СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся жить вместе" для 1 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основывается на потребности следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Новизна программы. Программа «Учимся жить вместе» предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся жить вместе" для 1 класса»

  1. Пояснительная записка


Развитие современного цивилизованного общества основано на коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.

Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.

Программа внеурочной деятельности социального направления «Учимся жить вместе» разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г. № 373 (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Останинская ООШ»;

  • Положение о программе внеурочной деятельности по реализации ФГОС (приказ №132 от 26.06.2015г.)

Актуальность программы. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основывается на потребности следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Новизна программы. Программа «Учимся жить вместе» предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Курс «Учимся жить вместе» способствует созданию условий для социального развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира. «Ребенок познает внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребенка происходит через осознание и облагораживание источника его духовной жизни (Души и Сердца ребенка)» (Ш.А. Амонашвили). Отношение к внешнему миру (людям, природе, вещам) зависит от степени осознания и принятия духовных ценностей.

Цель программы:

Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, развитие самосознания ребенка, чувства «Я», самоуважения.

Основные задачи программы:

  • пробуждение интереса ребёнка к себе, своему внутреннему духовному миру;

  • привлечение внимания учащихся к основным нравствен­ным категориям, первичное ознакомление с ними;

  • формирование самооценки своих качеств, своих достиже­ний и возможностей;

  • ознакомление с понятиями нравственность, добро, со­весть, любовь, трудолюбие, долг;

  • знакомство с возможностью управлять своим поведением;

  • создание у учащихся первого опыта самоанализа, саморегу­ляции поведения;

  • формирование положительной эмоциональной «Я-концеп­ции»: «Я-нравлюсь», «Я-способен», «Я-защищён».

  • Обучение детей пониманию себя и умению « быть в мире с собой».

  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

  • Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.

  • Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

  • Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.

  • Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

  • Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Основные принципы, подходы и идеи, реализуемые в программе:

  • Личностно - ориентированный - принцип адаптивности, развития, психологической комфортности.

  • Культурно- ориентированный - принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.

  • Деятельностно- ориентированный - принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка.

  • Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе.

  • Принцип следования нравственному примеру значимых взрослых.

Идея сотрудничества: взаимодействие ребенка с педагогом, с одноклассниками при обсуждении вопроса или поведения героя сказки, рассказа, мультфильма, в процессе игры, разыгрывании ситуации, театрализации.

Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро.

Бойся обидеть человека.

Люби и прощай людей.

Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Основные разделы программы:

«Воспитания умения жить вместе»

«Воспитание самостоятельности»

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Беседы, викторины;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки

  • Тренинги общения

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Ролевые игры

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…». Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.

Методы воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Особенности реализации программы

Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:

1. Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.

2. Личность значимого взрослого (педагога, родителя) наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.

3. Гуманное взаимодействие педагога и родителей по духовно- нравственному воспитанию детей. Готовность родителей к сотрудничеству со школой в духовно-нравственном развитии личности ребенка, управлению этим процессом в условиях семьи.

4. Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.

5. Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Интеграция методов и приемов словесных («разговор по душам», «секрет на ушко», «философствование», запись в личном дневнике) и игровых и др.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа внеурочной деятельности социального направления «Учимся жить вместе» разработана для обучающихся 1 класса. Программа рассчитана на 33 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.


Ценностные ориентиры содержания программы

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание внеурочной деятельности способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


2. Прогнозируемые результаты освоения программы


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов – приобретение младшими школьниками социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:

- социальные роли, права и обязанности человека, школьника, семьянина, товарища, гражданина России, жителя планеты Земля;

- начальные представления о моральных нормах, принятых в обществе и нравственном поведении;

- представления о нравственных, душевных качествах человека; богатстве души, внутренней красоте человека;

- правила вежливого общения со сверстниками и взрослыми, правила дружной честной игры, правила работы в группе;

- названия эмоций и чувств, их выражения с помощью мимики и жестов, способы управления своим настроением;

- представление о важности правильных, добрых мыслей в жизни человека и всего человечества;

- особенности культур разных народов нашей страны, духовные основы различных традиционных религий;

- представление о смысле человеческой жизни.

Второй уровень результатов – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:

- переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, планете Земля;

- принятие ребенком права каждого человека быть уникальной личностью;

- принятие ценностных ориентаций - общечеловеческих ценностей (Земля, Родина, семья, труд, знания, культура, мир, человек), национальных, семейных, духовных ценностей;

- уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

- добросовестное, ответственное отношение к труду, школьным и домашним обязанностям;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, способность к постижению красоты в природе и социуме, стремление творить прекрасное;

- эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, к себе;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- неравнодушное отношение к успехам и жизненным проблемам других людей, сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- активное отношение к негативным проявлениям в детском коллективе;

- осознание зависимости счастья человека от его внутреннего мира, стремление к духовному обогащению;

- уважительное отношение к традиционным религиям.

Третий уровень результатов – получение младшими школьниками опыта самостоятельного ответственного поведения, общественного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в парах, группах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи; становление у детей коммуникативных навыков;

- соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- проявления социальной заботы о других людях и окружающей действительности;

- первоначальный опыт участия в общественно полезной, природоохранительной деятельности совместно с родителями;

- опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствования.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным и может осуществляться каждым ребенком в индивидуальном темпе.

Предметные результаты:

  • формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме;

  • формирование уважительного отношения к собеседнику;

  • освоение доступных способов изучения общества, речевого этикета (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • получение первоначальных представлений о значении общения в жизни человека.


В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать/уметь:  основы практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, стране, приобретут целостный взгляд на мир; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры, истории Родины; получат возможность осознать своё место в мире; познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, культурных традиций, начнут осваивать умения проводить наблюдения, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;  научатся оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество, сверстников, этнос); научатся использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке, культуре, обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений для создания собственных устных или письменных высказываний.


3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные УУД:

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

  • Морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении.

  • Ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

  • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других людей.

  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


4. Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Кто «Я»?

9

7

2

2.

Какой «Я»?

16

12

4

3.

Я живу среди людей

7

2

5

5

Итоговое занятие

1

0

1

Итого

33

21

12





5. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел «Кто Я?» (9 часов)

Самая главная дата в жизни человека, самое главное событие года (день рождения). Чувства, которые испытывают родители при рождении ребенка (радость, гордость, счастье, любовь). Человек рождается для человека, для людей. Важность других людей для человека. Право каждого человека быть уникальным. Мечты и желания. Интересы и способности. Душевные качества и характер. Каким человеком хотят видеть меня взрослые?

Понятия «школьник», «учеба - труд школьника». Учеба – напряженный труд ума, сердца и души. Идеал школьника: старательный, добросовестный, ответственный, дисциплинированный, организованный. Соблюдение обязательных для всех школьников правил поведения на уроке и перемене. Переживание ситуации успеха для каждого ученика. Портфолио достижений ученика – возможность почувствовать себя в чем-то умелым, способным. Вручение каждому медали за какое-то достижение.

Понятие «одноклассник». Идеал одноклассника: добрый, внимательный, веселый, хороший друг. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, осознание себя частью единого целого. Уважительное отношение к себе. Недопустимость прозвищ, насмешек, проявления гнева, злости, агрессивности. Активное участие ребенка в делах класса.

Понятия «семья», «родственники». Переживание ребенком чувства принадлежности к семейной общности. Мир семьи – занятия, увлечения, традиции, совместный труд.

Игровая программа «Вместе весело шагать». Расскажу о себе. Игровые элементы курса.

Понятия «страна», «Родина», образы-ассоциации: «Что вы представляете, когда слышите эти слова?». Переживание чувства сопричастности к красоте природы, к судьбе страны, в которой живут дети. Интерес и терпимое отношение к людям разных национальностей. Жители России – россияне. Осознание детьми того, что будущее страны зависит от них. Пожелания стране детей и их родителей.

Представления детей о Космосе, Вселенной, планете Земля, ее жителях - землянах. Осознание ребенком себя частью большого мира. Составление схемы «Я – часть Космоса»: маленьким кружком изобразить себя, кругом побольше – свой родной город (село), затем страну и самым большим кругом планету Земля.

Раздел «Какой Я?» (16 часов)

Каких героев сказок называют добрыми, а каких злыми? Понятия «добрый», «доброжелательный человек», «доброе дело». Примеры доброжелательного отношения к людям из жизни детей.

Что такое вежливость? Примеры «вежливых», «волшебных» слов. Словарь общеупотребительных вежливых слов. Формы приветствия людей. Почему мне нравятся вежливые люди? Правила вежливости.

Понятия «трудолюбивый», «ленивый». Кого мы называем трудолюбивым? Мои обязанности в школе и дома, как я их выполняю? Уважительное отношение ко всему, что создано трудом людей, к людям труда. Бережное отношение к вещам, предметам быта.

Понятия «хвастовство», «зазнайство». Зазнайство как причина потери друзей, одиночества. Соблюдение правил поведения во время игры. Мини-театр.

Понятия «жадность», «жадина». Почему нельзя жадничать? Жадность как причина ссоры с друзьями.

Понятия «упрямство» и «настойчивость». Упорство и трудолюбие. Настойчивость как необходимое качество для достижения каких-то результатов. Упрямство может быть причиной недосягаемости мечты.

Что такое честность и правдивость? Честный поступок. Правила честной игры.

Понятия «стыд», «стыдно». Чувство стыда. Добрые отношения с окружающими. Важность умения говорить слово «простите».

Сочувствие и гуманное отношение к людям, к животным, нуждающимся в помощи. Общечеловеческие ценности: доброта и помощь.

Стремление к достижению успеха. Вера в свои способности. Уверенность в своих силах. Способность оценить собственные умения. Что я умею делать хорошо? Как я это делаю? Самоуважение как признание собственных достоинств.

Раздел «Я живу среди людей» (7 часов)

Человек среди людей, люди вокруг человека. Врожденная потребность человека быть принятым кем-то, вместе с другими учиться, трудиться, играть. Выполнение общих правил жизни, поведения. Правила работы в паре, группе. Игры с правилами: обязательность выполнения правил, честность, умение радоваться успехам других. Качества человека, которые делают приятным общение с тобой: доброжелательность, отзывчивость, скромность, веселый нрав.

Слово и настроение человека. Сила доброго и злого слова. Значение добрых, задушевных слов в жизни человека. Слова лжи, клеветы, брани - слова, которые унижают, оскорбляют достоинство человека. Предвидение последствий своих слов, высказываний. Отрицательное отношение к грубостям. Желание участвовать в разговоре со сверстниками, взрослыми. Правила общения на уроке с учителем, с одноклассниками. Правила обращения к взрослым людям знакомым и незнакомым (вежливые слова и речевые обороты, благодарность, просьба и др.).

Основные чувства, эмоциональные состояния, присущие человеку; обозначение их словами (радость - веселье, грусть – печаль, злость – гнев). Слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Способы выражения чувств, настроения. Различение эмоционального состояния другого человека (обижен, опечален, недоволен) и соотнесение его с конкретной ситуацией. Важное в жизни умение – доставлять радость другим: улыбнуться, сказать доброе слово, комплимент, поделиться чем-то, помочь. Упражнения в определении и передаче разных эмоциональных состояний.

Представления детей о нравственной категории «доброта». Что такое «доброта», «добрая душа», «доброе слово», «доброе дело», «добрые поступки»? Примеры добрых поступков в жизни детей. Необходимость делать добро другим.

Понятия «дар», «дарить», «подарок». Внимательное отношение к родным и близким людям. Любовь и забота о членах семьи. Какую работу по дому выполняют мама, папа? Какие взрослые дела по силам выполнить ребенку? Как можно проявить свою любовь, внимание и заботу к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам), младшим братьям и сестрам. Как создать хорошее настроение своим родным. Самые дорогие подарки для родных.

Представления детей о дружбе. Какой класс можно назвать дружным? Как подружиться с одноклассниками. О дружбе мальчиков и девочек. От чего зависят дружеские отношения в классе? Правила дружной работы.

Представление детей о верном друге. За какие качества друга мы дорожим дружбой с ним? Радость дружбы. Как сохранить дружбу? Умение прощать ошибки, промахи в поведении друга. Значение пословицы «Дружбу помни, а зло забывай».

Мечта как символ счастья. О чем мы мечтаем. Условия осуществления мечты. Какие качества человека могут помешать осуществлению мечты. Коллективная творческая работа детей и учителя «Мы волшебники!» (сочинение-рассказ, рисунок, коллаж) или «Послание в будущее».

Итоговое занятие. Концертная семейная программа.









6. Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем занятий

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

Кто «Я»?

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Я – человек.

Применять правила по

ТБ на занятиях.


Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


2

Я – школьник.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий

Регулятивные: планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий). Познавательные: анализировать результаты опы­тов, элементарных исследований. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


3

Я одноклассник – друг и товарищ.

Развитие дружеских чувств как регуляторов моральных норм

Формирование дружеского, уважительного отношения к одноклассникам

Регулятивные: принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации занятия), формулировать правила поведения в природе.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


4

Я – член своей семьи.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Воспитание умения ценить и принимать такие базовые ценности, как «добро», «терпение», «семья»

Регулятивные: планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать по­следователь­ность необхо­димых операций (алгоритм действий). Познавательные: анализировать результаты опы­тов, элементарных исследований. Коммуникативные: составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каж­дую; пересказывать по плану.


5

Игровая программа «Вместе весело шагать»

Соотносить поступок с моральной нормой

Уметь ценить дружбу

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


6

Расскажу о себе.

Учиться рассказывать о себе.

Слушать и понимать речь других. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Регулятивные: планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий). Познавательные: анализировать результаты опы­тов, элементарных исследований. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


7

Я – часть своей страны.

Актуализировать имеющиеся знания о своей стране.

Переживание чувства сопричастности к красоте природы, к судьбе страны.

Регулятивные: принимать поставленную задачу;

Познавательные: обсуждение темы занятия;

Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью;



8

Я – житель планеты Земля.

Актуализировать имеющиеся знания о планете Земля.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


9

Я – житель планеты Земля.

С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.

Выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий

Регулятивные: уметь действовать по плану.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов

Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству.


10

Какой «Я»?

Могу ли я назвать себя добрым?

Соотносить поступок с мо­ральной нормой.

Воспитание умения ценить и принимать такие базовые ценности, как «добро», «терпение».

Регулятивные: планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий).

Познавательные: различать мето­ды познания ок­ружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, экспери­мент, моделиро­вание, вычисле­ние).

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом по­ставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необ­ходимую для ее решения.


11

Я – добрый.

Различать ос­новные нравственно-этические понятия, анализировать и характеризо­вать эмоцио­нальные состоя­ния и чувства окружающих, строить свои взаимоотноше­ния с их учетом.

Воспитание умения ценить и принимать такие базовые ценности, как «добро», «терпение».

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения


12

Как мне стать вежливым?

Получение первоначальных представлений о значении общения в жизни человека

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


13

Я – вежливый.

Учиться рассказывать о себе.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


14

Умею ли я трудиться?

Понимать значение труда в жизни человека.

Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Регулятивные: выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий;

Познавательные: стремление к познанию самого себя и окружающего мира;

Коммуникативные: умение рассуждать на заданную тему.


15

Я умею трудиться!

Соотносить поступок с мо­ральной нормой.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


16

Как мне не стать зазнайкой?

Получение первоначальных представлений о значении общения в жизни человека.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Регулятивные: выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий;

Познавательные: стремление к познанию самого себя и окружающего мира;

Коммуникативные: умение рассуждать на заданную тему.


17

Как мне стать щедрым?

Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение.


Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


18

Я упрямый или настойчивый?

Умение соотносить поступок с мо­ральной нормой

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме на заданную тему; осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии

для решения коммуникативных и познавательных задач.


19

Всегда ли я поступаю честно?

Умение соотносить поступок с мо­ральной нормой

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу.

Познавательные: осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач


20

Я – честный!

Умение оценивать свои и чужие поступки.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Регулятивные: выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий;

Познавательные: стремление к познанию самого себя и окружающего мира;

Коммуникативные: умение рассуждать на заданную тему.


21

Бывает ли мне стыдно?

Умение соотносить поступок с мо­ральной нормой

Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме стыде; формулирование ответов на вопросы учителя; Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач



22

Игровая программа «Стыд и срам»

Умение соотносить поступок с мо­ральной нормой

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя)

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения


23

Умею ли я сочувствовать другому?

Умение оценивать свои и чужие поступки.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Регулятивные: выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий;

Познавательные: стремление к познанию самого себя и окружающего мира;

Коммуникативные: умение рассуждать на заданную тему.


24

Умею ли я сочувствовать другому?

Различать ос­новные нравст­венно-этические понятия

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


25

За что я себя уважаю?

Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме

Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика».

Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме на заданную тему, осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника


26

Я живу среди людей.

Вместе – лучше!

Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные: уметь действовать по плану.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов

Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству.


27

Дар слова.

Получение первоначальных представлений о значении общения в жизни человека.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные: выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий;

Познавательные: стремление к познанию самого себя и окружающего мира;

Коммуникативные: умение рассуждать на заданную тему.


28

Поделись улыбкою своей.

Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


29

Не стесняйся доброты своей.

Различать ос­новные нравст­венно-этические понятия

Формирование этических чувств, доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей, целостного, социальноориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению

Регулятивные: выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий;

Познавательные: стремление к познанию самого себя и окружающего мира;

Коммуникативные: умение рассуждать на заданную тему.


30

Дари родным любовь и заботу.

Стремиться к красоте, поддерживать свое здоровье

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


31

Мой класс – мои друзья.

Научиться правильно вести себя с одноклассниками

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Регулятивные: уметь действовать по плану.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов

Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству.


32

Дружба верностью сильна.

Понимать значение дружбы.

Целостный социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Регулятивные: выражать по­ложительное отношение к процессу познания, способность к самооценке сво­их действий;

Познавательные: стремление к познанию самого себя и окружающего мира;

Коммуникативные: умение рассуждать на заданную тему


33

Итоговое занятие.

Мы мечтаем о будущем!

Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме

Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Алябьева. Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. Москва: ТЦ «Сфера», 2008

  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.

  3. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избр. псих, тр.: В 2-х т.-М.:Педагогика, 1980.

  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва: Просвещение,1982.

  5. Богуславская Н.Е.,. Купина Н.А Веселый этикет. Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1999.

  6. Бударникова Л.В., Попова Г.П. Проблемы нравственного становления. Материалы для родительских собраний. Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2-е изд. – М., 1967.

  8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Части 1. 2. Москва: «Издательство Скрипторий 2003». 2007.

  9. Данилина Т.В., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  10. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.

  11. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Сказки звёздной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии – СПб.: «Златоуст», 1998.

  12. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2008.

  13. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005.

  14. Козакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники. М.: ТЦ «Сфера», 2004.

  15. Лопатина А., Скребцова М. Притчи для детей и взрослых. Кн. 1,2,3. — М.: Амрита-Русь, 2009.

  16. Лопатина А., Скребцова М.. Мудрость на каждый день. Для детей и родителей. – М.: Амрита-Русь, 2009.

  17. Ретюнских Л.Т. «В поисках мудрости». Философия для младших школьников. Методические рекомендации для учителей и родителей. Москва «Философия – Детям», 2008.

  18. Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет. – М.: АРКТИ, 2002.

  19. Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. Волгоград: Учитель, 2007.

  20. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2005.

  21. Фопель К. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1 – М.: Генезис, 1998.

Оборудование

  1. Ноутбук, проектор, экран.

  2. Диски или записи с инструментальной и релаксационной музыкой.

  3. Альбомы, ватманы, акварельные и гуашевые краски, кисти, восковые мелки, поролон, свечи, печатки из разных материалов, трафареты, трубочки, нитки, зубные щетки, иголки, песок, клей, цветные нитки, наждачная бумага.

  4. Мяч, мягкие игрушки, при желании ребенка – игрушка.



8. Лист корректировки рабочей программы

п/п

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Подпись директора

.


 

 

 




.








.








.








.








.








.








.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!