МОУ ДО "Детская школа искусств им. С. Губайдулиной"
Раннее эстетическое развитие в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально - теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение основами интонационных навыков, музыкально - ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению предметом сольфеджио в ДШИ или ДМШ. Рабочая программа «Раннего эстетического развития Сольфеджио и Ритмика детей 5 - 6 лет» определяет направление и основные критерии работы с учащимися.
Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп ДШИ и ДМШ: «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988); примерной программы ДШИ и ДМШ по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе» Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Гордеевой Л.А.
Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.
Важна связь сольфеджио со смежными музыкальными дисциплинами: ритмикой, хором, слушанием музыки, специальностью.
Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.
Таким образом, в тесной связи со всей учебно - воспитательной работой ДШИ занятия «Раннего эстетического развития» направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
3. Технические средства обучения: компьютер, экран проекционный, принтер, DVD, музыкальный центр.
4. Учебно - практическое оборудование:
№ занят | Тема урока | Цели урока | Основное содержание занятия | Дата проведения |
1 – 2. | Увлекательное путешествие в царство Музыки. | Дать понятие о роли музыки в жизни человека. Познакомить детей с правилами поведения в концертном зале; объяснить смысл слов «композитор», «исполнитель», «зритель», «слушатель», «зрительный зал» и т.п.; работать над развитием фантазии у детей и интереса к музыке. | Знакомство с основными музыкальными понятиями: «композитор», « исполнитель», «зритель», «слушатель», «концертный зал» и т.п. Беседа о любимых сказочных героях, детских песнях, стихах. Учимся быть слушателями и зрителями: главные правила для зрителей. Импровизация (свободная, на одном звуке, на стихотворный текст). Обучение через музыкально-дидактические игры: «Поиграем в зрителей», «Как мы это делаем», «Как мы зрителями стали». Знакомство с музыкальными движениями: слушаем шаги. Слушание классической музыки: П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей». | |
3 – 4. | Волшебница Клавиатура. | Познакомить детей с музыкальными терминами: "клавиши", "клавиатура" . Показать, как сочетание различных цветов превращаются в картину – образ, а правильное сочетание звуков – в мелодию. Учить отличать звуки по тембровой окраске, и музыкальные звуки - от шумовых. Развивать внимание и воображение; элементарные навыки анализа мелодии и подбора песни. | Знакомство с понятиями «клавиши», «клавиатура», «импровизация». Импровизация (свободная на одном звуке; на стихотворный текст). Знакомство с музыкальным жанром: вальс. Музыкальное движение - свободная импровизация под музыку. Звук. Музыкальные и шумовые звуки. Движение под музыку. Разучивание, элементарный анализ и подбор песни, основанной на повторении одного звука. Учимся слушать звуки. Стихи и загадки о музыке и музыкальных инструментах. Музыкальные движения. Слушание классической музыки: Э. Григ «Танец Анитры». Обучающие игры: "Радуга" (цель: показать, как сочетания цветов превращаются в картину-образ); "Волшебные звуки" (цель: уметь отличать звуки по окраске); "Шумовые и музыкальные звуки (цель - отличать шумовые и музыкальные звуки, развить внимание и воображение). Знакомство с музыкальными инструментами: барабан, погремушки - ударные инструменты. Использование диафильма: "Как кузнечику подарили барабан" (цель: познакомить детей с возможностями инструмента - барабаном и правилом поведения в обществе). | |
5. | Добрые и злые голоса героев сказок. | Развивать фантазию у детей, учить их элементам анализа поступков героев сказок; дать первоначальное представление по сопоставлению образов героев сказки. Развивать память и творческие навыки учащихся. | Работа по диафильму: Ш. Перро. "Красная шапочка". Рассказываем и показываем сказку «Красная шапочка» музыкально: "рисуя" музыкальные образы, подбирая для каждого героя (самостоятельно) соответствующий голос. Слушание классической музыки (А. Лядов «Музыкальная табакерка») и движение под музыку. | |
6 – 7. | Знакомимся с музыкальными инструментами и звуковым эффектом «эхо». | Развивать слуховое внимание и интонационные навыки; познакомить детей со звуковым эффектом “эхо”; формировать умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков. Развивать слуховое внимание, память, интонационные и творческие навыки, умение анализировать прослушанное и подбирать песню на слух. | Обучение через музыкально-дидактические игры: «Эхо», «Угадайте, на чём играет... (Андрей)» . Знакомство с музыкальными инструментами: бубен, фортепиано, рояль. Узнавание музыкальных игрушек по тембру звучания. Слуховой анализ. Упражнения на дыхание. Разучивание, элементарный анализ, подбор песни «Тише, мыши». Работа по диафильму: "За взаимную вежливость". Слушание классической музыки: И. Брамс. «Венгерский танец». Движение под музыку. | |
8. | Инсценировка музыкальной сказки «Три медведя». | Учить рассказывать и показывать сказку музыкально, используя верно необходимый регистр. Развивать фантазию и элементарные сценические навыки у детей, умение отличать добро от зла; учить элементам анализа характеров и поступков героев сказки. | Музыкальные движения (свободные, под музыку). Работа по диафильму: "Три медведя". Рассказать и показать сказку музыкально: три образа - три регистра. Слушание классической музыки: И. Бах. «Шутка». Фантазирование под музыку. Ритмическое движение под музыку. | |
9. | Винни-Пух и Пятачок учат нас правильно дышать. | Познакомить детей с правильным дыханием. Закрепить понятия "музыкальные" и "шумовые" звуки. Развивать творческие способности у учащихся. Познакомить с инструментом бубен. Прививать навыки правильного пения. | Упражнения по отработке правильного дыхания. Обучение через музыкально-дидактические игры: «Воздушный шарик Винни-Пуха и Пятачка», «Звёздное небо», «Чья это песенка?", «Угадайте, на чём играет... (имя)», Работа над музыкальными движениями. Работа по обучающему диафильму: «Винни-Пух и день забот» | |
10. | Давайте познакомимся: я – Фортепиано! | Познакомить с устройством фортепиано (рояля); с тремя регистрами, через музыкальные фрагменты. Работать над развитием слухового внимания и памяти. | Работа у инструмента: знакомство детей с устройством фортепиано (рояля), тремя регистрами через музыкальные фрагменты, звукорядом, 3 регистрами, клавиатурой, названием нот звукоряда. Импровизация (свободная). Работа по обучающему диафильму: Е.Королёва. "Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино".. Обучение через музыкально-дидактическую игру «Что шумит, а что звучит?». | |
11. | Строим музыкальный «пряничный домик», поющий разными голосами. | Познакомить с понятием «тембр», с разновидностью голосов : мужским, женским, детским; развить воображение и память; повторить и закрепить ранее изученный материал. | Работа над термином «тембр». Работа по диафильмам : "Пряничный домик", В. Волкова "Всё о музыке" и 3. Бугаева. "Весёлые уроки в школе и дома". Обучение через музыкально-дидактическую игру "У каждого свой тембр". | |
12 – 13. | Чарующие звуки музыки. | Учить детей звукоподражанию. Продолжить работу по развитию слуховой и ритмической памяти. Учить отличать звуки по характеру звучания. Продолжить работу по развитию мышления, творческих способностей учащихся. | Работа над дыханием. Пение, разучивание, элементарный анализ произведения, подбор песни "Звенит звонок" (игра на металлофоне, фортепиано). Пение с аккомпанементом: З. Роот "Милая берёзонька". Устная импровизация. Обучение через музыкально-дидактические игры: "В лесу летом", "Угадай-ка", "Волшебная палочка", “Где живут музыкальные звуки?”. Работа по музыкальным загадкам. Выполнение ритмических упражнений. Работа по обучающему диафильму: К.Чуковский. "Федорино горе". | |
14. | Азбука музыкальной грамотности. | Продолжить работу по развитию ритмического и мелодического слуха, памяти, мышления. Учить понимать характеры героев сказки. Начать работу над «прописями» музыкальной грамоты: запись палочек "под команду" (педагога, детей); повторить и закрепить пройденный материал. | Выполнение ритмических упражнений. Упражнения в тетрадочках в клеточку: «Учимся считать и писать палочки под команду». Музыкальные движения. Работа по обучающему диафильму: "Ну, погоди!", вып.1 (цель: показать характеры героев сказки, развить мышление). | |
15 – 16. | Оригинальные жители страны Музыки: Пульс и Доля. | Закрепить понятия о регистрах, высоте звука, понятие "тембр". Продолжить работу по развитию творческого мышления, ладоинтонационных и ритмических навыков. Учить элементарному анализу текста. Развивать память. Познакомить с понятиями "пульс», «доля». Учить сравнивать звуки. | Работа над дыханием. Разучивание, анализ, подбор песни на двух звуках. Сравнение звуков: “выше” - “ниже, ’’толще” - “тоньше” Музыкальный диктант «Вижу-слышу- изображаю» . Отработка музыкальных движений. Пение с аккомпанементом. Ритмические упражнения. Обучение через музыкально-дидактические игры: "Регистры", "Светофор. Музыкально – дидактические игры: “Выше - ниже”, "Угадай, на каком инструменте я играю" . Работа по обучающему диафильму: "Маша и медведь". | |
17. | Необычайное происшествие в музыкальной стране. | Продолжить работу над звуками музыки. Развивать у детей понятие товарищества и чувство дружбы, учить вежливому отношению к людям. Учить элементам анализа увиденного и услышанного. | Работа по аудиозаписи «Звуки природы» и обучающему диафильму: "Необыкновенная лягушка". Ритмические упражнения. Слушание музыки. Звукоподражательная работа. | |
18 – 19. | Высота и сила гор музыкальной страны. | Развивать интонационные, ритмические и творческие навыки учащихся; продолжить работу по развитию у учащихся памяти и логического мышления. Учить навыкам элементарного анализа увиденного и услышанного. Познакомить с терминами: "высота звука", "громкость звучания", "темпом звучания". Продолжить работу над развитием правильного дыхания и дикции. | Работа над дыханием. Пение по руке. Знакомство с терминами: "высота звука", "громкость звучания", "темпом звучания", «темп». Разучивание мелодии, элементарный слуховой анализ услышанного. Подбор песни на двух соседних звуках. Ритмическая минутка. Музыкальный диктант "Нотоносец". Игротека. Длительность звука. Музыкальное движение. Работа по обучающему диафильму: "Козлёнок, который считал до 10". Слушание классической музыки: А. Рубинштейн. «Горные вершины». Ритмическая минутка. | |
20 – 21. | Ну-ка, звуки, встаньте в ряд! Познакомьтесь: зву-ко-ряд! | Развивать мелодический, ритмический слух; совершенствовать творческие навыки учащихся, умение пересказывать текст и музыкально его варьировать (импровизировать). Работать над развитием творческого мышления детей. Развивать внимание, память. Познакомить детей с направлением движения мелодии, с "голосом ноты", со звукорядом, с записью скрипичного ключа. | Музыкальные движения под мелодию и пение песен, выученных на уроке. Подбор песен на инструменте от заданных звуков. Пение по методическому пособию "Кнопочки". Слуховой анализ. Понятие о различной высоте звуков, о направлении движения мелодии. Разучивание, анализ, подбор песни на двух соседних звуках. Правила изображения скрипичного ключа на нотном стане. Обучение через музыкально-дидактические игры: ”Ну-ка, звуки, встаньте в ряд! Познакомьтесь: зву-ко-ряд! ”, ’’Живой рояль”. Работа по обучающему диафильму "Колобок" . | |
22. | Через музыку – к характерам героев сказок музыкальной страны. | Повторить и закрепить материал, изученный на предыдущих занятиях. | Работа по диафильму: "Как лиса Лариска нанималась гусят нянчить" (цель: показать характер героев: хитрую лису и доверчивого зайца, научить анализировать и пересказы-вать музыкально текст сказки; умение сопоставлять правду и ложь). | |
23 – 24. | Ноты – маленькие волшебники музыкальной страны. Знакомьтесь: нота Фа. | Познакомить с основами музыкальной грамоты: нотой, нотоносцем, с названием нот и расположением их на инструменте (фортепиано); с записью палочек и нотой ФА. Формировать основы ладоинтонационных навыков у детей; продолжить работу над вниманием, памятью, чувством ритма, интонационными навыками. Учить чувствовать лад. | Работа над понятиями "голос ноты", "высота ноты", «нотоносец», «нотный стан». Импровизация на звуке "ФА". Ра бота по методическому пособию "Нотоносец". Знакомство со стихами (по теме). Названия нот и их расположение на инструменте (металлофоне, ф-но). Учимся писать палочки и ноту ФА. Разучивание, анализ, пение с аккомпанементом (М. Красев "Колыбельная"). Музыкальные движения под музыку: «Укладываем куклу спать под колыбельную песню». Ритмические упражнения. Запись палочек "под команду" (педагога, детей). Нотное письмо. Игра на инструменте. Обучение через музыкально-дидактическую игру "Звёздное небо". Работа по обучающим диафильмам: 3.Александрова. "Мой мишка", "Кролики» . Анализ поступков героев стихотворений. | |
25 – 26. | Волшебные предметы музыкальной страны. | Познакомить с музыкальными инструментами; развивать фантазию и творческие способности детей. | Знакомство с музыкальными инструментами. Слушание мелодий, исполняемых на разных инструментах. Чтение рассказов, стихов, загадок про музыкальные инструменты. Обучение через музыкально-дидактические игры. Движение под музыку, исполняемую на разных инструментах. Работа по обучающему диафильму: "Бременские музыканты". | |
27. | История о том, как крокодил хотел украсть солнце в музыкальной стране. | Повторить и закрепить материал, изученный на предыдущих занятиях. | Обучение через музыкально-дидактические игры: « Летние радости», «У кого голос громче?» Ритмичные движения под музыку: «Мы – солнечные лучики». Работа по обучающему диафильму: К. Чуковский. "Краденое солнце" | |
28 – 29. | Ноты – маленькие волшебники музыкальной страны. Знакомьтесь: нота Соль - соседка ноты Фа. Ритмослоги. Фраза. Одинаковые фразы. | Познакомить учащихся с понятиями " ритмослоги", "фраза", "одинаковые фразы"; нотой СОЛЬ. Развивать ладоинтонационные и творческие навыки уч-ся. | Импровизация со звуками ФА и СОЛЬ на стихотворный текст. Разучивание, элементарный анализ, подбор песни "Кот-рыболов". Слуховой анализ. Ритмическая минутка и ритмические упражнения. Работа в прописи: учимся писать ноты ФА и СОЛЬ. Обучение через музыкально-дидактические игры: «Фасоль – в огороде, а фа и соль – в нотной тетради», «На каком инструменте играет… (имя)?». Работа по обучающему диафильму: К.Чуковский. "Мойдодыр". | |
30. | Раскрываем тайну рождения нотных знаков. Знакомьтесь: нота Ми. | Познакомить детей с историей возникновения нотных знаков. Дать понятие о системе записи музыкальных звуков; продолжить работу по развитию чувства лада и ритма. | Работа над правописанием нот на нотном стане: ноты МИ, ФА, СОЛЬ. Ритмическая минутка. Движение под музыку. Разучивание, элементарный анализ, подбор песни от разных звуков. Творческие задания. Нота МИ. Импровизация на звуках МИ и ФА. Работа в прописи. Работа по обучающему диафильму: "Упрямый козлёнок". | |
31. | Ноты – маленькие волшебники музыкальной страны. Знакомьтесь: нота Ре. | Познакомить детей с новой нотой и её расположением на нотном стане. Сформировать у детей понятие о песне. Продолжить работу над развитием творческих умений и навыков. Учить навыкам работы по нотному тексту. | Чтение и пение нотного текста. Работа в прописи. Работа у рояля: игра и запись "музыкальных горок" - РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ (вверх и вниз). Разучивание, анализ, подбор и запись (нотная) песни. Жанр - песня. Развитие творческих навыков. | |
32. | Фантазии жителей музыкальной страны. | Повторить и закрепить ранее изученный материал; продолжить работу над развитием памяти, ритмических и творческих навыков у детей. | Работа в прописи. Обучение через музыкально-дидактические игры: «Фантазируем под музыку». Работа по обучающему диафильму: русская нар. сказка "Кот серый лоб, козёл, да баран". Движение под музыку: изображаем маленького котёнка. | |
33. | Учимся петь по нотам! | Учить нотной грамоте и пению по нотам. Развивать фантазию детей, ритмические навыки, мелодический слух. Учить определять характер мелодий. Повторить и закрепить ранее изученный материал. | Импровизация стихотворного текста на нотах ФА и СОЛЬ. Повторение ранее изученного материала. Ритмическая минутка. Движение под музыку. Слуховой анализ: придумай название мелодии, определи её характер, покажи движения под эту музыку. Обучение через музыкально-дидактическую игру: «Кто умеет петь по нотам?» | |
34. | С помощью волшебной палочки сочиняем зимнюю сказку для музыкальной страны. | Работать над развитием слухового внимания и памяти. Развивать творческие способности у учащихся. Работать над понятиями добро и зло. Учить пересказывать текст, анализировать поступки героев сказки, подбирать нужные регистры для выражение через музыку характеров героев сказки. Учить работать в группе. | Обучение через музыкально-дидактическую игру: «С помощью волшебной палочки сочиняем зимнюю сказку для музыкальной страны». Работа в прописи. Ритмическая минутка. Движения под музыку. Работа по обучающему диафильму: Русская народная сказка “Морозко” . | |
35. | Ноты – маленькие волшебники музыкальной страны. Знакомьтесь: нота Ля. | Развить творческие навыки учащихся, мелодический слух, ритмические навыки. Обучать основам музыкальной грамоты. Повторить и закрепить ранее изученный материал. Познакомить с нотой «ля». | Пение с сопровождением. Повторение ранее изученного материала. Знакомство с нотой ЛЯ. Импровизация на звуках ФА и ЛЯ. Игра у инструмента. Запись "музыкальных горок": комплексное освоение нот РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. Музыкальный диктант (работа по методическому пособию "Нотоносец"). Нотное письмо: запись палочек под команду. Что такое лига. Музыкальное движение со словами. Ритмическая минутка (простучать ритм прослушанных произведений на детских музыкальных инструментах или спеть вместе с простукиванием ритма на нейтральный слог). Разучивание, элементарный анализ и подбор песни. Работа по обучающему диафильму: «Как Львёнок и Черепаха пели песню". | |
36. | В Искусство нет прямой дороги, в него нельзя купить билет... | Повторить и закрепить ранее изученный материал. Развивать фантазию и творческие способности учащихся. Продолжить работу над отработкой навыков записи нот на нотном стане. Учить детей пересказывать сказку музыкально, находить правильные интонации, регистры для передачи характера героя. | Повторение и закрепление изученного материала. Работа в прописи по отработке навыков записи нот на нотном стане. Работа детей у инструмента, а также по методическому пособию "Нотоносец". Разучивание, элементарный анализ, подбор и запись песни, основанной на 2-х звуках. Ритмическая минутка. Обучение через музыкально-дидактические игры: «В городе Чёрных Клавиш» (импровизация на "чёрных клавишах" по стихотворному тексту).Работа по обучающему диафильму: "Царевна-лягушка" . | |
37. | Что приснилось Жене в музыкальной стране? | Работать над развитием слухового внимания и памяти. Развивать фантазию и творческие способности учащихся. Работать над понятиями добро и зло. Учить анализировать поступки героев сказки, подбирать нужные регистры для выражение через музыку характеров героев сказки. Учить работать в группе. | Движение под музыку. Ритмическая минутка. Разучивание песни Е. Тиличеевой “Полька”. Создание мелодии "черных клавиш" на данный текст. Работа в прописи. Работа у инструмента и в нотных тетрадях: запись музыкальных "горок". Обучающая игра: «Называем ноты по команде капитана". | |
38. | Дядя Фёдор, пёс и кот путешествуют по музыкальной стране. | Повторить и закрепить ранее изученный материал. Продолжить работу по развитию творческой фантазии у детей, умению логически мыслить. Учить подбирать нужные регистры для выражение через музыку характеров героев сказки. Закрепить навыки нотного письма и умение находить ноты на инструменте. | Работа в прописи и нотной тетради. Работа у инструмента. Музыкальные движения. Ритмическая минутка. Слушаем классическую музыку: Ш. Гуно. «Вальс». Движение под музыку. Работа по обучающему диафильму: Э. Успенский. "Дядя Фёдор, пёс и кот". Работа по подбору нужных регистров для выражение через музыку характеров героев сказки. | |
39. | Домики, в которых живут ноты. Нотное письмо. Звуковой эффект «эхо». | Продолжить работу над освоением нотного письма. Познакомить детей со звуковым эффектом "эхо". Развивать внимание, творческую фантазию и наблюдательность детей. Развивать ритмический и мелодический слух, творческие навыки. | Работа над освоением нотного письма. Ритмические упражнения. Ритмическая минутка. Восьмые и четверти. Звуковой эффект «эхо». Разучивание, элементарный анализ песни М. Андреевой "Эхо". Импровизация (свободная). Работа по обучающему диафильму: "Рикки-Тикки-Тави". | |
40. | «Баю-баюшки-баю», или сказка о том, как уснули ноты. | Закрепление ранее изученного материала. Продолжение работы по развитию творческих навыков и фантазии у детей. Учить логически мыслить и сопоставлять. Учить слушать и слышать музыку, понимая её характер. | Разучивание колыбельной песни. Обучение через музыкально-дидактическую игру «Тише, мыши: котик спит!». Музыкальный диктант «Вижу-слышу-изображаю» (работа по музыкальному пособию "Нотоносец"). Ритмический диктант. Работа у инструмента и в нотных тетрадях. Слуховой анализ. Нотное письмо. Слушание классической музыки: И. Брамс. «Колыбельная». Движения под музыку. Ритмические упражнения. | |
41- 42. | Громкие и тихие жители музыкальной страны: Форте и Пиано. | Дать понятие о силе звука, используя выразительные возможности ’’форте” и “пиано”. Продолжить работу по развитию музыкального слуха, чувства ритма у детей. Закрепить нотное письмо и нахождение нот на нотном стане и инструменте. | Работа над силой звука (осознание терминов «форте» и «пиано»). Пение упражнений. Разучивание, элементарный анализ и подбор песни "Белка". Ритмическая минутка. Элементы чтения с листа. Работа с методическим пособием "Нотоносец" и у инструмента. Нотное письмо: в прописях и нотных тетрадях. Работа по обучающему диафильму: "Дикие лебеди". Слуховой анализ. Обучение через музыкально-дидактические игры: ’’Громко - тихо запоём” (цель: закрепить понятия "форте" и "пиано"). | |
43. | «Проказница мартышка, осёл, козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет…» | Познакомить учащихся с новым музыкальным термином "квартет". Закрепить ранее изученный материал. Продолжить работу по развитию творческих навыков, мелодического и ритмического слуха у учащихся. | Знакомство с музыкальным термином «квартет». Обучающая работа по диафильму: "Басни дедушки Крылова". Обратить внимание уч-ся на басню "Квартет" (вопросы по ходу фильма). Ритмические упражнения. Творческие задания. Разучивание, анализ и подбор песни. Пение с листа. Работа в прописях, нотных тетрадях и у инструмента. | |
44. | Ноты – маленькие волшебники музыкальной страны. Знакомьтесь: ноты ДО и СИ. Звукоряд. Октава. Клавиши и клавиатура. | Познакомить детей с нотами До и Си, звукорядом, октавой; расположением всех нот на музыкальном инструменте и нотном стане; октавой, ступенями, звукорядом. Развить мелодический слух. | Музыкальный рассказ "Музыкальные ступеньки". Разучивание, элементарный анализ, подбор мелодии. Нотное письмо: работа в прописях, нотных тетрадях. Работа у музыкального инструмента. Обучающая игра "Мячики" (цель: отличать звуки по высоте, запомнить расположение нот на нотоносце). Ритмическая минутка и движение под музыку. Работа по обучающему диафильму: Г.Х. Андерсен "Кот в сапогах". Развить умение анализировать произведения; учить пересказу. | |
45. | Собираем урожай в музыкальной стране. | Повторить и закрепить материал, изученный на предыдущих занятиях. | Работа у инструмента: «Ноты, мы вас знаем!» Ритмическая минутка. Движение под музыку: «Собираем урожай на грядке». Работа по обучающему диафильму: "Пшеница - лучший цветок". | |
46. | Как подружились сильные и слабые жители музыкальной страны. | Развить фантазию и творческие способности детей, их логическое мышление. Закрепить ранее изученный материал. Продолжить работу по развитию мелодического и ритмического слуха, памяти. | Повторение и закрепление ранее изученного материала. Разучивание, анализ, подбор песни на инструменте (подготовка слуха к понятиям «мажор» - «минор»). Метризация двусложных слов. Сильный - ударный слог и слабый - безударный слог. Слушание классической музыки (Ф.Шуберт ’’Экосез”). Ритмические упражнения. | |
47. | Ритм – хозяин мелодий музыкальной страны. | Развить ритмические навыки, познакомить с понятием “пульс-доля”. Повторить ранее изученный материал. Учить слушать и слышать мелодию. | Повторение и закрепление ранее изученного материала. Работа по методическому пособию "Нотоносец". Работа в прописи, нотных тетрадях и у инструмента. Слушание классической музыки: А. Моцарт «Турецкий марш». Ритмические упражнения под музыку. Разучивание, элементарный анализ, подбор мелодии. Слуховой анализ (жанр марша). | |
48. | Новый музыкальный букварь для самых маленьких. | Учить детей чтению с нотного листа, созданию слуховых импровизаций. Продолжить работу по развитию творческих навыков и фантазии у детей. Учить логически мыслить и сопоставлять. Учить слушать и слышать музыку, понимая её характер. | Работа по книге О. Ивановой, И. Кузнецовой "Новый музыкальный букварь" (для самых маленьких). Чтение о листа. Импровизация (свободная) по заданному комплексу освоенных ступеней. Работа по методическому пособию "Нотоносец". Работа в прописях, нотной тетради и у инструмента. Слушание классической музыки: П.И. Чайковский «Неаполитанский танец». Ритмические упражнения под музыку. Слуховой анализ. Запись песни нотами.Работа по обучающему диафильму: "Ну, погоди!", вып.2. | |
49. | Долгие и короткие остановки в путешествии по музыкальной стране. | Познакомить детей с длительностями нот, учить чувствовать быстрые и короткие звуки. Продолжить работу по развитию фантазии и творческих навыков у учащихся; повторить и закрепить ранее изученный материал. Учить слушать и слышать классическую музыку. | Длительности нот. Работа по книге О. Ивановой и И. Кузнецовой "Новый музыкальный букварь" (для самых маленьких). Слушание классической музыки: П.И. Чайковский. «Вальс цветов». Ритмические упражнения под музыку. Разучивание и анализ песни 3. Роот "Ах, какая музыка". Запись песни нотами. Слуховой анализ. Творческие задания. Обучение через музыкально-дидактические игры: «Изображаем танцующие цветы в волшебной музыкальной стране». Работа по обучающему диафильму: Г.Х. Андерсен. «Цветы маленькой Иды». | |
50. | Мажор и минор – генералы музыкальной страны. | Познакомить детей с ладами «мажор» и «минор»; развивать фантазию и творческие навыки, ритмический и мелодический, ладоинтонационный слух у детей. | Слуховой анализ. Работа по сказке Е. Королёвой "Два брата". Выразительные возможности мажора и минора. Определить на слух: мажорные и минорные аккорды (от звука и в последовательности). Слушание классической музыки: П.И. Чайковский «Танец феи Драже». Ритмические упражнения под музыку. Творческие задания Запись песни нотами (переписывание текста нот). Работа по обучающему диафильму: "Двое из ларца, одинаковых с лица" . | |
51. | Волшебные мелодии для крошки Енота. | Развить мелодический слух, слуховое внимание и интонационные навыки. Развивать слуховое внимание, память, интонационные и творческие навыки, умение анализировать прослушанное и подбирать песню на слух. Учить записи нот на нотном стане. | Запись нот на нотном стане. Пение. Слуховой анализ. Обучающая игра: «Узнай ноту». Работа по обучающему диафильму: "Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду". Слушание классической музыки: А. Рубинштейн «Мелодия». Ритмические упражнения под музыку. | |
52. | Добрый доктор Айболит знакомит нас с аккордами и тембровой окраской звука музыкальной страны. | Дать представление об аккорде и тембровой окраске звука; сформировать у детей понятие «тембр звука». | Знакомство с понятиями «аккорд», «тембр звука». Слушание классической музыки: Ж. Бизе. «Хабанера». Ритмические упражнения под музыку. Чтение с листа. Творческие задания. Работа в прописи, нотной тетради, у инструмента. Работа по обучающему диафильму: К.Чуковский "Айболит". | |
53. | Щелкунчик – отважный герой сказочной музыкальной страны. | Продолжить работу по развитию у детей фантазии и слухового внимания, слухового восприятия. Развивать творческие способности, чувство ритма и ладоинтонационные навыки. | Творчество при восприятии музыки. Чтение с листа. Нотное письмо и работа у инструмента. Слушаем классическую музыку: П.И. Чайковский. «Танец Щелкунчика». Ритмические упражнения под музыку. | |
54. | Музыкальная форма жителей волшебной страны. | Познакомить детей с музыкальной формой. Повторить и закрепить ранее изученный материал. Учить слушать и слышать классические произведения, ритмично двигаться под музыку. Совершенствовать навыки работы в нотной тетради. | Работа у инструмента и в нотной тетради. Разучивание, элементарный анализ и подбор песни. Чтение с листа. Слуховой анализ. Работа по методическому пособию "Нотоносец". Слушание классической музыки: Л. Бетховен. «Сурок». Ритмические упражнения под музыку. | |
55. | Весна в волшебной музыкальной стране. | Развивать чувство ритма, слуховую и зрительную память; закрепить ранее изученный материал. | Обучение через музыкально-дидактическую игру: «Времена года в музыке». Ритмический диктант. Слуховой анализ. Слушание классической музыки: И. Штраус. «Весенние голоса». Ритмические упражнения под музыку. Практическая работа в нотных тетрадях. | |
56. | Ансамбль музыкальной страны. | познакомить детей с понятием "ансамбль". Развить мелодические, ритмические и творческие навыки. | Чтение с листа. Ритмические упражнения. Ритмический диктант. Творческие задания. Работа у инструмента, в прописи, нотной тетради. Слушание классической музыки: И. Штраус. «Полька пиццикато». Ритмические упражнения под музыку. Обучение через музыкально-дидактические игры: | |
57. | Бал в королевском дворце страны Музыка. | Обобщение изученного материала по учебной дисциплине «Ритмика». | Обучение через музыкально-дидактические игры: « Угадай песенку», «Звукоряд». Обобщение изученного материала по теме «Наше путешествие по чудесной музыкальной стране». Слушание классической музыки: Г. Свиридов. Вальс «Метель». Ритмические упражнения под музыку. | |
1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. - М.: «Музыка», 1997.
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991.
3. Г.С. Франио. Ритмика в детской музыкальной школе. - М.: «Пресс-соло»,1997.
4. Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при
детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.
5. М. Домогацкая, JL Чустова. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских
музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, - М., 1998г.
6. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего
музыкального образования. – М.,2012.
7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ. - М. : «Музыка», 1979.
8. З.К. Шушкина. Ритмика. Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. - М.: «Музыка», 1967.
9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.
10. Г. Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. - М.: «Советский композитор», 1989.
11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка», 2005.