Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний, что позволяет:
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающегося через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, ответ на уроке выставляется в классный журнал.
Введение. От Средневековья к Новому времени.
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Контрреформация. Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе)
Освободительная война в Нидерландах. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Образование Соединенных Штатов Америки. Война за независимостью Франция в XVIII в. Причины и начало Великой Французской революцию Великая Французская революция. От монархии к республике.
Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации. Мир в эпоху раннего Нового времени.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат..;
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во Часов | Тип урока | Основные понятия и требования | Планируемые результаты | Дата проведения |
план | факт |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Всеобщая история. Новое время |
1 | Средневековья к Новому времени | 1 | Вводный урок | Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. | Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: ставят учебные задачи Познавательные: самостоятельно выделяют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | 01.09 | |
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (13 часов) |
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | Урок получения нового знания | Совершенствование техники. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. | Характеризовать технические достижения европейцев | Регулятивные: ставят учебные задачи Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.. | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | 06.09 | |
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 | Комбинированный урок | Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Порабощение населения завоеванных территорий. | На основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей,, составляют план действий. Познавательные: используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | 08.09 | |
4 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | Комбинированный урок | Реформация. Утверждение абсолютизма Европейские государства в XVI-XVII вв. Испанская империя при Карле V. | Знать основные понятия: абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм. Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | 13.09 | |
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Комбинированный урок | Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Возникновение мануфактур. | Знать основные положения урока. Делать сравнение признаков феодального и капиталистического общества Объяснять значение понятий : мануфактура, фермер, буржуазия, наемные рабочие | Регулятивные: принимают т учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Понимают необходимость учения, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений. | 15.09 | |
6 | Европейское общество в Новое раннее время | 1 | Комбинированный урок | Развитие товарного производства. Торговые компании. | Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. Сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | 20.09 | |
7 | Повседневная жизнь | 1 | Комбинированный урок | Буржуазия и наемные рабочие. | Понимать, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | 22.09 | |
8 | Великие гуманисты Европы | 1 | Комбинированный урок | Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. | Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. Систематизировать материал в виде таблицы. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | 27.09 | |
9 | Мир художественной культуры Рождение новой европейской науки | 1 | Комбинированный урок | Искусство Ренессанса Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.. | Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, , и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | 29.09 | |
10 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Комбинированный урок | Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. | Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | 04.10 | |
11,12 | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации | 2 | Комбинированный урок | Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. | Объяснять значение понятий протестантизм, кальвинизм, иезуиты, миссионеры, паломничество. Характеризовать основные положения учения Кальвина | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | 06.10/ 11.10 | |
14 | Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | Комбинированный урок | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии. Генрих VIII. Елизавета I. | Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической. характеризовать основные направления политики Англии в данный период. | Регулятивные: адекватно восприни-мают предложения и оценку учителей, това-рищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения . задач, контро-лируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о рас-пределении функций и ролей в совместной деятельности | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | 13.10 | |
15 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Абсолютизм | 1 | Комбинированный урок | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти во Франции. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. | Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | 18.10 | |
16 | Повторение по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация» | 1 | Урок обобщения и систематизации | | Научатся самостоятельно решать учебные задачи, работать в группе Получат возможность применять свои знания при решении учебных задач | Познавательные: осознанно определяют с каким типом заданий они могут справиться Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного теоретического материала | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 20.10 | |
17 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля ЗУН и коррекции знаний | | Научатся самостоятельно решать учебные задачи, работать в группе Получат возможность применять свои знания при решении учебных задач | Познавательные: осознанно определяют с каким типом заданий они могут справиться Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного теоретического материала Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 25.10 | |
| Тема 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях (6 часов) |
18 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии | 1 | Урок получения нового знания | Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. | Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 27.10 | |
19-20 | Парламент против короля. Революция в Англии | 2 | Комбинированный урок | Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. | Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | 08.11/ 10.11 | |
21-22 | Английская революция. Путь к парламентской монархии | 2 | Комбинированный урок | Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция». | Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 15.11/ 17.11 | |
23-24 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | 2 | Комбинированный урок | Тридцатилетняя война и Вестфальская система. | Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | 22.11/24.11 | |
25 | Повторение по теме «Первые революции Нового времени» | 1 | Урок контроля ЗУН и коррекции знаний | - | Знать причины, ход, последствия первых революций Нового времени | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | 29.11 | |
Тема 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 часа) |
26 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 | Урок получения нового знания | Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. | Период расцвета и начало упадка Основные черты традиционного общества. Религии Востока. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии.. Борьба за Индию. Маньчжурское завоевание Китая Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | 01.12 | |
27, 28 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | 2 | Комбинированный урок | Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава. | Япония в эпоху династии Току Гавы. Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | 06.12/08.12 | |
29 | Повторение по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа в группе | Объяснять смысл понятия Новое время. Раскрывать сущность происходящих в эту эпоху изменений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. | Познавательные: осознанно определяют с каким типом заданий они могут справиться Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного теоретического материала | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 13.12 | |
30 | Контрольная работа по всему материалу Всеобщей истории | 1 | Урок проверки и оценки знаний. | Индивидуальная работа | От укрепления абсолютизма к его кризису. Изменения в духовной жизни. Реформы и революции. К будущему индустриальному обществу | Познавательные: осознанно определяют с каким типом заданий они могут справиться Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного теоретического материала | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 15.12 | |
ИСТОРИЯ РОСИИ |
Глава1. Россия в 16 веке (21 час) |
31 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | Урок получения нового знания | Каравелла | Научатся определять термин: каравелла Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, давать оценку Великих географическим открытиям | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. | Называть основные периоды зарубежной истории, хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и хронологию всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Определять причинно-следственные связи. Характеризовать деятельность человека, его личностные качества. | 20.12 | |
32 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | Комбинированный урок | Зона рискованного земледелия, казачество, озимые, политика, реформа, слобода, ярмарка, яровые | Научатся определять термины: зона рискованного земледелия, казачество, озимые, политика, реформа, слобода, ярмарка, яровые Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, выявлять характерные черты образа жизни крестьян и хозяйства | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Пояснять значение терминов и понятий. Комментировать с помощью примеров точку зрения учёного-историка. Использовать карту как источник информации. Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников (фольклор), аргументировать выводы примерами из собственного жизненного опыта. Прояснять смысл исторического явления. | 22.12 | |
33 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | Комбинированный урок | Крепостное право, самодержавие | Научатся определять термины: Крепостное право, самодержавие Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, устанавливать причинно-следственные связи по формированию государств | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Высказывать и аргументировать собственные суждения. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Характеризовать исторический процесс — формирование единого государства. Объяснять понятия: натуральное хозяйство, централизация, единое государство, деспотия. Применять ранее изученные понятия: социальное неравенство, эксплуатация, государство. Использовать карту как источник информации, иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений. | 27.12 | |
34,35 | Российское государство в первой трети XVI в. | 2 | Комбинированный урок | Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, «дети боярские», кормление, наместник, приказы, стан, уезд | Научатся определять термины: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне«дети боярские», кормление, наместник, приказы, стан, уезд Получат возможность научиться: называть основные даты, события, характеризовать особенности российского гос-ва в 1\3 XVI в. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Применять ранее изученные понятия в историческом контексте. Прогнозировать последствия, значение исторических процессов и явлений. Использовать текст и карту для составления таблицы, причинно- следственного анализа источника. Комментировать и разъяснять смысл суждения, вывода в историческом контексте. . Составлять схему управления государством, давать описание элементам и их взаимосвязям. | 10.01/ 12.01 | |
36, 37 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 2 | Комбинированный урок | Капитуляция, острог, сейм | Научатся определять термины: капитуляция, острог, сейм Получат возможность научиться: характеризовать особенности внешней политики Российского гос-ва в перв. Трети XVI в. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Систематизировать информацию с помощью сведений карты. Формулировать актуальные задачи развития государства в историческом контексте. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Представлять результат изучения темы в форме таблицы, комментировать её содержание. Использовать исторические знания в контексте задач современной жизни. | 17.01/19.01 | |
38, 39 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 2 | Комбинированный урок | Земский собор, Избранная рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы, челобитная | Научатся определять термины: Земский собор, Избранная рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы, челобитная Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, характеризиро вать данный период | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Применять ранее полученные знания в историческом контексте. Находить информацию из разных исторических источников. Оценивать влияние различных факторов на становление личности и деятельность правителя, давать оценку его человеческим качествам, выявлять мотивы поступков. Участвовать в работе группы. Оценивать мнения и позиции представителей разных групп. | 24.01/ 26.01 | |
40 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в серед.XVI в. | 1 | Комбинированный урок | | Научатся определять: территориальную принадлежность государств Поволжья, Северного Причерноморья Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, давать оценку развития изучаемых государств | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Планировать распределение функций в совместной проектной деятельности. партнёрами. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Заполненять таблицу «И.Т.О.Г.» (интересно, трудно, освоено, главные выводы) | 31.01 | |
41/42 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | Комбинированный урок | Гарнизон, гвардия, засечные черты, ясак | Научатся определять термины: Гарнизон, гвардия, засечные черты, ясак Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, характеризировать внешнюю политику России во в\п XVI в. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | , визуальный ряд). Выражать собственное отношение при оценке поступков людей. Рассказывать об историческом событии, раскрывать его значение. Сравнивать причины и итоги исторических событий, выделяя общее и различное. Аргументировать выводы и суждения. | 02.02/07.02 | |
43 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | Комбинированный урок | Гости, «государев родословец», Заповедные лета, посад, тягло, урочные лета | Научатся определять термины: Гости, «государев родословец», Заповедные лета, посад, тягло, урочные лета Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, характеризировать изучаемый период | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Применять ранее полученные знания. Использовать сведения из исторических источников, словаря для выявления особенностей устройства российского общества XVI в. Соотносить известные признаки развития общества, государственности и примеры жизнедеятельности людей. Сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя. | 09.02/14.02 | |
44-45 | Опричнина | 2 | Комбинированный урок | Земщина, карьера, опричнина | Научатся определять термины: Земщина, карьера, опричнина Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, характеризировать процесс Опричнины | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Сравнивать системы управления разных государств. Определять происхождение термина, понятие. Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы. . Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности | 16.02/ 21.02 | |
46 | Россия в конце XVI в. | 1 | Комбинированный урок | | Научатся находить особенности развития России в к. XVI в Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, выделять характерные черты развития России в к. XVI в. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Определять существенные черты государственного устройства России. Сравнивать системы управления разных государств. Определять последствия деятельности правителя. Объяснять смысл используемых в документе терминов и понятий. Использовать приёмы характеристики исторических явлений. Участвовать в обсуждении вопроса о государственных мерах. | 28.02 | |
47 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | Урок получения нового знания | Патриарх, архиерей | Научатся определять термины: Патриарх, архиерей Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, устанавливать причины влияния церкви и государства | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия | Раскрывать роль Церкви в средневековом обществе. Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений. Объяснять смысл используемых в тексте выводов, терминов. Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров. | 02.03 | |
48 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | Урок получения нового знания | Публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый | Научатся определять термины: Публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый Получат возможность научиться: устанавливать особенности в культурном развитии и повседневной жизни народов России в XVI в. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Использовать историческую карту как источник информации. Систематизировать характерные черты развития культуры страны (в форме тезисов). Формулировать обобщающие выводы на примерах развития русского искусства. Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов. | 09.03/ 14.03 | |
49 | Контрольная работа | 1 | Урок оценки и контроля | | индивидуальная работа | | | 16.03 | |
Смутное время. Россия при первых Романовых (18 часов) |
50 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI -н. XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Шляхта | Научатся определять термины: шляхта Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, характеризовать внешнюю политику России с Европой и Азией в н. XVII в. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Привлекать межкурсовые, меж- предметные знания. Использовать карту как информационный источник. Раскрывать роль казачества в укреплении Российского государства. | 21.03 | |
51-52 | Смута в Российском государстве | 2 | Комбинированный урок | Авантюрист, магнат, самозванство, Смута (Смутное время) | Научатся определять термины: Авантюрист, магнат, самозванство, Смута (Смутное время) Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, выделять характерные черты Смуты | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Привлекать межкурсовые, внутрипредметные знания. Определять мотивы, цели и последствия деятельности исторических персоналий. Выполнять творческие задания по исторической тематике. Давать оценку творческим работам одноклассников. | 04.04/ 06.04 | |
53 | Окончание Смутного времени | 1 | Комбинированный урок | Гетман, Семибоярщина | Научатся определять термины: Гетман, Семибоярщина Получат возможность научиться: анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении, определять особенности Земского собора 1613г. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта оценки социальных явлений. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Раскрывать историческое значение события. Высказывать аргументированные собственные суждения. Планировать свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме | 11.04 | |
54 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель, промышленник | Научатся определять термины: бобыли, мелкотоварное производство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в социально-экономическом развитии страны (с помощью учителя). Использовать карту как источник информации. Систематизировать информацию с помощью схемы. | 13.04 | |
55,56 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 2 | Комбинированный урок | Бюрократия, воевода, даточные люди, драгуны, полки нового (иноземного) строя, рейтары, Соборное уложение, социальная опора | Научатся определять термины: самодержавие, крепостничество, приказы, уложение, волость. Получат возможность научиться: характеризовать особенности сословно-представительной монархии, извлекать полезную информацию из исторического источника. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного, модернизационного подходов к оценке социальных явлений. Давать оценку деятельности исторической персоны, мерам, предпринимаемым властью. | 18.04/20.04 | |
57 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | Комбинированный урок | | Научатся определять термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати,белая слобода, митрополит, епископы, казаки | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны. Актуализировать знания из курса всеобщей истории, предметные знания. Анализировать сведения исторической карты. Составлять схему (с помощью учителя), Анализировать произошедшие изменения в сравнении с предыдущим периодом. | 25.04 | |
58 | Народные движения в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Беженцы, поход «за зипунами» | Научатся определять термины: бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война Получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта цивилизационного подхода к оценке социальных явлений. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять основные проблемы развития страны. Называть причины, особенности исторических событий. Определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоналии. . | 27.04 | |
59 | Россия в системе международных отношений | 1 | Комбинированный урок | Верительная грамота, коалиция, ратификация, фураж | Научатся определять термины: голытьба, реестровые казаки, Рада, гетман, быдло Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики, работать с картой. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия | Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения (под руководством учителя). Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. | 29.04 | |
60 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | Комбинированный урок | Голытьба, реестровые казаки, униат | Научатся определять термины: Голытьба, реестровые казаки, униат Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, устанавливать причинно-следственные связи процесса вхождения Украины в состав России | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Выражать уважительное отношение к единой истории славянских народов. Понимать, что Российское государство складывалось на многонациональной основе. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Аргументировать ответ на основе материалов параграфа. | 04.05 | |
61 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | Комбинированный урок | Протопоп, раскол, старообрядчество | Научатся определять термины: патриарх, церковная реформа, раскол Получат возможность научиться: извлекать информацию из исторического источника, характеризовать роль церкви в жизни российского общества, давать оценку церковной реформе. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия. Использовать приёмы исторического анализа при работе с текстом. Использовать приёмы Подавать информацию в форме творческой работы. | 11.05 | |
62 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Чум, шаман, юрта, абориген, аманат, коч | Научатся определять термины: Чум, шаман, юрта, абориген, аманат, коч Получат возможность научиться: проследить значение открытий первопроходцев на развитие России | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Извлекать из карты сведения в контексте изучения темы. Определять значение термина, цели деятельности людей. Определять по карте исторические объекты. Заполнять контурную карту. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Высказывать обоснованное мнение. | 16.05 | |
63 | Культура народов России в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Парсуна | Научатся определять термины: парсуна, изразцы, сатирические повести Получат возможность научиться: сравнивать европейскую и российскую культуру, ориентироваться в жанрах русской литературы , отличать архитектурные стили изучаемой эпохи,. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Привлекать межкурсовые, межпредметные знания. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения. Аргументировать свою позицию, мнение. | 18.05 | |
64 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний | | Научатся определять термины, изученные в теме Россия в XVIIв. Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. | Осуществят проверку приобретённых знаний за курс изучения истории России за курс 7 класса | Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять основные проблемы развития страны. Называть причины, особенности исторических событий. Определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоналии. | 23.05 | |
65 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации | | Научатся определять термины, изученные в теме Россия в XVIIв. Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. | Осуществят проверку приобретённых знаний за курс изучения истории России за курс 7 класса | Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять основные проблемы развития страны. Называть причины, особенности исторических событий. Определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоналии. | 25.05 | |
Итого: 66 часов Резерв: 2 часа |