема урока | Кол. часов | Дата |
план | факт |
1 | | Музыка вокруг нас. |
| 1. | Звуки в доме Миши и Маши. | 1 | 05.09. | |
| 2. | Рождение песни. Колыбельная | 1 | 12.09. | |
| 3 | Колыбельная самим себе | 1 | 19.09. | |
| 4. | Поющие часы | 1 | 26.09. | |
| 5 | «Кошкины» песни | 1 | 03.10. | |
| 6 | «Кошкины» песни | 1 | 10.10. | |
| 7 | О чем «поет» природа? | 1 | 17.10. | |
| 8 | О чем «поет» природа? | 1 | 24.10 | |
| 9 | О чем «поет» природа? | 1 | 31.10. | |
| 10 | Музыка про разное | 1 | 14.11 | |
| 11 | Музыка про разное | 1 | 21.11 | |
| 12 | Звучащий образ Родины | 1 | 28. 11 | |
| 13 | Звучащий образ Родины | 1 | 05.12. | |
| 14 | Здравствуй, гостья-зима. | 1 | 12 | |
| 15 | Здравствуй, гостья-зима. | 1 | 19 | |
| 16 | Здравствуй, гостья-зима. | 1 | 26 | |
2 | | Музыка и ты |
| 17 | Зимние забавы | 1 | 16.01 | |
| 18 | Зимние забавы | 1 | 23.01 | |
| 19 | Музыкальные картинки | 1 | 30 | |
| 20 | Музыкальные картинки | 1 | 06.02. | |
| 21 | Мелодия жизни | 1 | 20 | |
| 22 | Мелодия жизни | 1 | 27 | |
| 23 | Весенние напевы | 1 | 06.03 | |
| 24 | «Поговорим» на музыкальном языке | 1 | 13 | |
| 25 | «Поговорим» на музыкальном языке | 1 | 20. | |
| 26 | «Поговорим» на музыкальном языке | 1 | 03.04. | |
| 27 | Композитор – исполнитель – слушатель. | 1 | 10 | |
| 28 | Композитор – исполнитель – слушатель. | 1 | 17 | |
| 29 | Музыка в стране «Мульти-пульти». | 1 | 24 | |
| 30 | Музыка в стране «Мульти-пульти». | 1 | 08.05 | |
| 31 | Всюду музыка живёт. | 1 | 15 | |
| 32 | Всюду музыка живёт. | 1 | 22 | |
| 33 | Всюду музыка живёт. | 1 | 24 | |