Участвует в нормотворчестве. Стремится к совершенствованию школьного пространства. Владеет несколькими способами решения учебной задачи. Знает и следует предписаниям той или иной социальной роли. Интересуется культурными традициями народов России. Успешно адаптируется к чужой культуре без отказа от своей собственной. Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях. Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулирует свое эмоциональное состояние. Может сам создавать правила и нормы экологического характера. Придерживается здорового образа жизни. | Самостоятельно устанавливает и соблюдает режим учебной работы Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению. Самостоятельно планирует и осуществляет контроль по результату Осуществляет прикидку возможного результата и способа его достижения с помощью учителя Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Самостоятельно определяет проблему и цель в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах) Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом. Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно | Осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Сравнивает объекты по самостоятельно определённым критериям Устанавливает аналогии (создает модели объектов) для понимания закономерностей, использует их в решении задач Выбирает эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне Осуществляет синтез (составляет целое из частей). Проводит сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии Устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи. Осуществляет логическую операцию установления родовидовых отношений Владеет смысловым чтением: самостоятельно вычитывает фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию Структурирует тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий Владеет основами реализации проектно-исследовательской деятельности | Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия. Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого Осознанно использует речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей Понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде Объясняет непонятные слова из контекста При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения Излагает своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии Аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом Умеет организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) |