10 | | | Урок отработки умений и навыков, систематизации и обобщения знаний | Проблемы воспитания, гражданственности и образования в комедии «Недоросль». | Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Бессмертие комедии Фонвизина | Продуктивная, творческая: инсценирование последнего явления 5 действия; монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?..», подбор реплик, характеризующих Простакову-хозяйку дома, жену, сестру, мать; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста; исследовательская: анализ текста пьесы | | Уметь: объяснять новаторство Д. И. Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля») - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, уметь анализировать ключевые сцены комедии. | Развернутый ответ на вопрос | |
11 | | | | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. | | | | | | |
12 | | | Уроки развития речи | Сочинение-рассуждение по комедии Фонвизина «Недоросль». | Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме | Продуктивная, творческая: составление плана, написание и редактирование черновика сочинения | | Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, сопоставлять литературные произведения, выявлять общее в характерах героев, в решении исторической темы. | Сочинение | |
| | |
| Урок Лихачева – 1 ч | |
| Из литературы XIX века – 44 ч | |
13 | | | Урок изучения нового материала | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | Слово о баснописце. Темы басен Крылова. Басня «Лягушки, просящие царя» как выражение сомнения в договорной теории государства. Понимание разума в басне. Аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 г. в басне «Обоз». | Рецептивная: чтение статьи учебника, выразительное чтение текстов басен; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественных произведений | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать: основные сведения о писателе, черты жанра басни, определение понятий «мораль», «аллегория»; уметь: определять тему и идею басен, понимать иносказательный смысл басен и их мораль | Выразительное чтение | |
14 | | | Урок изучения нового материала | Мораль басен Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | Различия между человеческими и социальными пороками. Мораль в произведениях «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и других баснях Крылова | Продуктивная, творческая: выразительное чтение текстов басен; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественных произведений | Портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням | Знать: определение понятий «мораль», «аллегория»; уметь: определять тему и идею басен, понимать иносказательный смысл басен и их мораль | Выразительное чтение | |
15 | | | Урок изучения нового материала, систематизации и обобщения изученного | И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца | История жизни Крылова. Крылов и Петербург. Крылов и современники. Крылатые фразы из басен Крылова. | Продуктивная, творческая: выразительное чтение текстов басен; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественных произведений | | Знать: тематику и идейный смысл басен Крылова, известные афоризмы и крылатые фразы из произведений; уметь анализировать текст басни | Домашнее задание | |
16 | | | Урок изучения нового материала | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | Слово о писателе. Декабристская деятельность Рылеева. Исторические события, отраженные в думе «Смерть Ермака». | Рецептивная: чтение статьи в учебнике, текста думы; поисковая: ответы на проблемные вопросы; комментирование текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать основные сведения о поэте, исторические события, ставшие источником написания дум, понимать тему и идейный замысел текста, уметь выразительно читать, комментировать и анализировать текст | Домашнее задание | |
17 | | | Урок изучения нового материала | Образ Ермака Тимофеевича. Понятие о думе. | Образ покорителя Сибири Ермака. Истоки и основные черты жанра думы. Гражданственность и патриотизм в думах Рылеева. | Репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: ответы на проблемные вопросы; комментирование текста | Портрет К. Ф. Рылеева, иллюстрации к думам | Знать основные черты образа Ермака в думе Рылеева, понимать авторский замысел, настроения гражданственности и патриотизма в думе, уметь анализировать лиро-эпический текст | Выразительное чтение | |
18 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина | Рецептивная: чтение статьи в учебнике о Пушкине, статьи В. А. Кожевникова, репродуктивная: ответы на вопросы | | Знать: основные факты биографии поэта, его произведения, связанные с историей, уметь объяснять интерес писателя к исторической теме | Домашнее задание | |
19-20 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» | Процесс работы Пушкина над «Историей Пугачева», замысел произведения. Образ Пугачева. Отношение народа к бунтовщику в «Истории Пугачева» | Рецептивная: чтение отрывков; репродуктивная: ответы на вопросы, сжатый пересказ статьи учебника | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать: содержание прочитанных фрагментов «Истории Пугачева»; понимать: установку на объективность авторского повествования, отношение простого народа к Пугачеву | Домашнее задание | |
21 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения | Замысел создания романа «Капитанская дочка» Изображение пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их прототипы | Репродуктивная: ответы на вопросы, сжатый пересказ статьи учебника; сообщение о творческой истории романа «Капитанская дочка»; исследовательская: сопоставление фрагментов романа и «Истории Пугачева» | | Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II; уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева» | Домашнее задание | |
22 | | | Урок изучения нового материала | Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. | Формирование характера Петра Гринева Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Гринев и Швабрин. Путь духовного становления главного героя. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров; ответы на вопросы, сжатый пересказ глав 1,2; краткий рассказ о жизни Гринева до восстания, продуктивная, творческая: устное словесное рисование (сцена дуэли); поисковая: комментирование произведения (эпизоды «Встреча с Зуриным» и «Встреча с бродягой-«вожатым»), анализ художественного текста в сопоставлении с комедией Д.И.Фонвизина (урок Петруши и урок Митрофанушки), сравнительная характеристика Гринева и Швабрина | Видеозапись фильма «Русский бунт» (Россия, 2000 г., реж. А. Прошкин) | Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; что самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира; уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям | Выборочный пересказ | |
23 | | | Урок изучения нового материала | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Роль Маши Мироновой в судьбе Гринева | Репродуктивная: выборочный пересказ; чтение главы 5 (эпизод отказа Маши выйти замуж без благословения родителей Гринева); продуктивная, творческая: поисковая: комментирование художественного текста, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы | | Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине, роль Маши в судьбе Гринева и смысл образа Маши Мироновой в поэтике романа; уметь анализировать текст художественного произведения, объяснять смысл названия романа | Выборочный пересказ | |
24 | | | Урок изучения нового материала | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина | Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Главы «Незваный гость» - Гринев на военном совете Пугачева, «Мятежная слобода» - Гринев у Пугачева в его «дворце» в Бердской слободе, «Сирота» - спасение Марьи Ивановны. | Репродуктивная: близкий к тексту пересказ калмыцкой сказки; продуктивная, творческая: выразительное чтение описания бурана в степи, устное словесное рисование (портреты «наперсников самозванца» - Белобородова, Хлопуши); поисковая: комментирование художественного текста: появление Пугачева на страницах романа; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; исследовательская: анализ художественного текста | Толковый словарь русского языка | Уметь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачева, пришедший из фольклора | Домашнее задание | |
25 | | | Урок изучения нового материала, систематизации и обобщения изученного | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка» | «Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. | Продуктивная, творческая: сообщение «Бунтовщики-пугачевцы в изображении рассказчика», характеристика образа Пугачева (по плану); исследовательская: сравнение исторической песни «Правеж» с народной разбойничьей песней «Не шуми, мати зеленая дубровушка...», архивного документа «История Пугачева» и романа «Капитанская дочка» | | Знать, почему роман «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел; понимать: особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях; уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев | Домашнее задание | |
26 | | | Урок систематизации и обобщения знаний, развития речи | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Гринев в жизненных испытаниях | Продуктивная, творческая: анализ созвучных тем, определение границ темы, основной мысли сочинения, систематизация отобранного материала, составление плана | | Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать его логике при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка | Сочинение | |
27 | | | Урок внеклассного чтения | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести | Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ сюжета; продуктивная, творческая: устное словесное рисование портретов трех жертв Германна: графини, Елизаветы Ивановны, его самого; сцен «Германн в спальне графини», «Германн на отпевании», «Германн перед призраком графини»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы | Толковый словарь русского языка | Знать: историю создания повести, понимать ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя, уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики; темп повествования) | Домашнее задание | |
28 | | | Урок внеклассного чтения | Образ Петербурга в повести «Пиковая дама». Композиция произведения | Картины Петербурга в пушкинской повести. Связь петербургских пейзажей с атмосферой произведения, характерами и поступками героев Пушкина. Петербург в других произведениях поэта. | Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ сюжета; поисковая: отбор материала в связи с поставленной задачей, комментирование текста; продуктивная, творческая: заочная экскурсия к дому старой графини и другим местам, описанным в «Пиковой даме» | | Знать: основные особенности изображения Петербурга в творчестве Пушкина, понимать связь между городским пейзажем и душевным состоянием героя и его поступками, уметь анализировать художественный текст | Домашнее задание | |
29 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. «19 октября» | Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). | Рецептивная: чтение стихотворения, репродуктивная: ответы на вопросы; сообщения о друзьях Пушкина-лицеиста; поисковая: комментирование текста стихотворения; исследовательская: анализ стихотворения | CD «Пушкин на рубеже двух столетий» Толковый словарь русского языка | Знать: факты жизни поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка), понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству», скрепленному «лицейским духом»; уметь наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать текст | Чтение наизусть | |
30 | | | Урок изучения нового материала | Пейзажная и любовная лирика Пушкина | Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы. Любовная лирика А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...») История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству | Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская: анализ стихотворений | CD «Пушкин на рубеже двух столетий» Толковый словарь русского языка | Уметь: историю создания стихотворений; объяснять скрытый символический смысл стихотворения «Туча», композицию, прослеживать смену интонаций; уметь выразительно читать | Развернутый ответ на вопрос | |
31 | | | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. | Ответы на тестовые вопросы и развернутые ответы на проблемные вопросы | Репродуктивная: ответы на вопросы, проверка знания текста; поисковая, исследовательская: ответы на проблемные вопросы | | Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений А. С. Пушкина, уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы | Контрольная работа | |
32 | | | Урок изучения нового материала | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова | Слово о поэте. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и история. | Рецептивная: чтение поэмы и статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о Лермонтове | Толковый словарь русского языка | Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта, Лермонтова-офицера; знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом | Домашнее задание | |
33 | | | Урок изучения нового материала | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. | Рецептивная: перечитывание текста и полноценное его восприятие; репродуктивная: пересказ жизни Мцыри в монастыре, поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ эпизодов (бегство из монастыря, встреча с грузинкой, бой с барсом), сравнение пейзажей в гл. 11 и гл. 22 | | Знать историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения; уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя; уметь давать характеристику литературному герою | Домашнее задание | |
34 | | | Урок изучения нового материала | Романтически-условный историзм поэмы | Философский смысл эпиграфа. Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри» | Продуктивная, творческая: устное словесное рисование - описание утра (гл.11), романтические пейзажи (гл. 6); поисковая: комментирование текста, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать: черты романтизма как литературного направления, понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора; | Выразительное чтение | |
35 | | | Урок изучения нового материала | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме | Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме | Рецептивная: чтение статей учебника; продуктивная, творческая: выразительное чтение наизусть отрывка, рассказ о Мцыри по плану; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы | Иллюстрации Л. Пастернака к поэме «Мцыри» Толковый словарь русского языка | Уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер; выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства) | Чтение наизусть | |
36 | | | Урок развития речи | Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | Эпизоды «Начало исповеди Мцыри», «Бой с барсом». Единство содержания и стиля, анализ изобразительно-выразительных средств. | Исследовательская: анализ текста, его содержания и стиля, связи с общей темой и идейным замыслом произведения | | Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде | Домашнее задание | |
37 | | | Урок систематизации и обобщения изученного, развития речи | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. | Продуктивная, творческая: анализ созвучных тем, определение границ темы, основной мысли сочинения, систематизация отобранного материала, составление плана | | Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка | Сочинение | |
38 | | | Урок изучения нового материала | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя | Н. В. Гоголь-писатель-сатирик. Исторические реалии в произведениях Гоголя. «Тарас Бульба» (повторение и обобщение). | Репродуктивная: сообщение о писателе; ответы на вопросы; поисковая: ответы на проблемные вопросы. | | Знать: факты жизни и творческой деятельности Н. В. Гоголя, понимать роль исторической темы в творчестве писателя | Домашнее задание | |
39 | | | Урок изучения нового материала | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания. | Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре. «Ревизор» в современных постановках | Рецептивная: чтение и анализ конспектов статьи учебника о писателе, статьи «Замысел, написание и постановка «Ревизора»; продуктивная, творческая: заочная экскурсия «19 апреля 1836 года - первое представление «Ревизора» в Александрийском театре», сообщения учащихся «Постановка «Ревизора» в Москве» | Толковый словарь русского языка | Знать исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н. В. Гоголя | Домашнее задание | |
40 | | | Урок изучения нового материала | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Сатирическая направленность произведения | Рецептивная: чтение замечаний для актеров «Характеры и костюмы», явления 1-5; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя», сообщение о некоторых современных постановках «Ревизора», чтение по ролям; исследовательская: анализ текста пьесы, образов чиновников | Презентация «Чиновники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Толковый словарь русского языка | Знать: содержание комедии, понимать, ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века; уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия комедии | Развернутый ответ на вопрос | |
41 | | | | Урок изучения нового материала | Комедия, сатира и юмор. Приемы сатирического изображения чиновников | Комическое в пьесе. Комедия характеров и комедия положений. Образ города и тема чиновничества в комедии. | Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (образ уездного города) | Видеозапись художественного фильма «Ревизор» (Россия, 1996, реж. С. Газаров) | Знать специфику разных видов комического, приемы сатирического изображения персонажей, понимать особенности авторской идеи | Домашнее задание | |
42 | | | Урок изучения нового материала | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | Образ Хлестакова. Хлестаков и Осип. Хлестаков и Городничий. Хлестаков, Анна Андреевна и Марья Антоновна. Понятие о хлестаковщине. | Репродуктивная: пересказ (прошлое Хлестакова), чтение монолога Осипа; поисковая: комментирование художественного текста (явл. 10, 11); исследовательская: анализ IV, V действий комедии, сопоставление разноречивых оценок Хлестакова | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Уметь анализировать поступки, поведение, характер героя, выявлять авторскую точку зрения; понимать, что такое хлестаковщина | Домашнее задание | |
43 | | | Урок изучения нового материала | Особенности композиционной структуры комедии | Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Завязка, кульминация и развязка. Многозначность финала. Смысл эпиграфа. | Репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: ответы на проблемные вопросы | | Уметь объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга («страхоточивого города), объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль | Домашнее задание | |
44 | | | Урок обобщения и систематизации изученного материала, развития речи | Подготовка к домашнему сочинению. | Сочинение в жанре монолога от лица одного из героев пьесы. Разные точки зрения на одни события. Идейный замысел и его воплощение. | Технология «погружения» в материал, вживания в образ литературного героя | | Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять конфликт и сюжет художественного произведения, как в действии драматического произведения обнаруживаются особенности характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им жизни | Сочинение | |
45 | | | Урок изучения нового материала | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в русской литературе. | Гуманистический смысл повести «Шинель». Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям | Продуктивная, творческая: развернутый ответ на вопрос «Чем стала шинель в жизни Акакия Акакиевича?»; составление киносценария по эпизодам (групповая работа); подбор цитат, составление словаря для характеристики персонажа | | Уметь: анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них | Домашнее задание | |
46 | | | Урок изучения нового материала | Потеря Башмачкиным лица. Роль фантастики в повествовании | Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Роль фантастики в художественном произведении | Рецептивная: чтение наиболее запомнившихся фрагментов текста; репродуктивная: ответы на вопросы | Толковый словарь русского языка | Знать: обстоятельства жизни Н. В. Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, её сюжет; уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника» в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, роль художественной детали и фантастики в повести | Домашнее задание | |
47 | | | Урок изучения нового материала | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга | Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Петербург Гоголя | Продуктивная, творческая: заочная экскурсия «Гоголевский Петербург - город призраков», поисковая: ответы на проблемные вопросы | Презентация «Гоголь в Петербурге» | Уметь оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича, понимать основные черты гоголевского Петербурга, связь образа города с душевным состоянием и судьбой героя | Сообщение на историко-литературную тему | |
48 | | | Урок изучения нового материала | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки. | Характер и судьба Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста». Коллективный портрет глуповских «людишек». Народ и власть в романе. Исторические события и реальные персонажи истории, на которых намекает Щедрин. «Историческая сатира» и «сатира на современность». | Репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: ответы на проблемные вопросы, комментирование текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать основные сведения об авторе, содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина, особенности изображения народа и власти в романе «История одного города», понимать идейный замысел автора, уметь давать характеристику литературным персонажам | Домашнее задание | |
49 | | | Урок изучения нового материала | Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении | Образы градоначальников. Значимые имена и фамилии. Примеры гротеска в «Описи градоначальникам». Композиционное значение «Описи...». | Репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: ответы на проблемные вопросы, комментирование текста | Презентация «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина | Знать средства комического, понимать их роль в создании образов градоначальников, уметь давать характеристику литературным персонажам | Домашнее задание | |
50 | | | Урок отработки умений и навыков анализа текста, развития речи | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к сочинению. | Анализ содержания и поэтики эпизода из главы «Органчик». Выражение идейного замысла всего произведения в выбранном эпизоде. | Исследовательская: изучение поэтики эпизода художественного текста, определение его роли в контексте идейного замысла всего текста | Видеозапись мультфильма «История одного города (Органчик)» (СССР, 1991 г.) | Уметь анализировать эпизод эпического произведения, выявлять авторскую позицию, составлять план сочинения, формулировать тезис, приводить аргументы, делать выводы. | Сочинение | |
51 | | | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Тест по изученному материалу | Репродуктивная: ответы на вопросы, проверка знания текста; поисковая: ответы на проблемные вопросы | | Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина., уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы | Контрольная работа | |
52 | | | Урок изучения нового материала | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Тематика произведений и герои Н. С. Лескова: странники, праведники, талантливые люди. Добро и зло в рассказе «Старый гений». Восстановление справедливости. | Критическое мышление через чтение и письмо | Толковый словарь русского языка | Знать основные сведения о писателе, содержании его произведений, понимать идейный замысел рассказа «Старый гений», уметь давать характеристику персонажам | Домашнее задание | |
53 | | | Урок изучения нового материала | Защита обездоленных. Сатира на чиновничество | Старушка в поисках справедливости. Образ старого гения. Светлое, жизнеутверждающее начало в рассказе. | Репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: ответы на проблемные вопросы, комментирование текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать приемы сатирического изображения, понимать их роль в создании образов рассказа, уметь давать характеристику персонажам | Домашнее задание | |
54 | | | Урок изучения нового материала | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Слово о писателе. Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. | Рецептивная: чтение статей учебника и книги «Читаем, думаем, спорим...»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ с опорой на ключевые слова; | Илюстрации А. Пастернака и Д. Кардовского к рассказу Толковый словарь русского языка | Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; перекличку двух эпох, изображенных писателем: 40-е годы 19 века (время Николая I) и 900-е годы; объяснять причину обращения писателя к давно прошедшим событиям, понимать обличительную силу рассказа, «срывание масок» с людей, нарушающих законы добра и милосердия | Домашнее задание | |
55 | | | Урок изучения нового материала | Образ рассказчика. Главные герои | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа | Продуктивная, творческая: устное иллюстрирование эпизодов, чтение по ролям начала рассказа; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментирование текста | | Давать характеристику главному герою рассказа, понимать его жизненную позицию; уметь выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича | Самостоятельная работа | |
56 | | | Урок изучения нового материала | Мастерство Л. Н. Толстого-художника в рассказе «Поле бала». Особенности композиции. | Особенности композиции рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Автор и рассказчик в произведении | Репродуктивная: подробный пересказ двух частей текста; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (портрет полковника на балу и на плацу); составление рассказа об Иване Васильевиче; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская: сравнение первой и | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. Толковый словарь русского языка | Знать: тему и идею рассказа; уметь: определять раскрытие жизненных противоречий и позиции писателя, значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа | Домашнее задание | |
57 | | | Урок внеклассного чтения | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести | Рецептивная: перечитывание главы «Новый взгляд» (определение ее кульминационного значения); репродуктивная: пересказ глав 11-16 (переходный возраст), главы 19 (отрочество); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения (глава «Старший брат») | Толковый словарь русского языка | Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окружающему миру; уметь объяснять истоки гуманизма Л. Н. Толстого (становление внутреннего духовного мира человека, развитие его души) | Домашнее задание | |
58-59 | | | Урок изучения нового материала | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова. | Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Основные образы, мотивы, изобразительно–выразительные средства. Настроение лирического героя | Рецептивная: чтение статьи учебника, стихотворений, репродуктивная: пересказ содержания статьи, предваряющей тексты стихотворений; продуктивная, творческая: выразительное чтение; исследовательская: анализ текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи произведения | Чтение наизусть | |
60 | | | | Урок изучения нового материала | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Характеры и судьбы главных героев, причины невозможности их счастья. | Рецептивная: чтение статьи о писателе, о героях рассказа А. П. Чехова «О любви»; репродуктивная: краткий пересказ произведения; продуктивная, творческая: сообщение о Чехове, рассказ «История любви Алехина и Анны Алексеевны» | | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему; уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе | Домашнее задание | |
61 | | | Урок изучения нового материала | Психологизм рассказов Чехова | Диалоги чеховских героев. Роль детали и жеста. | Репродуктивная: выборочное чтение, ответы на вопросы; поисковая: комментирование текста | | Понимать причины поведения чеховских героев, их психологию, уметь находить в тексте аргументы для обоснования своих суждений | Домашнее задание | |
| Из литературы XX века – 33 ч | |
62 | | | Урок изучения нового материала | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | И. А. Бунин. «Кавказ»: проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть. Психологизм прозы писателя. | Проблемное обучение | | Знать содержание текста; уметь определять тему рассказа, понимать проблемы, поставленные автором, бунинское восприятие темы любви | Домашнее задание | |
63 | | | Урок изучения нового материала | Мастерство И. А. Бунина-прозаика | Образы героев рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Жест, деталь, диалог. Контрастные пейзажи. | Рецептивная: чтение статьи о писателе «Историзм И. А. Бунина», выборочное чтение текста рассказа; продуктивная, творческая: сообщение об И. А. Бунине; поисковая: комментирование художественного текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, уметь: определять идею рассказа, объяснять роль пейзажа произведения, его связь с настроением героев, понимать роль пейзажа в характеристике героев и их жизненной ситуации | Домашнее задание | |
64 | | | Урок изучения нового материала | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Образы главных героев, их взаимоотношения. | Рецептивная: чтение статьи о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ любого фрагмента; продуктивная, творческая: чтение по ролям; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ рассказа | Толковый словарь русского языка | Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравственные проблемы произведения, определять его художественную идею; уметь давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора | Домашнее задание | |
65 | | | Урок изучения нового материала | Представления о любви и счастье в семье в рассказе А. И. Куприна | Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Идея рассказа. Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле | Проблемное обучение | | Понимать сложность поставленных автором проблем, точку зрения героя и автора, формулировать свою точку зрения | Домашнее задание | |
66 | | | Урок-диспут. Урок обобщения и контроля | «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | Представления о счастье в рассказах русских писателей 19 – нач. 20 в. Образы счастливых людей. Причины несчастливых судеб. Составление плана сочинения, отбор материала для аргументации суждений | Репродуктивная технология. Поисковый метод. Элементы технологии проблемное обучение | | Уметь аргументировать свою позицию, опираясь на авторский текст, выстраивать устное и письменное рассуждение в соответствии с составленным планом | Сочинение | |
67 | | | |
68-69 | | | | Урок изучения нового материала | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». | Основные факты биографии и творческого пути поэта. Образ России в творчестве Блока. Анализ стихотворения «Россия» | Исследовательская: анализ текста стихотворения | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать основные факты жизни и творчества поэта; уметь определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения. | Чтение наизусть | |
70 | | | Урок внеклассного чтения | «Явление босяка» в рассказе М. Горького «Челкаш». | М. Горький. Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе | Рецептивная: выборочное чтение глав рассказа, полноценное восприятие рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение по ролям диалога о свободе (глава 2), сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведением живописи; исследовательская: анализ художественного текста | Толковый словарь русского языка | Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать тему, идею рассказа, смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой; каким представляется автору счастье; уметь давать сравнительную характеристику главным героям, определять, что роднит героев при всем несходстве характеров, что отличает друг от друга, определять роль композиции и пейзажа в раскрытии характеров героев, их поступков и настроения | Домашнее задание | |
71 | | | Урок изучения нового материала | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему. | Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление) | Продуктивная, творческая: выразительное чтение отрывка из главы 5 «Хлопуша»; исследовательская: анализ фрагментов поэмы, сопоставление с историческими преданиями и романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | | Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным; уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы | Домашнее задание | |
72 | | | Урок-конференция. Уроки развития речи | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | Восприятие Пугачева как батюшки-защитника в произведениях фольклора. Неоднозначный образ бунтовщика в романе Пушкина. Есенинский образ Пугачева. | Поисковая: ответы на проблемные вопросы, выборочное чтение, комментирование текста; исследовательская: сопоставительный анализ образов. | | Уметь осуществлять сравнительный анализ образов, формулировать устно и письменно тезис своего высказывания, аргументировать свою точку зрения; понимать принципы изображения Пугачева в произведениях разных родов и жанров, в текстах писателей разных эпох | Сочинение | |
73 | | | |
74 | | | Уроки изучения нового материала | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | Личная и творческая биография писателя. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники) | Рецептивная: чтение статьи о писателе; репродуктивная: пересказ текста рассказа; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: сравнительный анализ художественного и документального произведений | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; понимать сложный путь творчества писателя; уметь определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками | Фронтальный опрос | |
75 | | | |
76 | | | Уроки внеклассного чтения. | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание | Рецептивная: чтение рассказа и статьи о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ текста; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская: анализ рассказа | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать авторский замысел; уметь определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении | Домашнее задание | |
77 | | | |
78-79 | | | Урок внеклассного чтения. | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности | Рецептивная: чтение статьи «Журнал «Сатирикон», отрывков из «Сатирикона»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ отрывков из раздела «Древняя история» (Тэффи), «Средние века» (О.Дымов), «Новая история» (А. Аверченко) | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. Словарь литературоведческих терминов | Знать историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение; понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении; уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и неумную шутку от настоящего юмора | Домашнее задание | |
80-81 | | | Урок изучения нового материала | Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко «История болезни» | Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни». Художественное своеобразие рассказов | Репродуктивная: сообщение о писателях, художественные пересказы рассказов, ответы на вопросы; исследовательская: анализ художественного текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать факты жизни и творческой деятельности писателей; уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н.Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе М.Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях | Сообщение на литературную тему | |
82 | | | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина. | Тест по изученному материалу | Репродуктивная: ответы на вопросы, проверка знания текстов; поисковая: ответы на проблемные вопросы | | Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы | Контрольная работа | |
83 | | | Урок изучения нового материала | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин» | Слово о поэте. А.Т. Твардовский - поэт-гражданин. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя | Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщения о Твардовском; составление плана рассказа о писателе, цитатного плана статьи учебника | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы; понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти | Домашнее задание | |
84 | | | Урок изучения нового материала | Василий Теркин – защитник родной страны | Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов. Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя | Продуктивная, творческая: выразительное чтение главы «О награде», сообщение о военной биографии Василия Теркина, о встречах Теркина на дорогах войны; презентация сочинения о характерах старого и молодого солдата (по главе «Два солдата»); поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ глав «Переправа», «Гармонь», «На привале», «О войне» | Толковый словарь русского языка | Знать содержание глав, уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей | Чтение наизусть | |
85 | | | Урок изучения нового материала | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | Композиция «Книги про бойца». Героика и юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского-художника в поэме | Поисковая: выборочное выразительное чтение, комментирование текста, ответы на вопросы, анализ роли изобразительно-выразительных средств | | Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы; уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав | Домашнее задание | |
86 | | | Урок внеклассного чтения. | А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Рецептивная: чтение статьи о писателе; репродуктивная: пересказ; продуктивная, творческая: чтение в лицах (первый разговор старшего сына Петра с отцом), устное словесное рисование (портрет Петра); поисковая: комментированное чтение художественного текста | | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа, уметь анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны, столкнувшегося с трудными обстоятельствами мирной жизни, чувства жены героя и его детей, переживших тяготы войны; наблюдать за языком писателя, объяснять его отношение к изображенному | Домашнее задание | |
87 | | | Уроки изучения нового материала | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, А.Фатьянов, Л. Ошанин | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата | Рецептивная: чтение статьи учебника, продуктивная, творческая: сообщение учащегося «История создания песни «Катюша», выразительное чтение, прослушивание песен; исследовательская: анализ стихотворений послевоенного периода (тема любви и верности, боли от утрат) | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными | Индивидуальный опрос Презентации проектов | |
88 | | | |
89 | | | Уроки изучения нового материала | В. П. Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет» | Слово о писателе. Роль бабушки в жизни героя. Образ учителя. Приметы военного времени в рассказе. Значение фотографии для героя. | Репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного произведения | Портрет писателя, выставка книг | Уметь определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми | Домашнее задание | |
90 | | | |
91 | | | Урок развития речи | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» | Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении о Великой Отечественной войне Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому | Продуктивно-творческая: отзыв о прочитанной книге | | Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, V обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторская идея в произведении | Сочинение | |
92 | | | |
93-94 | | | Урок изучения нового материала | Русские поэты о родине и родной природе. | Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Борис Пастернак. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэтов к Родине | Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение; исследовательская: анализ текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям | Презентации проектов | |
95 | | | Урок изучения нового материала | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Феномен русского зарубежья. Основные представители. Образ России и ностальгические настроения в стихотворениях Н. Оцупа, З. Гиппиус, И. Бунина. | Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение; исследовательская: анализ текста | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств | Сообщение на историко-литературную тему | |
96 | | | | Литература и история | | | | | | |
| Зарубежная литература – 10 ч | |
97 | | | Урок изучения нового материала | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» - трагедия о поединке семейной вражды и любви. | Слово о драматурге. Тема семейной чести. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - образы-символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра | Рецептивная: чтение акта 1, сцены 5; акта 2, сцены 2,5; акта 3, сцены 1,5; акта 5, сцены 1,3; репродуктивная: художественный пересказ содержания трагедии; продуктивная, творческая: сообщение о Шекспире; выразительное чтение монологов, словесные портреты героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного текста. | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. Иллюстрации художника Ф. Шмаринова Толковый словарь русского языка | Знать факты биографии и творческой деятельности автора; уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви | Домашнее задание | |
98 | | | Урок изучения нового материала | «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира | «Всё в мире движимо любовью». Развитие понятия о «вечных темах» (проблемах) в литературе, «вечных образах». Гуманизм Шекспира. | Репродуктивная: сообщение о Меркуцио - «о замечательнейшем лице изо всей трагедии»; о монахе брате Лоренцо, гуманисте-мыслителе; о сценической истории пьесы; поисковая: комментирование художественного текста, ответы на проблемные вопросы | Видеозапись фильма «Ромео и Джульетта» (Италия, 1968 г., реж. Ф. Дзефирелли) Толковый словарь русского языка | Понимать смысл выражений «вечные темы», «вечные образы», роль образов Меркуцио и брата Лоренцо, уметь объяснять сложность жизненных обстоятельств героев, шекспировский взгляд на «вечный конфликт» | Фронтальный опрос | |
99 | | | Урок отработки навыков анализа текста | Анализ эпизода трагедии «Ромео и Джульетта» | Устный и письменный анализ эпизода (сцена 5, акт 3) | Исследовательская: анализ эпизода; поисковая: ответы на вопросы | | Владеть алгоритмом анализа эпизода, уметь анализировать эпизод драматического произведения в единстве содержания и формы, понимать отражение авторского замысла в отдельном фрагменте текста | Домашнее задание | |
100 | | | Урок изучения нового материала | Сонеты У. Шекспира. | Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии | Рецептивная: чтение сонетов, репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, | | Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих | Домашнее задание | |
101 | | | Уроки изучения нового материала | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа | Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина | Рецептивная: чтение первых сцен; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста (действие I, явл. 1,2; действие II явл.1,6,8,9); исследовательская: анализ художественного текста Продуктивно-творческая: чтение в лицах (действие IV, явл.5; действие V, явл.1,7); поисковая: комментирование художественного текста (действие III, явл.2,3, 12; действие IV, явл.5-7; действие V, явл.1) | Толковый словарь русского языка | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности (путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга); понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств). Понимать: способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов; уметь определять приемы создания Мольером комических ситуаций, их роль в пьесе; объяснять конфликт комедии, уметь составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина | Фронтальный опрос | |
102,103 | | | |
104 | | | Уроки изучения нового материала | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения | Рецептивная: чтение статьи о писателе, чтение первой части о стране лилипутов; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказы трех частей книги; поисковая: комментирование художественного текста | | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей | Фронтальный опрос | |
105 | | | |
106 | | | Уроки изучения нового материала | В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман | Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события | Рецептивная: чтение статьи о писателе, статьи «Старые нравы»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказы; продуктивная, творческая: сообщения о короле Ричарде Львиное сердце; защитнике угнетенных Робин Гуде, молодом рыцаре Айвенго; исследовательская: сравнительный анализ романа В. Скотта и произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | | Знать: автора и факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; понимать: историческое время, изображенное в романе, поступки героев; уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии | Домашнее задание | |
107 | | | |
| Заключительный урок – 1 ч | |
108 | | | Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Викторина по произведениям, изученным в 8 классе | Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ; поисковая. | Презентация PowerPoint | Знать основные факты биографии писателей; содержание произведений; уметь определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов, воспринимать и анализировать изученные произведения; владеть монологической и диалогической речью, осуществлять поиск нужной информации по заданной теме | Фронтальный опрос | |