Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» разработана на основании следующих документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
2. Приказа Министерства образования и его образования» (с последующими изменениями), далее – ФГОССОО;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от30.0 .2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями);
4. Учебного плана МБОУ «Степная СОШ" на 2021/22 учебные годы.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в 10 классе. Форма промежуточной аттестации - защита проекта в рамках годовых зачетов и экзаменов в мае - июне по окончании 10 класса.
Целью курса является освоение теоретических знаний и практических навыков в области компьютерного дизайна и развитие интереса обучающихся к инженерно-техническому образованию.
Задачи:
-сформировать единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- закрепить и углубить знания и умения по информационным технологиям;
- систематизировать подходы к изучению коммуникационных технологий;
- показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет; - развить творческие способности в процессе проектно-исследовательской деятельности
Место элективного курса «Индивидуальный проект» в учебном плане.
Согласно учебному плану элективный курс «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в объёме 35 часов (1 час в неделю).
В связи с тем, что в настоящее время в федеральном перечне учебников отсутствуют учебники и методические пособия по преподаванию элективного курса «Индивидуальный проект», при создании настоящей программы были использованы образовательные ресурсы сети Интернет, а также следующие учебные пособия:
1. электронное пособие - Первые шаги в науке:практическое руководство по исследовательской деятельности учащихся / сост.С.А. Ганичева, О.С. Далинина. – Вологда: БОУ ВО ВМЛ, 2018
2.Янушевский В.Н. «Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы». Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.1. Личностные результаты.
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
1.2. Метапредметные результаты Универсальные учебные действия:
Регулятивные умения: самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные умения: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Коммуникативные умения: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
1.3. Предметные результаты (по необходимости)
разрабатывать программы для численного решения уравнений и решения задач оптимизации;
разрабатывать программы для решения задач анализа данных;
подключать и использовать готовые библиотеки подпрограмм на выбранном языке программирования;
создавать и использовать многотабличные базы данных;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы;
использовать интернет-сервисы для совместной работы;
понимать содержание понятий "искусственный интеллект", "большие данные", "виртуальная реальность", "дополненная реальность", "интернет вещей";
понимать возможности и ограничения применения технологий искусственного интеллекта в различных областях
Тематическое планирование "Индивидуальный проект"
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
| Введение. Техника безопасности | 1 |
| Подготовка проекта | 13 |
| Реализация проекта | 15 |
| Итоги работы над проектом | 6 |
| Итого | 35 |
2. Содержание учебного предмета - 35 часа
Введение. Техника безопасности-1ч
Подготовка проекта-13ч.
Научно-исследовательская работа, ее сущность, предмет исследования ( 3ч.) Виды научно-исследовательских работ. Содержание; объект и предмет исследования; гипотеза. Выбор темы работы.
Методы исследования (1ч). Методология; теоретические и эмпирические методы исследования.
Подбор литературы для исследования (2ч). Виды каталогов; справочно-библиографические издания. Пользование Интернет-ресурсами.
Составление библиографии исследования(2ч) . Библиографический список и его оформление. Библиографическая ссылка.
План работы(1ч). Принципы составления; виды планов. Теоретическая часть исследования (2ч). Научный стиль и его особенности. Тестирование; конспектирование; реферирование. Структура теоретической части научно-исследовательской работы (2ч).
Библиографический раздел и его роль. Теоретическая часть, ее подразделы. Представление теоретической части исследования.
Реализация проекта-15ч
Резервные уроки. Обсуждение работ учеников(2ч)
Исследовательская часть работы (3ч). Задачи исследования. Пути и формы сбора материала. Обработка материалов исследования. Анализ и синтез, сравнение и т.д. Задачи исследования. Пути и формы сбора материала. Обработка материалов исследования. Анализ и синтез, сравнение и т.д. Структура исследовательской части работы (2ч). Оформление результатов исследования. Выводы исследования (2ч), виды их оформления.
Введение в работу (2ч). Требования к оформлению. Структура: актуальность темы, степень исследованности вопроса, проблематика, гипотеза, цели и задачи, использованные методы, практическая значимость, структура работы и др.
Цитирование и его виды в работе (1ч) . Оформление сносок.
Оформление работы (2ч). Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Формат; шрифт; титульный лист; оглавление.
Приложения к работе (1ч). Состав приложений; варианты оформления.
Итоги работы над проектом-6ч
Доклад по итогам исследовательской работы (2ч). Подготовка к докладу; научный стиль в устной речи; тип речевой ситуации, искусство монолога, диалога. Резюме; тезисы к докладу. Типичные ошибки устных выступлений.
Презентация к выступлению (2ч). Виды презентаций. Электронная презентация, ее особенности, требования к оформлению. Резервные занятия(2ч)
3. Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | плановые сроки | Фактические сроки |
1 | Введение. Техника безопасности | наличие основных представлений о проектной деятельности, представление об основных понятиях проектной деятельности | 1 | | |
| Подготовка проекта-13ч | | - | - | |
| Научно-исследовательская работа, ее сущность, предмет исследования. ( 3ч.) | | - | - | |
2 | Виды научно-исследовательских работ. | определять вид проекта согласно классификации, работать с различными носителями информации | 1 | | |
3 | Содержание; объект и предмет исследования; гипотеза | наличие основных представлений о проектной деятельности ее содержании, , представление об основных понятиях проектной деятельности | 1 | | |
4 | Выбор темы работы. Обсуждение тематики исследования учеников. Критерии оценивания проектов и исследовательских работ. | наличие основных представлений о значении проектирования в развитии современного общества | 1 | | |
| Методы исследования (1ч.) | | - | - | |
5 | Методология; теоретические и эмпирические методы исследования. | представление об основных этапах проектной деятельности, раскрывать основные этапы выполнения проекта, иметь представление о собственных действиях на каждом этапе работы над проектом. | 1 | | |
| Подбор литературы для исследования(2ч.) | | - | - | |
6 | Виды каталогов; справочно-библиографические издания. Знакомство со справочно-библиографическим отделом одной из библиотек (очная или заочная экскурсия) | аргументировать выбор технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения проекта | 1 | | |
7 | Пользование Интернет-ресурсами | выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия | 1 | | |
| Составление библиографии исследования(2ч.) | | - | - | |
8 | Библиографический список и его оформление. Библиографическая ссылка. | владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества | 1 | | |
9 | Обсуждение библиографических списков обучающихся | аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; | 1 | | |
| План работы(1ч) | | - | - | |
10 | Принципы составления; виды планов. Обсуждение планов работы обучающихся | определять вид информационного процесса, работать с различными носителями информации | 1 | | |
| Теоретическая часть исследования(2ч.)) | | - | - | |
11 | Научный стиль и его особенности. Тезирование; конспектирование;реферирование | аргументировать выбор темы проекта, продумывать роль программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; | 1 | | |
12 | Анализ теоретической части исследования учеников | самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирает необходимые источники информации; | 1 | | |
| Структура теоретической части научно-исследовательской работы(2 ч.) | | - | - | |
13 | Библиографический раздел и его роль. Теоретическая часть, ее подразделы | готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества | 1 | | |
14 | Представление теоретической части исследования | аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; | 1 | | |
| Реализация проекта-15ч | | - | - | |
15,16 | Резервные уроки. Обсуждение работ учеников(2ч.) | | 2 | | |
| Исследовательская часть работы(3ч.) | | - | - | |
17 | Задачи исследования. Пути и формы сбора материала. | создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств | 1 | | |
18 | Обработка материалов исследования. Анализ и синтез,сравнение и т.д. | 1 | | |
19 | Обсуждение исследовательской части работы обучающихся | использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. | 1 | | |
| Структура исследовательской части работы(2ч.) | | - | - | |
20 | Структура исследовательской части работы. Оформление результатов исследования. | осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия | 1 | | |
21 | Обсуждение исследовательской части работы обучающихся | 1 | | |
| Выводы исследования(2ч.) | | - | - | |
22 | Выводы исследования, виды их оформления | ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность | 1 | | |
23 | Анализ выводов исследования обучающихся | 1 | | |
| Введение в работу(2ч.) | | - | - | |
24 | Структура введения: актуальность темы, степень исследованности вопроса, проблематика, гипотеза, цели и задачи, использованные методы, практическая значимость,структура работы и др. | создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств. | 1 | | |
25 | Требования к оформлению. Анализ материалов учеников | создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств | 1 | | |
| Цитирование и его виды в работе | | - | - | |
26 | Цитирование и его виды в работе.Оформление сносок | создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств | 1 | | |
14 | Оформление работы(2ч.) | | - | - | |
27 | Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Формат; шрифт; титульный лист; оглавление. | создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств | 1 | | |
28 | Корректировка оформленных работ учеников | 1 | | |
| Приложения к работе | | - | - | |
29 | Состав приложений; варианты оформления. Анализ материалов учеников | задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута | 1 | | |
| Итоги работы над проектом-6 ч. | | - | - | |
| Доклад по итогам исследовательской работы(2ч.) | | - | - | |
30 | Подготовка к докладу; научный стиль в устной речи; тип речевой ситуации, искусство монолога, диалога, полилога. Резюме; тезисы к докладу | мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки | 1 | | |
31 | Типичные ошибки устных выступлений. Анализ выступлений обучающихся | нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,готовность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; готовность к научно-техническому творчеству | 1 | | |
| Презентация к выступлению(2ч.) | | - | - | |
32 | Виды презентаций. Электронная презентация, ее особенности,требования к оформлению. | создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств. | 1 | | |
33 | Анализ презентаций учеников | 1 | | |
| Резервные занятия (2ч.) | | - | - | |
34 | Корректировка работ учеников. Предзащита исследовательского проекта. | создавать демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств. | 1 | | |
35 | Промежуточная аттестация защита проекта | нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, | 1 | | |
| Всего | | 35 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература.
1. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
2. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
4. Под редакцией В.С. Рохлова « Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании»-М.: МИОО,2006
5. Арцев М.Н.Учебно-исследовательская работа учащихся(методическиерекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29
6..Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
. В ходе учебных занятий курса используется электронное пособие - Первые шаги в науке:
практическое руководство по исследовательской деятельности учащихся / сост.
С.А. Ганичева, О.С. Далинина. – Вологда: БОУ ВО ВМЛ, 2018
- http://festival.1september.ru/articles/532929/
- http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
Приложения
Приложение 1
Лист оценки выполнения проектной (учебно-исследовательской) работы
ФИ ученика класс_________
тема__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Самостоятельность выполнения работы | Глубина содержания работы | Исполнительность | Оценка проектных (исследовательских) умений* | Общий балл |
| | | | |
Краткий отзыв или рекомендации руководителя | |
*(постановки проблемы и выдвижения гипотез, планирования и прогнозирования
результата, понимание способов оценки своей работы, работа с информацией,
оформление работы в соответствии с требованиями)
1 балл- низкий уровень;
2 балла - средний уровень;
3 балла -высокий уровень.
дата заполнения__________________
Подпись руководителя__________________________________________________
Приложение 2
Лист продвижения // Рефлексивный лист ученика (ФИ)__________
класс___ Руководитель______________
Тема_________________________________________________________________________
Объектная
область_______________________________________________________________________
Предмет______________________________________________________________________
Цель_________________________________________________________________________
______________________________________
Этапы деятель ности | Цель этапа | Время выполнения | Что удалось?, что не удалось?, причина затруднений | Отметка руководи теля |
план | факт |
1 этап | Цель этапа: определение проблемы, темы и целей проекта | | | | |
2 этап | Цель этапа: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков. | | | | |
| Определение источников информации, | | | | |
| способов сбора и анализа информации, | | | | |
| вида продукта, | | | | |
| возможных форм презентации результатов проекта, | | | | |
| сроков презентации | | | | |
| Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. | | | | |
3 этап | Цель этапа: реализация проекта (осуществление деятельности по решению проблемы) | | | | |
| Самостоятельная работа по задачам проекта. Промежуточные обсуждения полученных данных на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | | | | |
| Написание: | | | | |
| введения | | | | |
| 1 главы (теоретической) | | | | |
| 2 главы (описание эксперимента) | | | | |
| Выводов. | | | | |
4 этап | Цель этапа: оформление результатов работы Структурирование полученной информации. | | | | |
| Оформление работы в соответствии с требованиями | | | | |
5 этап | Цель этапа: презентация результатов (демонстрация материалов, представление результатов). Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; - подготовка тезисов, аннотаций и т.п.; – презентация проекта. | | | | |
6 этап | Цель этапа: оценка результатов и процесса проектной деятельности. Самоанализ проектной деятельности. | | | | |
.
.
Приложение 3
Критерии оценки исследовательского проекта/выступления по материалам
исследования( " зачет", " не зачет")
актуальность исследования
осведомленность, эрудиция автора
научность
самостоятельность (соотношение теоретической и исследовательской частей
работы)
рефлексивность (умение оценить свое продвижение на этапах работы, оценить
достоинства и недостатки работы)
презентабельность (качество оформления работы, выступления с докладом)
умение отвечать на вопросы, вести диалог.
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: – наименование учебного заведения, где выполнена работа; – Ф. И. О. автора; – тему работы; – Ф. И. О. руководителя; – город и год |
Оглавление | Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение | Содержит: – актуальность; – объект проекта; - цель работы; – задачи; – методы исследования; – практическая значимость; – апробация; – база исследования |
Основная часть (не более 10–15 с.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
1