СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2класса "Доноведение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления ставит целью формирование у второклассников представления о малой Родине.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2класса "Доноведение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старостаничная средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области




«Утверждаю»

Директор МБОУ Старостаничной СОШ

Приказ от _____________ № ______

___________________М.А.Буслаева

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Доноведение»


2-в класс



Количество часов - 34


Учитель: Дронова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе программы «Доноведение» 1-4 классы / Сухаревская Е.Ю. - Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2013.









Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Доноведение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  2. Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);

  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05 2015 №507);

  6. Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  8. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  9. Письмо МО и ПО РО «Об отмене приказа и направлении методических рекомендаций» от24.08.2015г. № 24/4.1.1 – 5183/м;

  10. Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011г;

  11. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).


Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название программы «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Целью программы «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Педагогическое обоснование введения программы «Доноведение» составляют такие факторы как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.



Общая характеристика программы.


При отборе содержания программы учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания «Доноведения» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

  3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данной программе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у обучающихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данной программе целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление обучающихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.




Ценностные ориентиры содержания программы «Доноведение».

Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.

Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.

Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях.

В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в начальной школе.












Результаты освоения программы.


В результате изучения программы у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметные результаты.

В процессе проведения внеурочных занятий по программе «Доноведение» обучающиеся должны

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Личностные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях;

  • оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;

  • моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

  • оценивать собственные знания и умения;

  • доводить дело до конца.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

  • исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;

  • готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.


Характеристика результатов, на которые ориентирована программа.


При организации внеурочной деятельности необходимо различать результат и эффект этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности- непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

I уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

II уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

III уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. В самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать:

1класс- дети особо восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность- обеспечить используемыми простыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком I уровень результатов;

2-3 классы- набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом- благоприятная ситуация более сложными формами внеурочной деятельности достичь II уровня результатов;

4 класс- реальная возможность выхода в пространство общественного действия (обязательно в дружественную среду, свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены) - обеспечить используемыми самыми сложными формами внеурочной деятельности достижение ребенком IIIуровня результатов.

Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.


Место программы «Доноведение»

духовно-нравственного направления в учебном плане.


В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение программы «Доноведение» отводится 1 час в неделю. Программа рассчита­на на 34 часа (34 учебные недели).

Последовательность изучения тем.

    1. Я и окружающий мир.

    2. Природа Донского края.

    3. Человек и природа.

    4. Жизнь на Дону.

    5. Яркие страницы истории земли Донской.



Содержание программы.


Я и окружающий мир. (5ч).

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.


Природа Донского края. (14ч).

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).


Человек и природа. (6ч).

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.


Жизнь на Дону. (9ч).

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды).

С днём рождения, родной город.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения хутора Старая Станица. Вместе дружная семья.


Из них проводятся экскурсии по темам:

«Родной город»,

«Дорога от дома до школы»,

«Многообразие природы родного края»,

«Растения и животные родного края»,

«Кустарники»,

«Родные просторы»,

«День освобождения» (экскурсия к памятнику погибшим воинам).






Исследовательские, проектные и практические работы.

Проект «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».

Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы-Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки - малышки «Мой любимый друг».



















Тематическое планирование.


п/п

Тема

раздела

Кол-во часов

Сроки
прохождения

Формируемые

универсальные учебные действия

Я и окружающий мир.

5


Коммуникативные УУД:

  • слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Природа Донского края.


14


Личностные УУД:

  • анализировать влияние современного человека на природу;

  • приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края.

Регулятивные УУД:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности.

Познавательные УУД:

  • формулировать проблемы;

  • создавать алгоритмы своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Человек и природа.












6


Личностные УУД:

  • анализировать влияние современного человека на природу;

  • приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях;

  • оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;

  • моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

Регулятивные УУД:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно);

  • оценивать собственные знания и умения;

  • доводить дело до конца.

Познавательные УУД:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений;

  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

  • исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края, готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.


Жизнь на Дону.









9




Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды деятельности обучающихся

Формируемые умения /личные качества

(планируемые результаты обучения)

план

факт

предметные

умения

универсальные

учебные действия


Я и окружающий мир. (2ч).

1

С чего начинается Родина…


1



Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Формирование осознания ответст­венности человека за общее благопо­лучие, осознание своей этнической принадлежности. Ставить познава­тельную задачу, планировать её вы­полнение, оцени­вать результаты своего учебного труда.

2

Школа – светлая гавань детства.

1



Проект «История моей школы».

Продолжить знакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Формирование осознания ответст­венности человека за общее благопо­лучие, осознание своей этнической принадлежности. Ставить познава­тельную задачу, планировать её вы­полнение, оцени­вать результаты своего учебного труда.


Жизнь на Дону. (1ч).

3

С днём рождения, родной город (село)

(экскурсия по родному городу (селу)).


1



Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.

Праздничное представление.

Познакомить с населёнными пунктами донского края

Продолжить знакомить с историей хутора Старая Станица. С культурно – историческими памятниками, символами хутора.

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края. Осуществлять поиск нужного иллюстратив­ного и текстового материала в дополнитель­ных изданиях, рекомен­дуемых учителем.



Я и окружающий мир. (1ч).

4

Дорога от дома до школы (экскурсия).


1



Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Продолжить знакомить с территорией хутора Старая Станица, с улицами, символами хутора, дорожными знаками.

Проявлять интерес к дорожной разметке, знакам, расположению и переходу улиц. Осуществлять поиск нужного иллюстратив­ного и текстового материала в дополнитель­ных изданиях, рекомен­дуемых учителем.


Природа Донского края. (7ч).

5

Природа (экскурсия).

1



Наблюдение предметов живой и неживой природы.

Изучение живой и неживой природы, растений и животных, находящихся  вблизи  

населенного пункта; экологические проблемы хутора.

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природо­охранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым ма­териалом и собствен­ным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сде­ланных ошибок.

6

Город и природа (экскурсия).

1



Исследовательская деятельность по проблемам:

«Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)».

Изучение живой и неживой природы, растений и животных, находящихся  вблизи  

населенного пункта; экологические проблемы хутора.

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природо­охранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым ма­териалом и собствен­ным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сде­ланных ошибок.

7

Что за дерево такое?

1



Игра «У кого детки с этой ветки?»

Познакомить с видами деревьев родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация и др.) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края).

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природо­охранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым ма­териалом и собствен­ным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сде­ланных ошибок.

8

Кустарники (экскурсия).

1



Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

Познакомить с видами кустарников родного края (3-4 вида: шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин и др.). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края).

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природо­охранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым ма­териалом и собствен­ным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сде­ланных ошибок.

9

Травушка-муравушка.

1



Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».

Познакомить с видами трав родного края (3-4 вида: полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края).


Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природо­охранного, здоровьесберегающего поведения. Формировать умения строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.


10

Растения и мы.

1



Игра «Природная лечебница».

Изготовление справочника лекарственных трав.

Изучение лекарственных растений, находящихся вблизи населенного пункта; его экологические проблемы.

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природо­охранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым ма­териалом и собствен­ным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сде­ланных ошибок.

11

Краски Тихого Дона.

1



Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.

Познакомить с красотой, традициями Донского края, их духовной ценностью через произведения искусства.

Проявлять интерес к культуре и истории своего края. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.


Я и окружающий мир. (2ч).

12

Мои имя, фамилия, отчество…

1



Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

Познакомить с историей происхождения своего имена, отчества, фамилии.

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Формирование осознания ответст­венности человека за общее благопо­лучие, осознание своей этнической принадлежности.

13

Что ты знаешь о роде своём…

1



Познакомить с происхождением наиболее распространенных фамилий на родной земле, с историей поселения казачьих семей в крае, с обязанностями каждого члена казачьей семьи.

Анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Формирование осознания ответст­венности человека за общее благопо­лучие, осознание своей этнической принадлежности.


Жизнь на Дону. (2ч).

14


Обряды на Дону.

Зимние обряды.

1



Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы-Масленички.

Познакомить с традициями Донского края, их духовной ценностью.

Проявлять интерес к культуре и истории своего края. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

15

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие).

1




Природа Донского края. (7ч).

16

Животный мир Ростовской области (экскурсия).

1



Наблюдение за животными в природе, дома.

Посещение краеведческого музея.

Познакомить с видами животных родного края (по 3-4 вида).

Показать влияние животного мира на растительный и жизнедеятельность человека (на примере животных родного края). Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество.

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность.


17

Домашняя мохнатая азбука.

1



Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

Уточнить представления о видах домашних животных родного края (по 3-4 вида).

Показать влияние животного мира на растительный и жизнедеятельность человека. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние человека.


Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность.


18

Мой домашний милый друг.

1



Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

Показать влияние животного мира жизнедеятельность человека. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние человека.

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность.

19

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

1



Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг».

Показать взаимосвязи и пищевые цепи животного мира. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние человека.

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность.

20

Родные просторы (экскурсия).

1



Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Игра «Помоги кузнечику добраться до дома».


Познакомить с особенностями поверхности родного края: естественными- холмистой равниной, оврагами, искусственными- курганами, терриконами.

Выражать положительное отношение к познанию. Формировать навыки работы с физической картой.

21

Чем богаты наши недра?

1



Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»


Рассмотреть свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области.

Оценивать собственную учебную деятельность. Сравнивать различные объекты: выявлять сходство и различие, классифицировать объекты по группам.

22

Что такое почва?

1



Исследование состава почвы.

Познакомить с видами почв Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Определить значение почвы для края.

Рассмотреть сельскохозяйственную деятельность человека в крае.


Применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения. Формировать умения делать опыты и проводить исследования.


Человек и природа. (6ч).

23


Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия).



1



Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

Дать общие представления о природных сообществах РО: лугом, полем. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество.


Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природо­охранного, здоровьесберегающего поведения.

Характеризовать признаки объекта.

24

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.

1



25

26

Человек – хозяин природы?

2



Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

Закрепить изученные знания о родном крае. Познакомить с заповедниками и заказниками РО, их ролью в охране окружающей среды.

Формирование осоз­нания своей граждан­ской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина Рос­сии, развитие чувства сопричастности и гор­дости за свою Родину, народ и историю. Строить сообщение в соответствии с учеб­ной задачей. Составлять небольшие монологические высказывания.


27


Спасём и сохраним!


1



Ролевое театрализованное представление.

Дать общие представления о природном сообществе. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество.

Формирование приня­тия ценности природ­ного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Характеризовать признаки объекта. Сравнивать разные точки зрения, проявлять интерес и желание больше узнать. Составлять небольшие монологические высказывания.

28

Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы).

1




Жизнь на Дону. (6ч).

29


День освобождения!

(экскурсия в исторический музей).


1



Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

Знакомить с историческим прошлым казачества и их ратными подвигами. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков; боевое мастерство степняков.

Проявлять интерес к прошлому страны, своего края. Проверять информацию, находить дополнительные сведения, используя справочную литературу.

30

День освобождения!


1



31

Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие).

1



Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.

Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.

Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области.


Мотивировать свои действия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять доброжелательность, внимание, доверие, помощь. Строить сообщение в соответствии с учеб­ной задачей, удерживать логику повествования.

32

Вместе -дружная семья.


1



Национальная кухня (ознакомление с национальными традиционными блюдами).


Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.

Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области.


Мотивировать свои действия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять доброжелательность, внимание, доверие, помощь. Строить сообщение в соответствии с учеб­ной задачей, удерживать логику повествования.

33

Красная книга.

1



Доклады, рисунки на данную тематику.

Закрепить изученные знания о родном крае. Познакомить с Красной книгой.

Формирование осоз­нания своей граждан­ской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина Рос­сии, развитие чувства сопричастности и гор­дости за свою Родину, народ и историю. Строить сообщение в соответствии с учеб­ной задачей.


34

Викторина «Что? Где? Когда?»

1



Командная игра по Донской тематике.

Показывать изученные знания о родном крае.

Формирование осоз­нания своей граждан­ской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина Рос­сии, развитие чувства сопричастности и гор­дости за свою Родину, народ и историю. Строить сообщение в соответствии с учеб­ной задачей.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


Учебно-методическое обеспечение.

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение.


Пособия для обучающихся:

  1. Сухаревская Е.Ю. Рабочая тетрадь «Доноведение» 2класс. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2013.

  2. Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе. – Ростов-на-Дону: БАРО - ПРЕСС, 2009.


Пособия для учителя:

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2006.

  2. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2009.

  3. Сухаревская Е.Ю. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Зыбина Е.А., Степагова Т.Г., Ткаченко А.Г.- Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2012 г.

  4. Сухаревская Е.Ю. Электронное приложение «Доноведение» / 1-4 класс.


Материально-техническое обеспечение.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт МОУ лицей №8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http:// lyceum8.com

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru


Дополнительная литература:

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. - Ростов-на-Дону: Терра, 2005.

  2. Алмазов Б.А. Казаки. - Санкт-Петербург: Золотой век/Диамант,1999.

  3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв.- Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

  4. Донской народный костюм. Сост. Т.К.Тумасов, Т.С. Скуба. - Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.

  5. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. - Ростов: Кн. Изд-во,1975.

  6. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2004.

  7. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.

  8. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов-на- Дону: ЗАО Книга, 2005.

  9. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт.-сост. Сухаревская Е.Ю. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.

  10. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. - Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1985.

  11. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. - Ростов-на-Дону: Багир, 2003.

  12. Степаненко Л.Г. Степные загадки. - Ростов-на-Дону: Багир, 2004.

  13. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. – Чапаевск, 2001.

  14. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч.- Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

  15. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.












СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УР

методического объединения

начальных классов _________ Волохова Г.Ю.

от 25 августа 2015 года №1 (подпись)


___________ Шаповалова Н.Н. ________________

(подпись) (дата)




«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»

Протокол заседания педагогического совета

от 26 августа 2015 года № 1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!