Рассмотрено Школьное методическое объединение Протокол №_____от «___»________2017 г | Согласовано Заместитель директора по УВР __________________ Стукалова Е.Н. «____»______________2017г | Утверждено Приказом №_____от «___» ___2017г Директором школы ________________Латышевой С.Г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северо-Енисейская школа №1 им. Е. С. Белинского»
Рабочая программа предпрофильного курса
Основы инженерной графики
9 класс
Составитель программы: Львова И.А.
2017-2018 учебный год.
9 КЛАСС (12 часов)
Учащиеся часто выбирают профессии, труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). На них во многом похожи и объекты неживой природы, неживые продукты лесного и сельского хозяйства.
Соответствующий тип профессий мы для краткости обозначим выражением «Человек — техника». В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко. Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Особенность технических объектов (и неживых природных) состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке ожидается и требуется от работника точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.
Цель курса - способствовать трудовой и профессиональной подготовке учащихся, формирование основ графической грамоты.
Задачи курса:
Научить учащихся сознательно читать чертежи.
Научить учащихся выполнять эскизы и несложные чертежи для изготовления деталей и предметов.
Научить учащихся решать творческие задачи с элементами конструирования.
Тематический план занятий (12 ч)
№ разд. | № темы | Наименование разделов и тем | Кол-во час | Уро- ки | Сам. раб. | Прак. раб. |
1 2. 3. 4. | 1.1. 2.1. 3.1. 3.2. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. | Основные построения на чертежах. Выполнение чертежей деталей с применением основных геометрических построений. Деление окружности на 4,8,3,6,5 равных частей. Чтение и выполнение чертежей. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел: призм и цилиндров, конуса и пирамиды. Эскизы. Выполнение эскизов деталей. Назначение и порядок выполнения эскизов. Эскизы деталей с включением элементов конструирования. Чтение и выполнение чертежей деталей с сечениями и разрезами. Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях Обозначение сечений. Разрезы. Простые разрезы. Сложные разрезы. Условности при выполнении разрезов и сечений. Сборочные чертежи. Понятие о чертежах соединений деталей. Виды соединений. Резьба и ее изображение. Краткие сведения о сборочном чертеже. Зачетная работа. | 1 1 2 8 | | | |
Содержание курса.
Раздел 1. Основные построения на чертежах.
Тема 1.1 и 1.2.
Выполнение чертежей деталей с применением основных геометрических построений. Деление окружности на 4, 8, 3, 6, 5 равных частей.
Учащиеся должны знать:
-методы графического отображения геометрической информации о предмете;
- способы построения проекций.
Учащиеся должны уметь:
- рационально пользоваться чертежными инструментами;
-выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части).
Практическая работа учащихся:
Выполнение чертежей деталей шайбы с двумя вырезами, гайки. Деление окружности на любое число равных частей пользуясь с таблицами хорда.
Раздел 2. Чтение выполнение чертежей.
Тема 2.1 и 2.2.
Чертежи разверток призм и цилиндров, конуса и пирамиды.
Учащиеся должны знать:
название геометрических тел;
методы проецирования и методы развертывания поверхностей призмы и цилиндра, конуса и пирамиды.
Учащиеся должны уметь:
-рационально пользоваться чертежными инструментами;
-выполнять геометрические построения;
-наблюдать и анализировать форму предметов;
-читать и выполнять проекционные изображения, развертки простых геометрических тел и моделей деталей.
Практическая работа:
Выполнение развертки поверхностей шестиугольной призмы, цилиндра, конуса, пирамиды.
Раздел 3.Эскизы.
Тема 3.1
Выполнение эскизов деталей. Название и порядок выполнения эскизов.
К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования в производстве.
Учащиеся должны знать:
-понятие об эскизе как чертеже временного применения;
-особенности выполнения эскиза.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
-читать и разрабатывать чертежи, эскизы и наглядные изображение несложных предметов.
Тема 3.2.
Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
Задачи, содержащие элементы конструирования, творческие, на усмотрения учителя
.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей деталей с сечениями и разрезами.
Разрезом называется изображение предмета мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями.
В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы принято подразделять на простые и сложные.
Простыми называют разрезы при одной секущей плоскости.
Разрез, служащий для выявления формы предмета лишь в отдельном, ограниченном месте, называется местным.
Сложные разрезы принято разделять на ступенчатые и ломаные, образованные двумя и более секущими плоскостями.
Ступенчатым называют разрез при нескольких параллельных секущих плоскостях.
Ломанным называют разрез, выполненный пересекающимися плоскостями, расположенными под углом друг к другу.
Сечением называется изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями.
В зависимости от расположения на вынесенные и наложенные.
Вынесенными называют такие сечения, которые располагают на чертеже вне контура изображений изделия.
Наложенными называют сечения, расположенные непосредственно на видах.
Учащиеся должны знать:
-основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять необходимые сечения, разрезы на чертежах.
Раздел 5. Сборочные чертежи.
Сборочный чертеж – это документ, содержащий изображение изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовление) и контроля.
Деталь – изделие, изготовленное из однородной по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.
Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой какими-либо сборочными операциями: свинчиванием, клепкой, сваркой, пайкой, опрессовкой и т.п.
Комплект – набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера.
Учащиеся должны знать:
-условные изображения и обозначения резьбы;
Учащиеся должны уметь:
-выполнять чертежи основных соединений деталей;
-использовать полученные знания при решении творческих задач, в том числе с элементами конструипования.