МКОУ «Перво-Эртильская СОШ»
Принято: Согласовано: Утверждаю:
на педагогическом совете зам.директора по УВР Директор школы
Протокол № __от_________ _________Т.Н.Юрлова _________К.И.Новиков
Приказ №___от_______
Рабочая программа
По внеурочной деятельности «Умелые руки».
1-4 класс
Учитель: Шамшева Н.И.
2015 - 2016 г.
Пояснительная записка
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ). Участие ребят в общественно–полезном труде способствует улучшению санитарно-гигиенического состояния школы, воспитанию трудолюбия и ответственности у школьников. Необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить учебное время в дальнейшем обучении. Выполнение социально значимых объектов труда в течение всего учебного года, позволяют сберечь денежные средства школы, что немаловажно в современных социально экономических условиях.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.
Задачи:
Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.
Дать первоначальные представления о ведущей роли труда
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Развивать первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на детей 1-4 класса.
Срок реализации: 4 года.
Содержание работы
Ежемесячно и включает в себя следующие виды работ:
генеральная уборка классов,
оформление наглядности для уроков,
работа с книжным фондом,
изготовление поделок для выставки,
уход за растительностью в классе и школе;
соблюдение порядка в столовой;
внешняя опрятность.
Сезонно (апрель-октябрь) и включает в себя следующие виды работ:
посадка цветов на пришкольном участке;
прополка и полив растений на пришкольном участке;
субботник по уборке территории школы от листвы и снега, улиц села.
В ходе реализации данной программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах общественной деятельности;
мотивация к самореализации в общественно полезной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
1 | 02.09 | | Беседа «Что такое ОТП?» Правила безопасности. | 1 |
2 | 04.09 | | Беседа о дежурстве по классу. Практикум-дежурство по классу. | 1 |
3 | 09.09 | | Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски. | 1 |
4 | 11.09 | | Организация своего рабочего места (дома и в школе). | 1 |
5 | 16.09 | | Самообслуживание дома. Помощь родителям. | 1 |
6 | 18.09 | | Помощь близким людям. | 1 |
7 | 23.09 | | Оказание помощи в поддержании частоты школьного двора, удаление мусора, остатков растений, сухих веток. | 1 |
8 | 25.09 | | Экскурсии в сельскую библиотеку. Знакомство с профессией библиотекаря. | 1 |
9 | 30.09 | | Составление букета к «Дню учителя». | 1 |
10 | 02.10 | | Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона. | 1 |
11 | 07.10 | | Изготовление пакетов для семян растений. | 1 |
12 | 09.10 | | Сбор семян на пришкольном участке. | 1 |
13-14 | 14.10-16.10 | | Сортировка семян. | 2 |
15 | 21.10 | | Беседа «Нужны ли нам комнатные растения». | 1 |
16-18 | 23.10-28.10-30.10 | | Уход за комнатными растениями. | 3 |
19 | 11.11 | | Беседа «Как вести себя в школьной столовой». Дежурство в столовой. | 1 |
20 | 13.11 | | Практикум-дежурство по классу. | 1 |
21-22 | 18.11-20.11 | | Поздравительная открытка ко «Дню матери». | 2 |
23 | 25.11 | | Беседа «Размножение комнатных растений». | 1 |
24-25 | 27.11-02.12 | | Практикум. «Размножение комнатных растений». | 2 |
26-31 | 04.12-09.12-11.12-16.12-18.12-23.12 | | Работа в мастерской Деда Мороза (изготовление поделок на елку). | 6 |
32 | 25.12 | | Генеральная уборка классной комнаты | 1 |
33-34 | 13.01-15.01 | | Изготовление кормушек для птиц. | 2 |
35 | 20.01 | | Акция «Помоги птицам». | 1 |
36-37 | 22.01-27.01 | | Уход за комнатными растениями. | 2 |
38-39 | 29.01-03.02 | | Изготовление учебных пособий. | 2 |
40 | 05.02 | | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 |
41-42 | 10.02-12.02 | | Акция «Книжкина больница». | 2 |
43-44 | 17.02-19.02 | | Поздравительная открытка к «23 февраля». | 2 |
45-46 | 24.02-26.02 | | Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки. | 2 |
47-48 | 02.03-04-03 | | Поздравительная открытка к «8 марта». | 2 |
49 | 09.03 | | Самообслуживание дома. Помощь родителям. | 1 |
50 | 11.03 | | Посадка лука для школьной столовой. | 1 |
51 | 16.03 | | Влажная уборка классной комнаты. | 1 |
52-54 | 18.03-01.04-06.04 | | Уход за комнатными растениями. | 3 |
55-56 | 08.04-13.04 | | Трудовой десант «Чистый двор». | 2 |
57-58 | 15.04-20.04- | | Поздравительная открытка к «9 Мая». | 2 |
59-60 | 22.04-27.04 | | Работа на пришкольном участке. | 2 |
61 | 29.04 | | Трудовой десант. | |
62-65 | 04.05-06.05-11.05-13.05 | | Работа на пришкольном участке. | 4 |
66 | 18.05 | | Практикум-дежурство по классу | 1 |
67 | 20.05 | | Трудовой десант. | 1 |
68 | 25.05 | | Обобщающее занятие. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки Р.Ф. – М., 2010 г.
2. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.
3. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с. 34-39
4. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981 с. 68-78, с. 103-120.
5. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. - С. 95-96. Соавт.:Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева.
6. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников // Проблемы и перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2000. - С. 237 - 241. Соавт.: Е.А. Мозговой,Т.С. Юрьева.
7. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2000. - С.-102-104.