Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.Буслаева
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Доноведение»
2-в класс
Количество часов - 34
Учитель: Дронова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе программы «Доноведение» 1-4 классы / Сухаревская Е.Ю. - Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2013.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Доноведение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05 2015 №507);
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо МО и ПО РО «Об отмене приказа и направлении методических рекомендаций» от24.08.2015г. № 24/4.1.1 – 5183/м;
Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011г;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название программы «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Целью программы «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения программы «Доноведение» составляют такие факторы как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
Общая характеристика программы.
При отборе содержания программы учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания «Доноведения» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данной программе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у обучающихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данной программе целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление обучающихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Ценностные ориентиры содержания программы «Доноведение».
Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.
Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях.
В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в начальной школе.
Результаты освоения программы.
В результате изучения программы у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты.
В процессе проведения внеурочных занятий по программе «Доноведение» обучающиеся должны
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Личностные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях;
оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;
моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности:
ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
оценивать собственные знания и умения;
доводить дело до конца.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств;
использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;
готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Характеристика результатов, на которые ориентирована программа.
При организации внеурочной деятельности необходимо различать результат и эффект этой деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности- непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.
I уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
II уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
III уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. В самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать:
1класс- дети особо восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность- обеспечить используемыми простыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком I уровень результатов;
2-3 классы- набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом- благоприятная ситуация более сложными формами внеурочной деятельности достичь II уровня результатов;
4 класс- реальная возможность выхода в пространство общественного действия (обязательно в дружественную среду, свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены) - обеспечить используемыми самыми сложными формами внеурочной деятельности достижение ребенком IIIуровня результатов.
Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.
Место программы «Доноведение»
духовно-нравственного направления в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение программы «Доноведение» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).
Последовательность изучения тем.
Я и окружающий мир.
Природа Донского края.
Человек и природа.
Жизнь на Дону.
Яркие страницы истории земли Донской.
Содержание программы.
Я и окружающий мир. (5ч).
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края. (14ч).
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа. (6ч).
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону. (9ч).
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды).
С днём рождения, родной город.
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения хутора Старая Станица. Вместе дружная семья.
Из них проводятся экскурсии по темам:
«Родной город»,
«Дорога от дома до школы»,
«Многообразие природы родного края»,
«Растения и животные родного края»,
«Кустарники»,
«Родные просторы»,
«День освобождения» (экскурсия к памятнику погибшим воинам).
Исследовательские, проектные и практические работы.
Проект «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».
Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы-Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки - малышки «Мой любимый друг».
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Сроки прохождения | Формируемые универсальные учебные действия |
-
| Я и окружающий мир. | 5 | | Коммуникативные УУД: |
-
| Природа Донского края. | 14 | | Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: |
-
| Человек и природа. | 6 | | Личностные УУД: анализировать влияние современного человека на природу; приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; объяснять правила поведения в различных ситуациях; оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей; моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите. Регулятивные УУД: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно); оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца. Познавательные УУД: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края, готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. |
-
| Жизнь на Дону. | 9 | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Формируемые умения /личные качества (планируемые результаты обучения) |
план | факт | предметные умения | универсальные учебные действия |
Я и окружающий мир. (2ч). |
1 | С чего начинается Родина… | 1 | | | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства». | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. |
2 | Школа – светлая гавань детства. | 1 | | | Проект «История моей школы». | Продолжить знакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. |
Жизнь на Дону. (1ч). |
3 | С днём рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу)). | 1 | | | Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий. Праздничное представление. | Познакомить с населёнными пунктами донского края Продолжить знакомить с историей хутора Старая Станица. С культурно – историческими памятниками, символами хутора. | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. |
Я и окружающий мир. (1ч). |
4 | Дорога от дома до школы (экскурсия). | 1 | | | Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. | Продолжить знакомить с территорией хутора Старая Станица, с улицами, символами хутора, дорожными знаками. | Проявлять интерес к дорожной разметке, знакам, расположению и переходу улиц. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. |
Природа Донского края. (7ч). |
5 | Природа (экскурсия). | 1 | | | Наблюдение предметов живой и неживой природы. | Изучение живой и неживой природы, растений и животных, находящихся вблизи населенного пункта; экологические проблемы хутора. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
6 | Город и природа (экскурсия). | 1 | | | Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)». | Изучение живой и неживой природы, растений и животных, находящихся вблизи населенного пункта; экологические проблемы хутора. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
7 | Что за дерево такое? | 1 | | | Игра «У кого детки с этой ветки?» | Познакомить с видами деревьев родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация и др.) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края). | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
8 | Кустарники (экскурсия). | 1 | | | Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. | Познакомить с видами кустарников родного края (3-4 вида: шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин и др.). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края). | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
9 | Травушка-муравушка. | 1 | | | Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края». | Познакомить с видами трав родного края (3-4 вида: полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края). | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Формировать умения строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. |
10 | Растения и мы. | 1 | | | Игра «Природная лечебница». Изготовление справочника лекарственных трав. | Изучение лекарственных растений, находящихся вблизи населенного пункта; его экологические проблемы. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
11 | Краски Тихого Дона. | 1 | | | Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. | Познакомить с красотой, традициями Донского края, их духовной ценностью через произведения искусства. | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. |
Я и окружающий мир. (2ч). |
12 | Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | | | Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник». | Познакомить с историей происхождения своего имена, отчества, фамилии. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
13 | Что ты знаешь о роде своём… | 1 | | | Познакомить с происхождением наиболее распространенных фамилий на родной земле, с историей поселения казачьих семей в крае, с обязанностями каждого члена казачьей семьи. | Анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
Жизнь на Дону. (2ч). |
14 | Обряды на Дону. Зимние обряды. | 1 | | | Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы-Масленички. | Познакомить с традициями Донского края, их духовной ценностью. | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. |
15 | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие). | 1 | | |
Природа Донского края. (7ч). |
16 | Животный мир Ростовской области (экскурсия). | 1 | | | Наблюдение за животными в природе, дома. Посещение краеведческого музея. | Познакомить с видами животных родного края (по 3-4 вида). Показать влияние животного мира на растительный и жизнедеятельность человека (на примере животных родного края). Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность. |
17 | Домашняя мохнатая азбука. | 1 | | | Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» | Уточнить представления о видах домашних животных родного края (по 3-4 вида). Показать влияние животного мира на растительный и жизнедеятельность человека. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние человека. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность. |
18 | Мой домашний милый друг. | 1 | | | Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном. | Показать влияние животного мира жизнедеятельность человека. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние человека. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность. |
19 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. | 1 | | | Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг». | Показать взаимосвязи и пищевые цепи животного мира. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние человека. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Характеризовать признаки объекта. Проявлять милосердие, доброжелательность. |
20 | Родные просторы (экскурсия). | 1 | | | Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома». | Познакомить с особенностями поверхности родного края: естественными- холмистой равниной, оврагами, искусственными- курганами, терриконами. | Выражать положительное отношение к познанию. Формировать навыки работы с физической картой. |
21 | Чем богаты наши недра? | 1 | | | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» | Рассмотреть свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. | Оценивать собственную учебную деятельность. Сравнивать различные объекты: выявлять сходство и различие, классифицировать объекты по группам. |
22 | Что такое почва? | 1 | | | Исследование состава почвы. | Познакомить с видами почв Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Определить значение почвы для края. Рассмотреть сельскохозяйственную деятельность человека в крае. | Применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения. Формировать умения делать опыты и проводить исследования. |
Человек и природа. (6ч). |
23 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия). | 1 | | | Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. | Дать общие представления о природных сообществах РО: лугом, полем. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Характеризовать признаки объекта. |
24 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. | 1 | | |
25 26 | Человек – хозяин природы? | 2 | | | Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. | Закрепить изученные знания о родном крае. Познакомить с заповедниками и заказниками РО, их ролью в охране окружающей среды. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Составлять небольшие монологические высказывания. |
27 | Спасём и сохраним! | 1 | | | Ролевое театрализованное представление. | Дать общие представления о природном сообществе. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Характеризовать признаки объекта. Сравнивать разные точки зрения, проявлять интерес и желание больше узнать. Составлять небольшие монологические высказывания. |
28 | Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы). | 1 | | |
Жизнь на Дону. (6ч). |
29 | День освобождения! (экскурсия в исторический музей). | 1 | | | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. | Знакомить с историческим прошлым казачества и их ратными подвигами. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков; боевое мастерство степняков. | Проявлять интерес к прошлому страны, своего края. Проверять информацию, находить дополнительные сведения, используя справочную литературу. |
30 | День освобождения! | 1 | | |
31 | Вместе дружная семья (праздничное мероприятие). | 1 | | | Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда. | Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей. Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области. | Мотивировать свои действия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять доброжелательность, внимание, доверие, помощь. Строить сообщение в соответствии с учебной задачей, удерживать логику повествования. |
32 | Вместе -дружная семья. | 1 | | | Национальная кухня (ознакомление с национальными традиционными блюдами). | Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей. Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области. | Мотивировать свои действия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять доброжелательность, внимание, доверие, помощь. Строить сообщение в соответствии с учебной задачей, удерживать логику повествования. |
33 | Красная книга. | 1 | | | Доклады, рисунки на данную тематику. | Закрепить изученные знания о родном крае. Познакомить с Красной книгой. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. |
34 | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | | | Командная игра по Донской тематике. | Показывать изученные знания о родном крае. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение.
Пособия для обучающихся:
Сухаревская Е.Ю. Рабочая тетрадь «Доноведение» 2класс. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2013.
Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе. – Ростов-на-Дону: БАРО - ПРЕСС, 2009.
Пособия для учителя:
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2006.
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2009.
Сухаревская Е.Ю. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Зыбина Е.А., Степагова Т.Г., Ткаченко А.Г.- Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2012 г.
Сухаревская Е.Ю. Электронное приложение «Доноведение» / 1-4 класс.
Материально-техническое обеспечение.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт МОУ лицей №8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http:// lyceum8.com
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Дополнительная литература:
Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. - Ростов-на-Дону: Терра, 2005.
Алмазов Б.А. Казаки. - Санкт-Петербург: Золотой век/Диамант,1999.
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв.- Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
Донской народный костюм. Сост. Т.К.Тумасов, Т.С. Скуба. - Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. - Ростов: Кн. Изд-во,1975.
Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: БАРО – ПРЕСС, 2004.
Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов-на- Дону: ЗАО Книга, 2005.
Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт.-сост. Сухаревская Е.Ю. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. - Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1985.
Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. - Ростов-на-Дону: Багир, 2003.
Степаненко Л.Г. Степные загадки. - Ростов-на-Дону: Багир, 2004.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. – Чапаевск, 2001.
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч.- Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.
Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
начальных классов _________ Волохова Г.Ю.
от 25 августа 2015 года №1 (подпись)
___________ Шаповалова Н.Н. ________________
(подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от 26 августа 2015 года № 1