СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программ по информатике " Индивидуальный проект"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ по информатике " Индивидуальный проект"»



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» разработана на основании следующих документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с последующими изменениями);

2. Приказа Министерства образования и его образования» (с последующими изменениями), далее – ФГОССОО;

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от30.0 .2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями);

4. Учебного плана МБОУ «Степная СОШ" на 2021/22 учебные годы.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в 10 классе. Форма промежуточной аттестации - защита проекта в рамках годовых зачетов и экзаменов в мае - июне по окончании 10 класса.

Целью курса является освоение теоретических знаний и практических навыков в области компьютерного дизайна и развитие интереса обучающихся к инженерно-техническому образованию.


Задачи:

-сформировать единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

- закрепить и углубить знания и умения по информационным технологиям;

- систематизировать подходы к изучению коммуникационных технологий;

- показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет; - развить творческие способности в процессе проектно-исследовательской деятельности


Место элективного курса «Индивидуальный проект» в учебном плане.



Согласно учебному плану элективный курс «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в объёме 35 часов (1 час в неделю).

В связи с тем, что в настоящее время в федеральном перечне учебников отсутствуют учебники и методические пособия по преподаванию элективного курса «Индивидуальный проект», при создании настоящей программы были использованы образовательные ресурсы сети Интернет, а также следующие учебные пособия:

1. электронное пособие - Первые шаги в науке:практическое руководство по исследовательской деятельности учащихся / сост.С.А. Ганичева, О.С. Далинина. – Вологда: БОУ ВО ВМЛ, 2018

2.Янушевский В.Н. «Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы». Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 год.




1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

1.1. Личностные результаты.

 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

1.2. Метапредметные результаты Универсальные учебные действия:

Регулятивные умения: самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию

поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные умения: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий

и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Коммуникативные умения: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

1.3. Предметные результаты (по необходимости)

 разрабатывать программы для численного решения уравнений и решения задач оптимизации;

 разрабатывать программы для решения задач анализа данных;

 подключать и использовать готовые библиотеки подпрограмм на выбранном языке программирования;

 создавать и использовать многотабличные базы данных;

 понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы;

 использовать интернет-сервисы для совместной работы;

 понимать содержание понятий "искусственный интеллект", "большие данные", "виртуальная реальность", "дополненная реальность", "интернет вещей";

 понимать возможности и ограничения применения технологий искусственного интеллекта в различных областях




Тематическое планирование "Индивидуальный проект"

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов


Введение. Техника безопасности

1


Подготовка проекта

13


Реализация проекта

15


Итоги работы над проектом

6


Итого

35

2. Содержание учебного предмета - 35 часа

Введение. Техника безопасности-1ч

Подготовка проекта-13ч.

Научно-исследовательская работа, ее сущность, предмет исследования ( 3ч.) Виды научно-исследовательских работ. Содержание; объект и предмет исследования; гипотеза. Выбор темы работы.

Методы исследования (1ч). Методология; теоретические и эмпирические методы исследования.

Подбор литературы для исследования (2ч). Виды каталогов; справочно-библиографические издания. Пользование Интернет-ресурсами.

Составление библиографии исследования(2ч) . Библиографический список и его оформление. Библиографическая ссылка.

План работы(1ч). Принципы составления; виды планов. Теоретическая часть исследования (2ч). Научный стиль и его особенности. Тестирование; конспектирование; реферирование. Структура теоретической части научно-исследовательской работы (2ч).

Библиографический раздел и его роль. Теоретическая часть, ее подразделы. Представление теоретической части исследования.

Реализация проекта-15ч

Резервные уроки. Обсуждение работ учеников(2ч)

Исследовательская часть работы (3ч). Задачи исследования. Пути и формы сбора материала. Обработка материалов исследования. Анализ и синтез, сравнение и т.д. Задачи исследования. Пути и формы сбора материала. Обработка материалов исследования. Анализ и синтез, сравнение и т.д. Структура исследовательской части работы (2ч). Оформление результатов исследования. Выводы исследования (2ч), виды их оформления.

Введение в работу (2ч). Требования к оформлению. Структура: актуальность темы, степень исследованности вопроса, проблематика, гипотеза, цели и задачи, использованные методы, практическая значимость, структура работы и др.

Цитирование и его виды в работе (1ч) . Оформление сносок.

Оформление работы (2ч). Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Формат; шрифт; титульный лист; оглавление.

Приложения к работе (1ч). Состав приложений; варианты оформления.

Итоги работы над проектом-6ч

Доклад по итогам исследовательской работы (2ч). Подготовка к докладу; научный стиль в устной речи; тип речевой ситуации, искусство монолога, диалога. Резюме; тезисы к докладу. Типичные ошибки устных выступлений.

Презентация к выступлению (2ч). Виды презентаций. Электронная презентация, ее особенности, требования к оформлению. Резервные занятия(2ч)


3. Календарно -тематическое планирование

п/п


Содержание раздела (темы)

Основные виды учебной деятельности

Кол-во

часов


плановые

сроки


Фактические

сроки

1

Введение. Техника безопасности

наличие основных представлений о проектной деятельности, представление об основных понятиях проектной деятельности

1




Подготовка проекта-13ч


-

-



Научно-исследовательская работа, ее сущность, предмет исследования. ( 3ч.)


-

-


2

Виды научно-исследовательских работ.

определять вид проекта согласно классификации, работать с различными носителями информации

1



3

Содержание; объект и предмет исследования; гипотеза

наличие основных представлений о проектной деятельности ее содержании, , представление об основных понятиях проектной деятельности

1



4

Выбор темы работы. Обсуждение тематики исследования учеников. Критерии оценивания проектов и исследовательских работ.

наличие основных представлений о значении проектирования в развитии современного общества

1




Методы исследования (1ч.)


-

-


5

Методология; теоретические и эмпирические методы исследования.

представление об основных этапах проектной деятельности, раскрывать основные этапы выполнения проекта, иметь представление о собственных действиях на каждом этапе работы над проектом.

1




Подбор литературы для исследования(2ч.)


-

-


6

Виды каталогов; справочно-библиографические издания.

Знакомство со справочно-библиографическим отделом одной из библиотек (очная или заочная

экскурсия)

аргументировать выбор технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения проекта

1



7

Пользование Интернет-ресурсами

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

1




Составление библиографии исследования(2ч.)


-

-


8

Библиографический список и его оформление. Библиографическая ссылка.

владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества

1



9

Обсуждение библиографических списков обучающихся

аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

1




План работы(1ч)


-

-


10

Принципы составления; виды планов. Обсуждение планов работы обучающихся

определять вид информационного процесса, работать с различными носителями информации

1




Теоретическая часть исследования(2ч.))


-

-


11

Научный стиль и его особенности.

Тезирование; конспектирование;реферирование

аргументировать выбор темы проекта, продумывать роль программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

1



12

Анализ теоретической части исследования учеников

самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирает необходимые источники информации;

1




Структура теоретической части научно-исследовательской работы(2 ч.)


-

-


13

Библиографический раздел и его роль. Теоретическая часть, ее подразделы

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками,

заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества

1



14

Представление теоретической части исследования

аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

1




Реализация проекта-15ч



-

-


15,16

Резервные уроки. Обсуждение работ учеников(2ч.)


2




Исследовательская часть работы(3ч.)


-

-


17

Задачи исследования. Пути и формы сбора материала.


создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств

1



18

Обработка материалов исследования. Анализ и синтез,сравнение и т.д.

1



19

Обсуждение исследовательской части работы обучающихся

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

1




Структура исследовательской части работы(2ч.)


-

-


20

Структура исследовательской части работы. Оформление результатов исследования.


осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

1



21

Обсуждение исследовательской части работы обучающихся

1




Выводы исследования(2ч.)


-

-


22

Выводы исследования, виды их оформления

ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность

1



23

Анализ выводов исследования обучающихся

1




Введение в работу(2ч.)


-

-


24

Структура введения: актуальность темы, степень исследованности вопроса, проблематика, гипотеза,

цели и задачи, использованные методы, практическая значимость,структура работы и др.

создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.

1



25

Требования к оформлению. Анализ материалов учеников

создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств

1




Цитирование и его виды в работе


-

-


26

Цитирование и его виды в работе.Оформление сносок

создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств

1



14

Оформление работы(2ч.)


-

-


27

Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Формат; шрифт; титульный лист; оглавление.

создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств

1



28

Корректировка оформленных работ учеников

1




Приложения к работе


-

-


29

Состав приложений; варианты оформления. Анализ материалов учеников

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

1




Итоги работы над проектом-6 ч.


-

-



Доклад по итогам исследовательской работы(2ч.)


-

-


30

Подготовка к докладу; научный стиль в устной речи; тип речевой ситуации, искусство монолога, диалога, полилога. Резюме; тезисы к докладу

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

1



31

Типичные ошибки устных выступлений. Анализ выступлений обучающихся

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,готовность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; готовность к научно-техническому творчеству

1




Презентация к выступлению(2ч.)


-

-


32

Виды презентаций. Электронная презентация, ее особенности,требования к оформлению.

создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.

1



33

Анализ презентаций учеников

1




Резервные занятия (2ч.)


-

-


34

Корректировка работ учеников. Предзащита исследовательского проекта.

создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.

1



35

Промежуточная аттестация защита проекта

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

1




Всего


35






Учебно-методическое обеспечение

Рекомендуемая литература.     

1. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

2.     Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.

3.     Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.

4.      Под редакцией В.С. Рохлова « Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании»-М.: МИОО,2006

5.      Арцев М.Н.Учебно-исследовательская работа учащихся(методическиерекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29

6..Щербакова      С.Г.      Организация      проектной      деятельности      в образовательном учреждении, Волгоград,  Корифей, 95 с.

. В ходе учебных занятий курса используется электронное пособие - Первые шаги в науке:

практическое руководство по исследовательской деятельности учащихся / сост.

С.А. Ганичева, О.С. Далинина. – Вологда: БОУ ВО ВМЛ, 2018

http://festival.1september.ru/articles/532929/

-   http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm




Приложения

Приложение 1

Лист оценки выполнения проектной (учебно-исследовательской) работы

ФИ ученика класс_________

тема__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Самостоятельность

выполнения работы


Глубина

содержания

работы


Исполнительность

Оценка проектных

(исследовательских)

умений*


Общий

балл







Краткий отзыв или

рекомендации

руководителя




*(постановки проблемы и выдвижения гипотез, планирования и прогнозирования

результата, понимание способов оценки своей работы, работа с информацией,

оформление работы в соответствии с требованиями)

1 балл- низкий уровень;

2 балла - средний уровень;

3 балла -высокий уровень.

дата заполнения__________________

Подпись руководителя__________________________________________________




Приложение 2

Лист продвижения // Рефлексивный лист ученика (ФИ)__________

класс___ Руководитель______________

Тема_________________________________________________________________________

Объектная

область_______________________________________________________________________

Предмет______________________________________________________________________

Цель_________________________________________________________________________

______________________________________


Этапы

деятель

ности


Цель этапа


Время

выполнения


Что удалось?,

что не удалось?,

причина затруднений

Отметка

руководи

теля


план

факт


1 этап

Цель этапа: определение проблемы, темы и целей проекта






2 этап


Цель этапа: пооперационная

разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и

результатов, сроков.






Определение источников информации,






способов сбора и анализа информации,






вида продукта,






возможных форм презентации

результатов проекта,






сроков презентации






Установление процедур и

критериев оценки результатов и процесса.






3 этап


Цель этапа: реализация проекта (осуществление деятельности по решению проблемы)






Самостоятельная работа по

задачам проекта. Промежуточные обсуждения полученных данных на

консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).






Написание:







введения






1 главы (теоретической)






2 главы (описание эксперимента)






Выводов.





4 этап

Цель этапа: оформление результатов работы Структурирование

полученной информации.






Оформление работы в соответствии с требованиями





5 этап

Цель этапа: презентация результатов (демонстрация материалов, представление результатов).

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

- подготовка тезисов, аннотаций и т.п.;

– презентация проекта.







6 этап

Цель этапа: оценка результатов и процесса проектной деятельности. Самоанализ проектной

деятельности.







.

.

Приложение 3

Критерии оценки исследовательского проекта/выступления по материалам

исследования( " зачет", " не зачет")

 актуальность исследования

 осведомленность, эрудиция автора

 научность

 самостоятельность (соотношение теоретической и исследовательской частей

работы)

 рефлексивность (умение оценить свое продвижение на этапах работы, оценить

достоинства и недостатки работы)

 презентабельность (качество оформления работы, выступления с докладом)

 умение отвечать на вопросы, вести диалог.



Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы

Структура

Требования к содержанию


Титульный лист

Содержит:

– наименование учебного заведения, где выполнена работа;

– Ф. И. О. автора;

– тему  работы;

– Ф. И. О.  руководителя;

– город и год


Оглавление

Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал


Введение

Содержит:

– актуальность;

– объект проекта;

-  цель работы;

– задачи;

– методы исследования;

– практическая значимость;

– апробация;

– база исследования


Основная часть (не более
10–15 с.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме


Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной  работе


Список
литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании  работы


Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе

 

1

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!