СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа психологического сопровождения среднего общего образования 10-11 классы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа способствует психологической готовности школьников к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа психологического сопровождения среднего общего образования 10-11 классы»

Пояснительная записка

Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин: ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но еще и личностной и психологической готовности к его выполнению.

Необходимо сохранить здоровье выпускника и физическое и психологическое.

Старшеклассники не всегда реалистично представляют ЕГЭ, нереалистичность установок.

Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.

Эффективным средством в ситуации стресса, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.

ЕГЭ по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи ЕГЭ требуются:

- высокая мобильность,

- переключаемость,

- высокий уровень организации деятельности,

- высокая и устойчивая работоспособность,

- высокий уровень концентрации внимания.


Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:


1.Процессуальные (связанные с процедурой):

– недостаточное знакомство с процедурой;

– незнакомое место и незнакомые взрослые.

2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):

– убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ;

– неадекватная самооценка.

3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):

– недостаточный объем знаний;

- недостаточная сформированность умений работы с текстовыми задаиями;

- не способность оперировать системой понятий учебного предмета.

Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Как можно повысить свою уверенность? В этом поможет упражнение “Мои ресурсы”. Напишите свои сильные стороны и преимущества. Напротив каждой своей сильной стороны ребенок пишет, как это сможет помочь на экзамене.

Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного “сдать успешно” – означает получит 3, для другого – набрать минимум 91 балл. При этом надо понимать: тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только один из тысячи выпускников. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии – например, непременно решить задания группы С, не доделав задания группы.

Очень важно рационально оценивать время, которое потребуется для написания ЕГЭ. Неумение планировать свое время приводит к возникновение страха не успеть, а это отрицательно влияет на результат. Поэтому важно не только осваивать работу с тестами, но и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.

Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ эффективна в условиях ограниченности времени и необходимости грамотно и профессионально подготовить школьников к аттестации. При желании программа может успешно совмещать в себе упражнения, направленные на аутогенную тренировку, способы повышения уверенности, лекции на уточнения процедуры ЕГЭ, отработку оптимальный стратегий при его выполнении и многое другое.

Цель программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ и ОГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной, технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача экзаменов. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьным психологом:

- просвещение;

- мониторинг изменений;

- занятия с элементами тренинга.


Их решение обеспечивает комплексное психологическое сопровождение обучающихся, сдающих ЕГЭ и ОГЭ, помогает обучающимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Методы и техники, используемые на занятиях:

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Упражнения с элементами арттерапии.

Диагностические методики


Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приёмам эффективного запоминания

Субъекты программы: учащиеся 9-11-х классов, их родители, учителя.

Программа включает 5 направлений:

1. Диагностическое направление.

2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.

3.Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая работа.

5.Организационно-методическая работа.




Основные направления работы:

диагностическое направление: выявление подростков, испытывающих трудности в обучении;

коррекционно-развивающее направление: специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков подростков испытывающих трудности в обучении;

консультативное направление: специальное сопровождение подросков испытывающих трудности в обучении, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительское направление: разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— выявление психологических особенностей подростка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении;

— разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом возрастных особенностей;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития подростка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения.

Информационно-просветительская работа предусматривает: 

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.

 

Этапы реализации программы


Коррекционная работа реализуется поэтапно.

I этап (сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; решение педагогического совета о необходимости формирования психолого-педагогической комиссии для определения индивидуальной траектории обучения;

II этап (октябрь – март.) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении.

III этап (апрель.) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям подростка.

IV этап (май). Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения подростков испытывающих трудности в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


Механизм реализации программы

Механизм взаимодействия – психологическое и педагогическое сопровождение.

Механизм реализации программы – организация индивидуальной траектории обучения:

1. Индивидуальное обучение по адаптационному учебному плану;

2. Внеурочная индивидуальная или работа в группах с целью ликвидации пробелов знаний;


Социальное партнерство:

Родительская общественность


Требования к условиям реализации программы 


Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).


Программно‑методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно‑развивающие программы педагога-психолога.


Материально‑техническое обеспечение:

Материально‑техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально‑технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды образовательного учреждения. Информационное обеспечение:

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения подростков, с использованием современных информационно‑коммуникационных технологий.


Ожидаемые результаты:

Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие чёткости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ и ГИА).

При разработке использованы материалы программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА", содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия







































Перспективный план работы по психологическому сопровождению

обучающихся 9-11 классов по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ


Работа с учащимися 9-11-х классов



Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

1

Диагностика

Тест «Карта интересов»

Выявление уровня профессионального самоопределения 11 кл.

Сентябрь



Тест-опросник Шмишека «Кем быть?»

Определение профессиональной направленности личности

Сентябрь



Тест Филлипса

Выявление уровня тревожности.

октябрь-ноябрь



Тест «Стресс»

Анкета

Выявление уровня стресса.

Декабрь



Методика Ч. Д. Спилберга

Диагностика самооценки 10кл

Декабрь



Тест «Моральная устойчивость»

Выявление уровня моральной устойчивости.

Февраль



Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассел

Диагностика суицидальных склонностей 10 кл.

Март

2

Практическая работа

Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Дать рекомендации по подготовке к экзаменам.

декабрь-

февраль

3

Индивидуальные и групповые занятия (по запросу)

Как лучше подготовиться к экзаменам

Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам.

Октябрь



Поведение на экзамене

Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена.

Ноябрь



Память и приёмы запоминания

Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти.

Декабрь



«Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала»

Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала.

Январь



Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (по запросу)

Развитие ВПФ, работа по формированию стрессоустойчивости. Снятие эмоционального напряжения.

Март-май



Психолого-профориентационная работа

 в период подготовки к ОГЭ И ЕГЭ

Психологическая поддержка выпускников - это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Цель занятий психологической службы  -  отработка стратегии и тактики поведения участников педагогического процесса в период подготовки, т.е. научить ребят вести себя в стрессовых ситуациях, показать возможные сценарии выхода из них;  оказать консультативную помощь  родителям и учителям в период   сдачи экзаменов.

Тематическое планирование


п/п

Тема

Цель

1

«Как готовиться к экзаменам»

сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам

2

«Как вести себя во время экзаменов»

познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена

3

«Способы снятия нервно-психического напряжения»

познакомить с понятием «саморегуляция» и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения

4

«Как справиться со стрессом»

осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса

5

«Как управлять своими эмоциями»

научить управлять эмоциями

6

Комплекс упражнений «Прощай, напряжение»

снятие напряжения

7

«Суицид-не выход»

профилактика негативных эмоциональных состояний

8

Методические рекомендации

подготовка ребенка к сдаче экзаменов




Профессиональная ориентация учащихся

Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.


Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.


Этапы

Цель

Содержание

1 диагностический

изучение профессиональной направленности личности учащегося

карта интересов, тест-опросник Шмишека, «Кем быть?»

2 консультативно-просветительский

консультации с учениками, родителями, учителями; разработка методических рекомендаций по профориентации

Беседы: Как выбрать профессию,

Мастер-класс, Ваш ребенок-выпускник, Мир профессий,

Ваш ребенок-выпускник!

и т. д.

3 коррекционно-развивающий

формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего

Тренинги «Человек и профессия», «Мое профессиональное будущее»


4 деловая игра

помочь учащимся закрепить полученные знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

игра « Путешествие в мир профессий»


5 диагностический

изучение профессиональной направленности личности учащегося


карта интересов, «Кем быть?»








Список литературы:


  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.

  2. Е.И. Рогов “Эмоции и воля”, М., Владос,1999г, стр. 12-17

  3. Е.И.Рогов “Настольная книга практического психолога”, М., Владос, 1999 г.

  4. Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.

  5. ИГРЫ: обучение, тренинг, досу г., под ред. В.В.Петусинского, М., 1994 г.

  6. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.

  7. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.

  8. Л. Дубровина “Программы работы с подростками”, М. Просвещение, 1996 г.

  9. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.

  10. Н.В.Самоукина “Первые шаги школьного психолога”, Феникс+, Дубна, 2000 г.

  11. О. Мухина “Приручи свой гнев”, газета “Школьный психолог” №2, 2002 г.

  12. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.

  13. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.

  14. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.

  15. Р.С. Немов “Психология” т.3. М., Владос. “Диагностика ситуативный тревожности Спилберга и Ханина”.

  16. Р.С.Немов “Основы психологического консультирования”, М., Владос, 1999 г.

  17. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.

  18. Чибисова М.Ю. ЕГЭ. Психологическая поддержка. М. Генезис, 2004 г.

  19. Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 26-30.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!