СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочных занятий по физике для 5 класса «Физика в эксперименте»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочных занятий по физике для 5 класса "Физика в эксперементе разработана на основании авторской программы Гуречича А.Е. "Физика.Химия. 5-6 класс"

Программа расчитана на 35 часов, причём 30 часов отводится на лабораторные работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочных занятий по физике для 5 класса «Физика в эксперименте»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочных занятий по физике для 5 класса «Физика в эксперименте»
Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа внеурочных занятий по физике для 5 класса «Физика в эксперименте» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования по физике МБОУ СОШ №15 города Кузнецка, с использованием авторской программы А.Е.Гуревич «Физика. Химия. 5-6 класс».

Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.

На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников 5 класса, ресурсное обеспечение и приложение: календарно - тематическое планирование.

Общая характеристика курса

Физика – основа естествознания. Объем знаний, необходимых для обеспечения высокого научного уровня, неизбежно растет. Количество знаний становится трудно воспринимаемым. Трудности преподавания физики в школе хорошо известны: высокий уровень абстракции языка (математическая форма законов), высокая степень обобщения в фундаментальных физических теориях, малое количество часов. Физический метод можно представить следующий образом: явление – образ – понятие (модель) – величина – феноменологическое описание – фундаментальное обобщение (закон) – фундаментальная теория – предсказания – проверочные эксперименты – приложения. Опора на физический метод позволяет решать проблемы освоения языка физики как части физической теории, подобрать посильный темп, учесть психологические и возрастные особенности восприятия учащихся. Дети 11-12 лет медленно пишут и читают, но быстро думают, фантазируют, изобретают. Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем.


Цели и задачи курса:

  • овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики

  • создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач

  • формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях

  • развитие обще-учебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач

  • развитие творческих способностей учащихся

  • развитие коммуникативных умений работать в парах и группе

  • показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Введение физики на ранней стадии обучения требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Одной из центральных задач современного образования является достижение образованности каждого человека, обеспечение необходимого соот­ветствия качественных и количественных результатов деятельности школы потребностям личности, общества.

Цель учебной программы:

подготовка к сознательному усвоению системного курса физики;

познакомить с языком и методом физического познания;

создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора естественнонаучного и химико-биологического профиля обучения.

Основными задачами программы являются:

  • освоить все дидактические единицы программы пропедевтического курса в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи, самостоятельно строить план исследования;

  • ознакомить с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями науки и техники;

  • обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;

  • определить гигиенические основы жизни человека и умение нести ответственность за собственное здоровье;

  • способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки.

Место внеурочных занятий в учебном плане МБОУ СОШ № 15 города Кузнецка Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 города Кузнецка отводит 35 часов во внеурочной деятельности в 5 классе для курса «Физика в эксперименте» из расчета 1 учебный час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

  • получение представлений о проявлении физических законов и теории, методах научного познания;

  • определять физические величины экспериментально;

  • определять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, и оптимально устранять их;

  • описывать результаты опытов;

  • объяснять устройство и принципы действия физических приборов;

  • выполнять измерения с учетом погрешности измерений и техники безопасности;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц, диаграмм и графиков;

  • делать выводы.

В работе по содержанию возможны следующие виды деятельности:

  • выполнение лабораторных работ;

  • домашние самостоятельные исследования;

  • составление и решение задач как расчетного, так и оценочного характера;

  • составление таблиц;

  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

  • работа в группах и защита проектов;

  • работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet.


ученик должен знать (понимать):

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, гипотеза, теория, пространство, время, физическое тело, вещество и состояние вещества, молекулы, ионы, атом, диффузия, деформация, взаимодействие, плавление, испарение, электрический ток, отражение, преломление, созвездие, затмение, спутник, давление, влажность, механизмы, энергия, энергосбережение, автоматика, новые технологии;

  • смысл физических величин: длина, объём, площадь, путь, скорость, время, масса, плотность, сила, давление, работа, механическая энергия, температура плавления, электрон, электрическое напряжение; угол отражения и угол преломления;

  • смысл физических законов: закон всемирного тяготения, принцип относительности механического движения, условие равновесия тел; закон Паскаля, условие плавания тел, закон сохранения массы, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света по построениям;

  • вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики и техники;


уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: определение размеров физического тела, измерение объёма жидкости, зависимость давления твердого тела от площади опоры и массы; зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объёма тела; расширение тел при нагревании; сборка электрических цепей; получение теней; исследование отражения и преломления света; получение изображений с помощью тонкой линзы; работа с рычагом и блоками;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и опыт – основа построения научных теорий; физическая теория дает возможность объяснять явления природы, предсказывать неизвестные явления; объяснение природных явления;

  • применять полученные знания для решения физических задач: расчет плотности; расчет давления твердого тела; расчет механической работы;

  • определять: характер физического процесса по графикам, таблице, формуле;

  • измерять: скорость, время, объём, массу тела; силу тяжести, упругости, трения, силу Архимеда; работу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, электрическое напряжение, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей (половина цены деления);

  • работать с мензуркой, термометром, динамометром, рычажными весами, транспортиром;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики; зрительный и слуховой аппарат человека с точки зрения физики;

  • на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки информации по физике;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств связи; рационального природопользования (энерго-, тепло- и водосберегающие технологии) и защиты окружающей среды; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам поведения в природной среде.



Основное содержание внеурочных занятий по физике в 5 классе


ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.

Лабораторные работы: «Определение размера физического тела», «Измерение объема жидкости», «Измерение объема твердого тела».

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА (11 часов).

Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.

Лабораторные работы: «Сравнение характеристик физических тел», «Наблюдение различных состояний вещества», «Измерение массы на рычажных весах», «Измерение температуры воды и воздуха», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ», «Измерение массы твердого тела».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (10часов)

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Лабораторные работы: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения», «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел», «Вычисление давления тела на опору», «Измерение выталкивающих сил», «Выяснение условий плавания тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «От чего зависит выталкивающая сила?».

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)

Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширения жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Лабораторные работы: «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки», «Наблюдение за плавлением снега», «От чего зависит скорость испарения жидкости?».

Резерв времени (1 час)



Резерв 1 ч

Всего 34 +1 = 35 ч

Планируемые результаты обучения

В результате обучения физики обучающийся должен
знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величии: путь, скорость, масса, плотность, сила давление, работа;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения,;
уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейно движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний
о механических, тепловых;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
• контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
• рационального применения простых механизмов;

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Количество лабораторных работ

1

Введение

4

4

3

2

Тела и вещества

11

11

8

3

Взаимодействие тел


10

10

9

4

Физические явления

10

10

10

5

Резерв

-

-



Итого

35

35

30



Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Физика. Химия. 5-6 классы. А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак . – Дрофа. - 2011 г.

Программа пропедевтического курса физики позволяет правильно понимать и объяснять использование физических закономерностей, осознанно подходить к формированию основных понятий физики, биофизики, физической химии и других смежных фундаментальных наук.

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ естественнонаучного и химико-биологического направления. В качестве контроля может использоваться система тестов на основе контрольных работ по курсу «Физика и химия» для 5-6 классов (книга для учителя А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак «Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы», Издательство «Просвещение», 1994).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Антонов В.Ф. Практикум по биофизике. – М., Изд. Центр «Владос», 2001.

  2. Анфилов Б.М. Физика и музыка. – М., Детлит, 1967.

  3. Балашов М.М. О природе. – М., Просвещение, 1991.

  4. Бездепсный Е.А. Физика в живой природе и медицине. – Киев, 1976.

  5. Билимович Б.Ф. Физические викторины в средней школе. – М., Просвещение, 1977.

  6. Блудов М.И. Беседы по физике. – М., Просвещение, 1964.

  7. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога.– М., Наука, 1986.

  8. Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике. – М., Просвещение, 2000.

  9. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М., Просвещение, 1989.

10.Дендебер С.В., Зуева Л.В. и др. Физика. Химия. Биология. Контструктор элективных курсов. – М., Методкнига, 2006.

11.Елькин В.И.Оригинальные уроки физики и приемы обучения.– М., Школа-Пресс, 2000.

12.Жерарден Л. Бионика. – М., Мир, 1971.

13.Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М., Просвещение, 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!