Программа кружка «Русские народные спортивные игры» ставит задачу по всестороннему развитию детей школьного возраста, воспитание чувства прекрасного, формированию высоких эстетических чувств, умению понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине. Все это несет в себе народное творчество, русские спортивные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, предавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Русские народные подвижные и спортивные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства , физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
1. Развитие физических сил ребенка.
2. Воспитание сообразительности, наблюдательности, воображения, смелости, ловкости.
3. Формирование характера, воли, физическое укрепление.
4. Формирование устойчивых потребностей в занятиях физической культурой, укрепление здоровья, становление ребенка как личности.
5. Развивать двигательные качества, силу, ловкость, общую выносливость.
6. Обучение О.Р.У. прыжкам, лазанью, работе с мячом.
7.Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений.
8.Предупредить зрительное утомление у школьников.
9.Формирование правильной осанки.
• Научиться самостоятельно выполнять О.Р. У., играть в подвижные игры
1. Подвижные игры и соревнования.
2. Спортивные праздники.
3. Эстафеты.
№ п/п | Наименование раздела | Планируемые результаты |
сентябрь | Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 | О.Б.Ж. «Техника безопасности на уроках физкультуры». | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Овладение правильным и безопасным поведением, выполнение учебных задач без травматизма. | Учить применять правила техники безопасности на внеурочных занятиях, определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. |
2 | Старинные считалки. Современные считалки. | Формировать желание выбирать водящего с помощью считалок. | Освоить старинные и современные считалки | Учить, запоминать считалки, использовать их в подвижных играх. |
3 | Правила в подвижных играх. | Формирование уверенности в выполнении правил в подвижных играх. | Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время игровой деятельности. | Учить соблюдать и выполнять правила подвижных играх |
4 | Подвижные игры на внимание «Вызов номеров», «Лягушка» | Развитие стремления показать лучший результат в играх на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Совершенствовать умение ориентироваться, развитие быстроты реакции на сигнал, сообразительности, памяти, слуха. |
5 | Спортивный праздник «День здоровья» | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Освоение навыков маневрирования в играх на ориентировку в пространстве | Формировать внимание, память, слух, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве. |
6 | Гимнастика для глаз. Подвижные игры. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Предупредить зрительное утомление у детей | Учить выполнять комплекс гимнастики для глаз, применять его в жизни |
7 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений. | Формирование уверенности в точности выполнения игр с элементами ОРУ | Развитие ловкости и координации движений | Учить выполнять элементы ОРУ в играх, соблюдать и выполнять правила |
8 | Игры с бегом, эстафеты | Формирование уверенности в умении быстро ускоряться и останавливаться, разворачиваться в движении, передавать эстафету | Освоение навыков маневрирования в быстром движении | Учить передаче эстафеты, способствовать развитию физических качеств. |
9 | Подвижные игры с мячом «Вышибала» | Осваивать чувство владения мячом. | Координация движений рук и ног | Учить технике владения мяча: держание, бросок мяча. Учить играть в подвижные игры с мячом, знать правила игры. |
октябрь | | | |
10 | Эстафеты с элементами прыжков | Формирование чувства дальности прыжка и безопасного приземления | Уметь мгновенно проявлять скорость и силу | Учить технике прыжка, правильно выполнять основные движения в прыжках, приземляться на обе ноги |
11 | Эстафеты с предметами | Осваивать чувство команды, формирование уверенности в умении быстро передавать эстафету | Развитие ловкости, координации | Совершенствовать технику владения мячом, обучать ловле, передачи и броску мяча в подвижных играх |
12 | Подвижные игры на внимание. | Развитие стремления показать лучший результат в играх на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Уметь быстро реагировать на сигнал, развивать внимание, сообразительность. |
13 | Комплекс упражнений под музыкальное сопровождение | Формирование уверенности в точности выполнения ОРУ под музыку | Развитие согласованности движения рук и ног | Учить выполнять ОРУ под музыку, знать и называть и.п. ног и рук. |
14 | Комплекс упражнений с предметами (мешочком на голове). | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, профилактика нарушений осанки | Овладение комплексом упражнений для формирования правильной осанки | Учить выполнять комплекс ОРУ для формирования правильной осанки, для улучшения мышечного корсета позвоночника, понимать значение правильной осанки в жизни человека |
15 | Комплекс ОРУ сюжетно-ролевой | Формирование чувства дальности прыжка и безопасного приземления | Развитие согласованности движения рук и ног | Уметь выполнять комплекс ОРУ сюжетно-ролевой, знать и называть и.п. рук и ног |
16 | Подвижные игры на внимание. | Развивать стремление показать лучший результат в игре на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Уметь быстро реагировать на сигнал, развивать сообразительность, внимание. |
17 | Спортивый праздник «Веселые старты» | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Учить применять технические навыки в подвижных играх. Развитие координации и точности движений |
ноябрь | | | |
18 | Игры малой подвижности. | Формирование уверенности в точности выполнения правил в подвижных играх | Развитие ловкости и координации движений | Уметь ориентироваться в пространстве, развитие внимания, слуха, воспитание дисциплинированности, реакции на сигнал. |
19 | «Жмурки». «День-ночь» | Формирование уверенности, точности выполнения движений повязкой на глазах | Развитие ловкости. координации движений | Учить внимательно слушать, ориентироваться в пространстве. |
20 | Игры с элементами О.Р.У. | Формирование уверенности в точности выполнения игр с элементами ОРУ | Развитие дыхательной системы | Учить правильному положению рук и ног при выполнении ОРУ, развитие внимания, памяти. |
21 | «Горелки». Варианты игр. | Формирование стремления показать лучший результат в играх с бегом | Развитие координации движений и силовых качеств | Совершенствование навыков быстроты, ловкости. Воспитание организованности, дисциплинированности |
22 | Комплекс О.Р.У на расслабление. | Развитие навыков безопасного и мягкого приземления | Развитие дыхательной системы | Учить технически правильно выполнять прыжки во время проведения подвижных игр, закрепить технику прыжка |
23 | Подвижные игры на внимание. | Развивать стремление показать лучший результат в играх на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Уметь быстро реагировать на сигнал, развитие внимание и сообразительности |
24 | Подвижные игры с мячом. | Осваивать чувство владение мячом на месте, в ходьбе, в движении | Развитие ловкости, координации | Совершенствовать технику владения мячом, обучать ловле, передачи и броску мяча в подвижных играх |
25 | Эстафеты «Большие гонки». | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Учить применять технические навыки в подвижных играх .Развитие координации и точности движений |
декабрь | | | |
26 | Сговорки, считалки, жребий. | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Уметь применять технические навыки , полученные на уроках физкультуры в спортивных играх и эстафетах. Применять в под. играх сговорки, считалки, жребий. |
27 | Подвижные игры с мячом. | Осваивать чувство владения мячом. | Координация движений рук и ног | Учить технике владения мяча: держание, ведение, бросок мяча. Учить играть в подвижные игры с мячом, знать правила игры. |
28 | Подвижные игры на ориентировку в пространстве. | Развитие быстрой реакции на сигнал | Освоение навыков маневрирования в играх на ориентировку в пространстве | Формировать внимание, память, слух, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве. |
29 | Игры с элементами О.Р.У. | Формирование уверенности в точности выполнения игр с элементами ОРУ | Развитие ловкости и координации движений | Учить выполнять элементы ОРУ в играх, соблюдать и выполнять правила |
30 | Подвижные игры с бегом. | Формирование уверенности в умении быстро ускоряться и останавливаться, разворачиваться в движении | Освоение навыков маневрирования в быстром движении | Учить бегу в подвижных играх, способствовать развитию физических качеств. |
31 | Подвижные игры с прыжками. | Формирование чувства дальности прыжка и безопасного приземления | Уметь мгновенно проявлять скорость и силу | Учить технике прыжка, правильно выполнять основные движения в прыжках. приземляться на обе ноги |
32 | Комплекс О.Р.У. по профилактике плоскостопия. | Формирование установки на здоровый образ жизни | Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы | Учить выполнять комплекс по профилактике плоскостопия, знать основные положения рук и ног |
33 | Подвижные игры на реакцию. | Развивать стремление показать лучший результат в игре на реакцию | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Уметь быстро реагировать на сигнал, развивать сообразительность, внимание. |
| | | |
34 | Подвижные игры с мячом. | Осваивать чувство владения мячом. | Координация движений рук и ног | Учить технике владения мяча: держание, бросок и ловля мяча. Учить играть в подвижные игры с мячом, знать правила игры. |
35 | Дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений. | Формирование чувства уверенности в правильном выполнении комплекса дыхательной гимнастики | Осваивать универсальные умения для восстановления дыхания. | Учить использовать дыхательные упражнения для восстановления и совершенствования навыков дыхания |
36 | Подвижные игры с бегом, прыжками | Формирование уверенности в умении быстро ускоряться и останавливаться, разворачиваться в движении | Освоение навыков маневрирования в быстром движении | Учить бегу в подвижных играх, способствовать развитию физических качеств. |
37 | Подвижные игры с элементами О.Р.У. | Формирование уверенности в точности выполнения игр с элементами ОРУ | Развитие ловкости и координации движений | Учить выполнять элементы ОРУ в играх, соблюдать и выполнять правила |
38 | Гимнастика для глаз. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Предупредить зрительное утомление у детей | Учить выполнять комплекс гимнастики для глаз, применять его в жизни |
39 | Подвижные игры на внимание. | Развитие стремления показать лучший результат в играх на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Уметь быстро реагировать на сигнал, развивать внимание, сообразительность. |
февраль | | | |
40 | Подвижные игры с бегом «Салки» , «Колдун» | Формирование умения быстро выполнять ускорение | Уметь мгновенно проявлять скорость и силу | Учить технике прыжка, правильно выполнять основные движения в прыжках .приземляться на обе ноги |
41 | Комплекс О.Р.У.по профилактике плоскостопия. | Формирование установки на здоровый образ жизни | Укрепление связочно –мышечного аппарата стопы | Уметь выполнять комплекс по профилактике плоскостопия. Знать и применять его в повседневной жизни. |
42 | Подвижные игры с мячом. | Осваивать чувство владения мячом. | Координация движений рук и ног | Учить технике владения мяча: держание, ведение, бросок мяча. Учить играть в подвижные игры с мячом, знать правила игры. |
43 | Подвижные игры на ориентировку в пространстве. | Развитие быстрой реакции на сигнал | Освоение навыков маневрирования в играх на ориентировку в пространстве | Формировать внимание, память, слух, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве. |
44 | «Зарядка с клоуном». | Формирование уверенности в точности выполнения ОРУ под музыку | Развитие согласованности движения рук и ног | Учить выполнять ОРУ под музыку, знать и называть и.п. ног и рук. |
45 | Комплекс О.Р.У. на расслабление, стретчинг | Развитие навыков гибкости | Развитие дыхательной системы | Учить технически правильно выполнять упражнения на гибкость во время проведения стретчинга |
март | | | |
46 | Комплекс О.Р.У. по профилактике плоскостопия, косолапия | Формирование установки на здоровый образ жизни | Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы | Учить выполнять комплекс по профилактике плоскостопия и косолапия |
47 | Подвижные игры на внимание. | Развитие стремления показать лучший результат в играх на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Совершенствовать умение ориентироваться, развитие быстроты реакции на сигнал, сообразительности, памяти, слуха. |
48 | Игры малой подвижности. | Формирование уверенности в точности выполнения правил в подвижных играх | Развитие ловкости и координации движений | Уметь ориентироваться в пространстве, развитие внимания, слуха, воспитание дисциплинированности, реакции на сигнал. |
49 | Подвижные игры на внимание. | Развитие стремления показать лучший результат в играх на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Совершенствовать умение ориентироваться, развитие быстроты реакции на сигнал, сообразительности, памяти, слуха. |
50 | Эстафеты с мячом подвижные игры с мячом. | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Учить применять технические навыки в подвижных играх. Развитие координации и точности движений |
51 | Гимнастика для глаз. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Предупредить зрительное утомление у детей | Учить выполнять комплекс гимнастики для глаз, применять его в жизни |
52 | Подвижные игры на ориентировку в пространстве. | Развитие быстрой реакции на сигнал | Освоение навыков маневрирования в играх на ориентировку в пространстве | Формировать внимание, память, слух, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве. |
53 | «Воробьи и вороны», «Лягушка». Варианты игр. | Формирование уверенности, точности выполнения движений повязкой на глазах | Развитие ловкости. координации движений | Учить внимательно слушать, ориентироваться в пространстве. |
апрель | | | |
54 | Подвижные игры с элементами О.Р.У. | Формирование уверенности в точности выполнения игр с элементами ОРУ | Развитие ловкости и координации движений | Учить выполнять элементы ОРУ в играх, соблюдать и выполнять правила |
55 | Подвижные игры с элементами прыжков, бега и ходьбы | Формирование уверенности в умении быстро ускоряться и останавливаться, разворачиваться в движении | Освоение навыков маневрирования в быстром движении | Учить бегу в подвижных играх, способствовать развитию физических качеств. |
56 | Спортивный праздник «Мы веселые ребята». | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Учить применять технические навыки в подвижных играх. Развитие координации и точности движений |
57 | Комплекс по профилактике и коррекции нарушения осанки. | Формирование установки на здоровый образ жизни | Овладение комплексов упражнений по профилактике нарушения осанки | Уметь выполнять комплекс ОРУ для формирования правильной осанки, для улучшения мышечного корсета позвоночника. Понимать значение правильной осанки в жизни человека |
58 | Подвижные игры с прыжками. | Формирование чувства дальности прыжка и безопасного приземления | Уметь мгновенно проявлять скорость и силу | Учить технике прыжка, правильно выполнять основные движения в прыжках, приземляться на обе ноги |
59 | Подвижные игры с мячом. | Осваивать чувство владения мячом. | Координация движений рук и ног | Учить технике владения мяча: держание, ведение, бросок мяча. Учить играть в подвижные игры с мячом, знать правила игры. |
60 | Подвижные игры на ориентировку в пространстве. | Развитие быстрой реакции на сигнал | Освоение навыков маневрирования в играх на ориентировку в пространстве | Формировать внимание, память, слух, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве. |
61 | Эстафеты между двумя командами. | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Учить применять технические навыки в подвижных играх. Развитие координации и точности движений |
май | | | |
62 | Гимнастика для глаз. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Предупредить зрительное утомление у детей | Учить выполнять комплекс гимнастики для глаз, применять его в жизни |
63 | Игры малой подвижности. | Формирование уверенности в точности выполнения правил в подвижных играх | Развитие ловкости и координации движений | Уметь ориентироваться в пространстве, развитие внимания, слуха, воспитание дисциплинированности, реакции на сигнал. |
64 | Подвижные игры на внимание. | Развивать стремление показать лучший результат в игре на внимание | Концентрация внимания для достижения лучшего результата | Уметь быстро реагировать на сигнал, развивать сообразительность, внимание. |
65 | Спортивный праздник «Быстрые, смелые». | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Учить применять технические навыки в подвижных играх. Развитие координации и точности движений |
66 | Игры, эстафеты, соревнования. | Формировать умения выполнять задания в команде с максимальным результатом | Концентрация внимания для достижения лучшего результата при выполнении спортивных эстафет | Учить применять технические навыки в подвижных играх. Развитие координации и точности движений |
кружку: знакомство с русскими народными подвижными играми, приобщение к здоровому образу жизни
• Умение самостоятельно показывать О.Р.У., играть в подвижные игры.
• Формирование морально-волевых качеств: смелость, решительность, сообразительность.
•Проведение эстафет, соревнований, праздников.
1. Значение русских народных подвижных игр.
2. Русские народные подвижные и спортивные игры на занятиях.
3. Разучивание считалок, скороговорок, знакомство с правилами в подвижных игр, придумывание самостоятельно сговорок.
4. Игры малой подвижности.
5. Игры с бегом, с мячом, с прыжками, лазанием.
6. Игровые упражнения
7. Игры с предметами.
8. Игры-соревнования.
9. Спортивные соревнования.
10.Спортивные праздники.
1. Основные понятия, команды.
2. О.Р.У. с музыкальным сопровождением.
3. О.Р.У. с предметами: с мячом, обручами, с косичками, с гимнастическими палками, с гимнастическими мешочками.
4. О.Р.У. на внимание.
5. О.Р.У. для профилактики плоскостопия.
6. Упражнения дыхательной гимнастики.
7. Гимнастика для пальчиков рук.
8. Комплекс упражнений для глаз.
9. Комплексы по профилактике и коррекции нарушения осанки.
10. Самостоятельный показ О.Р.У.
11. Комплекс упражнений на расслабление и гибкость
Передача мяча по кругу в право и влево; в колонне по одному: подбрасывание и ловля его; перебрасывание мяча друг другу на расстоянии; перебрасывание через сетку; удары мяча о пол и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед грудью, хлопок за спиной, присесть и выпрямиться).
1. «Русские народные подвижные игры». М.Ф. Литвинова
2. «300 подвижных игр для здоровья». Страковская.
3. «Физкультура» Должиков Ш.И.
4. «Физкультура» А.П. Матвеев, Жариков
5. «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич.