Пояснительная записка
Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин: ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но еще и личностной и психологической готовности к его выполнению.
Необходимо сохранить здоровье выпускника и физическое и психологическое.
Старшеклассники не всегда реалистично представляют ЕГЭ, нереалистичность установок.
Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.
Эффективным средством в ситуации стресса, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.
ЕГЭ по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи ЕГЭ требуются:
- высокая мобильность,
- переключаемость,
- высокий уровень организации деятельности,
- высокая и устойчивая работоспособность,
- высокий уровень концентрации внимания.
Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:
1.Процессуальные (связанные с процедурой):
– недостаточное знакомство с процедурой;
– незнакомое место и незнакомые взрослые.
2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):
– убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ;
– неадекватная самооценка.
3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):
– недостаточный объем знаний;
- недостаточная сформированность умений работы с текстовыми задаиями;
- не способность оперировать системой понятий учебного предмета.
Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Как можно повысить свою уверенность? В этом поможет упражнение “Мои ресурсы”. Напишите свои сильные стороны и преимущества. Напротив каждой своей сильной стороны ребенок пишет, как это сможет помочь на экзамене.
Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного “сдать успешно” – означает получит 3, для другого – набрать минимум 91 балл. При этом надо понимать: тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только один из тысячи выпускников. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии – например, непременно решить задания группы С, не доделав задания группы.
Очень важно рационально оценивать время, которое потребуется для написания ЕГЭ. Неумение планировать свое время приводит к возникновение страха не успеть, а это отрицательно влияет на результат. Поэтому важно не только осваивать работу с тестами, но и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.
Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ эффективна в условиях ограниченности времени и необходимости грамотно и профессионально подготовить школьников к аттестации. При желании программа может успешно совмещать в себе упражнения, направленные на аутогенную тренировку, способы повышения уверенности, лекции на уточнения процедуры ЕГЭ, отработку оптимальный стратегий при его выполнении и многое другое.
Цель программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ и ОГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной, технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача экзаменов. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьным психологом:
- просвещение;
- мониторинг изменений;
- занятия с элементами тренинга.
Их решение обеспечивает комплексное психологическое сопровождение обучающихся, сдающих ЕГЭ и ОГЭ, помогает обучающимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Методы и техники, используемые на занятиях:
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Психофизиологические методики.
Упражнения с элементами арттерапии.
Диагностические методики
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приёмам эффективного запоминания
Субъекты программы: учащиеся 9-11-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3.Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
5.Организационно-методическая работа.
Основные направления работы:
— диагностическое направление: выявление подростков, испытывающих трудности в обучении;
— коррекционно-развивающее направление: специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков подростков испытывающих трудности в обучении;
— консультативное направление: специальное сопровождение подросков испытывающих трудности в обучении, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительское направление: разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— выявление психологических особенностей подростка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении;
— разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом возрастных особенностей;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития подростка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
I этап (сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; решение педагогического совета о необходимости формирования психолого-педагогической комиссии для определения индивидуальной траектории обучения;
II этап (октябрь – март.) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении.
III этап (апрель.) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям подростка.
IV этап (май). Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения подростков испытывающих трудности в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Механизм взаимодействия – психологическое и педагогическое сопровождение.
Механизм реализации программы – организация индивидуальной траектории обучения:
1. Индивидуальное обучение по адаптационному учебному плану;
2. Внеурочная индивидуальная или работа в группах с целью ликвидации пробелов знаний;
Социальное партнерство:
Родительская общественность
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Программно‑методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно‑развивающие программы педагога-психолога.
Материально‑техническое обеспечение:
Материально‑техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально‑технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды образовательного учреждения. Информационное обеспечение:
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения подростков, с использованием современных информационно‑коммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты:
Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:
1. Снижение уровня тревожности.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Развитие чёткости и структурированности мышления.
4. Повышение сопротивляемости стрессу.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ и ГИА).
При разработке использованы материалы программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА", содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия
Перспективный план работы по психологическому сопровождению
обучающихся 9-11 классов по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ
Работа с учащимися 9-11-х классов |
| Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки |
1 | Диагностика | Тест «Карта интересов» | Выявление уровня профессионального самоопределения 11 кл. | Сентябрь |
| | Тест-опросник Шмишека «Кем быть?» | Определение профессиональной направленности личности | Сентябрь |
| | Тест Филлипса | Выявление уровня тревожности. | октябрь-ноябрь |
| | Тест «Стресс» Анкета | Выявление уровня стресса. | Декабрь |
| | Методика Ч. Д. Спилберга | Диагностика самооценки 10кл | Декабрь |
| | Тест «Моральная устойчивость» | Выявление уровня моральной устойчивости. | Февраль |
| | Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассел | Диагностика суицидальных склонностей 10 кл. | Март |
2 | Практическая работа | Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ | Дать рекомендации по подготовке к экзаменам. | декабрь- февраль |
3 | Индивидуальные и групповые занятия (по запросу) | Как лучше подготовиться к экзаменам | Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам. | Октябрь |
| | Поведение на экзамене | Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена. | Ноябрь |
| | Память и приёмы запоминания | Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти. | Декабрь |
| | «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала» | Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала. | Январь |
| | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (по запросу) | Развитие ВПФ, работа по формированию стрессоустойчивости. Снятие эмоционального напряжения. | Март-май |
Психолого-профориентационная работа
в период подготовки к ОГЭ И ЕГЭ
Психологическая поддержка выпускников - это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Цель занятий психологической службы - отработка стратегии и тактики поведения участников педагогического процесса в период подготовки, т.е. научить ребят вести себя в стрессовых ситуациях, показать возможные сценарии выхода из них; оказать консультативную помощь родителям и учителям в период сдачи экзаменов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Цель |
1 | «Как готовиться к экзаменам» | сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам |
2 | «Как вести себя во время экзаменов» | познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена |
3 | «Способы снятия нервно-психического напряжения» | познакомить с понятием «саморегуляция» и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения |
4 | «Как справиться со стрессом» | осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса |
5 | «Как управлять своими эмоциями» | научить управлять эмоциями |
6 | Комплекс упражнений «Прощай, напряжение» | снятие напряжения |
7 | «Суицид-не выход» | профилактика негативных эмоциональных состояний |
8 | Методические рекомендации | подготовка ребенка к сдаче экзаменов |
Профессиональная ориентация учащихся
Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.
Этапы | Цель | Содержание |
1 диагностический | изучение профессиональной направленности личности учащегося | карта интересов, тест-опросник Шмишека, «Кем быть?» |
2 консультативно-просветительский | консультации с учениками, родителями, учителями; разработка методических рекомендаций по профориентации | Беседы: Как выбрать профессию, Мастер-класс, Ваш ребенок-выпускник, Мир профессий, Ваш ребенок-выпускник! и т. д. |
3 коррекционно-развивающий | формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего | Тренинги «Человек и профессия», «Мое профессиональное будущее» |
4 деловая игра | помочь учащимся закрепить полученные знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии. | игра « Путешествие в мир профессий» |
5 диагностический | изучение профессиональной направленности личности учащегося | карта интересов, «Кем быть?» |
Список литературы:
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.
Е.И. Рогов “Эмоции и воля”, М., Владос,1999г, стр. 12-17
Е.И.Рогов “Настольная книга практического психолога”, М., Владос, 1999 г.
Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.
ИГРЫ: обучение, тренинг, досу г., под ред. В.В.Петусинского, М., 1994 г.
Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.
Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
Л. Дубровина “Программы работы с подростками”, М. Просвещение, 1996 г.
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
Н.В.Самоукина “Первые шаги школьного психолога”, Феникс+, Дубна, 2000 г.
О. Мухина “Приручи свой гнев”, газета “Школьный психолог” №2, 2002 г.
Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
Р.С. Немов “Психология” т.3. М., Владос. “Диагностика ситуативный тревожности Спилберга и Ханина”.
Р.С.Немов “Основы психологического консультирования”, М., Владос, 1999 г.
Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.
Чибисова М.Ю. ЕГЭ. Психологическая поддержка. М. Генезис, 2004 г.
Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 26-30.
12